Главным врагом Индианы Джонса во время его незабываемых приключений были нацисты. Соревнуясь с ними, бравый археолог в культовой саге Стивена Спилберга искал Ковчег Завета и Святой Грааль — важнейшие христианские артефакты, на которые гитлеровцы имели свои зловещие планы. Фильм остается фильмом, но дыма без огня не бывает. В 1930-е годы Третий рейх действительно развернул активную деятельность по поиску разнообразных объектов, имеющих принципиальное значение для его идеологии. Уже после окончания Второй мировой войны и разгрома Германии эта работа, инициаторами которой были подразделения СС, обросла густым слоем легенд и конспирологических теорий. Загадка общества «Аненербе», оккультные поиски рейхсфюрера Генриха Гиммлера, замок Вевельсбург как «центр нового мира», антарктическая и тибетская экспедиции нацистов, «Черное солнце» и руны — в обзоре Onliner.by.
В 1940 году Герман Бартельс, придворный архитектор шефа СС Генриха Гиммлера, представил боссу план реконструкции замка Вевельсбург, расположенного неподалеку от города Падерборн в земле Северный Рейн — Вестфалия. Одноименная деревушка, окружавшая крепость, безжалостно сносилась, а сам замок (точнее, его северная башня) становился центром гигантского монументального комплекса, напоминающего в плане полукольцо.
Любопытнее всего был вид сверху на задумку Бартельса и Гиммлера. Хорошо видно, что частью комплекса была структура, похожая на наконечник стрелы или копья, острием которого как раз и выступал Вевельсбург. Впоследствии многочисленные исследователи оккультной истории нацизма связали данный архитектурный образ с двумя объектами: Totenkopfring (кольцо «Мертвая голова»), важнейшим и самым почетным символом принадлежности к СС, и копьем Лонгина, легендарной пикой, которую римлянин Лонгин вонзил в тело распятого на кресте Иисуса Христа.
Как это часто бывает с христианскими артефактами, в мире существует сразу несколько «копий Лонгина», каждое из которых с разной степенью достоверности возводится к тому, оригинальному «орудию страстей Христовых». Одной из таких реликвий было копье, хранившееся в венском дворце Хофбург. Через некоторое время после аншлюса Австрии нацисты изъяли его из сокровищницы бывшей габсбургской резиденции и отправили в Нюрнберг, главный идеологический центр Третьего рейха. По некоторым данным (многие ученые, впрочем, относятся к ним с изрядной долей скепсиса), Гиммлер приказал изготовить копию артефакта и поместить его как раз в Вевельсбург. Почему же этот неплохо сохранившийся, но заурядный, в общем-то, замок XVII века был так важен для рейхсфюрера СС?
Конкретно Вевельсбург особого сакрального смысла для Гиммлера не имел. Он выбрал этот замок, руководствуясь двумя принципами. Во-первых, его можно было относительно легко получить в собственность. Несмотря на то что эсэсовцы уже в 1934 году могли творить в стране что хотели, вид законности всегда по возможности соблюдался. После переговоров местные власти согласились сдать Вевельсбург в аренду СС на 100 лет за символическую 1 рейхсмарку в год. Вторым важным фактором стало географическое расположение замка. Он находился в Тевтобургском лесу, месте, где в сентябре 9 года нашей эры германцы во главе с вождем Арминием наголову разгромили три лучших легиона римского императора Октавиана Августа. Подобные события имели для идеологии гитлеровского национализма основополагающее значение: они доказывали превосходство германской нации над всеми остальными народами мира, включая непобедимых, казалось бы, римлян.
Именно в этой сакральной точке Гиммлер задумал создать идеологический центр СС, организации, которую он считал средоточием всего самого совершенного, что есть в Третьем рейхе. Если рейх в его новых границах от Атлантики до Урала в безумных фантазиях Гитлера должен был стать центром земли, а Берлин — Welthauptstadt Germania (столицей мира Германия), то центр этого центра, по задумке Гиммлера, находился именно в Вевельсбурге, который он назвал Zentrum der neuen Welt («центр нового мира»). Именно с такой перспективой задумывалась архитектором Бартельсом перестройка комплекса.
