03 октября 2018 в 8:16
Автор: Евгения Штейн. Фото: Анна Иванова

Где построят метро и вырубят деревья? В Минске обсудили далекое будущее: пуск третьей ветки подземки в Зеленый Луг

Автор: Евгения Штейн. Фото: Анна Иванова

Вчера вечером в Советском районе обсуждали далекое и вроде бы желанное будущее: строительство второго участка третьей ветки метро. Но кому-то новые станции улучшат транспортную доступность, а для кого-то станут приговором к сносу: частный сектор в Сельхозпоселке, судьба которого уже много лет под угрозой, вновь оказался в зоне риска. Вчера власти не говорили, какие дома встали на пути подземки. Обсуждалось предполагаемое влияние строительства метро на экологию города. Но ответа на очевидный вопрос «Где будут рубить деревья?» минчане тоже не получили.

Где и когда появятся новые станции метро?

Второй участок третьей ветки минского метро будет состоять из семи станций: «Профсоюзную» построят на пересечении проспекта Победителей и улицы Мельникайте; станция «Переспа» возникнет на перекрестке проспекта Машерова и улицы Кропоткина; на пересечении улицы Богдановича с улицами Веры Хоружей, Сурганова и Халтурина появятся станции «Комаровская», «Парк Дружбы народов» и «Ивана Мележа»; станция «Зеленый Луг» будет построена на пересечении улиц Широкой и Восточной; конечная станция, «Логойская», будет находиться на пересечении Логойского тракта с улицей Гамарника. Эту информацию озвучил Денис Заболотный, заместитель главного инженера УП «Дирекция по строительству Минского метрополитена», а мы нанесли ее на карту.

Посмотреть интерактивную карту со станциями и найти на ней свой дом вы можете по ссылке.

Предполагается, что строительство второго участка третьей линии подземки начнется уже в 2020—2021 годах. Как будет на самом деле, судить сложно: пока станций нет даже в проекте. Известно, что первым этапом станет строительство участка подземки от метро «Юбилейная» до станции «Парк Дружбы народов», затем от «Парка» к «Логойской», затем построят депо на станции «Слуцкий гостинец». В общем, второй участок третьей ветки введут в эксплуатацию совсем не скоро.

Вообще, представитель «Метростроя» на презентации сказал всего пару слов. Основную речь произносила Наталья Томина, представительница института природопользования Национальной академии наук, которая зачитала доклад о воздействии предстоящего строительства метро на окружающую среду.

Она заверила, что превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ при строительстве и эксплуатации метро не случится: «По воздуху мы укладываемся во все нормируемые показатели».

Проблему пересечения тоннеля метро с рекой Свислочь планируют решить традиционным способом: заковать русло в трубы, чтобы река не размывала подземку, а метро не влияло на гидрологический режим водоема.

Будущий тоннель метро частично пройдет по горизонту грунтовых вод, так что в период строительства придется снизить их уровень. По хорошо известным законам физики, уровень грунтовых вод одновременно опустится и в радиусе 100—200 метров вокруг тоннеля. Однако докладчица пообещала, что это никак не повлияет на чистоту воды, которую мы пьем.

Снижение уровня грунтовых вод может навредить разве что деревьям в парках и скверах, поэтому Национальная академия наук рекомендует поливать их во время зноя. Конечно, в связи со строительством метро некоторые деревья будут вовсе вырублены, но взамен высажены компенсационные посадки. Парк Дружбы народов, по словам Натальи Михайловны, вырубаться не будет.

Не пощадят метростроители и малочисленную рыбу, которая водится в Свислочи, но рыбные запасы будут компенсированы так же, как зеленые насаждения.

Из историко-культурных памятников от строительства метро может пострадать монумент жертвам геноцида «Яма», но при необходимости фундамент этого памятника будет усилен. В целом воздействие строительства новых станций метро на окружающую среду вписывается в допустимые нормы.

Вопросы и возражения жителей

Как и любая крупная стройка, возведение новых станций метро отразится на экологии города не лучшим образом. Но вряд ли это стало бы поводом для критики со стороны минчан, если бы не дома, которые не сегодня завтра могут быть изъяты для государственных нужд (таковой как раз и является строительство подземки). В состоянии неопределенности уже не первый год находится частный сектор в Сельхозпоселке, и новость о строительстве станции «Ивана Мележа» эту неопределенность нагнетает.

Жители Сельхозпоселка считают, что в частном секторе метро ни к чему. Чиновники предсказуемо возражают: этот частный сектор в центре города без надобности, а метро как раз очень кстати. Обсуждение началось со стандартного вопроса, заданного одним из жителей Сельхозпоселка: может ли мнение людей как-то повлиять на решение комиссии? Ответ был однозначным: решения здесь не принимаются, голосования не проводятся. Людей позвали для того, чтобы они заслушали доклад, и попросили не срывать собрание.

Активист Сельхозпоселка внимательно изучил доклад и обнаружил в нем несколько альтернативных вариантов размещения новых станций подземки. По одному из них станция метро «Парк Дружбы народов» могла бы быть смещена от площади Бангалор к универсаму «Рига», а станции метро «Ивана Мележа», которая намечена в частном секторе Сельхозпоселка, могло бы вообще не быть. Такая альтернатива спасла бы частные дома от сноса. Но автор доклада Наталья Томина назвала эту альтернативу «нулевой», поскольку в генплане Минска за подписью президента уже утверждена схема станций, представленная на презентации.

Другой житель Сельхозпоселка поинтересовался у докладчицы, где город собирается высадить деревья, вырубленные в процессе строительства метро. По его мнению, частный сектор, почти полностью состоящий из зеленых насаждений, имеет колоссальную экологическую значимость. В ответ члены комиссии парировали: выгребные ямы, навоз и удобрения вредят экологии города похлеще, чем вырубка деревьев.

«Какой навоз? У нас нет коров! — удивились жители Сельхозпоселка. — И выгребными ямами почти никто не пользуется». Однако их доводы для членов комиссии звучали явно неубедительно.

После этого в дискуссию вступил эколог, поинтересовавшись, почему оценка воздействия на окружающую среду изучается на такой ранней стадии: проекта нет — обсуждать, по сути, нечего.

— Раз мы обсуждаем все это сейчас, то как будет располагаться станция «Парк Дружбы народов»? Что такое «на пересечении»?

Главный инженер проекта Павел Непочелович рассказал, что специально для строительства метро будет разработан проект объездных путей и согласовано с ГАИ разрешение на их строительство.

— Очень сильно затрагивать окружающую среду объездные пути не будут, — туманно выразился главный инженер. — Будет проводиться минимальная вырубка деревьев, но все зеленые насаждения будут восстановлены.

Присутствующие удивились такому повороту событий. Каких-то 20 минут назад руководитель экологического доклада Наталья Томина заверяла их, что парк Дружбы народов вырубаться не будет.

Минчане предложили доработать доклад, чтобы стало ясно, сколько зеленых насаждений на территории парка падут жертвой строительства метро, но члены комиссии заверили, что цифры есть, просто вспомнить их вот так с кондачка никто не может.

— Мы записали ваше возражение. Если в ходе проведения собрания участникам не могут быть даны ответы, то мы ответим вам письменно в течение 10 календарных дней, — пообещала Алла Санковская, первый замглавы администрации Советского района.

Общественное обсуждение отчета об оценке воздействия на окружающую среду второго участка третьей линии метро продлится до 3 октября. Ознакомиться с самим отчетом можно по ссылке. Замечания и предложения по отчету можно направить в администрацию Советского района (электронный адрес — sovadm@minsk.gov.by) с пометкой «Общественное обсуждение объекта».

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!