По квартирам горожан начал блуждать новый вид любителей легких денег — аферисты-электрики. Действуют «мастера» по давно отработанной «фильтрщиками» и «компьютерщиками» схеме: без приглашения ходят по домам и рассказывают страшные истории о том, что все мы сгорим, если сегодня-завтра не поменяем проводку. Если «пациент» попался внушаемый и мнительный, работающая неподалеку бригада электриков срочно выезжает на адрес и приступает к делу, с умным видом занимаясь чисткой розеток, а также заменой старых автоматов на дешевые новые. За скоростные услуги надо платить — расстаться придется с суммой от 150 до 220 рублей. В «Белэнерго» уже открестились от специалистов, предупредив горожан, что, прикрываясь добрым именем электроснабжающих организаций, по домам ходят мошенники.
Своей историей работы в компании по выманиванию денег в обмен на сомнительные услуги поделился Вадим. Молодой человек живет в Бресте и с начала августа приступил к поиску работы. Создал резюме, указав, что разбирается в электронике, разместил его в базе данных и уже на следующий же день получил отклик: на контактный номер позвонила девушка и предложила приехать на собеседование.
— О какой именно профессии идет речь, я не знал, звонившая девушка не предупредила, — вспоминает Вадим. — Но все равно поехал: попытка не пытка. Попав в офис, увидел, что передо мной в коридоре сидит еще несколько человек в очереди на собеседование. Быстро заполнил стандартную анкету и пошел на собеседование.
Встретил меня солидный мужчина лет 30. Одет очень дорого, кабинет по высшему уровню. Стандартно порасспрашивал, кем я работаю, что делал, что не нравилось на прошлой работе. Был очень вежлив и умел так выстроить свою речь, чтобы заинтересовать меня. Все было настолько сладко и гладко, что меня это даже немного насторожило.
Зарплату предложил в 300 рублей (это оклад), плюс 10% с продаж, плюс бонусы. График — шесть через один, работа по 12 часов в день. Я понимал, что это нереально, но все же решил попробовать. Договорились встретиться завтра в неформальной обстановке, на этот раз вечером.
Завели меня в комнату — что-то вроде зала. Там стоял телевизор, доска, а по стенам было развешено множество грамот. На каждой грамоте написано, сколько в долларах заработал конкретный человек. А еще, куда ни глянь, мотивирующие слоганы, мол, у тебя все получится. На этой неформальной встрече было всего два претендующих на работу человека, включая меня. К нам пришел самый главный начальник офиса (должность его зовется D.P.S.).
Он спросил общую информацию о нас, а потом впечатлил — сказал, что научит нас зарабатывать любые деньги, вплоть до $1500. Быстренько изложил основы экономики и продаж, объяснил, почему люди должны купить услугу, как их заставить, какие бывают трудности. Расписали карьерную лестницу: допустим, продал более чем на $3000 за все время, тебя переводят выше, ты получаешь и оклад больший, и уже 12% с продаж. И так далее, самая высокая должность — ты можешь открыть уже свою точку (кстати, такие фирмы есть, наверное, во всей республике). Поговорили, а потом он раздал листики, в которых нужно было написать, почему они должны взять на работу именно меня. Написали, сдали и стали ждать звонка с вердиктом.
Их главный позвонил мне на следующий день, сказал, что я подхожу. Надо было явиться в офис в 9 утра. Пришел я. Оказалось, что в этом зале уже сидело большое количество людей, все они делились на «оконщиков», «электриков» и «фильтрщиков». Ко мне подошел парень и сказал: «Я твой team leader». Это значило, что он продал услуг на сумму более $3000 и теперь стал «мастером». В его команде было 5 человек, включая меня, все молодые парни и один уже довольно пожилой мужчина. Этот мужчина был единственным настоящим электриком среди нас. Остальные все по большому счету ничего в этом не понимают, просто учат речь.
Дали листик с речью, на котором написано, что и как надо говорить. А потом началась «клиника» — все стали разыгрывать сценки: менялись ролями, кто клиент, а кто электрик, пытались как можно лучше общаться. После этого опытные работники говорили, что ты делаешь не так и как убедительнее врать.
