12 703
76
15 августа 2017 в 17:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Альфред Микус
Волонтеры начали восстанавливать поместье времен ВКЛ. Возможно, там будет гостиница

До недавнего времени в деревне Щорсы Гродненской области «погибал» дворцово-парковый ансамбль — усадьба рода Хрептовичей. На 35 гектарах земли собрано около 200 видов редких растений, которые сохранились еще со времен жизни здесь знатного рода, действует система каскадных прудов, в здешней библиотеке, кроме 20 тысяч книг и уникальных экспонатов, когда-то хранились оригиналы дневников (в том числе дневники Марины Мнишек), находился оригинал манифеста Хмельницкого к казакам, поработать сюда приезжали Мицкевич, Сырокомля, Чечот. Считается, что именно в Щорсах Адам Мицкевич написал поэму «Гражина». Сейчас же усадьба находится в запустении, а волонтеры пытаются сделать все возможное, чтобы Onliner.by не пришлось делать очередной выпуск «Увидеть, пока не развалилось».

В XVIII веке этот комплекс являлся «образцом идеального хозяйства», здесь на сто лет раньше, чем во всей Российской империи, было отменено крепостное право, поэтому он привлекал множество беглых крестьян, которые искали спасения и лучшей жизни. Известность он приобрел при Иоахиме Литаворе Хрептовиче, который стал последним канцлером Великого княжества Литовского.

Со временем комплекс пришел в упадок и перестал представлять практическую ценность. Сейчас там нарисованы неумелые граффити, дом библиотекаря окружает бурелом и пустые бутылки от пикников местной знати из соседних деревень.

Некоммерческая организация «Местный культурно-просветительский фонд „Щорсы и Хрептовичи“» решила взять комплекс под свою опеку и привести его в порядок. Активисты привлекли бизнесменов, местные власти, около трех десятков волонтеров и устроили масштабный субботник, который растянулся на несколько недель.

— Вскоре будут проведены исследования, после которых мы планируем приступить к работам. Вероятно, эта территория будет передана нашему фонду, тогда при помощи властей и волонтеров мы наведем здесь порядок. Есть вероятность, что на месте этого комплекса будет создан музей и гостиничный комплекс, но пока загадывать рано: это возможно только в том случае, если такое преобразование не повредит историко-культурной ценности, — объяснила пресс-секретарь фонда Анна Булда.

О планируемых сроках активисты пока не сообщают и надеются, что найдут поддержку в своем начинании.

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Альфред Микус
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
15.08.2017 в 17:02
Молодцы!
Но лучше все таки музей сделать!
15.08.2017 в 17:03
Идея хорошая, молодцы!... Но без поддержки государства ничего не выйдет... Боюсь скоро всё затихнет...
15.08.2017 в 17:03
Хорошо ,что волонтеры - дали бы городским архитекторам, все снесли бы и построили апофеоз строительной мысли РБ - панельку...
15.08.2017 в 17:05
Молодцы!
Но лучше все таки музей сделать!
"peski8888":

А Щорсы переименовать в Хрептовка или Литовка. Или конкурс на название объявить. А то Щорс... Своих героев хватает.
15.08.2017 в 17:08
А почему этим министерство культуры не занимается ????
15.08.2017 в 17:11
Молодцы!
Но лучше все таки музей сделать!
"peski8888":

И Зачем? кто туда пойдет?
15.08.2017 в 17:17
Молодцы!
Но лучше все таки музей сделать!
"peski8888":

А Щорсы переименовать в Хрептовка или Литовка. Или конкурс на название объявить. А то Щорс... Своих героев хватает.
"JuanCarlos":

Беру свои слова обратно. Погуглил. Оказывается Щорсы - это историческое название и с Николаем Щорсом не связано.
15.08.2017 в 17:18
А чем помочь можно?
15.08.2017 в 17:19
контакты бы оставили
15.08.2017 в 17:39
могу желать только удачи в этом нелегком деле.
15.08.2017 в 17:40
Был там проездом, полазил и посмотрел что осталось. Всё вполне можно восстановить.
15.08.2017 в 17:50
"тогда при помощи .... волонтеров мы наведем здесь порядок. ..... будет создан .... гостиничный комплекс"
Т.е. порядок наводить забесплатно, а номера продавать будет какой-то предприимчивый дядя???)))))
15.08.2017 в 17:54
Молодцы!
Но лучше все таки музей сделать!
"peski8888":

Идея хорошая, молодцы!... Но без поддержки государства ничего не выйдет... Боюсь скоро всё затихнет...
"Вован28061983":

