До замужества Елена жила в Петербурге. Потом были отпуск в Египте, парень Женя из Молодечно, вихрь из суеты, свадьбы, детей, работ — и вот она наливает чай на просторной кухне собственного коттеджа в тихом белорусском поселке. Этот пока еще не совсем завершенный, но уже вполне пригодный для жизни дом ребята построили по цене «двушки» в недорогой минской панельке. Взамен на три года времени, немного нервов и тягот строительства семья получила 175 кв. м свободы и еще 15 соток земли в придачу. Посмотрим, что из этого вышло.
По асфальтированной дороге мчат трехколесные велики, по обочине неуклюже ковыляет девчушка, уцепившись за указательный палец рослого отца, возле грязно-коричневого барака восседают грозные ребята с бритыми головами и упрямыми лицами — типичный пригородный поселок, оживающий после зимы. Минска здесь уже не чувствуется, хотя от Лошан до центра столицы минут 30, не больше.
Елена родилась и выросла в Питере. Все было, как у всех: два часа на дорогу до офиса, еще два часа, чтобы добраться домой, часок на обед, часок на сборы — и жизни нет. Надоело.
— На отдыхе в Египте познакомилась с Женей, у нас завязался роман на расстоянии. Когда дело подошло к свадьбе, стали думать, где будем жить: в Минске или в Питере. Второй вариант быстро отмели: от этого города сильно устаешь, он выжимает тебя, как лимон, — усаживает за стол, стоящий у большого окна, девушка. — К тому же у Жени была однокомнатная квартира в Минске, которой нам на двоих вполне хватало.
Хватало, но недолго. Совсем скоро крошечная «однушка» в районе «Фрунзенской» стала сдавливать, драгоценные метры забивались пожитками и начинали душить. Глотать воздух на 35 «квадратах» стало неприятно. И это даже без ребенка.
Ребята начали поиски квартиры побольше. Отправились по новостройкам на окраинах и «вторичке» в центре, поплакали над ценами и слегка загрустили. Хозяйка садится у окна и вспоминает переломный разговор с мужем, с которого все началось.
— Женя, ну почему мы так долго не можем ни на чем остановиться? Предложений ведь куча! — дублирует себя четырехлетней давности Елена.
— Знаешь, а я просто не хочу…
— Так и я не хочу…
— Тогда мы слегка отчаялись, потому что наши желания не совпадали с возможностями и нормального выхода из ситуации мы не видели. Селиться в панельку мы не хотели, а от цен в приличных домах где-нибудь на проспекте Победителей становилось дурно.
Кстати, жилье в Минске вообще невероятно дорогое. Даже в Питере недвижимость дешевле! Я это поняла, когда мы вплотную занялись поисками. Там и правда можно найти квартиру дешевле.
Пара стала рассматривать все возможные варианты и даже задумалась о покупке дачи, но все решил случай. Елена сидела в офисе. Грустила, рисовала на бумажке дом. По женской традиции мечтала о цветовых решениях в спальне и мысленно выбирала место для детской кроватки в несуществующем доме. Тут к столу подошел коллега и начал допрос:
— Лена, так купите участок! У меня знакомый как раз продает. Ну как продает… Пока сомневается, но мы его уговорим!
Всерьез предложение коллеги девушка не восприняла и продолжила мечтать, в перерывах устраивая «облавы» на дачные поселки, где продавались дома.
— Как-то ехали с очередного просмотра дачи и решили на авось заскочить на этот участок: просто посмотреть, что там за чудо. Приехали, посмотрели, уехали.
И тут наши видения немного разошлись: муж запомнил участок, заваленный стройматериалами и бытовым мусором, а я обалдела от шикарных видов за окном, лесов, полей… Правда, в остальном вариант Жене тоже понравился.
Хозяин еще посомневался, но потом все же сдался. Он хотел машину купить, а мы — свой дом построить. Решили осчастливить друг друга. За участок он запросил $20 000. Это было даже чуть дороже, чем средняя цена по рынку, но нас подкупило месторасположение. Пришлось брать кредит.
Накоплений на строительство у ребят и близко не хватало (в кармане было около $30 тыс.), оставался только вариант с кредитом. Поскольку после переезда паспорт гражданки РФ Елена решила не менять, у них появилась возможность взять кредит в России, где условия были гораздо приятнее.
— В российском банке я просила $12 тыс. Мне все посчитали и сказали, что с учетом залога недвижимости и достойных поручителей мне могут дать их на 3,5 года под 7% годовых. Там действует такая система: чем больше гарантий ты предоставляешь, тем ниже процентная ставка. Этот вариант был куда выгоднее, чем кредиты под строительство в Беларуси, — рассказывает Елена.
Изначально ребята хотели возводить деревянный дом, но от такого варианта быстро отказались: хороший стильный коттедж из дерева обходился чересчур дорого. Остановились на блочном строительстве.
Доверить стройку специалистам решили сразу: ни у Евгения, ни у Елены такого опыта раньше не было.