Через 20 лет после окончательной победы рейха в Тевтобургском лесу должен был появиться грандиозный архитектурный ансамбль, обнесенный 18-метровой стеной. Здесь члены СС должны были не только жить и учиться, но и совершать все свои новые ритуалы, придуманные Гиммлером. Кроме прочего, тут планировались свои аэропорт, электростанция и автобан, соединяющий Вевельсбург с Берлином. Окруженная деревьями дорога по совместительству должна была играть роль древка «копья», пронзающего эсесовский комплекс. А в северной башне замка, той самой, расположенной на острие наконечника, находилась святая святых Гиммлера (и то единственное, что архитектор Бартельс успел реализовать) — «зал обергруппенфюреров».
Круглую комнату с 12 окнами окружали 12 колонн. В центре зала, на полу, находилась круглая мозаика в форме 12-конечной свастики, к которой была подведена газовая труба для вечного огня. Все это, по мнению отдельных исследователей, имело глубоко символичное значение. Число «12» отсылало к 12 основателям СС («первым обергруппенфюрерам»), а свастика — к «Черному солнцу», придуманному еще в 1880-е годы Еленой Блаватской оккультному символу, центру вселенной, началу всего бытия, «свет» которого был вынесен арийцами с далекого Севера, с их легендарной прародины. Конечно, концепция как нельзя лучше подходила нацистам, обосновывая исключительность германской нации и ее превосходство над иными народами.
Загадочности происходившему внутри крепости добавляла крипта, расположенная под «залом обергруппенфюреров», где хранились кольца «Мертвая голова», оставшиеся от погибших эсэсовцев.
Эта комната и «зал обергруппенфюреров» над ней были единственными помещениями, которые архитектор Бартельс успел завершить. После начала войны на Восточном фронте предполагавшаяся грандиозная реконструкция замка была остановлена, так и не успев, по сути, начаться. В 1945-м замок пытались взорвать, накопившаяся коллекция Totenkopfring (более 60% из всех врученных, можно оценить потери в составе СС) была увезена в неизвестном направлении и исчезла. В настоящее время в Вевельсбурге расположены два музея (включая музей нацизма), молодежный хостел и ресторан.
Вопрос, действительно ли Гиммлер вкладывал в оформление замка какие бы то ни было оккультные смыслы, так и останется уделом послевоенных интерпретаторов. Нет никаких объективных документальных данных, свидетельствующих, что «зал обергруппенфюреров» в Северной башне Вевельсбурга, которая, в свою очередь, была острием «священного копья», указывающего на «центр нового мира», предназначался для проведения каких-либо тайных ритуалов. Официально комплекс назывался SS Schule Haus Wewelsburg («Школа СС Вевельсбург»). Скорее всего (по крайней мере в первые годы своего существования), он играл роль обычного училища, где проводилась идеологическая обработка членов СС. О том, какая участь задумывалась для него впоследствии, можно лишь догадываться.
Впрочем, отрицать то, что Гиммлер, считавший себя воплощением Генриха I Птицелова, первого восточнофранкского короля из германской Саксонской династии, увлекался оккультизмом, невозможно. В голове бывшего агронома сформировалась причудливая смесь из остатков впитанного с рождения католицизма, мистических религиозных учений конца XIX — начала XX веков, теософии и эзотерики, на который толстым слоем легла националистическая расовая теория. Во многом эти же идеи лежали и в основе создания нацистской партии.
В 1918 году в Мюнхене возникло так называемое общество «Туле». Туле — легендарный остров, по утверждению античных авторов, самая северная обитаемая земля, ассоциируемая не то с Исландией, не то с Гренландией, не то с континентальной Скандинавией. Члены общества «Туле», среди которых было много родоначальников будущей НСДАП (Национал-социалистская немецкая рабочая партия), верили, что там обитали потомки арийцев, в свою очередь, вышедшие из исчезнувшей в океане Атлантиды. Из идей, разрабатывавшихся в «Туле», нацисты вынесли (и впоследствии абсолютизировали) теорию расового превосходства северян-арийцев над порочными, примитивными южными народами. Гитлер критиковал эзотерические и мистические практики общества, но расовая теория ему понравилась: она хорошо укладывалась в его сверхнационалистическую идеологическую программу.
В конце 1920-х концепты развалившегося к тому времени общества «Туле» были последовательно развиты идеологами национализма. Они подчеркивали, что все проблемы «нордической расы» (наследников арийцев) — из-за их смешения с примитивными южанами. Отсюда вытекала теория «расовой гигиены» — необходимости очищения немцев от «вредной крови». Здесь же логично родилась идея существования целых современных «низменных, звероподобных» народов (евреев, цыган, восточных славян), угнетающих арийцев и, главное, занимающих их исконный «лебенсраум» («жизненное пространство»).