Молодцы! Ваши комментарии помогут стране и волонтерам!
15.08.2017 в 18:06
Жыве Беларусь
15.08.2017 в 18:09
Фото сделаны осенью или весной. Давно собираются?
15.08.2017 в 18:17
глядя на такие места, понимаешь какая же богатая у нас история и традиции, о которых мы к сожалению забыли :(
15.08.2017 в 18:20
Молодцы!
Но лучше все таки музей сделать!
"peski8888":

А Щорсы переименовать в Хрептовка или Литовка. Или конкурс на название объявить. А то Щорс... Своих героев хватает.
"JuanCarlos":

Литовка уже есть под Новогрудком
15.08.2017 в 18:26
Молодцы!
Но лучше все таки музей сделать!
"peski8888":

И Зачем? кто туда пойдет?
"Mr.Life.by":

Я.
15.08.2017 в 18:28
А почему этим министерство культуры не занимается ????
"kadgan":

А оно ему надо? Они и так в карман берут.
15.08.2017 в 18:32
вместо Щорса поставить памятник Коласу!
15.08.2017 в 18:36
Молодцы!
Но лучше все таки музей сделать!
"peski8888":

А Щорсы переименовать в Хрептовка или Литовка. Или конкурс на название объявить. А то Щорс... Своих героев хватает.
"JuanCarlos":

Беру свои слова обратно. Погуглил. Оказывается Щорсы - это историческое название и с Николаем Щорсом не связано.
"JuanCarlos":

А если бы не погуглил ? ) Вот так людям в совке втюхивали всякую идеологическую муть, путем подмены, обмана и махинаций. В СССР ведь не погуглить было.
А если серьёзно, то Новогрудский край - историческая жемчужина способная притягивать миллионы туристов, если всё восстановить и облагородить. Уровень Чехии или Германии по насыщенности замков, дворцов, древних церквей, костелов и монастырей, величественной природы и глубокой истории, и это на маленьком 60 километровом пяточке.
15.08.2017 в 18:37
радиацию оттуда как убрать собираются?
15.08.2017 в 18:38
Давно собираются?
"pavel-kos":

Уже приехали
15.08.2017 в 18:38
А где в это время мерзалюк и археолухи ? Опять за черными копацелями гоняются ?
15.08.2017 в 18:43
радиацию оттуда как убрать собираются?
"killer991":

Какую ещё радиацию ?
15.08.2017 в 18:48
Молодцы!
Но лучше все таки музей сделать!
"peski8888":

Я бы пожил в такой гостинице, если ее сделают аля "как в те времена" только с вайфаем и современным сервисом. Вполне себе годно было бы.
15.08.2017 в 18:49
Очень обидно смотреть как погибает наша история,а властям на это всё равно.
Наши владыки думают,что наша история начинается после 1917 года... Очень очень жаль
15.08.2017 в 19:04
Очень обидно смотреть как погибает наша история,а властям на это всё равно.
Наши владыки думают,что наша история начинается после 1917 года... Очень очень жаль
"БогданPek":


В чем-то они правы. Беларусь как государство появилось в 1918 году как БНР, а потом как БССР. Раньше такого не было.
15.08.2017 в 19:07
https://content.onliner.by/news/1100x5616/8dfbe1273fa5b8ad42c1739499ce994c.jpeg Когда то вот эту усадьбу хотели купить, объявлен был аукцион, за неё хотели 300К $, вели переговоры , но никто уступать не хотел. Был предложен план развития и привлечения местных жителей к работе. Но увы .... государству это было не интересно....
15.08.2017 в 19:08
радиацию оттуда как убрать собираются?
"killer991":

Какую ещё радиацию ?
"mitrander":

Там очень чистые места
15.08.2017 в 19:31
Шел отряд по берегу, Шел издалека, Шел под красным знаменем. Командир полка...
„Щорсы и Хрептовичи“ говорите...
15.08.2017 в 19:50
Все что может повредить это историко-культурной ценности, так это бездействие и халатное отношение властей. Они как всегда по принципу "подождем пока сгниет, а потом закатаем бульдозером", но людям не отдадим!
15.08.2017 в 20:02
вместо Щорса поставить памятник Коласу!
"1763864":

Еще кому?))) Щорс - это и наша история, т.к. Беларусь входила в стостав СССР. В составе СССР получили наконец свои границы и назавание, а не какое-то недоразумение литовско-польское.
Может памятник еще поставим какому-нибудь просто собирательному образу дикаря из тех племен, что когда-то первыми пришли на эти территории?)))
15.08.2017 в 20:03
радиацию оттуда как убрать собираются?
"killer991":

