После образцово-показательного случая лишения лицензии недобросовестного агентства ввиду многочисленных жалоб на его работу стало понятно, что с Минюстом шутки плохи. Рынок недвижимости в очередной раз насторожился, а потенциальные клиенты почувствовали власть. В статье, опубликованной на этой неделе, недовольные арендаторы высказались вдоволь, теперь пришло время дать слово другой стороне — представителю одного из минских агентств недвижимости.
Директор агентства «Дом» Павел утверждает, что недовольные клиенты есть всегда и во всех сферах. Но учитывая ситуацию на рынке недвижимости, многие риелторские компании, работающие по предоплате, взяли за правило внимательнее относиться к потребностям клиента и в случае их неудовлетворения возвращать аванс.
— Насколько я знаю, практически все агентства недвижимости в Минске продолжают работать по предоплате. Но от самого понятия «предоплата» мы давно ушли. Поменяли структуру работы и ищем квартиры за аванс, который оставляет соискатель. Аванс можно забрать в любой момент, если услуга не выполнена или выполнена не до конца. Каждый спорный момент рассматривается, стараемся уходить от всяческих скандалов.
Мы ограничены рамками, которые установило Министерство юстиции, и выйти за их пределы мы не можем. Стараемся работать без проблем. Во-первых, мы работаем по тарифам, установленным Советом министров. Во-вторых, мы обязаны заключать договоры со всеми собственниками, которые рекламируют с нашей помощью объект аренды или продажи.
Звучит неплохо, но мы-то знаем, что далеко не все собственники хотят заключать договоры, поэтому зачастую агентам приходится мониторить интернет в поисках вариантов. Но такое поведение, по мнению Павла, исключительно на совести агентов, за которыми уследить невозможно.
— В каждой работе есть плюсы и минусы, в каждой организации есть и хорошие работники, и плохие. Да, имеют место недобросовестные агенты, которые в погоне за копейкой предоставляют недостоверную информацию. С такими агентами мы прощаемся сразу и быстро. Выслеживаем таких работников по поступающим на них жалобам. К примеру, у нас есть два агента, которые работают уже год, и за это время нареканий в их адрес не было. Они работают и зарабатывают деньги. А с выскочками, которые хотят сорвать куш, а потом не снимать трубку, делать нечего.
Искать квартиру — довольно кропотливый труд. Мне порой трудно смотреть на девочек, которые сутками выискивают квартиры в разных источниках. Но это не единственный способ: мы расклеиваем объявления по городу, даем объявления в газеты, чтобы собственники сами нам звонили. Таким образом формируется база. Кстати, зачастую, если квартира пришла к нам с помощью объявления в газете, то, конечно, откуда нам взять ее фотографии?
Как бы представители рынка ни оправдывали услугу по предоплате, когда фактически клиент платит за список адресов без гарантии заселения, она все равно остается сомнительной в глазах потребителя. Несколько лет назад Минюст порывался запретить такой способ поиска арендных квартир, но потом забросил эту идею.
— Запретить предоплату? Ничего не изменится. Аванс никто не отменял. А запреты никогда положительно не влияли ни на одну сферу деятельности. Если запретить что-то в одном месте, то обязательно образуется дырка в другом.
Что касается услуги по факту заселения — она не всегда гладко проходит. Бывает, приводишь человека в квартиру, он смотрит, а потом говорит: спасибо, я подумаю. А после того, как агент уезжает, потребитель возвращается и заключает договор с хозяйкой, оставляя агента ни с чем. Такое происходит на каждом шагу. Как есть недобросовестные агенты, так же есть и недобросовестные арендодатели.
Павел советует не увлекаться жалобами, а решать проблему с тем, кто ее создал:
— Существует указ президента, регламентирующий обращения граждан, и Минюст буквально засыпан этими обращениями. Людей приучили постоянно жаловаться, а не решать проблему на месте. Это основной бич общества.
Читайте также: