07 декабря 2018 в 8:00
Автор: Оксана Красовская

Принимаем новостройку со специалистом: «отволынили»! Как выглядит главный долгострой Минска, который возводили почти 10 лет

Автор: Оксана Красовская

Эта история оглушительного жилищного обмана, ставшая многим наукой, началась еще в 2009 году с появления в Минске застройщика с говорящим и будто предупреждающим названием — ООО «Волынь». Никому неведомый, но очень амбициозный девелопер грозился построить на перекрестке улиц Волгоградской и Кутузова 16—19-этажную высотку и под эти обещания не упустил возможность собрать с доверчивых граждан деньги (некоторые минчане даже завозили наличку в офис застройщика мешками). Стройка вроде бы стартовала, но, не выдержав высоких темпов и в течение полугода, напрочь заглохла в 2010-м — из всего обещанного великолепия за строительным забором появился лишь четырехэтажный «скелет» здания. Затормозившись на 6-процентной готовности, незаконсервированная стройка осталась стоять под открытым небом. Шли долгие и безрадостные годы, а картинка не менялась: остов мок под дождями и перегревался на солнце. Держатели жилищных облигаций теряли свои деньги и навсегда прощались с надеждой заиметь собственные «квадраты». Сам же дом попал в столичную книгу антирекордов, а его название стало именем нарицательным. Однако все изменилось, когда в 2016 году к проблемному долгострою указом президента был «прикреплен» УКС Советского района.

Спустя еще примерно год стало понятно, что управлению капитального строительства предстояло выполнить роль супергероя: за 20 месяцев достроить то, что не могли построить с 2009-го. Но ситуация была такова, что не откажешь, — и рабочие взялись за дело. Самый известный минский долгострой был одним из объектов наблюдения в рубрике «Расти большой» — еще в середине мая 2017-го мы видели тлен и упадок, а уже в начале января 2018-го на стройплощадке развернулись разрушительные работы: ослабленные годами и погодой этажи демонтировали. А дальше все пошло как по маслу: высотка начала прибавлять уровни, остекляться-утепляться и, по сути, перестала отличаться от своих благополучных собратьев.

И вот торжественный момент настал: дольщиков (среди них были как старожилы, доплатившие за свои метры, так и новички) пригласили сначала на предварительную, а затем и на основную приемку квартир. Выполнив взятые обязательства, УКС Советского района был готов продемонстрировать плоды своего труда. Так что же можно сделать с таким бесперспективным «наследством»?

Плохая репутация

Шестнадцатиэтажный двухподъездный дом, буквально за последний год выросший на улице Волгоградской, смотрится в этих краях несколько чужеродно: вокруг в основном частный сектор и видавшие виды хрущевки. Но, думается, для 79 минчан, которые прошли тернистый путь от самого начала стройки до ее завершения, нет ничего милее, чем эти бело-фиолетовые стены.

Впрочем, помимо «коренных» жителей, в высотке построили квартиры и новички, которых не испугали дурная слава и подпорченная карма дома. С января этого года УКС начал продавать свободные метры всем желающим (по цене от $1080 за «квадрат»). Сергей оказался одним из тех, кто, закрыв глаза на темное прошлое, решил вложить деньги в строительство и будущее своей семьи.

— Мы с женой уже довольно давно подыскивали себе подходящую квартиру. Обошли, наверное, все известные жилые комплексы, смотрели «вторичку», но всегда оказывалось что-то не то. Критериев, которым должно соответствовать жилье, было не так много: во-первых, площадь около 90 «квадратов», чтобы обустроить полноценную «трешку» с раздельными комнатами, во-вторых, супруга очень хотела, чтобы несколько комнат выходило на юг: когда в квартире много солнечного света, жить как-то веселее, — объясняет молодой человек.

Минск хоть и застраивается ударно, но найти в городе действительно удачную квартиру не так и просто: то цена кусается, то планировки прямиком из сна безумца, то соседний дом находится на расстоянии вытянутой руки.

