Когда для фестиваля Vulica Brasil в Минск выписывают художников из Южной Америки и предлагают нашим соотечественникам скинуться на билет, складывается впечатление, что в Беларуси совсем нет своих граффитистов. Оказывается, это не миграция, а целый круговорот художников в природе. Недавно минчанин Дмитрий Каштальян создал в Вене фреску, посвященную творчеству Питера Брейгеля (старшего) — получилось стильно, мрачно и впечатляюще. Выходит, что мастера у нас есть, только на минских стенах они в основном не рисуют. Мы спросили у Дмитрия, можно ли найти его работы в Минске, в каких столичных фестивалях он участвовал, и получили очень неожиданный ответ.
— Как вы попали в Вену и почему решили нарисовать мурал именно там?
— Этим летом я ездил на крупнейший арт-фестиваль Upfest в Великобританию и познакомился с Christian Sowieso из Австрии, он фотографирует стрит-арт и все, что с ним связано, на улицах по всей Европе, — рассказывает Дмитрий Каштальян. — Самое интересное, что он сам ко мне подошел и сказал: «Здравствуйте, Дмитрий. Я видел ваши работы в Минске». Я очень удивился такому заходу: в Минске у меня мало работ, они не очень качественные, и многие из них уже испорчены. Оказалось, что его супруга из Минска. Мы стали общаться, он показал мои работы своим венским друзьям, которые занимаются продвижением художников, они заинтересовались и пригласили меня в Вену, чтобы я сделал «стенку».
Кураторами и организаторами проекта выступили ionart.at и Christian Sowieso (streetart_guide_vienna). Но это не единственный арт от Каштальяна, который достался другим городам и не достался Минску. Например, этим летом на фестивале Upfest в Великобритании он оставил вот этого лиса.
— У вас есть работы в Минске?
— Кроме мурала возле Дворца искусств на Козлова, сделанного в рамках проекта «Минский Кот», в городской черте, наверное, ничего не сохранилось. Да и кот сохранился лишь частично. Через два года, когда краска стала облезать, стенку подштукатурили коммунальные службы. Подштукатурили очень топорно: не просто испортили работу, а сделали так, что стенка в центре города выглядит стыдно. При этом жители квартала, которым вроде бы понравилась моя работа, не выразили ни малейшего возмущения.
— Ладно, подумал я, сделаю все сам, своими силами. Решил восстановить эту стенку и дополнить ее, сделав целый сюжет. Нарисовал эскиз, отправил в администрацию Партизанского района, но разрешение не получил. Главный архитектор района не захотел брать на себя лишнюю ответственность и отправил меня в отдел культуры Мингорисполкома. В устной беседе сказал, что раньше эскиз можно было согласовать напрямую у него, но после спорного вопроса он не хочет рисковать. А ведь я собирался всего лишь восстановить свою работу. После этого я завязал с какой-либо граффити-инициативой в Минске, потому что интереса к этому просто ноль. Мне проще рисовать за границей.
Из-за сложностей с согласованиями я чаще рисовал вообще без согласований. Однажды у меня был привод в милицию за граффити, нарисованные на стене паркинга по улице Сурганова. К счастью, все закончилось милицейским протоколом: собственник паркинга не имел ко мне претензий, ведь эту стену уже порядка 10 лет разрисовывают подростки. Еще один мурал я сделал в Севастопольском парке. Это одно из мест, где можно спокойно рисовать без последствий. Но есть и недостатки: поверх обезьян уже несколько раз обновились картинки других авторов.
— Из минских фестивалей я участвовал в Urban Myts, разрисовал электрическую подстанцию на территории детского сада в поселке Сокол. На Vulica Brasil я не попал, хотя проявил инициативу. Кажется, организаторы были не очень заинтересованы в общении со мной, предпочитая художников из Южной Америки.
— В Вену я отправил готовый эскиз примерно за неделю до визита. Мне согласовали все очень быстро. Притом что часть моста, на которой я рисовал, является историко-культурной ценностью, там несколько арок, кроме моей, которые разрисованы другими художниками, и они периодически обновляются. Наверное, это облегчило задачу организаторам. Но я общался с организаторами, и они утверждают, что в общих случаях согласовать граффити в Вене бывает очень сложно.
Краскопульты в каталоге Onliner
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!