В минской квартире годами хранилось ведро солей урана. Жильцы в порядке? Подробности вчерашнего ЧП

 
15 марта 2019 в 16:14
Автор: Евгения Штейн. Фото: Тимофей Зиновьев, МЧС, ГУВД
Автор: Евгения Штейн. Фото: Тимофей Зиновьев, МЧС, ГУВД

На улице Сердича вчера развернулась сцена из страшного кино. Придомовую территорию жилого дома №3 обнесли лентой со знаком радиационной опасности, и работники МЧС в защитной амуниции, шлемах и противогазах извлекли из мусора 5 кг радиоактивных соединений урана, от названий которых у впечатлительных людей могут появиться симптомы лучевой болезни: уранил хлористый — 2 банки (по 1 кг), уранил азотнокислый — 1 банка (1 кг), уранил сернокислый — 1 банка (1 кг), уран трехкислый — 1 банка (1 кг). Это конец истории, но начало еще интереснее. Перед тем как отправиться на свалку, ведро с ураном много лет стояло на балконе одной из квартир. Как чувствуют себя ее жильцы и соседи?

Onliner обратился в центр гигиены и эпидемиологии, чтобы выяснить, как вещества могли повлиять на здоровье людей. А еще узнал, сколько они стоят (спойлер: дорого).

Напомним, вещества принадлежали минчанке 1939 года рождения, которая умерла в 2016 году. Известно, что женщина работала на химическом факультете одного из столичных вузов. Накануне внучка умершей женщины решила навести порядок в квартире, в которой ранее проживала бабушка, и вынесла на мусорную площадку емкости с веществом неизвестного ей происхождения. Как хранение 5 килограммов соединений урана могло повлиять на здоровье жильцов и соседей? Ситуацию прокомментировали в Минском городском центре гигиены и эпидемиологии.

— Нам неизвестно, как долго и часто жильцы контактировали с этими соединениями, как близко они к ним подходили, и многие другие факторы, — говорит заведующая отделением радиационной гигиены Калинина Александра Васильевна. — Но если учитывать, что женщина, которой они принадлежали, прожила 77 лет, особого влияния данные вещества на ее здоровье не оказывали. Тем более что она наверняка хранила их сознательно, поскольку работала с ними в БГУ. На расстоянии одного метра от этих веществ уже наблюдается естественный фон (0,10 микрозиверта в час).

Вокруг нас много источников ионизирующего излучения — электростанции, мраморная и гранитная облицовка домов, досмотровые установки в метро. Основной дозовый предел, который может получить население, составляет 1 миллизиверт в год. Даже если бы человек каждый день по полчаса обнимал эти коробки (чего, разумеется, никто не делал), он не получил бы ту дозу радиации, которая регламентируется нашим законодательством. 

Кроме того, бетон, металл, вода служат защитой от ионизирующего излучения. Думаю, что на соседнем балконе люди вообще не облучались.

Ничего страшного не произошло. Вчера на месте происшествия присутствовали все необходимые службы, все сработали в своей компетенции, опасные вещества изъяты и будут утилизированы на предприятии «Экорес» путем хранения.


В 60—70-х годах с участием солей урана в БГУ на кафедре химии проводились радиохимические опыты. Сейчас в Беларуси эти вещества не производятся и не используются. Одно из соединений, которое было найдено вчера на мусорной площадке минского двора, производит Уральский завод промышленной химии. Это предприятие готово продать тонну азотнокислого уранила за 49 920 000 российских рублей ($763 за килограмм). Правда, столько стоит новый и сертифицированный азотнокислый уранил, а не реактив из 60-х, найденный вчера на улице Сердича.

Читайте такжеВ минской мусорке нашли 5 килограммов радиоактивных соединений урана. Откуда они?

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен». Только топовые новости!