Конфликт родом не из коммуналки: клининговая служба убрала элитную квартиру и попала на $20 000

20 ноября 2018 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: архив Onliner.by; Влад Борисевич; Екатерина

Конфликт родом не из коммуналки: клининговая служба убрала элитную квартиру и попала на $20 000

Автор: Оксана Красовская. Фото: архив Onliner.by; Влад Борисевич; Екатерина

Для большинства белорусов эта история сродни фантастике: две минчанки пошли в суд из-за вопросов по уборке квартиры. Что еще любопытнее, конфликт возник не между соседками по коммуналке, уставшими делить жизнь и метры на двоих, а между нанимателем и исполнителем. Услуги клининга хоть и становятся все популярнее в нашей стране, но не настолько, чтобы в них нуждалась каждая вторая семья. Впрочем, для обеспеченных соотечественников нанять профессионалов в сфере уборки не составит никакого труда: зачем загружать себя и вторую половину, если можно заплатить? Со стороны схема взаимодействия нуждающихся друг в друге людей выглядит идеально: один рассчитывается, другой делает. Но, как известно, в любом деле может пройти сбой. С этим самым сбоем столкнулась Екатерина из Минска, которая еще несколько лет назад открыла ИП по уборке квартир и успешно работала. Ровно до прошлого лета, когда она попала в элитную двухуровневую квартиру на проспекте Независимости.

Уборка новостройки после ремонта

Каждый, кто переживал глобальный ремонт в квартире, может рассказать тысячу и одну историю о том, как все вдруг может пойти не по плану и как неожиданно могут повести себя строители, поначалу казавшиеся даже более надежными, чем Великая китайская стена. Поэтому, когда процесс подходит к концу, из груди на полном праве может вырваться вздох облегчения. Дело остается за малым: избавиться от строительной пыли, убраться и расставить мебель. Кто стеснен в деньгах, тот делает все сам. Кто более свободен в этом плане, доверяет грязную работу подрядчикам.

Для Екатерины, проработавшей в сфере клининговых услуг около двух лет, уборка квартиры после ремонта не была сверхъестественной задачей, поэтому, когда в «Onliner. Услуги» появился запрос на «зачистку» просторных апартаментов, она решила предложить и свои навыки.

— В «Услугах» появилось объявление по моему профилю — уборка после ремонта, — вспоминает девушка. — Очень расплывчатое, без подробностей, оговорены были, по-моему, только площадь (чуть менее 200 «квадратов») и наличие панорамных окон. То есть сразу понятно, что квартира не простая, но так как до этого, сколько я работала, никаких проблем не возникало, то и идти в элитную квартиру было не страшно. Решила поучаствовать в «торгах».

Мой отклик был одним из множества. Заказчик Евгений почему-то остановил свой выбор на мне. Созвонились, встретились в квартире, чтобы обговорить уже точную сумму. Хозяин был тяжеловат в общении — что называется, «на пафосе», — но к делу это отношения по большому счету не имеет. Поэтому хоть беседа особо и не клеилась, я взялась за осмотр.

Екатерина рассказывает, что во время первого, ознакомительного визита она могла наблюдать все великолепие не только «квадратов», но и строителей, которые продолжали доводить их до ума. И, судя по всему, работы им предстояло еще немало.

— Прошлась по квартире, отметила, что многое еще было завалено-заклеено. Решили с заказчиком, что, как только рабочие завершат свои этапы, мы с девочками приедем и возьмемся за дело. Общий итог — 650 рублей за два дня работы.

В следующий раз Евгений связался со мной недели через две-три. Позвонил, мол, все готово, можно приезжать. Однако когда я с тремя коллегами, которые и должны были проводить уборку, попала в квартиру, поняла, что до реальной готовности еще далеко: строителей было немало, и все они оказались заняты делом. Хотела даже отказаться и перенести уборку, но нас уверили: не беспокойтесь, им осталось чуть-чуть. Мол, будете ходить друг за другом: как только они освобождают комнату, вы идете туда и убираете.

По словам Екатерины, которая сопровождала девушек, занимавшихся уборкой, 26 августа 2017 года строительные работы были в самом разгаре: по квартире ходил облаченный в «скафандр» маляр и подкрашивал отдельные места из краскопульта. Другие мастера могли сверлить стены, гипсокартон, третьи — вешать люстры, собирать мебель.

