13 июня 2017 в 8:00
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Анна Иванова

Деревенские дома и поместья миллионеров — репортаж о «двуликом» поселке Марьяливо

Автор: Лора Нагапетян. Фото: Анна Иванова

Когда проезжаешь аккуратные коттеджные поселки с домиками прямиком из мечты, сердце щемит от желания иметь подобный. Со стартом сезона покупки загородных участков и недвижимости Onliner.by начинает цикл статей о самых популярных поселках в непосредственной близости от Минска. Кто-то приобретает здесь жилье для отдыха, кто-то переезжает на постоянку. Какой населенный пункт выбрать, чтобы удовлетворить желание и не прогадать? В первом выпуске рассматриваем Марьяливо.

Марьяливо — два одноименных поселения в Логойском направлении в 12 километрах от МКАД. Отличаются они наполненностью, историей появления и определением: одно Марьяливо — деревня, другое — КИЗ (коллектив индивидуальных застройщиков). В деревне много старых домиков, потесненных новыми коттеджами, а в КИЗ — настоящий архитектурный хит-парад. Два мира разделены дорогой.

Деревня Марьяливо

Историческая деревня Марьяливо встречает нас тишиной, детьми на велосипедах, стариками у порогов своих хат, красотой полей и живностью.

Мычит корова, шумит дорога, где-то хозяин дает указания строителям, кто-то копается в огороде.

Деревенские пока живут по старинке, держат животных. На окраине — поле с колосьями. И тишина.

От первоначальной деревни осталось мало. Так как участки здесь намного дешевле, чем в соседнем одноименном поселке, то местность потихоньку заселяется минчанами, мечтающими жить в пригороде. Архитектурных новшеств не так уж и много.

Можно найти недостроенный, но уже уютный объект с дорожкой из желтого кирпича:

Есть вот такой современный коттедж:

Имеется и нечто квадратное, модернистское и обнесенное высоким забором:

Но в целом дома стандартные.

Объектов инфраструктуры в Марьяливо нет совсем. Стоит закрытый вагончик с надписью «Мясо» — вот, пожалуй, и все намеки на что-то съестное.

«Раньше было лучше, тише. Деревня состояла из одной улицы — красота. После девяностых поселок начал разрастаться»

Местный житель, представившийся Николаем, косит траву на участке, который вроде как продается, но никак не продастся. «Вот тебе и спрос. Приезжал народ, но не купили», — размышляет пенсионер. Он держит кур, мечтает о кроликах, а коровы — это накладно.

— Тридцать лет тут живу. Раньше здесь жили мать и отец жены, — вспоминает историю обретения места жительства Николай. — Раньше было лучше, тише. Деревня состояла из одной улицы — красота. После девяностых поселок начал разрастаться. В старой части деревни одни старики остались, молодежи мало. Сейчас в лес ходить опасно: там псы выгуливаются. Со своей шавкой пошел, ее на руки — думал, и ее съедят, и меня.

— Кто тут живет? Простые люди. Вон, глядите, какие простые, — мужчина показывает на соседскую постройку в стиле модерн, которая среди кирпичных домов смотрится инородно. — Три миллиона он потратил.

Объяснимый факт: жители постарше не прочь иметь магазин под боком. Молодым под силу закупаться на неделю в гипермаркетах, а старикам выбираться в город и неохота, и накладно. Но приходится.

— Сколько мы воевали, а магазин так и не появился. Был частник, но потом, когда запретили продавать пойло, он сказал: что мне, два батона в день продавать? Все ездят в столицу, дома разгрузились — и все дела. Три раза в неделю приезжает лавка, три пенсионера выйдут, купят хлеба — и все. Невыгодно. В Острошицком Городке пять магазинов, он все-таки побольше будет. Дороги плохие. Просили забахать у сельсовета, потом во «Времечко» обращались. Ну и что? В той стороне асфальт-то проложили.

Марьяливо окружено полями и лесами, но водоемом деревню природа обделила. Позагорать на пляже не получится — за этим нужно ехать в Острошицкий Городок, в Раубичи или на Минское море. Есть самодельное болотце, но возле него зачем-то устроили свалку.

