Вчера ночью в тринадцатиэтажном общежитии МГЛУ на проспекте Машерова был пожар. На первый взгляд, совсем незначительный: площадь возгорания — всего 2 кв. м, большинство учащихся самостоятельно вышло на улицу, трое обратились за медицинской помощью. Но вечером в сообществе «Подслушано МГЛУ» появился пост паники: аноним утверждал, что сигнализация не сработала и многие учащиеся узнали о пожаре от других студентов, которые бегали по этажам с фонарями и стучали в двери. Вишенкой на торте стало то, что сигнализацию тестировали прямо накануне пожара и даже среди ночи. Однако в самый ответственный момент система дала сбой. Мы пообщались с пятью студентами, которые стали свидетелями происшествия, и все они подтвердили большую часть описанных фактов. Некоторые свидетельства приводим в этой статье.
Напомним, причиной происшествия стало возгорание пластикового мусорного контейнера и отложений мусора в шахте мусоропровода. Все случилось в 23:40. Вот как описывает происходящее студентка, которая находилась в непосредственной близости от источника пожара.
— Я живу на 11-м этаже, ближайший блок к кухне, запасному выходу и мусоропроводу, который загорелся. Ближе к полуночи я пошла в душ. Сначала почувствовала легкий запах гари, но так как блок рядом с кухней, меня это не смутило, я продолжила мыться. Потом запах усилился. Подумала, что у кого-то макароны горят. Через пару минут начала понимать, что ванную заволокло не паром, а дымом. Стало очень страшно и действительно тяжело дышать. Я поскорее оделась, в трусах вышла в блок. Вбегаю в свою комнату, а соседки вообще не в курсе происходящего, только видят, что за мной в комнату вошел столб дыма. Я слышу голос однокурсника: «Вы все выбежали уже? Тут кто-нибудь остался?» Скорее натягиваю на себя штаны, хватаю только куртку и телефон и в тапках выбегаю в коридор, а там уже паника. Я не видела даже вытянутой руки, врезалась в однокурсников. Думала, что действительно оттуда не выберусь. Особенно сильно был задымлен запасной выход, рядом с которым находится мусоропровод. Спускаясь по лестнице, я видела, что на всех этажах повис плотный темный дым. И конечно, ни на одном из них не сработала сигнализация. В итоге мы спустились на первый этаж в холл, там стояли вахтеры, они просто сказали нам: «Чего вы так медленно? Давайте быстрее!» Хотя по лестнице спускалась такая толпа народу, что быстрее это сделать нельзя было. Когда я вышла на улицу, оказалось, что там уже стоят две «пожарки». Почему-то никто не догадался элементарно в рупор покричать, чтобы студенты вышли на улицу.
Вот как описывает ситуацию другая студентка, тоже на условиях анонимности.
— В этот момент я была на первом этаже у вахтера. Только вернулась с работы. Вахтер что-то кричал, чтобы его не трогали. Что пожар. Я сразу не поняла, что происходит. Лифты работали, извещатель молчал. Начала подниматься по лестнице и увидела, что многие идут в обратном направлении. Вахтеры пытались самостоятельно потушить пожар и звонили в «дежурку». По рассказам одногруппника, который был в этот момент на моем этаже, к ним просто постучались в блок студенты из Туркменистана и сообщили о пожаре. После этого все начали спускаться вниз. Было жуткое задымление. По крайней мере на нашем восьмом этаже. В общем, мы покинули общежитие и стояли внизу минут 30—40. Потом сами зашли внутрь. Потому что никто ничего снова не говорил. На этаже были открыты окна, по этажам ходил пожарный. Дым все еще не рассеялся.
— Если бы не мальчики, которые бегали по блокам и всех предупреждали, вообще не ясно, что бы было. На нашем восьмом этаже не сработал ни один извещатель. Хотя до этого учебные тревоги были даже ночью. В этот раз все обошлось без жертв, но хотелось бы, чтобы на такие вещи обращали внимание.
Еще одна свидетельница описывает происшествие так:
— Я была в коридоре одна (разговаривала по телефону), когда уже почувствовала легкий запах дыма со стороны балкона и мусоропровода. Как-то не пришло в голову, что это пожар. Я зашла в комнату, но не прошло и 5 минут, как и там невыносимо завоняло. Я вышла на коридор. Из мусоропровода шел черный дым, и я поняла, что нужно валить. Пока обувалась и набрасывала куртку, весь коридор был в черном густом дыму, он заволакивал потолок, и только на метр-полтора от пола была возможность пригнувшись выползти к лестнице. Все вышли из комнат посмотреть, что случилось. Народ не знал, откуда дым (все думали, что пожар в комнатах), у половины паника началась. Я одна из первых спустилась вниз, вместе со мной — только пара человек. На тот момент вахтеры только что узнали о пожаре и друг другу кричали «Вызывай!».
— Народ не очень быстро выходил на улицу, потому что сигнализация не сработала. Самое интересное, что за месяц, а потом ровно за неделю до пожара они проверяли «сигналку», которая на уши орала по два часа. Многие знакомые девочки говорили, что студенты из Туркменистана бегали по общежитию и кричали о пожаре, некоторые благодаря им и выбежали. Моя подруга, например, узнала о пожаре только по крикам на коридоре. А есть знакомая девочка, которая была в душе и вообще ничего не слышала, ее вообще пожарные вывели. Но спасатели молодцы, с момента крика «Вызывай!» и до прибытия 4—6 машин прошло не больше 5 минут. С отравлением увезли одного парня белоруса и двух иностранных студентов.
Начальник управления воспитательной работы с молодежью МГЛУ не пожелал общаться с корреспондентом Onliner, сославшись на законный выходной. По информации МЧС, система извещения спасателей о пожаре сработала. Сообщение сразу поступило на пульт к диспетчерам центра «Молния», но на обнаружение пожара это не повлияло, поскольку звонки поступили еще раньше. А вот сработала ли система оповещения жильцов о пожаре (звуковая, световая, речевая), в МЧС сейчас разбираются.
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен». Только топовые новости!