По традиции до начала уборки Екатерина попросила сфотографировать объект: это делается для себя, чтобы сравнить «до» и «после». Хозяин не возражал. Также девушки прошлись по всем закоулочкам большой квартиры и показали заказчику места, где точно были проблемы до их появления: продавленность паркета, потертость на кнопке слива, другие мелочи, которые позже не вошли в их счет.

Большие проблемы

Екатерина отмечает: хоть уборку и планировалось завершить за два дня, «удовольствие» пришлось растянуть из-за присутствовавших на объекте строителей. В течение оговоренных двух дней ее коллеги убирали комнаты на втором этаже, но помещения вновь и вновь заполнялись пылью: на первом все еще кипела работа. Поэтому уборку по обоюдной договоренности прервали на один день, а потом девушки вернулись, чтобы завершить начатое.

— В последний день уборки мои сотрудницы все равно не были в одиночестве: электрик и сборщики мебели работали параллельно с ними. Потом они ушли и где-то еще в течение часа девочки спокойно домывали полы и делали другие мелочи. После этого приехал хозяин и принял работу: прошелся по комнатам, санузлам, все посмотрел, вопросов не задавал, претензий не высказывал. Никакие акты, увы, мы не подписывали. Расчет оставили на потом, так как неубранной оставалась еще одна комната — ее договорились помыть через неделю, когда строители уже точно уйдут, — уточняет Екатерина.

Довольные друг другом, стороны попрощались и разъехались каждый по своим делам. Но буквально через час Екатерине поступил звонок от Евгения: срочно вернитесь, тут проблемы. Девушка поспешила к заказчику.

— Приехала с мужем, не понимая, что происходит. А заказчик уже был на взводе, кричал, ругался. Оказалось, что с его смесителями приключилось странное: на хромированной поверхности появились небольшие пятнышки. Присмотрелись: на кранах действительно есть несколько небольших точечек. Но откуда, непонятно.

— Жена из-за криков расплакалась, — говорит Павел, который вместе с Екатериной приехал рассказать о сложившейся ситуации. — А я под давлением заказчика подписал акт об ущербе. Понимаю, что не стоило этого делать, но в той ситуации не сориентировался. После подписания акта Евгений потребовал с меня $5000 — якобы он сразу подсчитал ущерб. Удивительная способность.

Согласно акту, который составили стороны, от действий клининговой службы (по мнению заказчика) пострадали два бра итальянского производства, итальянская же люстра, две американские люстры, два однорычажных смесителя Burlington (позиционируются как английские), смеситель в ванную, две трубы и лейка того же производителя, петли на душевой двери, кнопка слива Geberit и душевые лейки.

— При этом люстры мы вообще не трогали: дизайнер, которая присутствовала на объекте, сказала, что их плохо повесили и поэтому не стоит к ним прикасаться. Я объяснял это хозяину, показывал, что они пыльные, но тот ни в какую: вы испортили и все. Заказчик настаивал на том, чтобы я выплатил деньги. Я же сказал, что такие вопросы надо решать в суде. Евгений предупредил: через суд вам это обойдется дороже…

Так и вышло: через несколько дней он набрал нас еще раз и сказал, что при выплате в $7000 мы разойдемся миром. Забегая вперед, скажу, что к моменту суда он насчитал уже $10 000 ущерба, а количество пострадавших единиц увеличилось до 20.

Суд по делу об уборке

На какое-то время история угасла. Заказчик не звонил, и супруги подумали, что все осталось в прошлом. Но 14 ноября, спустя два с половиной месяца после уборки, Екатерина и Павел получили претензию, а затем и повестку в суд. Истицей выступала супруга заказчика Марина.

Истцы подготовились к заседанию, заказав экспертизу, которая должна была подтвердить их позицию в суде. Правда, экспертиза проводилась спустя практически два месяца после уборки (заключение было составлено 31 октября), и вопросы в ней ставились не о причинно-следственных связях между действиями клининговой службы и ущербом, а о суммах. В частности, экспертизе надо было «определить стоимость ремонтно-восстановительных работ, необходимых для устранения дефектов, вызванных уборкой квартиры» и «определить размер вреда, причиненный предметам домашнего имущества».