«Не надо нам магазина, что вы придумали? Это же деревня. Хотим, чтобы спокойно жилось»

С дорогами здесь и правда есть проблема: одни улицы кое-как заасфальтированы, другие занесены песком. Кажется, для местных это даже не большая беда: погулять можно и по песочку.

Молодая семья переехала сюда полтора года назад, наслаждается тишиной и даже думать не хочет о преобразовании деревни:

— Выбрали Марьяливо, потому что место красивое, недалеко от Минска и участок стоил недорого: 15 соток с оформлением — $29 тыс. Через дорогу земля дорогая. Там 13 соток лет пять назад продавали за $150 тыс. А вы спрашиваете, почему мы именно здесь построились.

Не надо нам магазина, что вы придумали? Это же деревня. Хотим, чтобы спокойно жилось. Если возле вашего дома построят магазин и стоянку на 300 машин, вам будет приятно? Мы вообще ничего не хотим. Чтобы здесь больше никто не строился и было так, как есть.

— Какие тут люди живут? Люди как люди. Кто-то богаче, кто-то беднее. Бедные завидуют богатым, богатые ненавидят бедных. Так и живем, — говорит глава семейства и советует за элитой ехать в соседний КИЗ. Туда и направляемся.

КИЗ Марьяливо

Название «Марьяливо» ассоциируется с чем-то элитным. Основная причина — участки с полным набором коммуникаций в относительно новом поселке когда-то в буквальном смысле раздавались сотрудникам «Белтрансгаза». Собственно, слово «газ» тоже ассоциируется с деньгами. Так и повелось.

Несмотря на то, что состав жителей давно разбавился «не-газовщиками», о прошлом здесь говорит многое. Недалеко от въезда — знак, запрещающий проезд транспорта, не принадлежащего ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». Там свой тихий мирок, девственно чистая территория, недавно посаженная аллея, просторные дворы с играющими в них детками и висящие повсюду камеры.

Дороги здесь не чета деревенским. Территории вылизаны, убраны, засажены туями, елочками, кустами.

Особенно повезло владельцам участков, непосредственно граничащих с лесом. Хвойный запах нагло сочится с горочки, по которой можно пройти пару шагов и попасть в царство леса. Как и положено, везде тишина и спокойствие.

Архитектура здесь интересней. Пока лидерство по креативу принадлежит владельцу такого современного деревянного строения:

Магазины и другие блага цивилизации тут тоже отсутствуют. Есть уединенные дворы. Красота, да и только!

«Тогда было просто — берешь и покупаешь. Стоил участок по нынешним меркам недорого. Сейчас их уже не осталось»

Валерий прогуливается с собакой.

— Давно здесь живу, десять лет. Участок купил пятнадцать лет назад, когда тут было голое поле. Но все коммуникации были подведены: водопровод, канализация. Дороги хорошие. Тогда было просто — берешь и покупаешь. Стоил участок по нынешним меркам недорого. Сейчас их уже не осталось, все застроили. Недалеко дом выставлен на продажу уже второй год — никто не покупает: наверное, дорого, у людей кризис.

Повезло ли мне? Повезло в том плане, что мы живем за городом. Это наслаждение. Есть возможность заниматься спортом, выгуливать собаку, кататься на велосипеде. Все, кто пожил за городом, в Минск не хочет: там им будет некомфортно.

Инфраструктуры в Марьяливо никакой. Но жители ее и не хотят. Все работают в Минске и там все покупают. Для тех, кому лень ехать в город, есть доставка продуктов. Остальные необходимые службы тоже работают оперативно: скорая помощь, аварийная.

Люди здесь разные: строители, бизнесмены, пенсионеры. Этот район более демократичный. Есть еще верхнее Марьяливо, его называют «Царское Село» — там дома более элитные.

Одна из улиц граничит с проезжей частью. Размеренный шум машин сразу входит в контраст с лесной тишиной в противоположной части поселка, но жители говорят, что привыкли.

«На улице можно оставить что угодно — никто не возьмет. Тихо и спокойно»

Виталий уже почти пять лет строит большой дом, приезжая сюда по мере возможности. Но ребенок уже вовсю чувствует прелести загородной жизни, а скоро и вовсе станет местным. После того как дом будет готов, семья Виталия переедет сюда на постоянное место жительства.

