15 119
26 сентября 2018 в 20:51
Автор: Николай Градюшко. Фото: Александр Ружечка

Убрать хаос рекламы, создать ландшафтный парк. Архитекторы обсудили будущее проспекта Победителей

Автор: Николай Градюшко. Фото: Александр Ружечка

Сегодня на градостроительном совете при главном архитекторе Минска обсуждалась дизайн-концепция для проспекта Победителей, о которой Onliner.by вкратце уже сообщал. Разработчики проекта поделились своим видением того, какой должна быть одна из главных городских магистралей столицы. Речь идет не о застройке, а о благоустройстве территории и упорядочении рекламных носителей.

Над концепцией работал коллектив архитекторов мастерской «Арх-ИФ» под руководством председателя Союза архитекторов Александра Корбута. Заказчиками стали шесть различных фирм, выступающих собственниками рекламных носителей.

Анализируя сложившуюся ситуацию, архитекторы выделили несколько проблем, характерных для проспекта Победителей:

  • средний и низкий уровень благоустройства;
  • недостаток устройств для маломобильных групп населения;
  • недостаток уличной мебели и мест кратковременного отдыха;
  • отсутствие четкого зонирования;
  • низкий уровень огранизации безопасности;
  • хаотичная реклама, визуальное перенасыщение пространства рекламой и прочими информационными элементами;
  • низкая информативность городской навигации.

Эти и другие проблемы не добавляют комфорта пешеходам, нарушают целостность и структурность застройки. Если и принимаются попытки улучшить дизайн отдельных объектов, то такой подход не решает проблему целиком, констатируют авторы исследования.

Проспект предлагается разделить на четыре зоны и отдельно решать задачи каждого участка. Основные преобразования касаются первой зоны — от улицы Немиги до улицы Мельникайте. Здесь может быть кардинально трансформирована территория между Домом физкультуры и Дворцом спорта. Сейчас это место практически пустует. Иногда здесь проходят городские ярмарки, в дни выставок площадка превращается в большую парковку. Однако рационален ли такой подход к использованию земли в самом центре города?

Архитекторы предложили разделить проблемный участок на два сектора: ландшафтный парк, который соединяется в единый ансамбль с существующим фонтаном и амфитеатром, и многофункциональная площадь для проведения ярмарок, концертов и других мероприятий. Речь, конечно, не идет о создании аналога Зарядья. Масштабы здесь гораздо скромнее.

Дом физкультуры может быть реконструирован под здание музея Минска. Рядом с музеем развернутся экспозиции старых фотографий города, выставки работ дизайнеров, художников, архитекторов. Здесь же, в структуре открытого музея, можно создать стеклянный купол над фундаментом Замковой церкви и показать скрытые под землей исторические слои. Дополнят картину улица ремесленников и мини-кафе на набережной Свислочи.

К рекламе на всем протяжении проспекта подход един и строг: она не должна мешать восприятию уличного пространства и портить архитектурный облик зданий. Такая задача заставит архитекторов искать компромисс между интересами бизнеса, власти и горожан.

Основная масса рекламных конструкций и вывесок должна стать унифицирована и быть простой по форме. Рекламные модули с экранами предлагается подключить к интернету, что позволит централизованно управлять контентом и современно предупреждать горожан об оранжевом уровне опасности в непогоду, например. Еще одна идея — отнести рекламу вглубь пешеходной зоны. Вдоль проезжей части должны остаться только дорожные знаки и навигация.

— На моей памяти лет 20 предпринимаются попытки что-то сделать с территорией возле Дворца спорта, во что-то ее превратить. Но удачных решений пока не было, — отметил в ходе дискуссии бывший главный архитектор Минска Александр Петров. — В этом проекте я вижу несколько идей, которые могут быть реализованы. Территория за Домом физкультуры действительно запущенная, ее надо активировать, оживить, привлечь туда людей. А вот идея с дополнительным рекламным экраном не совсем уместна. Достаточно и экрана на «Галерее», даже он великоват для этой территории.

Что касается рекламы — здесь я пессимистично настроен. Я знаю множество попыток упорядочить рекламу. В первую очередь они спотыкаются на чем? Рекламодатели очень капризны. А хорошие рекламодатели безумно капризны. Смещение рекламы на два метра может послужить отказом от размещения: в этом месте я хочу, а в этом неинтересно. Более того, рекламодатели, как правило, идут со своим форматом и своими носителями. И об это разбиваются почти все попытки упорядочить рекламную суету и внести однообразие.

Своим мнением поделился и заместитель председателя Белорусского союза архитекторов Михаил Гаухфельд:

— На мой взгляд, концепция удачная. Мы видим комплексное оформление среды, включая набережную Свислочи. Нравится идея переделать Дом физкультуры в музей истории Минска. Правда, предстоит поработать над фасадами. Безусловно, хорошо, если тут появится небольшая парковая зона. В целом все это привлекательно

С рекламой все гораздо сложнее. Мне кажется, вопрос не в архитекторах. Если Мингорисполком примет решение об унификации рекламных носителей — только тогда будет какой-то порядок. Не будет такого решения — сколько бы мы ни говорили и ни проектировали — ничего не изменится.

Во время дискуссии звучали и другие мнения. К примеру, один из присутствующих архитекторов усомнился в необходимости ландшафтного парка:

— Вот мы хотим создать этакое Зарядье. Кто-нибудь ходил в Дворец спорта на какое-нибудь мероприятие? Мы забываем, что эта территория используется, во-первых, для продажи картошки, во вторых она вся занята стоянкой машин, когда здесь проводятся мероприятия. Мы можем закрыть на это глаза и создать здесь красивую зеленую зону. Но стоит ли так делать? Может, эта территория должна служить для временных мероприятий?

В целом проект получил много положительных отзывов и, скорее всего, будет рекомендован к дальнейшей разработке. Одобрение градостроительного совета сегодня получил еще один проект — новый пешеходный мост к гостинице «Беларусь». Металлическая конструкция напоминает то ли рыбий скелет, то ли плывущую по волнам ладью.