Цифры получились внушительные — почти 20 тыс. рублей за все про все. Эту сумму истцы и заявили в иске, а также попросили компенсировать стоимость проведения экспертизы (989 рублей), выплатить неустойку, компенсировать моральный вред в размере 1000 рублей, а также траты на юридическую помощь. Не забыли истцы и о том, что по закону о защите прав потребителей исполнителя можно еще и оштрафовать.

— Для нас такие суммы — это просто космос, — не скрывает эмоций Павел. — Но самое любопытное, откуда они взялись. Истцы утверждают, что вся сантехника и другие предметы фирменные, итальянского-американского производства, но по факту на суд они не предоставили ни одного чека. Представляете, ни одного на 20 предметов! Разве можно их все разом потерять? Люди же, наоборот, хранят чеки: это возможность чуть что обратиться по гарантии. А тут даже на крупную бытовую технику их не было.

Более того, мы видели, что коробки, в которых лежали люстры, были испещрены китайскими иероглифами. Это как, если светильники сплошь элитные?! То есть то, что предметы определенного дорогого бренда, принято экспертами и судом на веру только со слов истицы. Неужели подтверждать это уже не надо? Китайцы сейчас такие подделки клепают, что неспециалист не отличит, а разница в цене будет разительная. Возмущает и то, что экспертиза проводилась без нашего присутствия, хотя мы, как ответчики, имели на это полное право.

Екатерина же уверяет, что все эти годы работала только с проверенными людьми, которые знают, как обходиться с различными предметами, и применяют не менее проверенные средства, ранее ни на одном из объектов не подводившие. К тому же точно такими же средствами (доступными в продаже) пользуются и другие клининговые службы.

Есть в деле и еще одно любопытное противоречие. На момент уборки люстра в детской комнате еще не была установлена, и это признает даже истица. Но в списке «жертв» уборки она все же оказалась (с рыночной ценой в 926 рублей).

Из протокола судебного заседания

Еще одна экспертиза

Заседания шли одно за одним. Причем по ходу развития дела супруги замечали новые нестыковки. К примеру, прораб, который занимался ремонтом, выступая свидетелем в суде, божился, что все работы были закончены еще в мае. Мол, к моменту уборки рабочие давно ушли, а следовательно, повредить своими грунтовками и прочими смесями люстры и другие предметы не могли. На это Екатерина предъявила фотографию со строителем, который случайно попал в кадр. Впрочем, ситуацию это никак не изменило, кроме того, что позже супруги подали заявление в прокуратуру на прораба за дачу ложных показаний.

Понимая, какими тратами в итоге может обернуться разбирательство, супруги попросили назначить экспертизу, которая бы не только подсчитала ущерб, но и определила, есть ли связь между уборкой и повреждениями. Спустя год в элитной квартире снова появились специалисты, которым предстояло ответить на вопрос, какова причина возникновения дефектов предметов домашнего имущества, определить размер вреда, причиненного предметам в результате уборки квартиры, и возможно ли восстановить хромированные поверхности.

Эксперты не отрицали, что на перечисленных ранее предметах есть дефекты, но сошлись во мнении, что большинство из них носит эксплуатационный характер. По согласованию с истицей специалисты открутили несколько элементов со спорных «лотов» и забрали с собой для исследования. В частности, «экзекуция» ждала переключатель варочной панели, элемент светильника и душевую насадку. На поверхности этих деталей поочередно наносились все шесть моющих средств, которыми пользовалась в момент уборки клининговая служба, и оставлялись на сутки. По прошествии 24 часов слой выбранной химии смывался водой, после чего оценивалось ее действие. Затем наносилось следующее средство.

Результат должен был бы обрадовать Екатерину с мужем: пять из шести средств не оказали никакого воздействия на ранее пострадавшие детали, шестое усугубило имеющиеся точечные дефекты, вызвало их потемнение, но не спровоцировало образования новых точек на хромированных элементах светильника и душевой насадки. Однако оно же вызвало потемнение поверхности, разводы и локальную коррозию на стальном поворотном выключателе. Следует отметить, что это наиболее агрессивное средство применяется для удаления фуги (им же в разведенном виде клининговые службы моют пол, избавляясь от строительной пыли).

