Прощай, хрущевка! Как в Москве сносят пятиэтажки

23 июня 2017 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Малиновский, mos.ru

Прощай, хрущевка! Как в Москве сносят пятиэтажки

Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Малиновский, mos.ru

Пятиэтажная панелька крошится, словно трухлявый пень. Под натиском ковша экскаватора обваливаются балконные козырьки, перекрытия и куски стен. Квартиры, где протекала жизнь нескольких поколений, с треском превращаются в груду обломков. В какой-то момент полуразобранная постройка может сложиться, как карточный домик, накрыв облаком пыли целый квартал. Минчане станут свидетелями демонтажа пятиэтажных домов еще не скоро. В Москве же программа сноса только набирает ход: с недавних пор в очереди на расселение оказались около 1,5 млн человек. Onliner.by рассказывает о московском опыте реновации старых кварталов, который, не исключено, через какое-то время может стать актуальным и для Минска.

В конце пятидесятых годов прошлого столетия пятиэтажные панельные дома произвели настоящую революцию в жилищном строительстве. Серийные конструктивные решения и недорогие материалы позволили в короткие сроки возводить целые районы. Прежде ютившееся в бараках и коммуналках послевоенное поколение сочло за счастье перебраться в отдельные квартиры с центральным отоплением и водопроводом. Пусть кухни хрущевок были крохотными, потолки — невысокими, а тонкие стены не скрывали от соседей малейших подробностей личной жизни, зато это было свое жилье — предел мечтаний миллионов трудящихся.

Что делать с обветшалыми пятиэтажками сегодня? Москва определилась еще в конце 1990-х. Тогда после масштабного обследования жилфонда в городе приняли программу сноса старых домов. В нее попали 1722 хрущевки общей площадью 6,3 млн квадратных метров. Это дома самых первых индустриальных серий, капитальный ремонт которых признали нецелесообразным и даже технически невозможным ввиду особенностей конструкции.

Расселение шло в основном спокойно, люди получали квартиры в новых панельных домах. Как правило, это было жилье большей площади, без проходных комнат, с раздельными санузлами. 95% жителей сносимых домов переехали на новые места без каких-либо вопросов, остальные 5% судились с властями.

На сегодня по старой программе осталось снести всего 57 пятиэтажек. За этим грядет вторая волна сноса — так называемая реновация жилых кварталов, на первом этапе затрагивающая 4,5 тыс. домов. В списки на снос попали не только ветхие панельные хрущевки, но даже кирпичные «сталинки». Планы властей поделили Москву на два лагеря: одни мечтают поскорее сменить пропахшие сыростью стены на квартиру с отделкой в современной высотке, другие митингуют против сноса, держа в руках плакаты «За Родину! За „сталинку“!», «Реновация = депортация» и «Спасибо, что не в Сибирь».

«Пусть сносят! Не жалко»

Улица Коштоянца на юго-западе Москвы — одно из немногих мест, где еще остались хрущевки, подлежащие сносу «первой волны». Посреди утопающего в листве квартала — груда железобетонных обломков. Экскаватор практически разрушил двухподъездную пятиэтажку.

Рядом готовят к сносу еще одну хрущевку. Территорию вокруг обреченного дома обнесли забором. Ближайшие деревья закрыли межкомнатными дверями — конструкции похожи на загадочные арт-инсталляции.

Тем временем рабочие выбрасывают из окон остатки паркета, плинтуса и штукатурки. Дом по максимуму вычищают, чтобы подлежащий переработке железобетон не смешивался с остальным мусором.

Сквозь пустые оконные проемы можно рассмотреть рисунки на обоях, остатки плитки, настенные календари, люстры, элементы скромного декора. Тесные комнаты и пропахшие кислыми щами кухни, вокруг которых вертелась жизнь нескольких поколений.

Сносить дом будет частная организация, выигравшая конкурс. Рабочие говорят, что процесс демонтажа займет от силы один день. После разборки этажей приедет специальная техника для вывоза мусора. Затем экскаватор разрушит фундамент и котлован засыплют грунтом.

Соседние пятиэтажки попали во «вторую волну» сноса. Их подъезды заклеены объявлениями с информацией о благах реновации. Что обещают людям?

  • Бесплатное получение равнозначной квартиры взамен жилья в сносимом доме.
  • Гарантия сохранения района проживания.
  • Жилплощадь в новой квартире — не меньше, чем в старой.
  • Общая площадь новой квартиры — больше, чем в старой.
  • Количество комнат — как и в старой квартире.
  • Отделка комфорт-класса.

Около двух месяцев назад московские власти презентовали проекты современных домов, в которые будут переселять жителей хрущевок. Это будут монолитные и панельные высотки нового поколения с просторными холлами, низкими порогами, скоростными лифтами, видеокамерами. В целом новый стандарт реновации жилья очень напоминает дома серии ПИК-1, о которых мы готовили отдельный репортаж.

В каждой квартире предусмотрены балкон или лоджия, фасадные корзины для установки кондиционеров. Балконы оборудуют стеклопакетами, а на полу положат керамическую плитку. В квартирах выполнят современный ремонт. В каждой из них будет просторный коридор со светлой отделкой и изолированные комнаты. Во дворах — велодорожки, хорошие спортивные и детские площадки, клумбы, прогулочные зоны с подсветкой.

На картинках все выглядит заманчиво. А что думают по этому поводу сами москвичи — жители идущих под снос домов?

