18 февраля 2018 в 8:00
Источник: Валерий Волатович. Фото: Александр Ружечка

Как строились знаковые минские здания 2000-х

Источник: Валерий Волатович. Фото: Александр Ружечка

Сейчас Национальная библиотека, железнодорожный вокзал, Дворец Республики, торговый центр «Столица» превратились в привычный элемент минского пейзажа. Кому-то они нравятся, кто-то считает эти объекты пережитками прошлого, появившимися не в то время, не в том месте и не в таком виде, но, так или иначе, жить с ними предстоит целым поколениям минчан. Почти все они рождались в муках, чтобы стать символом целого десятилетия в истории города. В архивах наших фотографов сохранились снимки появления этих зданий на свет — свидетели иного времени, когда деревья были большими, Минск зеленым, а фотография пленочной.

В эру независимости наша страна вступила с двумя масштабными советскими долгостроями. Дворец Республики и железнодорожный вокзал — крупнейшие столичные строительные проекты, каждый из которых стал результатом многолетнего творческого поиска всей белорусской архитектурной школы. Настолько долгого, что к моменту, когда их все же начали доделывать, их художественный образ успел в некотором роде устареть.

Центральное здание, которое должно было стать основным акцентом огромного пространства нынешней Октябрьской площади, задумывалось еще в первом послевоенном генеральном плане восстановления и реконструкции Минска. Первоначально это место должен был занять новый комплекс Верховного Совета и Совета Министров БССР. Среди десятков подготовленных проектов была даже увенчанная шпилем высотка в стиле своих московских аналогов. Как бы она смотрелась сейчас, когда любая попытка построить здесь какую бы то ни было вертикаль воспринимается с практически единодушным осуждением, можно только догадываться, но в любом случае в 1950-е годы не сложилось. Вновь архитекторы вернулись к этой задаче лишь в середине 1970-х.

Многие современные жители белорусской столицы относятся к Дворцу Республики с плохо скрываемым осуждением, презрительно обзывая его «саркофагом». Конечно, к началу XXI века, когда это массивное здание сдали в эксплуатацию, оно выглядело анахронизмом. Однако большинство критиков не подозревают, что Минск еще относительно легко отделался. В 1975 году, когда был проведен конкурс на проектирование ансамбля площади, почти все представленные варианты подразумевали фактическое уничтожение остатков минского Верхнего города.

Кроме собственно «универсального зала для проведения республиканских культурно-массовых мероприятий» (будущего Дворца Республики), эти проекты предполагали строительство нового здания Купаловского театра (в районе площади Свободы), высотного Дома знаний, Дома политпросвещения, памятника героям революции и так далее. В итоге был реализован лишь «универсальный зал». Скажем спасибо и за это.

В начале 1990-х бетонный забор, окружавший долгострой, стал стихийным местом выражения эмоций поклонников Виктора Цоя. «Стена Цоя», как и во многих других городах бывшего Советского Союза, за долгие годы превратилась в неотъемлемый элемент минского пейзажа, но была обречена с самого начала. В конце концов Дворец Республики достроили, площадь украсили непременной плиточкой, а забор отправился на новые стройки. Лишь два его фрагмента сохранили на память в сквере у стадиона «Динамо».

Другой архитектурной жертвой перестройки стал железнодорожный вокзал. Все в той же середине 1970-х был проведен первый (причем всесоюзный) конкурс на его проектирование. Старое здание, построенное еще до войны, находилось в аварийном состоянии, а его размеры больше не удовлетворяли потребностям стремительно растущего города. В разгар машеровского преобразования города в таких ситуациях особо не церемонились. Прежний вокзал был приговорен, но строительство нового превратилось в эпопею.

По первоначальному проекту к развалу СССР успели возвести лишь высотное здание «служебно-технического корпуса» с гостиницей «Экспресс» и конкорс (зал ожидания пассажиров над путями). Независимость наша страна встретила с этими двумя рудиментами первоначального проекта и вовсе без вокзала, который успели снести. При этом победивший проект, выполненный в едином стиле с уже построенными корпусами, решили забыть и провести новый конкурс — уже исключительно среди белорусских архитекторов. Результатом стало нынешнее здание работы Виктора Крамаренко и Михаила Виноградова.

Реализация этого предложенного еще в 1992 году варианта началась лишь в 1995-м и из-за проблем с финансированием растянулась на целых 6 лет. Фактически все 1990-е Привокзальная площадь столицы, встречавшая гостей города-героя, представляла собой одну большую стройку. Новый вокзал сдали практически одновременно с Дворцом Республики, и именно эти два крупных здания стали олицетворять архитектурное десятилетие Минска.

Символом же первой половины 2000-х, безусловно, стала Национальная библиотека. Впрочем, и ее проект — это детище перестройки. В конце 1980-х годов проект выглядел футуристическим пришельцем из будущего, но к 2006 году, когда ее наконец всей страной достроили, она уже смотрелась таким же странным гостем из прошлого. Неподражаемая белорусская диалектика, которая отразилась в ее прозрачном стекле, смело демонстрирующем городу и миру бойницы окон книгохранилища.

Страна заслужила такой «алмаз знаний». Во всей этой истории жаль лишь прекрасный сад, когда-то украшавший эту территорию и радовавший жителей Востока. Национальная библиотека получилась столь эффектной, что около нее не могли не построить белорусский Дубай и Макао — «Маяк Минска». Его обитатели пока еще с нетерпением готовятся к заплывам на гондолах по обещанным искусственным каналам, а вот сад уже не вернешь.

Вторым крупным объектом, который город получил в 2006-м, стал торговый центр «Столица». В советское время об идее зарыть под площадью Ленина огромное многоэтажное здание с парковкой не задумывались. «Столица» — плод исключительно эпохи независимости, очевидно, вдохновленный московским и киевским аналогами под Манежной площадью и майданом Незалежности соответственно.

На старых пленочных снимках осталась уже навсегда ушедшая натура с автомобильной парковкой, которую нынче украсила все та же плиточка и стеклянные купола с бронзовыми взлетающими аистами. А еще отзывчивые строители, переносившие выходивших из метро девушек через строительную грязь.

С момента этих съемок прошло всего 16 лет. Или целых 16 лет. Мгновение для истории и вечность с точки зрения города. Минск изменился, порой до неузнаваемости, а нам остались эти снимки, остановившие всего одно мгновение.

 Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by