— Так получилось, что когда-то это был дешевый участок. Купил его пять лет назад, хотя тогда были и за $100 тыс. Все еще строюсь, но для такого дома это еще недолгий срок. Каждый год достраиваю по чуть-чуть, по мере финансовых возможностей. К газовикам я не отношусь. К ним относится мой сосед, который получил участок лет двадцать назад. Кто соседи? Тот, с черепичной крышей, шиномонтажом занимается. Этот приезжает раз в полгода, не знаю его.

Риелтор: дом в поселке газовщиков можно купить за $100—500 тыс., в деревне — от $30 тыс.

Начальник отдела «Дома. Дачи. Коттеджи» агентства «Твоя столица» Елена Акулич рассказала Onliner.by, на что рассчитывать тем, кто желает перебраться в пригород:

— Первоначально участки в поселке газовщиков выдавались обычным людям. В ту пору, когда возник кооператив, массовой нарезки земельных участков под Минском было мало, поэтому место стало привлекательным для желающих жить в собственном коттедже. Участки начали выкупать люди с деньгами, поэтому сейчас там располагаются коттеджи достаточно высокого уровня. В «правое» Марьяливо ведут удобные подъездные пути, дороги заасфальтированы, местность благоустроена, наведен порядок в отношении вывоза мусора и очистки территории. Поселок приобрел соответствующий высокий статус.

Здесь проживает устоявшийся контингент, уезжать отсюда люди особо не хотят. Свободных участков практически нет, домов сельского типа — тоже. Если человек хочет поселиться в Марьяливо, у него есть несколько вариантов: купить готовый коттедж, дом незавершенного строительства, старый дом девяностых годов постройки. Рассчитывать стоит на сумму от $100 тыс. до $500 тыс.

Деревня Марьяливо — обычный населенный пункт в 12 километрах от МКАД, не имеющий преимуществ перед другими. Подъездные пути к некоторым улицам не заасфальтированы, ландшафт обычный для минского предместья. Степень готовности — от нулевых циклов до готовых домов и коттеджей. Контингент неоднородный, неустоявшийся. «Левое» Марьяливо привлекает покупателей близостью к Минску и Острошицкому Городку, а также репутацией благодаря названию населенного пункта. Марьяливо у многих на слуху, поэтому, возможно, продавцы порой пользуются этим, заявляя высокую стартовую цену на здешние объекты. Но сейчас на рынке переизбыток предложений, покупатель разборчив, много знает о населенных пунктах. Перспективы того, что деревня разовьется в элитный поселок, пока не наблюдается.

В старой части есть большой выбор сельских домов разного уровня: без удобств, частично реконструированные, с удобствами. Много незавершенных домов площадью от 100 до 500 квадратных метров. Дефицита участков нет. Рассматривать можно варианты от $30 тыс.

Актуальные объявления о продаже. Дом за миллион и больше

Найти предложения о продаже участков в поселке газовщиков в интернете не так уж и просто. Зато в деревне вакантных домов полно. Есть участки с законсервированным строением за $69 тыс., $52 тыс., дом за $57 тыс., незавершенные коттеджи за $100 тыс., $169 тыс.

Дом с нестандартными архитектурой и планировкой выставлен на продажу за $77 тыс. Проект полностью существует на бумаге, а в реальности — пока только частично. Остается купить и завершить
Цена этого недостроенного замка — $590 тыс. Год постройки — 2005. Вопреки здравому смыслу, сказочные цены есть и в старом Марьяливо

Ищем теперь в поселке газовщиков — и цены моментально взлетают. Почти достроенный дом на улице Рябиновой — $370 тыс., готовый к проживанию коттедж с бассейном — $400 тыс., коттедж возле леса — $450 тыс. Вишенка на торте — коттеджи за миллион долларов.

Аукционы по продаже участков в одноименных населенных пунктах — редкость. За последние два-три года на торги было выставлено буквально несколько наделов в каждом из них. Один из самых дорогих участков — площадью 8,7 сотки в «Царском Селе» — в 2015 году был продан за $98 тыс. На него претендовало аж семь заявителей. Позже ушел участок там же за $52 тыс. Собственно, на этом все. Кто успел, тот купил. Менее престижная часть Марьяливо также не щедра на аукционы, зато цены на участки здесь невысокие: в июне один из них был куплен за $19 тыс.

Загородная недвижимость и земельные участки на «Барахолке» Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by