16 777
28 июля 2017 в 14:50
Автор: Андрей Рудь

Упразднили охранную зону вокруг радиационного заповедника. Что теперь с нами будет?

Автор: Андрей Рудь

27 июля подписан указ №259, который предусматривает отмену охранной зоны Полесского государственного радиационно-экологического заповедника (ПГРЭЗ). Об этом сообщается на сайте президента. Сам факт внезапного упразднения зоны логично вызвал у многих белорусов опасения. Кто-то воспринял это как снятие границ заповедника вообще. Другие считают, что «грязная» продукция уже завтра попадет на прилавки. Кто может гарантировать, что этого не произойдет?.. Вот что говорят специалисты.

«Буфер» аграрии использовали и раньше

Граница заповедника (и охрана) остается на месте. Речь идет об отмене «буферной полосы» шириной в километр, которая проходит вдоль границы заповедника. Подразумевается, что теперь здесь снимаются многие ограничения по производству сельхозпродукции.

ПГРЭЗ располагается на территории трех районов Гомельской области (Хойникский, Брагинский, Наровлянский), примыкает к Украине и занимает 216 093 гектара. Он был создан в 1986 году на землях, которые больше всего пострадали от чернобыльской аварии. Сегодня огромный и единственный в мире радиационный заповедник представляет собой уникальный научный объект. На месте уничтоженных поселков и деревень расцвела дикая жизнь. Гражданские сюда попадают только на Радуницу.

Предполагалось, что «буфер» вокруг заповедника будет препятствовать миграции радионуклидов с дикими животными.

Впрочем, хозяйственная деятельность в защитной зоне велась и раньше. Здесь выращивали и выращивают многолетние травы на корм, «технический» рапс. В то же время такие посевы не страховались. Существовали различные ограничения, в частности здесь не выращивали кукурузу и зерновые.

Что теперь можно?

В Гомельском облисполкоме говорят, что районы сами добивались отмены охранной зоны, ведь это увеличивает площадь сельхозугодий. Точнее, разрешается то, чего раньше было нельзя. Речь идет о полосе земли площадью примерно 220 кв. км (для понимания масштаба — почти седьмая часть площади всего Наровлянского района).

В то же время разные участки охранной зоны вокруг заповедника находятся на землях с уровнями радиационного загрязнения от 1 до 5 и от 5 до 15 Ku на кв. км. Само по себе, заявили нам, это не является чем-то необычным для белорусских аграриев. При таких уровнях они уже много лет занимаются земледелием — в основном кормовым и техническим. В животноводстве давно используются технологии, которые позволяют получать чистые мясо и молоко на «грязных» землях. Все это успешно продается, в том числе на экспорт...

Производители и контролирующие органы не устают заявлять, что не было случаев, когда кто-то из конечных потребителей в своей лаборатории нашел бы превышения по радиации в белорусской сельхозпродукции.

— У нас самая жесткая в мире система мониторинга по радиационной защите, — начальник областного управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Дмитрий Рутковский уверен, что грязная продукция к потребителям не сможет попасть физически. — Проверяется почва, сырье, продукт на выходе. Кроме того, никто не отменял контроль со стороны потребителя. Учитывая то, что Гомельщина сильнее всех пострадала от аварии, мы не можем допустить, чтобы на прилавок проскочило хоть что-то «грязное». Что касается хозяйственной деятельности в бывшей охранной зоне заповедника, то мы никогда не пошли бы на ее упразднение, если бы сомневались в безопасности. В любом случае сельхозпредприятия будут согласовывать действия с учеными. 

«На корм скоту»

В Гомеле располагаются два НИИ, которые курируют сельскохозяйственную деятельность в условиях радиационного загрязнения. Разрабатывают технологии, говорят, что и где можно выращивать, как перерабатывать и использовать продукцию. Без их инструкций агрономы действовать не имеют права.

Институт радиологии специализируется в том числе на растениеводстве. Заместитель директора по научной работе Александр Подоляк объяснил, куда пойдет продукция, выращенная в бывшей охранной зоне:

— Раньше здесь в основном возделывали многолетние травы для производства кормов. Также небольшие площади были отведены под рапс для получения семян и переработки на масло. После отмены охранной зоны у сельскохозяйственных производителей появляются условия для возделывания более широкого спектра сельскохозяйственных культур на площади порядка 220 кв. км. Можно будет выращивать пшеницу, овес, ячмень, кукурузу и картофель на кормовые цели. Вообще, стоит учитывать, что, например, в Хойникском районе до 90 процентов зерна и без того не идет на продовольствие, а используется для приготовления кормов. Разумеется, контроль на содержание радионуклидов никто не отменял. В зависимости от содержания в них радионуклидов будет приниматься решение, как использовать эти корма.

Читайте также:

Дозиметр на «Барахолке» Onliner.by