— Да пусть сносят, скорее бы! Нам не жалко, — говорит старушка. — Ни лифта нет, ни мусоропровода. Хожу с палочкой на пятый этаж. Конечно, я за снос.

— У меня две несущие стены треснули еще знаете в каком году? В 2008-м! Новый год пришел — 14 градусов было в комнате, — спешит выговориться еще одна пенсионерка. — Сказали, расселять будут рядом, в квартиры с полной отделкой. Знакомые так переехали. У них было 46 метров, а дали 52. Чем плохо?

— Зимой тепло, не жалуюсь. Плохо что? Проходные комнаты. Вот я живу с внуком. Он девушку привел — ужиться не можем. И что это за кухни по 5—6 метров? Как двум хозяйкам развернуться? — перечисляет недостатки хрущевки еще одна пожилая москвичка. — Мне 91 год. Если завтра дадут новую квартиру, я пулей туда полечу.

Местная молодежь тоже не прочь сменить старые квартиры на новое жилье.

— Против реновации, наверное, только те, кто живет в кирпичных «сталинках». А «хрущи» чего жалеть? Это разве ценность? — морщит лоб парень.

«Москвичи подписывают себе приговор»

На прошлой неделе в Москве завершилось голосование по программе реновации. Согласно официальным данным, в нем приняли участие жители 4543 домов. За включение своего дома в проект программы проголосовали жители 4079 домов — 90% (за высказались более 2/3 собственников и проживающих по социальному найму). Жители 276 домов проголосовали за выход из программы — более трети квартир в них против сноса.

— Могу с уверенностью сказать, что многие москвичи, отдавая свой голос за снос, совершенно не знакомы с законопроектом о реновации. О самой программе они имеют лишь поверхностное и однобокое представление, навязываемое средствами массовой информации, — такое мнение в беседе с корреспондентом Onliner.by высказал председатель общественного комитета «Московские переселенцы» Павел Кушаков, который на протяжении многих лет занимается защитой прав граждан при переселении. — Власти говорят, что новые квартиры будут не меньше старых, будут расположены в том же районе. На практике это не всегда так.

Есть примеры, когда людей переселяют в квартиры с меньшей жилой площадью. Да, кухни и прихожие больше, чем в хрущевках, но спальни маленькие, вся мебель из старой квартиры туда не вмещается. Были случаи, когда давали квартиру с шириной спальни всего 2,27 метра.

Законопроект не дает гарантии, что при переселении вы останетесь в пределах привычной среды обитания. Даже в рамках одного района можно переехать как в соседний дом, так и на окраину, вместо вида на парк — получить соседство с промзоной или оживленной дорогой. Семью из района Фили пытались выселить на улицу Вяземскую к МКАД. В районе станции метро «Алексеевская» жильцам хрущевки обещали квартиры в соседнем строящемся доме. Когда дом достроили, людям сказали спасибо за ожидание и отправили на улицу Березовая аллея — к железнодорожному депо и мусоросжигательному заводу. В плане экологии трудно представить место хуже. Это не единичные случаи.

Или вот еще парадокс. Есть множество хрущевок, находящихся в плачевном состоянии, которые в программу реновации почему-то не включены. Вероятно, потому, что территории непривлекательны для инвесторов. А добротные «сталинки» с высокими потолками и просторными комнатами в неплохих районах хотят обречь на снос.

Реновация жилфонда — нужная и важная программа для Москвы. Она должна предлагать реальный, а не безальтернативный выбор: снос, капремонт, реконструкция. Мы намерены обобщить все замечания и внести в городскую Думу собственный законопроект в поддержку переселенцев. Для этого предстоит собрать 50 тыс. подписей по всей Москве.

Минск: снос хрущевкам не грозит

Планы по сносу жилья в Минске пока ограничиваются лишь частным сектором, старыми бараками и двух-трехэтажными домами. О хрущевках речь вообще не идет. По расчетам ученых, пятиэтажки могут прослужить минчанам еще минимум 50 лет. Специалисты объясняют: в Москве начиная с конца 1990-х сносили в основном панельки самых первых индустриальных серий, которые не подлежат ремонту. В Минске домов такого типа нет, а все те, что имеются, вполне поддаются модернизации.

Да и дорого сносить, расселять. Минск — это не Москва. Ни УКСы, ни частные застройщики такие проекты не потянут. «Снос одного квадратного метра жилья обходится в 40—60% стоимости нового», — рассказал в интервью Владимир Пилипенко, директор Института жилища — НИПТИС имени С. С. Атаева.

Опыт надстройки мансард, на который возлагали немало надежд, не прижился. За последние годы всего несколько хрущевок обзавелись шестым этажом. Для возведения пристройки необходимо согласие жильцов, а они, как правило, против.

Интересен эксперимент с трансформацией хрущевки по адресу ул. Осипенко, 19. Половину дома отселили, в процессе ремонта увеличили площадь квартир, надстроили мансарду, жилье перевели в арендный фонд и распределили среди очередников. Правда, из-за финансовых проблем стройка затянулась почти на десятилетие.

Большинству же обитателей минских пятиэтажек остается ждать обычного капремонта и жить дальше с низкими потолками, тесными кухнями, проходными комнатами и тонкими стенами. Правда, капремонт уже не тот. Раньше и фасады утепляли, и окна меняли. Сейчас все это — только за доплату.

Что делать с хрущевками в Минске?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by