Почему не у нас? Белорусский художник создал в Вене мурал, который мог бы украсить Минск, но увы

 
13 667
14 ноября 2018 в 10:12
Автор: Евгения Штейн. Фото: Christian Sowieso, Дмитрий Каштальян. Видео: Christian Sowieso
Автор: Евгения Штейн. Фото: Christian Sowieso, Дмитрий Каштальян. Видео: Christian Sowieso

Когда для фестиваля Vulica Brasil в Минск выписывают художников из Южной Америки и предлагают нашим соотечественникам скинуться на билет, складывается впечатление, что в Беларуси совсем нет своих граффитистов. Оказывается, это не миграция, а целый круговорот художников в природе. Недавно минчанин Дмитрий Каштальян создал в Вене фреску, посвященную творчеству Питера Брейгеля (старшего) — получилось стильно, мрачно и впечатляюще. Выходит, что мастера у нас есть, только на минских стенах они в основном не рисуют. Мы спросили у Дмитрия, можно ли найти его работы в Минске, в каких столичных фестивалях он участвовал, и получили очень неожиданный ответ.

— Как вы попали в Вену и почему решили нарисовать мурал именно там?

— Этим летом я ездил на крупнейший арт-фестиваль Upfest в Великобританию и познакомился с Christian Sowieso из Австрии, он фотографирует стрит-арт и все, что с ним связано, на улицах по всей Европе, — рассказывает Дмитрий Каштальян. — Самое интересное, что он сам ко мне подошел и сказал: «Здравствуйте, Дмитрий. Я видел ваши работы в Минске». Я очень удивился такому заходу: в Минске у меня мало работ, они не очень качественные, и многие из них уже испорчены. Оказалось, что его супруга из Минска. Мы стали общаться, он показал мои работы своим венским друзьям, которые занимаются продвижением художников, они заинтересовались и пригласили меня в Вену, чтобы я сделал «стенку».

Кураторами и организаторами проекта выступили ionart.at и Christian Sowieso (streetart_guide_vienna). Но это не единственный арт от Каштальяна, который достался другим городам и не достался Минску. Например, этим летом на фестивале Upfest в Великобритании он оставил вот этого лиса.

— У вас есть работы в Минске?

Кроме мурала возле Дворца искусств на Козлова, сделанного в рамках проекта «Минский Кот», в городской черте, наверное, ничего не сохранилось. Да и кот сохранился лишь частично. Через два года, когда краска стала облезать, стенку подштукатурили коммунальные службы. Подштукатурили очень топорно: не просто испортили работу, а сделали так, что стенка в центре города выглядит стыдно. При этом жители квартала, которым вроде бы понравилась моя работа, не выразили ни малейшего возмущения. 

 Ладно, подумал я, сделаю все сам, своими силами. Решил восстановить эту стенку и дополнить ее, сделав целый сюжет. Нарисовал эскиз, отправил в администрацию Партизанского района, но разрешение не получил. Главный архитектор района не захотел брать на себя лишнюю ответственность и отправил меня в отдел культуры Мингорисполкома. В устной беседе сказал, что раньше эскиз можно было согласовать напрямую у него, но после спорного вопроса он не хочет рисковать. А ведь я собирался всего лишь восстановить свою работу. После этого я завязал с какой-либо граффити-инициативой в Минске, потому что интереса к этому просто ноль. Мне проще рисовать за границей. 

Из-за сложностей с согласованиями я чаще рисовал вообще без согласований. Однажды у меня был привод в милицию за граффити, нарисованные на стене паркинга по улице Сурганова. К счастью, все закончилось милицейским протоколом: собственник паркинга не имел ко мне претензий, ведь эту стену уже порядка 10 лет разрисовывают подростки. Еще один мурал я сделал в Севастопольском парке. Это одно из мест, где можно спокойно рисовать без последствий. Но есть и недостатки: поверх обезьян уже несколько раз обновились картинки других авторов.

— Из минских фестивалей я участвовал в Urban Myts, разрисовал электрическую подстанцию на территории детского сада в поселке Сокол. На Vulica Brasil я не попал, хотя проявил инициативу. Кажется, организаторы были не очень заинтересованы в общении со мной, предпочитая художников из Южной Америки. 

 В Вену я отправил готовый эскиз примерно за неделю до визита. Мне согласовали все очень быстро. Притом что часть моста, на которой я рисовал, является историко-культурной ценностью, там несколько арок, кроме моей, которые разрисованы другими художниками, и они периодически обновляются. Наверное, это облегчило задачу организаторам. Но я общался с организаторами, и они утверждают, что в общих случаях согласовать граффити в Вене бывает очень сложно.

Краскопульты в каталоге Onliner

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!