Океан огня: как в Канаде случилась самая дорогостоящая катастрофа в ее истории

15 декабря 2017 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, Wikimedia, Globe & Mail

Океан огня: как в Канаде случилась самая дорогостоящая катастрофа в ее истории

Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, Wikimedia, Globe & Mail

Практически каждый год Северная Америка горит. Горит весной, летом, осенью и даже зимой. Масштабные пожары порой продолжаются месяцами. Тысячи специалистов, несмотря на все их усилия и использование самой современной техники, зачастую ничего не могут поделать с беспощадной стихией. В огненных штормах погибают леса со своими обитателями, но иногда они добираются и до городов, и в таком случае под угрозой оказываются уже человеческие жизни. В прошлом году рядовой лесной пожар в нефтяном сердце Канады стремительно вырос до масштабов крупнейшей природной катастрофы в истории страны, получившей название «Зверь». Это поучительная история о том, как маленькая человеческая небрежность едва не погубила целый город и обошлась правительству в миллиарды долларов.

Тайга есть не только в России. Через всю Канаду — от Тихого океана до Атлантического — протянулась полоса лесов шириной в тысячу километров. Ее точно так же рассекают холодные северные реки, болота чередуются с озерами, а посреди дремучей чащи бродят медведи. В Канаде тайгу осваивают активнее, чем в России: здесь проложены автомобильные и железные дороги, миллионы туристов ловят рыбу, охотятся или просто ходят в походы, а жители сотен населенных пунктов с удовольствием берут от великого леса все. В том числе, конечно, и нефть.

Еще в XVIII веке в самом центре страны, на северо-востоке провинции Альберта, в 450 километрах от ее столицы Эдмонтона, торговцы пушниной обратили внимание на необычную черную вязкую субстанцию, которой местные индейцы обмазывали свои лодки. Вскоре в окрестностях озера Атабаска были обнаружены и целые фонтаны этого вещества, оказавшегося обычным битумом. Масштаб и ценность находки были по достоинству оценены лишь в XX веке. Оказалось, что под тайгой расположено грандиозное (размером с половину Беларуси) месторождение нефтеносных песков. Конечно, это специфический, нетрадиционный вид нефти, непростой и дорогой в получении, но все же миллионы, даже миллиарды баррелей нефти лежали прямо под ногами, и для их добычи не требовалось строить скважины километровой глубины. Для начала достаточно было просто лопаты.

С 1960-х годов пески Атабаски принялись разрабатывать промышленным образом — при помощи шагающих экскаваторов и карьерных самосвалов. Центром нефтедобычи стал прежде никому не известный городок Форт Мак-Муррей. Некогда его основали у слияния рек Атабаска и Клирвотер охотники за пушниной, но во второй половине XX века он быстро вырос из безвестности до статуса одного из главных нефтеградов страны.

Это был типичный boomtown — населенный пункт, обязанный своим процветанием какой-нибудь лихорадке, в данном случае нефтяной. О старателях-любителях здесь речи, конечно, не шло. В Форт Мак-Муррей сразу зашли крупные корпорации с большими бюджетами, которые развернули здесь кипучую деятельность. Население городка за 20 лет (с 1965 года) выросло с 2 тыс. до 37 тыс. человек.

Цены на нефть периодически падали, добыча песков у Атабаски сокращалась, но жизнь в Форте Мак-Муррей никогда не затихала и приступы экономической депрессии его миновали. К 2016 году здесь и в окружающих его поселках жило около 90 тыс. человек — в основном суровых нефтяников, привыкших к природе, непростому климату и бескрайнему, занимающему все вокруг лесу. А как и любому лесу, этой атабаскской тайге было свойственно гореть.

Ничего необычного в лесных пожарах нет. Более того, они были неотъемлемой частью естественного жизненного цикла канадской тайги. Для любого постаревшего леса такое событие было средством собственного радикального обновления. Засохшие, больные деревья погибали в огне, а их место занимала молодая, здоровая растительность. Такой порядок существовал тысячелетиями, но людей это касалось мало, ведь их в тайге практически не было, а коренное население могло оперативно реагировать на подобные форс-мажоры, легко снимаясь с одного места жительства и перемещаясь на другое. Пришедшая цивилизация снизила человеческую мобильность. Европейские колонисты сооружали в дикой природе города, строили дома, заводили семьи — и порой пожинали и неприятные плоды своей деятельности.

