Чтобы понять, что такое уплотнение, не обязательно вникать в суть градостроительных конфликтов. Достаточно посмотреть, в какие условия собрались отселить учащихся МГЛУ ко II Европейским играм. Пятикурсники уже начали выселяться, чтобы уступить свои комнаты спортсменам; им придется самостоятельно искать жилье или отправляться на малую родину, в регионы. А в первой половине февраля начнется вторая волна переселений в общежитие на Слесарной — его уже уплотнили новыми кроватями, и выглядит оно до жестокости тесно. Мы побеседовали с двумя десятками студентов, и каждый просил об анонимности, боясь последствий. Через 3,5 часа после публикации этого материала руководство МГЛУ действительно отреагировало — правда, в позитивном ключе: они пообещали, что завтра же пятые кровати будут убраны из четырехместных комнат.
Студенческое общежитие на Слесарной в эти дни переживает настоящее уплотнение — в исконном, советском смысле этого слова. В коридоре стоят кровати и матрацы, уложенные штабелями вдоль стен. В комнаты, где и вчетвером-то тесно, в середине учебного года доставили пятую койку. Теперь между ними с трудом можно протиснуться.
— Кровать ставят нормальную, не раскладушку какую-то, но места и для четверых мало, а тут еще пятый. На кладбище метров больше на человека, — возмущаются студенты, которым предстоит переселиться на «Слесарку».
Пока в общежитие на Слесарной никто не переехал, «великое переселение» начнется 4—5 февраля. Оно ожидает студентов МГЛУ, которые до сих пор жили в Студенческой деревне на Петровщине. Исключения составят пятикурсники — их выселяют без предоставления общежития. Во второй половине года им учеба в привычном смысле этого слова не предстоит, а практику разрешили проходить на малой родине.
— Самое интересное начнется, когда все койки займут свои места в комнатах, а студенты — на койках, — рассказывает Роман (имя изменено), который уже два года живет в общежитии на Слесарной, куда скоро переселят студентов из Студдеревни. — Пока в нашей комнате живет четыре человека, места в шкафу хватает, но к нам явно подселят пятого, и нам всем придется несладко. Вещи здесь сложить больше некуда, сложно даже передвигаться по комнате, в которой стоит пять кроватей и живет пять человек.
Мария (имя изменено), которой в середине февраля предстоит переселиться на Слесарную, просто шокирована происходящим.
— Вот как прожить в таких условиях полгода? Зная наш деканат, я понимаю, что в случае чего вылечу отсюда пулей. Но при этом знаю, что места в общежитиях есть и студентов можно было разместить гораздо просторней и комфортней. У меня подруги из БГЭУ живут вдвоем в 4-местной комнате, недавно к ним подселили еще одну девушку, но все равно там, как я понимаю, места предостаточно. То же самое в общежитии БГАМ, но, судя по всему, туда переселят иностранных студентов, а своих — куда придется, — высказывает предположение Мария и заканчивает свой рассказ традиционной просьбой: не озвучивать в статье личные данные.
Лена (имя изменено) — студентка пятого курса МГЛУ. В преддверии Евроигр ее вместе с однокурсниками, проживающими в Студдеревне, выселили без предоставления койки в другом общежитии. Лена говорит, что не поднимала бы этот вопрос, если бы не острая нужда. Средства на то, чтобы снять комнату, она нашла с трудом, ведь все описанные события подогревают аппетиты арендодателей — в объявлениях встречаются комнаты и по $170, и даже по $200 в месяц.
— Пятому курсу моего факультета в этом году предоставили общежитие только до 31.01.2019. После — никакой альтернативы, даже разговора такого не было. То же самое с факультетом китайского языка, их гораздо меньше, но у них еще и младшие курсы попали под выселение. Насколько мне известно, тех, кто стал волонтерами на Евроиграх, переселят в другие общежития, и они будут жить там до конца учебного года, а тех, кто не записался в волонтеры, ждет выселение до 31 января.
Решение оставить пятикурсников без общежития деканат мотивировал тем, что многие уезжают отрабатывать практику в родные города и им общежития не нужны. Лена утверждает, что Минск покидают единицы.
— Даже с учетом того, что в этом году нас лишили общежитий, из моей группы, в которой 13 человек, в родной город уехали отрабатывать только две девочки.
— Я понимаю, если у студента полная семья, если он может себя обеспечивать за счет родителей, работы или чего угодно, но как быть таким людям, как я? У меня отец погиб, когда я была маленькой, по этой причине я получаю от государства пенсию и льготы, мне по закону положено общежитие на время учебы. А меня просто вышвырнули на улицу. Да, в итоге я сняла комнату за $100, то есть какие-то деньги нашлись, но нашлись они немалой кровью. Мне пришлось найти работу, и я не знаю, как буду совмещать ее с практикой, а пока что сижу на шее у матери, что тоже не очень приятно. Я обращалась в деканат с просьбой сделать для меня исключение — сказали, что мест нет. Если и помогают, то активистам — тем, кто на «хорошем счету» у руководства.