Какую ещё радиацию ?
"mitrander":

Там очень чистые места
"1491939":

К сожалению не совсем..
15.08.2017 в 20:16
Был там. Очень хорошо, что пытаются восстановить!!!
15.08.2017 в 20:24
"тогда при помощи .... волонтеров мы наведем здесь порядок. ..... будет создан .... гостиничный комплекс"
Т.е. порядок наводить забесплатно, а номера продавать будет какой-то предприимчивый дядя???)))))
"flSergius":

Организовать проезд, питание, проживание, инвентарь для 10-20 людей на пару недельь - это далеко не бесплатно) Да, дешевле чем вызывать спец технику, но уж точно не бесплатно)
15.08.2017 в 20:28
Идея хорошая, молодцы!... Но без поддержки государства ничего не выйдет... Боюсь скоро всё затихнет...
"Вован28061983":

Если бы не поддержка гос-ва, то оно бы так не развалилось за столько лет и не пришлось бы волонтёрам туда ездить) Уж лучше без них, пусть лучше не поддерживают))) А желательно что бы вообще не обращали внимания)
15.08.2017 в 20:45
торговый центр гостиницу ну и офисов а по другому и не будет.
15.08.2017 в 21:44
Музей. Гостиница. только что там восстанавливать? А власти очередную резиденцию или исполком посадят. Да всем нас.... волонтеры сами не вытянут.
15.08.2017 в 21:45
Молодцы!
15.08.2017 в 22:07
вместо Щорса поставить памятник Коласу!
"1763864":

Еще кому?))) Щорс - это и наша история, т.к. Беларусь входила в стостав СССР. В составе СССР получили наконец свои границы и назавание, а не какое-то недоразумение литовско-польское.
Может памятник еще поставим какому-нибудь просто собирательному образу дикаря из тех племен, что когда-то первыми пришли на эти территории?)))
"BARS417":

Блин, притомили уже кэлхи. Вам так тяжело понять, что топониму Щорсы несколько веков и какой-то там коммунист Щорс никакого отношения не имеет к этому месту ? Вы чисто фотки смотрите, не читаете ?
15.08.2017 в 22:09
Богатая история. Война многое уничтожила. Родоверие.
15.08.2017 в 22:16
Молодцы!
Но лучше все таки музей сделать!
"peski8888":

Ну и что это за музей будет? Никаких аутентичных предметов нет, интерьеры тоже вряд ли восстановят. Свезут с округи всякие сельские бабушкины штуковины и будет типа этнографический музей? Малопривлекательно для туристов. Даже в Мирском замке внутри музей ерундовский - свезли уже всё что можно и откуда можно, при этом к замку отношение имеют считанные предметы.
15.08.2017 в 23:25
да уж были бы бабки что бы хватило на всех беларуских чиновников на все изыскательские нужды проектную документацию и строительно - восстановительные работы не с алкашами а профессионалами своего дела взял бы себе какойнибудь парковый ансамбль да сделал усадьбу со семи вытекающими...
16.08.2017 в 0:21
Напишите, если нужен еще волонтер
16.08.2017 в 0:50
пока волонтеры с мыслями собираются,там уже князек из Минска устроился комфортно,усадебку почти скромную соорудил практически в центре исторической вотчины
16.08.2017 в 0:56
вместо Щорса поставить памятник Коласу!
"1763864":

Еще кому?))) Щорс - это и наша история, т.к. Беларусь входила в стостав СССР. В составе СССР получили наконец свои границы и назавание, а не какое-то недоразумение литовско-польское.
Может памятник еще поставим какому-нибудь просто собирательному образу дикаря из тех племен, что когда-то первыми пришли на эти территории?)))
"BARS417":

не гони-ни в какой состав мы не стремились входить,пришли большевики в 21-ом и в этот состав вставили,а несогласных в лагеря да в Гулаги,да и не какое то литовско-польское,а конкретную силу представлявшее государство и могущее дать пинка всяким грабителям и иным супостатам,пытающихся ограбить и уничтожить,бросай свои лозунги коммунистические
16.08.2017 в 1:34
Так восстановят что будут потеряны даже останки зданий.... так как контроля за соблюдением технологии по которой строилось все нету и вообще контроля никакого нету.. так что угробят все
16.08.2017 в 6:37
надо лопату в зубы — и пошел работать
16.08.2017 в 8:10
Так восстановят что будут потеряны даже останки зданий.... так как контроля за соблюдением технологии по которой строилось все нету и вообще контроля никакого нету.. так что угробят все
"War_Child":