— В своих поисках мы обошли, наверное, все: приценивались к варианту в «Уютном квартале» — там метр хоть и был в одно время недорогой, но окна вообще не смотрели на юг. Потом, помню, пришли в готовую «трешку» в «Маяке Минска» и чуть не сварились: все окна, включая панорамные лоджии, выходили на одну сторону, и уже с утра в квартире стояла невыносимая жара. На «вторичке» своя проблема: вместе с метрами продают якобы хороший ремонт. Но нам, к примеру, он не нужен, да к тому же реальное качество совсем неизвестно.

Как-то на Onliner увидел новость, что УКС начинает достраивать «Волынь». Про этот горемычный дом мы знали: читали статьи, проезжали мимо замершей стройки. Оценив перспективы, подумал, что это, в принципе, неплохой вариант: место отличное, а УКС уже точно не кинет.

Когда первый раз позвонил новому застройщику и спросил про «трешки», мне предложили вариант в первом подъезде, который, увы, нам не подходил: все опять упиралось в окна. Продолжил безуспешные поиски по другим направлениям. А в конце этого лета теща решила набрать УКС, и там обрадовали: есть подходящие по всем параметрам «трешки», еще и этажи можно более-менее выбрать, — вспоминает переломный момент Сергей.

Вместе с супругой молодой человек остановил свой выбор на 94-метровой квартире на последнем, шестнадцатом этаже. Здесь все было идеально: просторная кухня, две лоджии, большая гостиная и две спальни, которые смотрят на юг. Метр минчанам посчитали по $1100, что, в общем-то, не дешево. Но с учетом того, что договор «долевки» был заключен 10 сентября 2018 года, а ждать сдачи дома оставалось всего ничего, цена уже не казалась такой кусачей: покупаешь почти готовое.

— Как мы думаем, УКС еще придерживает некоторые квартиры, чтобы после сдачи дома продать желающим по более высокой цене. Это право застройщика. Кстати, заключая договор на строительство, мы хотели еще и машино-место в подземном паркинге купить, но нас опередили: с пятницы, пока решались, до понедельника, когда пришли отдавать деньги, все места разобрали. Что, вообще-то, и неудивительно: за $10 тыс. можно брать.

Подозреваю, что, несмотря на наличие подземного паркинга мест на 40—50, когда дом заселится, проблемы у автомобилистов будут: во дворе для машин совсем мало мест, а квартир — 157. Детская площадка пока тоже выглядит куце, но ее обещают увеличить и продлить после того, как построится следующий дом.

Скажется ли темное прошлое на качестве?

Высотка, которая в памяти людей навсегда останется «Волынью», будущих собственников встречает гостеприимно: квартиры отапливаются, а значит, за часы, которые пройдут, пока приемщик проверит жилье от и до, хозяева не окоченеют. Сергей уже видел свою «трешку» во время предварительной приемки и тогда вписал замечания только по поводу окон. Но что найдет на такой немалой площади специалист?

— Конечно, определенные опасения у меня были: все-таки долгострой, основание непонятно какого качества. Но, пообщавшись с инженерами УКСа, отбросил переживания: они объяснили, что «остов» тщательно обследовали специалисты. В итоге фундамент и некоторые монолитные конструкции были дополнительно укреплены, также рабочие демонтировали ослабленные этажи и несколько раз все перепроверили, прежде чем продолжить стройку. Поэтому сейчас насчет того, простоит ли дом, я не переживаю, — говорит Сергей.

Ключи дольщикам обещают отдать до нового года. Так что совсем скоро к старому-новому дому начнут съезжаться отделочники и автомобили служб доставки строительных материалов. Многое ли придется переделывать или все прекрасно от «рождения»?

— Квартиры в этом жилом комплексе мы уже проверяли, — рассказывает Александр Скок из «Эво Лэнд». — Учитывая тот факт, что дом все-таки долгострой, качество на выходе очень даже неплохое. Обычно, если стройка сильно затягивается, то доводят ее до ума по принципу «лишь бы стены стояли». Тут другой случай.

Когда квартира просторная, то и вариантов размещения проблемных точек намного больше, нежели, к примеру в компактной «однушке». Так что 94 метра — вполне себе экзамен для уксовских рабочих и показатель «средней температуры по больнице».

