$7 миллиардов в песок: как американцы построили огромный военный город в пустыне

16 сентября 2018 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, Wikimedia, pininterest.com, HERE Maps

$7 миллиардов в песок: как американцы построили огромный военный город в пустыне

Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, Wikimedia, pininterest.com, HERE Maps

С высоты этот объект выглядит как космическая база где-нибудь на пыльных тропинках далеких планет. При всей образности сравнения оно не слишком далеко от истины. Это действительно военная база, целый город на несколько десятков тысяч человек. Вокруг нее на самом деле много пыли, а климатические условия — одни из самых суровых на земле. На рубеже 1970—1980-х годов в знойных песках Аравийской пустыни возникло передовое на то время гнездо милитаризма. Onliner.by рассказывает о крупнейшем в своем роде проекте Инженерных войск США.

Королевство нефти

К концу 1930-х годов Саудовская Аравия представляла собой совсем молодое государство, основным источником доходов которого было обслуживание паломников, осуществлявших хадж в Мекку. В принципе, семье Саудов, возглавившей королевство, и их пока немногочисленным поданным, больше увлеченным выпасом верблюдов, этого финансового источника хватало для обеспечения нехитрого быта. Однако разразившаяся в 1929 году Великая депрессия одним из своих не слишком очевидных остальному миру последствий имела резкое сокращение путешествующих к великой мечети аль-Харам. Это болезненно сказалось на наполненности кошелька основателя династии короля Ибн Сауда и вынудило его искать иные источники дохода.

К этому времени в районе Персидского залива уже были обнаружены первые месторождения нефти. Ибн Сауд на всякий случай обратился за помощью к американским геологам и инженерам, и после нескольких лет их бесплодных поисков, 3 марта 1938 года скважина №7 у деревни Даммам в восточно-аравийской провинции Эль-Хаса наконец дала первый фонтан.

Полномасштабную добычу ценного полезного ископаемого и разведку его новых месторождений до Второй мировой войны организовать не удалось, зато после ее окончания выяснилось, что под песками Аравийской пустыни не просто есть нефть. Ее оказалось там колоссально много, и это стало переломным событием для Саудов и их королевства.

Разработкой грандиозных запасов углеводородов занялась совместная саудовско-американская корпорация ARAMCO. Последовательно сменявшие друг друга на престоле в Эр-Рияде короли постепенно уменьшали долю США в предприятии, и в конце концов небольшой ручеек нефтедолларов превратился в полноводную реку, сделавшую недавних племенных вождей влиятельными фигурами в мировой геополитике, которые порой вручную решали судьбу планетарной экономики.

Миллиардные поступления в бюджет позволили Саудовской Аравии начать целый ряд крупных инфраструктурных проектов, деятельную помощь в осуществлении которых с удовольствием оказывали все те же американцы. Одним из первых примеров такого сотрудничества стало строительство нового гражданского терминала в аэропорту города Дахран, нефтяной столицы королевства, расположенной неподалеку от месторождений Даммама, с которых и началось процветание страны. Объект был построен в 1962 году Инженерными войсками США (United States Army Corps of Engineers) по проекту архитектора Минору Ямасаки, будущего автора башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Так началось сотрудничество саудовских властей со строительным подразделением американской армии.

Военный город

Первый опыт был очень успешным. Арабам понравилось и само здание, выполненное в современном стиле, но с очевидными восточными мотивами, однако главное, что их устроили сроки и качество выполнения работ. В будущем в Саудовской Аравии Инженерные войска США ждало еще немало государственных заказов, крупнейшим из которых стало строительство KKMC (King Khalid Military City — военный город имени короля Халида).

Нефть — ценнейший ресурс, и, хотя в 1960—1970-е годы Ближний Восток был несравненно спокойнее, чем сейчас, в Эр-Рияде быстро поняли, что ее на всякий случай надо защищать. В министерстве обороны страны после консультаций с американскими специалистами была разработана крупная государственная программа по строительству огромных военных баз в формате полноценных городов. Они должны были стать опорными пунктами саудовской армии в практически безлюдной пустыне. Всего планировалось сооружение трех таких объектов, и все они должны были размещаться на границах страны. К концу 1970-х годов были почти готовы два из них: у границы с Йеменом достраивался Хамис Мушайт (впоследствии названный в честь короля Абдул-Азиза), а у границы с Иорданией — Табук (сейчас военный город имени короля Фейсала). Впереди было возведение третьего — на этот раз у границы с Ираком и Кувейтом, в 200 километрах от Эр-Рияда и в 60 километрах от ближайшего городка Хафар-эль-Батин.

Автором его проекта стал американский архитектор Сперо Далтас. Во-первых, он был учеником великого финна Ээро Сааринена, во-вторых, являлся, по сути, гражданином мира: его бюро работало преимущественно в развивающихся странах Африки и особенно Ближнего Востока. Он хорошо знал специфику местных рынков, характерные черты национального менталитета, правила проектирования, учитывающие неординарность климата.