В отличие от достаточно рационального фюрера, ненавидевшего любые религии, Гиммлеру философско-мистический аспект деятельности «Туле» понравился. В 1935 году при его участии было образовано общество «Аненербе» («Наследие предков»), главной задачей которого был поиск вещественных доказательств превосходства германской расы и теоретическое исследование истории и традиций немцев. Вскоре Гитлер жестоко раскритиковал деятельность «Аненербе», заявив: «Мы не имеем ничего общего с теми людьми, которые понимают национализм лишь как набор легенд и мифов и в результате слишком легко подменяют его расплывчатыми фразами нордического содержания. Сейчас они начинают проводить исследования, основываясь на мифической культуре атлантов».
Гиммлер воспользовался произошедшим, чтобы взять общество под свой полный контроль. Оно официально вошло в состав СС, став частью Главного управления по вопросам расы и поселения (РуСХА). Гиммлер был назначен его президентом, а деятельность «Аненербе» поставили на практические рельсы, дав щедрое финансирование от СС. К середине 1930-х СС превратилась в мощнейшую организацию, фактически государство в государстве. В структуре, контролируемой Гиммлером, были свои армия (войска Waffen-SS), разведка (СД), общегосударственные органы — криминальная и политическая полиция (гестапо), система концлагерей, сеть промышленных предприятий. Над всей этой империей господствовала общественная надстройка, представлявшая собой нечто наподобие средневековых рыцарских орденов со своими ритуалами (вступление в орден, крещение, свадьбы), которые при этом были лишены традиционной религиозной окраски. Символами организации, чьим официальным названием было Schutzstaffel («Отряды охраны»), стали две похожие на молнии руны «зиг», ассоциировавшиеся с богом Тором, властью, войной и победой.
В этой разветвленной структуре «Аненербе» стало чем-то наподобие Академии наук, обширной сети институтов, отделов и прочих подразделений, каждое из которых занималось своей конкретной областью.
При этом Гиммлер учел критику начальства. «Аненербе» отошло от раскритикованных Гитлером «атлантических мифов» и занялось, казалось бы, сугубо практическими исследованиями, призванными способствовать правильному освоению «жизненного пространства», которое предстояло завоевать на востоке. Ботаники занимались изучением растений, которые выращивались бы на новых территориях рейха (имевшуюся «чужеродную» флору планировалось заменить на «традиционную арийскую»), юристы исследовали древнегерманские обычаи и нормы права, чтобы внедрить их в быт колонистов, архитекторы проектировали поселки, где предстояло жить переселенцам, специальный «отдел биологии наследственности» даже занимался традиционными германскими сексуальными практиками, в результате чего выяснилось, что истинные арийцы лучше всего получаются в ночи зимнего и летнего солнцестояния. Солидные ученые с многочисленными донацистскими научными степенями всерьез изучали эти и тысячи других вопросов.
Некоторые из этих проблем оказались не столь теоретически безобидными. В концлагере Дахау доктор Зигмунд Рашер, высокопоставленный сотрудник «Аненербе», исследовал влияние повышенного и пониженного давления, а также экстремальных температур на состояние организма заключенных. Результатом этой «научной работы» зачастую становилась смерть жертвы.
Занималось «Аненербе» и историческими, географическими, этнографическими исследованиями, призванными обосновать превосходство германцев. Для этого общество организовало целый ряд дорогостоящих экспедиций. В 1936 году в Швеции ее члены изучали петроглифы Бохуслена, которые планировались ими на роль памятника древнейшей нордической письменности. В 1937-м в одной из итальянских альпийских долин объектом пристального внимания «Аненербе» стали наскальные руны: они каким-то образом должны были доказать, что Древний Рим на самом деле основали германцы. В 1938 году в Исландии нацисты искали легендарный остров Туле, свою мифическую прародину, а на 1939-й планировались экспедиции в Боливию (где находились мегалиты с похожими на германские руны петроглифами) и на Канарские острова (коренное население, гуанчи, там обитавшие, были удивительно бледнолицы и светловолосы). Все это предполагалось использовать в качестве доказательств всемирного распространения арийцев, а через это обосновывалось право современных их наследников, немцев, на весь мир. Эти поездки членов «Аненербе» не состоялись из-за начала Второй мировой.