К регулярным таежным пожарам, в принципе, все привыкли. Их научились предсказывать, ожидать, порой даже предотвращать, ликвидировать в зародыше, но иногда обстоятельства складывались таким образом, что масштабная катастрофа была просто неотвратима.

В начале 2016 года все указывало на то, что предстоящий сезон обязан быть «горячим». Прошедшая зима была по местным меркам исключительно мягкой и бесснежной. Выпавший снег быстро таял, и уже ранней весной установилась теплая и сухая погода. К маю дневные температуры достигли +30°C, влажность при этом падала — сложились идеальные условия для начала пожара.

Чрезвычайные службы прекрасно понимали это и заранее готовились к неизбежному. В аэропортах вокруг Форта Мак-Муррей разместили сразу четыре пожарных самолета. На аэродроме в самом городе все было готово к их приему и оперативной заправке водой. Над лесами летали вертолеты с наблюдателями. 1 мая в 16:03 очередной аэропатруль заметил возгорание леса на площади около 2 гектаров в 7 километрах от Форта Мак-Муррей. «Зверь» (такое название пожар немедленно получил с легкой руки журналистов) родился и начал стремительно расти.

Оригинальный очаг пожара

Несмотря на то что все четыре имевшихся пожарных самолета вылетели на тушение немедленно после получения от экипажа патрульного вертолета сообщения о пожаре, а еще раньше на место происшествия прибыли наземные службы, возгорание распространялось крайне активно. Всего через два часа после первого наблюдения площадь возгорания увеличилась с 2 до 60 гектаров и продолжала быстро расти. После девяти вечера власти принялись предупреждать жителей, чьи дома находились ближе всего к очагу, о возможной эвакуации. Люди собирали вещи и ждали новостей.

На следующий день, 2 мая 2016 года, ситуация улучшилась. Площадь пожара составила уже 2600 гектаров, но ветер изменил направление, и огонь начал распространяться в сторону реки Атабаска — противоположную от домов. Казалось, что естественная водная преграда позволит локализовать возгорание и оперативно ликвидировать его. Но не тут-то было.

В ночь с 2 на 3 мая ветер вновь поменялся и погнал огонь по высохшему лесу к городу. Все попытки ограничить его распространение закончились ничем: после обеда начали загораться первые дома в предместьях Форта Мак-Муррей. В 16:20 была наконец объявлена всеобщая обязательная эвакуация, хотя многие жители города не стали дожидаться решения властей и пытались уехать раньше. На проходившем через населенный пункт шоссе 63 образовались заторы из автомобилей. В конце концов зрелище стало напоминать кадры из фильма-катастрофы. Очаги пожара возникли по обе стороны дороги, и машины были вынуждены ехать сквозь настоящий огненный каньон.

Надо отдать должное властям и специальным службам. За несколько часов в соседние города было эвакуировано в общей сложности 88 тыс. человек, и операция эта была проведена безупречно. Форт Мак-Муррей обезлюдел, многие его предместья были фактически отданы на растерзание «Зверю», но ни одного погибшего при этом не было. Лишь двое молодых жителей города погибли в трагическом, но случайном ДТП уже в 200 километрах от Форта Мак-Муррей. Отсутствие жертв тем более удивительно, если учитывать масштабы происходившего в те дни на берегах Атабаски.

5 мая пожар распространился на новые 85 тыс. гектаров, 6 мая — еще на 100 тыс., 7 мая — еще на 156 тыс. Несмотря на усилия тысяч пожарных, съехавшихся туда со всей страны и из-за ее пределов, использование 22 пожарных самолетов, 45 вертолетов и сотен единиц спецтехники, «Зверь» фактически вышел из-под контроля, и к 20-м числам мая достиг пика — горело более полумиллиона гектаров леса. Дым канадского отечества фотографировали спутники, наблюдали космонавты на МКС, его запах ощущали канадцы в сотнях километрах от Форта Мак-Муррей, но сладким и приятным назвать его не могли.

Лишь в середине июня власти смогли заявить, что «Зверь» локализован, и то спасибо надо сказать начавшимся дождям. Следующие месяцы пожарным предстояло тушить оставшиеся очаги возгорания, а властям — подсчитывать убытки. Цифры были колоссальные.