Затем в зал зашел самый главный директор — его приветствовали очень громко. Он начал приглашать к доске тех, кто вчера продал больше всего, и они рассказывали, как было, что продали, как разговаривали. Их всячески хвалили. Вообще начальник дурит голову всем не по-детски: включает постоянно ролики про богачей — как они живут, пьют виски по $2000 и что каждый должен к такому стремиться.
Для подкрепления желания работать эффективно, в компании также есть день бонусов и подарков. В этот день все стараются продать как можно больше, так как был обнародован прейскурант призов: например, продашь услуг на 500 рублей — получишь ручку «Паркер», на 700 рублей — кошелек, на 900 — дорогие туфли, на 1200 — костюм, 1500 — ноутбук или телевизор, 2000 — iPhone 6. Каждый месяц призы меняются.
Как и говорили во время собеседования, работа длится с 9:00 до 21:00. С утра общее собрание, а в 12 все выезжают по адресам оказывать услуги. Услуги, кстати, очень дорогие: замена розетки 20 рублей, замена одного автомата — 50 рублей. Три автомата — это 150 рублей, из них 15 рублей уже твои заработанные. Всего за полчаса. Недурно.
Что касается адресов, куда ехать, всем работникам надо звонить на определенный номер — на том конце провода сообщают улицу, дом и квартиру. Я пошел со своим тим-лидером, чтобы он мне показал, как это работает. В общем, пришли по адресу, звоним в домофон, представляемся электриками. Открыли двери напуганные пенсионеры, попросили показать удостоверение. Мой начальник дал корочку, в которой написано, что он специалист фирмы, название которой очень созвучно с действительно хорошо известной и порядочной компанией. С ходу коллега начал рассказывать, что в районе участились случаи пожара, горели квартиры в соседних домах, поэтому мы ходим и проверяем.
Сели, чтобы заполнить обходной лист, — у хозяев спрашиваются самые стандартные вещи. Затем мультиметром померили напряжение розеток, где-то оно скачет, специалист сразу же сказал, что это очень плохо, что розетки старые, что щиток в ужасном состоянии и все надо менять. Пенсионер спросил, сколько это стоит. Но мой напарник был хитер, сказал, что не помнит, мол, давайте пройдем и посмотрим. Оказалось, «всего-то 150 рублей (с учетом скидки для пенсионеров), и вы в безопасности».
Хозяин не согласился, указав, что это дорого и нет денег. Но мой коллега назойлив и опытен: в итоге договорились на две розетки и один автомат, а два автомата оставить старыми. Как обычно, дальше шло составление договора, подпись. А потом мой напарник делает важный звонок будто бы мастеру: «Алло, тут такие хорошие люди у меня в клиентах, не могли бы вы им побыстрее все сделать? Да-да, хорошо, хорошо». Все делается очень быстро из-за того, что после раздумий люди могут «отвалиться» — поймут, что дорого, или родственники вразумят. В общем, пенсионеры говорят спасибо и довольные закрывают за нами двери. Но я сгораю от стыда: за такие деньги поменять один автомат…
После того как вышли из квартиры, снова звоним координатору, отчитываемся, что провели сделку, и нам назвали новый адрес. У электриков есть своя общереспубликанская группа в Viber, куда они сразу же скидывают достижения — сумму сделки, имя и фамилию, город. Кстати, всегда можно предложить клиентам рассрочку, если большая сумма, иногда даже на 2 месяца. Но зарплату ты получишь только тогда, когда это выплатят. К слову, когда договор заключен и оплачен, тебе дают половину суммы, вторую половину — мастеру, который производил работы.
На следующий день я снова пришел на работу. Побыл на собрании, посмотрел, как с шариками, музыкой и приглашенными стриптизершами чествовали троих человек, которые в предыдущий день были лидерами и заработали по 500—600 рублей. Снова посмотрел фильм про богатых людей, сдал экзамен, получил копию сертификата фирмы для обхода квартир и ушел. Понял, что это не мое: не могу обманывать людей даже за огромные для меня деньги.
Настоящих электриков ищите при помощи сервиса «Услуги» Onliner.by