Но главной экспедицией общества стал Тибетский поход. В 1938 году в Гималаи под эгидой «Аненербе» отправилась группа немецких ученых и альпинистов во главе с Эрнстом Шефером. Официально они занимались изучением климата, флоры и фауны, истории и культуры региона. На деле же, войдя в доверие к тибетским ламам, они проводили и расовые исследования, пытаясь (в том числе и обмером черепов) обосновать арийское происхождение тибетцев. Подтверждению собственных идей посвящены были и остальные научные «штудии» нацистов. В культурных и архитектурных памятниках Тибета искалось сходство с германскими аналогами. Растения и животные собирались, чтобы впоследствии использовать их при колонизации «восточных территорий» как образцы истинно нордической флоры и фауны.
Отдельные историки утверждают, что штурмбанфюрер Шефер параллельно изучал Тибет не только как возможную арийскую колыбель, но и как потенциальный плацдарм для нападения на Индию, жемчужину британской колониальной короны. А конспирологи и эзотерики уверены, что в Тибете нацисты находились в поисках Шамбалы, мифической страны, своеобразного аналога северного острова Туле. Здесь же искались доказательства «доктрины вечного льда», теории, согласно которой арийская цивилизация погибла в результате очередного взаимодействия Земли (например, столкновения) с огромным ледяным метеоритом.
Эта же гипотеза «вечного льда» не оставляла нацистов и в Антарктиде. Данная экспедиция, прибывшая в Антарктику в январе 1939 года, возглавлялась не членами «Аненербе» и занималась в основном обоснованием колониальных прав Германии на еще не разделенный континент, однако и здесь не обошлось без теорий заговора. Многочисленные конспирологические источники на полном серьезе утверждают, что целью немцев было основание в Новой Швабии (район Антарктиды, который Германия объявила своим) сверхсекретной базы 221 «Новый Берлин». Под вечными льдами континента, утверждают энтузиасты, немцы спрятали обнаруженные в ходе экспедиций «Аненербе» по Ближнему Востоку (были и такие) Святой Грааль и Ковчег Завета, свои фантастические летательные аппараты «диски Беллуццо», эти нацистские НЛО, несостоявшееся настоящее «вундерваффе» («чудо-оружие»), а заодно и бежавшего из осажденного Берлина Гитлера.
Деятельность Гиммлера, СС и «Аненербе» на этом оккультном поприще обросла чудовищным количеством легенд, предположений, мистификаций и мифов. Этому способствовали ее секретность, ограниченность круга допущенных лиц да и сама тематика интересов нацистов. Сложно представить, что в круглом зале Северной башни Вевельсбурга за круглым столом над «черным солнцем» мозаики-свастики собирались 12 обергруппенфюреров, воображая себя современным воплощением рыцарей Круглого стола. Точно так же совершенно невозможно поверить, что в небо над полигоном Пенемюнде взмывали «летающие блюдца» со свастикой на борту. Конечно, отборные эсэсовцы Гиммлера, эти блондины с голубыми глазами и квадратной челюстью, не нашли в ближневосточных песках чашу, из которой Иисус вкушал на Тайной вечере, а в Тибете — вход в Шамбалу.
Про эти материи неимоверно увлекательно читать, как увлекает все непознанное и загадочное, но гораздо важнее уяснить другое. За всеми этими поисками ковчегов и граалей, ритуальными клятвами в замке Вевельсбург, сбором цветочков у подножия Эвереста, фотографированием пингвинов в Антарктиде и рисованием идеальных деревень скрывается фундаментальное освоение «жизненного пространства», включая полную немецкую колонизацию Крыма с выселением или уничтожением прежних жителей и «окончательное решение» еврейского вопроса. В 1940 году специалисты «Аненербе» разработали план переселения евреев на Мадагаскар. Этот проект оказался слишком дорогим и сложным в реализации, и в итоге все закончилось тем самым совещанием у озера Ванзее. В январе 1942 года на вилле Марлир представители высшего руководства рейха (включая Отто Хоффмана, начальника Главного управления СС по вопросам расы и поселения, в структуру которого входило «Аненербе») определили пути и средства Холокоста. И каждый из сотрудников «научного» общества прямо или косвенно несет ответственность за гибель миллионов людей. Закономерно, что на Нюрнбергском процессе «Аненербе» была признана преступной организацией, а ее глава и покровитель рейхсмаршал СС Гиммлер закончил свои дни на грязном полу британского штаба и в безымянной могиле у Люнебурга.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by