Свой монолог студентка заканчивает традиционной просьбой об анонимности.
— Получается, ради спортивного состязания, которое продлится 10 дней, пятикурсников выселяют на полгода. Какой смысл в таком решении? — недоумевает другой студент. — Мне повезло, я нашел хорошую работу, снял квартиру и остаюсь в Минске, но придется пахать круглые сутки: с утра практика, а рабочая смена начинается с 16:00 и длится до 2:00 ночи. Особенно ужасает ситуация на Слесарной. Якобы все это оговаривалось со студентами, только вот ни с кем ничего не оговаривалось и начали они эту операцию совершенно внезапно. Более того, у МГЛУ была возможность договориться с другими общежитиями, но получилось так, как получилось.
— Санстанция запретила нам ставить 5 кроватей в одной комнате, — прокомментировал ситуацию Игорь Пученя, начальник управления воспитательной работы с молодежью МГЛУ. — Завтра все пятые кровати будут убраны. Мы доставляли их в те комнаты, где студенты находили себе соседей, друзей и были не против жить впятером. Таких комнат там порядка 10 или 12 на сегодняшний день. Мы планировали подселить таким образом 39 студентов максимум, но санстанция запретила нам это делать. А мебель, которая стоит в коридорах, это просто новые кровати, которыми мы заменяем старые. Конечно, мы не планировали все это впихнуть в одно общежитие.
Общежитие на Слесарной рассчитано на 580 мест, именно столько студентов будет там проживать во время Евроигр. Часть из них должна переселиться в общежитие Академии музыки. Но там задерживают ремонт где-то на 2—3 недели. И мы думаем: либо ждать, пока он закончится, либо доставлять дополнительную кровать и переселять студентов на Слесарную. Если не будет получаться, мы не будем этого делать, вот и все. Это были пробные варианты, мы смотрели, как бы выглядела комната, если бы там стояла дополнительная кровать. Не более того.
— То есть студенты не будут жить впятером в одной комнате?
— Почему? Есть желающие, которые готовы сейчас там жить, но таких немного. Остальные будут переселяться в общежитие Академию музыки. Если кто-то не готов, мы не станем насильно заставлять. На Слесарной есть комнаты, где студенты сами поставили дополнительную кровать и готовы эти полтора месяца пожить — ну ради бога. В начале года мы 1511 человек распределили, а уж с оставшимися 80 студентами как-нибудь решим вопрос.
— А как вы решили вопрос с 1511 студентами?
— У нас 5-й курс закончил обучение, ребята уехали на практику в регионы. Около 80 студентов сняли квартиры, некоторые ушли на стажировку, в академический отпуск, осталось всего 85 студентов, которые ждут завершения ремонта в общежитии Академии музыки.
— Где будут ждать окончания ремонта те, кто не захочет переселяться на Слесарную?
— В Студенческой деревне. Никого оттуда насильно на Слесарную выселять не будут. Лично я им обещал, руководство, ректорат, что все гарантированно останутся с местом. Конечно, из трехзвездочного отеля переехать в общежитие коридорного типа — нелегко. Понятно, что будут недовольные.
— К вам обращались пятикурсники с просьбой оставить за ними место в общежитии?
— Были такие, мы их оставляем. Сироты, инвалиды — мы всем оставили место. Девушка, которая осталась без кормильца и ей пришлось снять комнату, тоже могла обратиться в деканат с такой просьбой. Даже в интернете пишем: если какие-то проблемы — обращайтесь, будем решать. На пятом курсе не знать о таких возможностях просто стыдно.
Переезд коснулся студентов пяти минских вузов, но вопросы в остальных четырех, судя по всему, удалось решить более-менее бескровно. Вот как происходило расселение в БГУИРе.
— Готовиться к играм стали еще в начале учебного года, когда из общежития №4 (что на станции метро «Петровщина») все курсы, кроме выпускного, переселили в общежития №1, 2 и 3, — рассказала нам студентка второго курса. — Некоторых первокурсников заселили в общежитие БГАТУ или в общежитие, находящееся в Боровлянах. Выселять никого не собираются. Если и освободят, то только общежитие №4, в котором сейчас живет последний курс.
Пятикурсники тоже без крова не остались. По крайней мере, вуз старается сохранить места в общежитиях за теми, кому они необходимы.
— Обратился в университет о продлении проживания, сказали, что рассмотрят в ближайшее время, — рассказал пятикурсник. — Вот сегодня отнесу доки, и пообещали положительно решить вопрос. Так что находят места желающим продлить проживание.
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by
Наш канал в «Яндекс. Дзен». Присоединяйтесь!