Осмотр начнем со стен. Все вертикальные поверхности в квартире оштукатурены, а особенности планировки таковы, что две спальни, по задумке проектировщиков, отделены от кухни и гостиной монолитной диафрагмой — хотя бы одну перегородку возводить уже не придется.

— Стены сделаны неплохо. По вертикали вопросов нет, по плоскости — небольшие ямы буквально в нескольких точках. Штукатурка держится, правда, отыскались и места неприлегания, — показывает специалист.

Почти половину монолитной стены со стороны спальни придется перештукатуривать: здесь раствор держаться совсем не хочет. Сбить и переделать слой придется также частично и в кухне: известковая штукатурка слишком слабая, осыпается при небольшом усилии. Плюс в различных местах в квартире крестиками отмечены локальные проблемы. Переделать это несложно и не займет много времени у работников УКСа.

— Со стяжкой не совсем понятная ситуация: она крепкая, не хрустит, нормальной толщины, но в некоторых местах безбожно трещит. Тонкие трещины разбегаются из центра-бугорка во все стороны. Могу предположить, что во время строительства на бетонном полу остались какие-то выступы (например, лепешки раствора), на которые, не счищая, начали укладывать подложку и заливать стяжку. В итоге в проблемных местах плавающая стяжка (особенно если бугры остались без подложки) оказалась на несколько миллиметров тоньше, и со временем от них побежали «лучи».

При этом, повторюсь, стяжка лежит хорошо и не шевелится. Уточню, что неровность основания — это только мое предположение. Ничего смертельного в таких трещинах нет, но вопросы остаются. Возможно, когда мастера будут ровнять бугры, что-то прояснится. Как говорится, вскрытие покажет.

Потолок в квартире минчан выглядит необычно, будто его оштукатурили тонким слоем: никаких тебе швов и четких границ между монолитными плитами. Оказывается, его строители тщательно перетерли специальной войлочной теркой — выглядит опрятно.

— Здесь также можно отметить момент правильной «отработки» деформационного шва между перекрытием и стеной. Со стороны квартиры его промазали специальной мастикой, а не просто оштукатурили. Если бы этот шов сделали еще тоньше и аккуратнее, вообще было бы отлично.

Позже представитель УКСа пояснил, из чего состоит начинка амортизирующего слоя между потолком и стеной: мастика, пакля, смоченная в цементном молоке, вилатерм, минвата для утепления дома. Что касается отопления, на размерах радиаторов застройщик не экономил — в квартирах будет тепло. Также радиаторы крепятся на стену, а не торчат из пола, что само по себе чудесно. Установлено оборудование ровно, без перекосов.

Дверные проемы высоковаты: идеальное значение — 210 сантиметров от чернового пола.

Курьезный нюанс: входные двери в квартиры новоселов установили солидные, металлические. Но именно в «трешке» Сергея накосячили: глазок «внедрили» так, что не хозяин видит, что творится снаружи, а случайный прохожий может наблюдать, что происходит в квартире. Впрочем, вернуть все на свои места совсем несложно.

Окна — больное место многих новостроек: непонятно, кто и чем думает, но закрывать рамы и стеклопакеты пленкой от повреждений строители, как правило, почему-то не спешат, калеча дорогостоящие материалы. В квартире Сергея тоже нашлись огрехи: зазор между окном и подоконником (скорее всего, при установке под раму попал мусор), есть «погрызенная» резинка, царапины на стеклопакетах (часть из них, судя по всему, была получена во время генеральной уборки и мытья при подготовке дома к сдаче).

Также почти всем створкам нужна регулировка — возле некоторых прямо чувствуется, как «сифонит».

— На отливах встречаются царапины и сколы. Менять их вам вряд ли будут — скорее всего, просто замажут краской и не факт, что сделают это аккуратно. Так что на вашем месте я бы сам подкрасил эти места из баллончика, когда придет время, — советует Александр.

Прохладная зимняя погода позволяет проверить новостройку тепловизором. В «трешке» минчан проблемных углов или стен нет — куда ни направь прибор, показывает глубоко плюсовую температуру. Заодно Сергей обозначил, где именно в полу проходят трубы отопления.

— С квартирой все в порядке, ничего критичного нет. Баллов семь поставить можно, — заключает Александр Скок.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by