Вы правы, пусть лучше разваливаться. А землю нужно отдать под застройку шлакоблоками бывших любителей Пасцатиков Б5
16.08.2017 в 8:22
Идея хорошая, молодцы!... Но без поддержки государства ничего не выйдет... Боюсь скоро всё затихнет...
"Вован28061983":

Если бы не поддержка гос-ва, то оно бы так не развалилось за столько лет и не пришлось бы волонтёрам туда ездить) Уж лучше без них, пусть лучше не поддерживают))) А желательно что бы вообще не обращали внимания)
"Illusionist989":

Если бы не государство, передававшее такие здания на баланс хоть кому-нить, они бы развалились местным на стройматериалы уже лет 60 назад.
16.08.2017 в 8:24
вместо Щорса поставить памятник Коласу!
"1763864":

Еще кому?))) Щорс - это и наша история, т.к. Беларусь входила в стостав СССР. В составе СССР получили наконец свои границы и назавание, а не какое-то недоразумение литовско-польское.
Может памятник еще поставим какому-нибудь просто собирательному образу дикаря из тех племен, что когда-то первыми пришли на эти территории?)))
"BARS417":

не гони-ни в какой состав мы не стремились входить,пришли большевики в 21-ом и в этот состав вставили,а несогласных в лагеря да в Гулаги,да и не какое то литовско-польское,а конкретную силу представлявшее государство и могущее дать пинка всяким грабителям и иным супостатам,пытающихся ограбить и уничтожить,бросай свои лозунги коммунистические
"1547513":

Это пан не стремился, ему и так хорошо было. А тот кто панское поле пахал за еду, очень даже стремился.
16.08.2017 в 8:45
"В XVIII веке этот комплекс являлся «образцом идеального хозяйства», здесь на сто лет раньше, чем во всей Российской империи, было отменено крепостное право, поэтому он привлекал множество беглых крестьян, которые искали спасения и лучшей жизни."
Сто лет раньше здесь была Речь Посполитая. Крепостное право отменили в 1861. Минус век, получается 1761. Щорсы в Российской империи с 1793 г.
16.08.2017 в 8:48
А вообще там очень классно. Здания нужно накрыть по сути только крышей. И двор симметричен. Фото 1894 г. http://orda.of.by/.ga/s/schorsy/hozdvor/sf/0_912b4_be99dba7_orig.jpg
16.08.2017 в 8:57
это возможно только в том случае, если такое преобразование не повредит историко-культурной ценности,


капец - пусть лучше развалиться?
16.08.2017 в 9:00
МОЛОДЦЫ!!! Надеюсь хоть порядок наведут, траву и кусты выкосят, посмотреть там есть на что. В Щорсах по сути два комплекса, один в деревне там, где был дворец, второй - хозяйственный в паре километров от деревни.
16.08.2017 в 10:03
позор нашим Верхушкам, что им наплевать на наследие страны. В первую очередь бы такое восстанавливали, а только потом получали земли в Дроздах и то, с согласия народа через народное обсуждение)

Надеюсь, когда-нибудь это место станет ни чем не хуже, чем Мирский и несвижский замки!
16.08.2017 в 10:13
наконец-то поняли, что без прошлого нет будущего!
надо восстанавливать все, что можно!.. а с закатывать катком..
16.08.2017 в 11:10
Молодцы!
Но лучше все таки музей сделать!
"peski8888":

А Щорсы переименовать в Хрептовка или Литовка. Или конкурс на название объявить. А то Щорс... Своих героев хватает.
"JuanCarlos":

Название "Щорсы" куда старше камрада Щорса.
16.08.2017 в 11:18
Еще кому?))) Щорс - это и наша история, т.к. Беларусь входила в стостав СССР.
"BARS417":

Только вот Щорс был украинцем, командиром подразделения в составе одной из украинских "армий" и был, как и целый ряд других украинских "народных" командиров, предположительно, убит большевиками в 1919-м году, т.е. за несколько лет до появления СССР.
16.08.2017 в 11:20
Сто лет раньше здесь была Речь Посполитая. Крепостное право отменили в 1861.
"zubrus16":