«Участки с видоизменением поверхностного слоя в виде точечных пятен и побежалости на хромированных изделиях, на панелях смыва, разводы с изменением цвета поверхности на более темных предметах из ферромагнитного металла являются повреждениями, образованными в результате химического воздействия предположительно моющим средством, содержащим минеральную кислоту. Установить, каким именно реагентом или средством было оказано химическое воздействие на поверхности указанных предметов, не представляется возможным в связи с давностью события и отсутствием следов воздействующего вещества на поверхностях предметов. В связи с этим установить, произошло химическое воздействие во время уборки либо при иных обстоятельствах экспертным путем не представляется возможным», — отметили эксперты.

Отдельно надо сказать и про повреждение столешницы кухонного острова, которая, по оценке первой экспертизы, стоит 2612 рублей. Вторая экспертиза точно установила, что «повреждение материала образовано в результате химического воздействия предположительно моющим средством, содержащим минеральную кислоту, находившимся на момент воздействия в таре с прямоугольным или близким к нему сечением».

— Посмотрите, как проводилась экспертиза, — комментирует Павел. — Концентрированные средства наносились на элементы, оставлялись на целые сутки и только потом смывались водой. Так ведь никто не убирает. И то среагировали не все детали, а только стальная, хром вообще не пострадал. А в нашем случае получается, что плачевный результат был уже через час и хозяин легко отыскал его в двухсотметровой квартире.

Минус $20 000 для маленького бизнеса

— Как мы поняли, наша экспертиза прошла мимо суда. Никто даже не обратил внимания на то, что, согласно официальному заключению, предметы под номерами 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 20 имеют повреждения, которые носят только эксплуатационный характер и никак не связаны с уборкой. Да и как им не появиться, если в квартире уже год живут двое взрослых и двое детей и всеми элементами активно пользуются? А ведь в списке претензий они остались. Как и те детали, которые, по заявлению самой истицы, хоть и пострадали, но заменяться на другие не будут. А оплатить их мы все равно должны… К тому же к Марине и Евгению каждую неделю приходит другая клининговая фирма, которая проводит уборку. Мало ли что за этот год могло произойти. Но никого эти доводы не волнуют.

Выдержка из экспертизы

23 августа в суде Фрунзенского района было вынесено решение: взыскать с Екатерины в пользу истицы сумму ремонтно-восстановительных работ в размере 83 рубля, сумму ущерба, причиненного имуществу, в размере 19 550 рублей, расходы по оплате экспертизы в размере 989,40 рубля, неустойку в размере 300 рублей. Моральные страдания истицы были оценены в 200 рублей. В сумме получилось 21 122,40 рубля.

Но это еще не все. В пользу общественного объединения «Защита потребителя» Екатерине необходимо перечислить 1324 рубля. На закуску — штраф в размере 21 122,40 рубля. И еще чуть-чуть — оплатить госпошлину, потянувшую на 1070,15. Всего же Екатерине надо перечислить различным адресатам 44 639,60 рубля.

Супруги не согласились с такими решением и оспорили его. В результате с них «скостили» стоимость экспертизы. Возмущение индивидуального предпринимателя поддержала и прокуратура, попросившая отменить решение суда Фрунзенского района и направить дело на новое разбирательство.

Вторая сторона

Onliner пытался поговорить об этом деле с истицей, однако телефон девушки уже почти неделю «временно недоступен». Понимая безуспешность дозвонов, мы написали ей в популярном мессенджере — сообщения остались без ответа. Однако мы готовы в любой момент предоставить ей «трибуну» и дополнить материал.

Скриншот сделан в понедельник вечером, в 17:05

Убрать элитную квартиру и попасть на $20 000. Вторая сторона решила высказаться

Onliner будет следить за развитием событий.

Дополнено

Ранее в качестве главной иллюстрации к статье использовалось архивное фото Onliner с бытовой химией торговой марки Pro-Brite. Снимок носил исключительно иллюстративный характер. Дополнительно уточняем, что данная бытовая химия не имеет никакого отношения к инциденту, произошедшему между сторонами.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by