— Нам проще заработать и заплатить, чем строить самим. Каждый должен заниматься своим делом. К тому же времени на это просто не было. Для каждого вида работ нанимали отдельную бригаду, в основном брали местных — из Молодечно, Радошковичей и Минска, — вспоминает хозяйка.
Коробку строители собрали буквально за пару месяцев, а вот с крышей пришлось подождать: у заказчиков кончились деньги.
— Весь наш дом — сплошная рассрочка. Брали и строительные материалы, и мебель — много чего, всего тысяч на семь долларов, — продолжает собеседница.
Конечно, без «косяков» не обошлось. Бригада, которая заливала фундамент, почему-то «забыла» сделать межкомнатные перегородки, хотя это было прописано в договоре. Окна на балконе начали протекать, а их установщики испарились (видимо, сменили название и стали другой фирмой-однодневкой). Электрик, который установил в одной из комнат нерабочий свет, тоже исчез из поля зрения и перестал выходить на связь.
— Первое время мы всем доверяли, но после ряда «косяков» стали чуть внимательнее. Как минимум перед приемкой работ смотрели все видео на YouTube, чтобы хотя бы примерно понимать, как это должно выглядеть, — скромно улыбается Елена. — Потом слегка прокачались и даже решили самостоятельно установить входную дверь. Испортили — решили больше не глупить и продолжили нанимать специалистов.
Сегодня стройка еще не закончена, и впереди дом ждут облицовка фасада и отделка второго этажа. Как это всегда бывает, после переезда семья слегка расслабилась и стала позволять себе не торопиться. На данный момент они потратили около $60 тыс.
— Изначально мы рассчитывали уложиться тысяч в 40 долларов, не больше, но так, наверное, всегда бывает. Примерно треть всей суммы ушло именно на оплату услуг: если бы строили сами, сильно сэкономили бы, но возможности такой не было. Эта сумма включает подведение всех коммуникаций, постройку, ремонт и мебель. Думаю, чтобы довести все до идеала, нужно еще тысяч 30, но потихоньку все сделаем. Спешить уже некуда, можем позволить себе отпуск, отдых, неспешный ремонт… — ведет по просторной гостиной-студии хозяйка.
К дизайнерам семья решила не обращаться, хотя сейчас Елена слегка жалеет об этом: профессионал мог бы посчитать итоговую сумму и избавить от лишних трат. Несмотря на это, получилось достаточно мило и уютно.
Со слов хозяйки, в экономии семейного бюджета здорово помогли материалы и мебель белорусских производителей. Елена уверена, что по качеству они ничуть не уступают зарубежным.
— Из зарубежных стройматериалов у нас только краска (купили более экологичную финскую) и плитка на одной стене в кухне, поскольку матовой белой плитки подходящего фасона просто не нашли.
Елена опускает глаза в пол и показывает на керамогранит от «Березакерамики». Говорит, даже привередливый плиточник не смог придраться.
На скепсис по поводу качества и стильности белорусской мебели девушка несогласно отвечает: делать у нас умеют, надо просто уметь искать.
— Вся мебель в этом доме куплена у белорусских производителей. Стоит она недорого, но по качеству даст фору многим зарубежным компаниям. К тому же у нас массив стоит, как крашеный МДФ из IKEA, которая, кстати, в последнее время стала неоправданно дорогой. Мы там только кровать купили, да и то исключительно потому, что нужно было найти что-то очень простое.
Хозяйка показывает на дизайнерский стол, который обошелся всего в $200.
Диван купили в Mexo примерно за $1000 по курсу — он тоже был на скидке.
Кухня из массива обошлась в €2800. Елена говорит, модели компании «ЗОВ» из МДФ такой же конфигурации стоят практически столько же.
— Почти все мы покупали на скидках, акциях, предпраздничных распродажах. Полагались исключительно на мой вкус и чутье. Увидели крутую акцию — тут же рванули. Мы таким образом хорошо сэкономили, да и вышло, мне кажется, неплохо.
Евгений и Елена растят маленькую дочку и ждут второго ребенка. Со слов родителей, проблем с детскими садами и школами в поселке нет, а потому возить их в город просто не имеет смысла.
— Я до центра Минска добираюсь буквально за полчаса, поэтому отвозить детей в городской садик или школу было бы несложно. Вот только зачем? Мы же в деревню и переехали, чтобы детей в чистоте растить.
Неудобство в плане отсутствия больших магазинов семья решила так же, как и большинство переехавших из Минска за город: привыкли пользоваться доставкой.
— Я вот жаловалась, что в поселке негде кофе попить, так недавно в местном магазинчике кофемашину поставили. Зимой выбирались с мужем и ребенком в Минск или Заславль, чтобы по ТЦ погулять, кофе попить, ребенка как-то развлечь, но с приходом тепла отсюда вообще не хочется уезжать: слишком хорошо в своем доме, чтобы хотеть куда-то еще.
От редакции. Хотите поделиться необычным опытом строительства? Пишите на dm@onliner.by.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by