17 637
01 февраля 2019 в 15:46
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий

Дольщики: «Пять лет ждали окончания стройки, а теперь еще должны доплатить по $80 с „квадрата“»

Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий

Быть дольщиком в нашей стране — это как быть обычным человеком, но все время страдать за свои же деньги. Лакомые предложения по строительству «квадратов» могут обернуться серьезной головной болью: изменение проекта, продление срока работ, неизвестно откуда взявшиеся доплаты. Со всем спектром возможных отклонений от единственно верной и прямой стройлинии пришлось столкнуться дольщикам, которые вложились в возведение бизнес-центра на Левкова, 43.

Даешь одно здание в пятилетку

Валерий стал одним из тех, кто давным-давно, еще в октябре 2013-го, решил поучаствовать в строительстве нового объекта. О девелопере «Апогейстрой» мужчина ничего не знал, да и не интересовался особо нюансами: в тот момент здание росло прямо на глазах, поэтому сомневаться в том, что через год-полтора все будет закончено, не приходилось.

Уже даже и не вспомню, как узнал об этом строительстве, — говорит Валерий. — Подъехал, посмотрел на состояние здания — рабочие заливали пятый, последний этаж, строителей было много. Да и место на Левкова неплохое: когда-нибудь появится метро и новый большой квартал. Решил, что стоит вложить сюда деньги и обзавестись офисным помещением.

Застройщик предложил мне комнату площадью 25 «квадратов» по цене $1550 по курсу за метр. На тот момент это было не дешево и не дорого — нормально. Подкупило еще и «бонусное» предложение: если оплачиваешь всю сумму сразу, то дают скидку $3000. А у меня такой характер: если что-то решил, то загораюсь и делаю сразу, не откладывая, поэтому заключил договор с застройщиком и внес деньги. Расплатился и забыл об этом — занимался своими делами, ожидая, когда застройщик свяжется и позовет забирать ключи и документы.

В своих предположениях Валерий, увы, просчитался: оказалось, что готовые к концу 2013-го каркас и крыша ничего не значили. И ждать реальной сдачи здания придется еще пять лет. За это время с нуля успели полностью построиться и запуститься новые, куда большие по площади бизнес-центры. Но кто ж тогда мог знать.

— В договоре было указано, что ввод объекта в эксплуатацию запланирован на октябрь 2014-го. То есть ждать мне надо было всего год. Но спустя двенадцать месяцев я получил не ключи, а бумагу: застройщик прислал дополнительное соглашение, в котором продлевал сроки строительства. Подумав, подписал этот документ — ну с кем не бывает, стройка иногда дело непредсказуемое. Где-то через полгода — опять «доп» пришел, и опять с очень уважительными причинами, по которым сдача отодвигается. Дальше — все новые и новые соглашения, которые продлевали сроки. Не сосчитаю даже, сколько их всего пришло за эти пять лет.

Потом еще новости появились: в 2017-м нам, дольщикам, предложили еще раз заплатить за свои помещения — в связи с изменениями в электросистеме. Вроде бы проект пересмотрели, прежних мощностей на всех не хватает и надо что-то менять. Я в этом не сильно разбираюсь, да и сумма была небольшая — $550, поэтому доплатил. Теперь уже понимаю, что застройщик просто переложил на мои плечи свои проблемы.

И вот радостный момент, когда бизнес-центр все-таки довели до ума, настал — в конце прошлого года людей, которые заждались заветных слов, уведомили: здание готово, можно забирать ключи. Есть только один нюанс: надо доплатить — порядка $100 с каждого квадратного метра.

— Какой-то конкретной аргументации я не получил. Внятно и человеческим языком мне никто не смог сказать, за что положены доплаты. Передо мной лежит этот листик, с прописанной новой датой сдачи, с которой я должен согласиться, и какая-то индексация. Но, простите, если вы индексируете стоимость строительных работ, то почему вы тогда не индексируете мои деньги, которые я внес еще пять с лишним лет назад?! А в разговоре с застройщиком все сводится к одному: когда доплатите, тогда и получите все документы. Но я же внес все деньги в самом начале, — возмущен Валерий.

Мужчина письменно обращался к застройщику за разъяснениями ситуации, но, говорит, ни одного ответа так и не получил — ни в установленный законом срок, ни в неустановленный. На общих собраниях, связанных со сдачей бизнес-центра, Валерий выяснил, что всего в строительстве участвовало порядка 50 дольщиков. Около 20 из них уже сделали доплаты, еще 30 пока отказываются и собираются идти в суд, чтобы отстоять свое право не вносить новые суммы, так как изначально рассчитались на 100%.

— Когда мы общались между собой, выяснилось, что индексация одинаково затронула дольщиков с разной стоимостью квадратного метра. Кто-то платил за метр $1500, кто-то — $1800, а доплата выставлена и тем, и другим. Но ведь здание одно, и те, кто платил по $1800, изначально больше внесли. Почему и им сейчас надо что-то вносить?

По-хорошему, это застройщик еще должен был бы заплатить нам пеню за просрочку. Но нет, все оборачивается против дольщиков. Получается, что «Апогейстрой» сейчас просто вернет себе ту скидку, которую сделал мне в самом начале, — рассуждает мужчина.

Внимательно читайте договор

В компании «Апогейстрой» о настроениях дольщиков знают, но уверяют: все законно.

— Все доплаты согласно договору. В пункте 4.3 указано, что на конец строительства мы можем в отдельных случаях пересмотреть цену. Плюс ко всему есть люди, которые не рассчитались еще за дополнительную электрику и имеют из-за этого долги. Что касается продления сроков, то у нас все было официально. Изначально нормативный срок строительства был 13 месяцев, но в 2017 году прошла экспертиза, которая продлила срок до 30 месяцев. Были оформлены официальные акты приостановки строительства. После этого нормативный срок завершался в третьем квартале 2018-го, а в этот срок мы уложились, — пояснил руководитель организации Олег Рожков.

Действительно, пункт 4.3 довольно хитрый. Первым, заметным, предложением идет: «Изменение цены объекта долевого строительства не допускается». Правда, за исключением следующих случаев:

  • заказчиком в одностороннем порядке в связи с изменением налогового законодательства, введением в действие новых или изменением технических нормативных правовых актов и иных актов, издаваемых органами государственной власти и управления, которые имеют прямое отношение к процессу строительства объекта;
  • заказчиком в одностороннем порядке при изменении проектной документации в отношении финансируемого дольщиком объекта долевого строительства;
  • внесения изменений в проектную документацию на объект по инициативе дольщика;
  • изменение проектных, планировочных решений объекта долевого строительства, произошедших по инициативе дольщика;
  • выполнения дополнительных работ на объекте по инициативе дольщика.

В указанных случаях изменения цены объекта долевого строительства заказчик обязан известить дольщика об изменении цены с обоснованным расчетом по ее изменению.

Площадь: общая 125,3 м², жилая 105,6 м²    Этаж: 17/17
Площадь: общая 126,7 м², жилая 109,5 м²    Этаж: 17/17
Площадь: общая 64,6 м², жилая 49 м²    Этаж: 16/25

Наш канал в «Яндекс. Дзен». Присоединяйтесь!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!