Крепостное право в России окончательно отменили царским манифестом только в 1905-м году, когда освободили т.н. "временно зависимых".
16.08.2017 в 11:25
JuanCarlos, Шчорсы - это историческое название этого местечка, никакого отношение Щчорс к нему не имеет, бюст когда-нибудь пойдет на под ыпку нового асфальтного покрытия:)
16.08.2017 в 13:14
Мураванка...Гэта ж мураванка,так усе тут кажуць, памятаю як мая любімая бабуля вяла мяне цераз роснае і залітае сонцам поле у мураванку у краму.Так,там
была калісь хлебная крама.памятаю белыя нарукаўнікі крамніка.Пасля...калгасныя разбуральныя патрэбы,сілосныя бурты ці што,зараз толькі дакорам глядяць на сучаснікаў уцалелыя руіны...Абыякавасць.Толькі былая велічнасць подыхам тых часоў вітае тут у паветры усе роўна.Мо ад графскага возера,парка , дзе той таўшчэзны дуб Міцкевіча,пад якім па легендзе і ствараліся паэмы і сюды на экскурсію вадзілі нас,пачаткоўцаў,мясцовыя настаўнікі.Непадалек Свята-Елісееўскі Лаўрышаўскі манастыр.Лаўрышава,лаўра.Найцікавейшыя раскопкі,знаходкі.Ды і былая сталіца ВКЛ зусім побач.Вось такі гэта край і дай Божа...Есць яшчэ блізка рэстаўрыруемы Любчанскі замак...Чырвоны камандзір Шчорс да назвы Шчорсы не мае дачынення ніякага.
16.08.2017 в 13:15
Давно бы уже восстановили, история страны. Но зачем колхозу история??? Панельки в Минске, целые микрорайоны- гэта наша усе.
16.08.2017 в 13:31
Там памятник не тому Щорсу стоит. Деревня так давно называлась, а памятник очередному совку из армии красных стоит, который даже не воевал на территории нашей страны.
16.08.2017 в 13:58
zubrus16, И я про то задумался. :)
16.08.2017 в 14:25
Добрый день Всем!!! Молодцы те, кому болит Душа за Свою Родную Беларусь , кто не ждет пока что-то сделает другой и надеется только сам на себя!!! Не надо ждать пока кто-то ( в том числе государство, частные инвесторы и др.) сделает что-то - в данном случае восстановит старинную усадьбу с величественными постройками - а нужно идти хотя бы вместе с волонтерами помогать самим ее восстанавливать... Только так - а не как иначе- своим трудом , своим примером , своей напористостью можно чего-то добиться ...
16.08.2017 в 15:57
Прошу обратить внимание, Онлайнер, что с Российской империей не стоит сравнивать отмену крепостного права, ибо в то время данное имение не было в составе Российской империи.
16.08.2017 в 16:23
Молодцы!
Но лучше все таки музей сделать!
"peski8888":

А Щорсы переименовать в Хрептовка или Литовка. Или конкурс на название объявить. А то Щорс... Своих героев хватает.
"JuanCarlos":

Литовка уже есть. И там есть на что посмотреть тоже
16.08.2017 в 16:54
Ко всему ранее сказанному
От усадьбы Хрептовичей сохрани-
лись:
- фундамент дворца, сгоревшего в Первую Мировую войну;
- здание библиотеки, эвакуированнойнной в Первую Мировую войну
и позже доставшейся Киевскому университету;
- флигели;
- конюшня;
- коптильня;
- хозяйственный двор ("мурованка");
- парк;
- пруд.
Деревня Щорсы -- повод поразмышлять о деградации. Что стало с
образцовым хозяйством Хрептовичей, вообще с островком утончённой
цивилизации в Щорсах? По-видимому, ущерб, причинённый ему Первой
Мировой войной, оказался смертельным, и до торжества колхозного
строя в Западной Белоруссии оно не дотянуло. Могли бы и восстано-
вить в безбольшевистский межвоенный период, но не нашлось выдаю-
щегося человека ("двигателя").
16.08.2017 в 21:43
Молодцы!
17.08.2017 в 1:38
Очень обидно смотреть как погибает наша история,а властям на это всё равно.
Наши владыки думают,что наша история начинается после 1917 года... Очень очень жаль
"БогданPek":

А ВКЛ за государство не считается?
В чем-то они правы. Беларусь как государство появилось в 1918 году как БНР, а потом как БССР. Раньше такого не было.
"ZhiSE":
17.08.2017 в 1:39
Очень обидно смотреть как погибает наша история,а властям на это всё равно.
Наши владыки думают,что наша история начинается после 1917 года... Очень очень жаль
"БогданPek":


В чем-то они правы. Беларусь как государство появилось в 1918 году как БНР, а потом как БССР. Раньше такого не было.
"ZhiSE":
"lakota":

А ВКЛ за государство не считается?
17.08.2017 в 11:48
В Новогрудском районе есть очень колоритная Литовка.
17.08.2017 в 13:24
Там не гостиницу надо делать, а музей.
17.08.2017 в 16:01
снести и 20-этажку построить