В первые жаркие майские дни, после проведения массовой эвакуации правительство готовилось к худшему, опасаясь полного уничтожения Форта Мак-Муррей. Природа пожалела город: конечно, выгорели целые кварталы, в общей сложности было уничтожено более 2 тыс. зданий, а некоторые предместья стали напоминать пейзаж после атомной войны, но центральная часть нефтеграда уцелела. К счастью, не пострадали и соседние нефтяные карьеры, хотя их персонал также вынужденно эвакуировали. Можно только предполагать, как развивались бы события, если бы огонь добрался до месторождения.

Тем не менее страховой ущерб от бесчинств «Зверя» был оценен в 4,7 млрд канадских долларов (около 3,6 млрд американских). Косвенный ущерб (от потерянной нефтяными корпорациями прибыли, не полученных жителями зарплат и так далее) эти цифры только увеличил. Пожар у Форта Мак-Муррей стал самой дорогостоящей катастрофой в истории Канады.

А причиной всему стало поведение людей, возможно, даже одного человека. Еще когда «Зверь» только набирал силу, власти объявили, что возгорание произошло не по вине природы. К 1 мая уже долгое время стояла хорошая погода, поэтому удар молнии был сразу же исключен. Официальной причиной стал человеческий фактор, но конкретную последовательность событий установить уже невозможно. Рядом с первоначальным очагом возгорания находилась широкая просека, по которой проходила линия электропередач. Ее часто использовали местные жители, испытывая на прочность собственные джипы и пикапы. Возможно, первая искра, из которой потом разгорелось пламя «Зверя», родилась в выхлопной трубе автомобиля либо всему виной стал выброшенный из окна машины сигаретный окурок, но факт остается фактом: человеческая небрежность привела к одному из крупнейших лесных пожаров в истории страны, потушить который не могли больше года.

Хотя открытые очаги возгорания были ликвидированы к осени 2016-го, «Зверь» продолжал тлеть под поверхностью земли, периодически вырываясь на волю. Пожарные были вынуждены на протяжении долгих месяцев проводить систематическую работу по наблюдению за десятками тысяч гектаров леса. Об окончательной ликвидации пожара было объявлено лишь совсем недавно — 2 августа 2017 года. Прошло 15 месяцев борьбы.

Восстановление Форта Мак-Муррей началось этим же летом. К зиме уже строилось несколько сотен домов, но даже до сих пор, по прошествии полутора лет, город до конца не оправился после катастрофы. Во многих его районах новенькие коттеджи по-прежнему соседствуют с пепелищами, а на улицах стоят сгоревшие автомобили. Некоторые жители и вовсе предпочли не возвращаться в прежнее жилище, использовав страховую компенсацию для начала жизни на новом месте. Тем не менее для несчастного Форта Мак-Муррей пожар стал в некотором смысле толчком к развитию. Ликвидация последствий пожара, щедрые государственные инвестиции привели к оживлению и диверсификации экономической жизни города. Там появилось много новых, пусть и временных рабочих мест — в основном в строительной области. Остается только надеяться, что нефтеград сможет использовать подаренный ему второй шанс.

А вот природе, как ни странно, произошедшее пошло только на пользу. Экологи да и местные жители смогли сами убедиться в важности подобных вроде бы чрезвычайных ситуаций для жизни больших лесных массивов. Уже через год после гибели прежней тайги на ее месте появилась бурная молодая растительность. Сгоревшую черную ель заменили молодые сосны и тополя, которые прежде не могли расти в еловой тени. Тайга стремительно возрождается, в ней закипает новая энергичная жизнь. Так было на протяжении тысячелетий, будет так и впредь.

Ну а люди виноваты сами. Это они вторглись в природу, поселились рядом, они же сами и устроили катастрофу, за что теперь расплачиваются. Великий канадский пожар 2016 года показал, почему в засушливые месяцы необходимо закрывать леса для посещения (в том числе и у нас) и к каким грандиозным последствиям может привести заурядная бытовая небрежность при обращении с огнем. Каждый раз, выкидывая на пикнике или при собирании грибов окурок, стоит помнить, что такой поступок может обойтись в миллиарды.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by