Далтас лично выбрал площадку для нового города в приблизительно очерченном саудовскими властями районе. По его рассказам, он и его коллеги просто ехали по пустыне в кавалькаде из пяти Mercedes в поисках подходящего места. Избранная территория находилась на небольшом уклоне, спускающемся в русло пересохшей речки Вади Аль-Батин. Далтас был архитектором-модернистом и, конечно, предложил идею создания идеального города, логично организованного, с четкой структурой, строгим функциональным делением и, конечно, единым архитектурным ансамблем.

В плане военный город, получивший имя правившего в те годы короля Халида, представлял собой восьмиугольник, разделенный на северную и южную половины. Северная была жилой: здесь было построено 6350 сблокированных двухэтажных домов-таунхаусов на одну семью и 1000 квартир в многоэтажных домах. Все они объединялись в четыре микрорайона, в каждом из которых были свои школы, общественные центры и мечети. В южной половине находились казармы для военнослужащих без семей и тренировочная инфраструктура для трех бригад саудовской армии: одной механизированной и двух пехотных. Каждая из бригад насчитывала 5,5 тыс. солдат и офицеров. Кроме того, здесь же находились гаражи для техники, склады и прочая вспомогательная инфраструктура.

В центре находилось общественное ядро комплекса: здесь построили жилье для 4,5 тыс. человек, включая офицеров, а также магазины, гостиницу, рестораны, театр, здание для командования военных частей, военные клубы, училища и еще одну — главную — мечеть.

Основной восьмиугольный объем города окружили спутники. Восточнее него в кольцевой структуре разместился крупный госпиталь на 300 коек с жильем для его сотрудников, южнее лечгородка — стадион и плац. К северо-востоку от госпиталя был создан крупный и хорошо озелененный парк (что в условиях крайне засушливого климата и почти полного отсутствия дождей было непростой задачей), еще севернее построили городок для строителей и обслуживающего персонала объекта. В общей сложности военный город был рассчитан на проживание 65 тыс. человек с резервами для увеличения этих цифр в случае необходимости.

Великая стройка

Первый камень в основание города заложил лично король Халид 1 февраля 1978 года. Для обеспечения должных темпов работ, учитывая изолированность объекта, понадобилось приложить немало усилий. Для оперативного снабжения площадки стройматериалами в 180 километрах от нее на берегу Персидского залива был сооружен новый порт, способный принимать до восьми кораблей одновременно. Там необходимое оборудование и миллионы тонн цемента перегружались на грузовики или в специальные хранилища. Для обеспечения работ достаточным количеством бетона рядом с городом возвели огромный бетонный завод, на то время крупнейший в мире. Заработал и отдельный асфальтовый завод. Их продукция, помимо собственно города, шла и на сооружение авиабазы по соседству с двумя взлетно-посадочными полосами длиной 3600 метров каждая.

Строительство военного города имени короля Халида продолжалось девять лет и завершилось в 1987-м. В общей сложности на проекте трудилось по 15—20 тыс. человек одновременно, преимущественно пакистанские и корейские строители-разнорабочие. Надзор за строительством, инженерное обеспечение, монтаж оборудования и прочие операции, требовавшие определенного уровня квалификации, осуществляли американские специалисты.

Все жилые дома собирались из специальных панелей, выпускавшихся на бетонном заводе. Они обеспечивали необходимый уровень изоляции от внешней среды, особенно важный в условиях малопригодного для цивилизованной жизни климата. Двадцать с лишним скважин предоставляли достаточное количество в воды, в том числе и для кондиционирования помещений. Для ее охлаждения и очистки за периметром комплекса были построены специальные сооружения.

Архитектор Сперо Далтас специально организовал все жилье в виде компактных кластеров. С одной стороны, такая планировка помогает нивелировать негативное влияние климата: солнечного света и сильных ветров. С другой — это помогло превратить объект в фактически пешеходный город. Транспортные связи вынесены к периметру комплекса, внутри же создана единая зона, в которой все необходимые для быта объекты (одних районных мечетей было построено 14 штук) находятся в пешей доступности.

Новый военный город обошелся саудовскому бюджету в $7 млрд (в ценах 1980-х годов), но семья Саудов быстро убедилась в оправданности этих инвестиций. Всего через три года после окончания его строительства, в августе 1990-го, режим Саддама Хуссейна оккупировал Кувейт, после чего сосредоточил крупную группировку своих сил на иракско-саудовской границе. Опасаясь возможного вторжения, Эр-Рияд обратился за помощью к давнему союзнику. Именно KKMC стал важнейшей американской базой сначала во время операции «Щит пустыни», а затем и в ходе наступательной «Бури в пустыни». Война в Персидском заливе стала проверкой объекта, которую он успешно выдержал.

Город короля Халида — не просто утилитарная военная база, но тщательно продуманный архитектурный комплекс — до сих пор является гордостью Инженерных войск США, образцом того, как эффективно можно организовать возведение непростого многофункционального объекта в совершенно не приспособленных для этого условиях.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by