25 марта 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий

Вместе с дайверами и поисковой бригадой «Линии Сталина» отправляемся за «кладом» времен войны

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий

В деревне Соврасы вдруг стало неспокойно: откуда ни возьмись на дорогах появились несколько черных джипов и микроавтобус, утяжеленные серьезными мужчинами в спецодежде. Такой активности здесь не было со времен войны, когда поля трамбовали танки, а в небе гудели самолеты. Бабушки нервно оборачиваются и смотрят вслед машинам, заподозрив что-то неладное. На самом деле бояться им нечего: это едут археологи, историки, дайверы и спасатели. Едут, чтобы достать из реки затонувший во время войны танк. Весной 1944-го он вместе с деревянной переправой был «съеден» рекой Улла. По официальным данным, его так и не нашли. Может, теперь получится.


Поисковая группа настроена серьезно. К этой поездке они готовились несколько месяцев, поэтому танк должен быть. И точка. Как себе хочет.

От Минска к нужной реке ехать километров двести. Чем ближе к месту, тем дороги хуже, солнце — выше, деревни — тише, а леса — гуще. Места вокруг совсем дикие.

Дырявая от луж дорога, которая когда-то вела к переправе, оказывается завалена валежником. Машины останавливаются, из них выходят серьезные мужчины с топорами и начинают прорубать себе дорогу к цели — в прямом смысле слова.

Для них сегодняшняя поездка — официальная командировка от «Линии Сталина». Они выстраиваются возле машин, выслушивают список из собственных фамилий и расписываются в документе, предупреждающем об уголовной ответственности за проделки, связанные с историческими ценностями. По указу президента, наследие Великой Отечественной войны должно передаваться в упомянутый историко-культурный комплекс.

Река извилистая, живописная. По обоим берегам сооружены насыпи примерно одинаковой высоты, метров по десять. Между ними дорога, разорванная рекой. Хороший знак: вряд ли дорога появилась сразу в двух местах случайно. Вероятно, там была переправа — наш главный ориентир. Где она, там и танк.

Прежде чем выехать на местность, поисковая группа несколько месяцев посвятила изучению карт и полевых документов. Перед такими поездками специалисты проводят серьезную исследовательскую работу.

— Есть факты, есть легенды, а есть бредни. Последних, конечно, намного больше, но мы стараемся проверять все, даже самые маловероятные варианты, — объясняет директор «Линии Сталина» Михаил Метла и рассказывает, зачем мы здесь.

— Работа по исследованию этого объекта длилась долго — с начала ноября 2016 года. Закончится она только сегодня. По журналу боевых действий 89-й танковой бригады, в полутора километрах к северу от деревни Соврасы был утерян танк Т-34 с 85-миллиметровой пушкой. Чтобы не срывать сроки наступления, танк решили не доставать. Эту машину мы и ищем. 

Сведения о переправе и затонувшем танке подтверждаются многими документами. В том числе такая информация имеется в центральных архивах Министерства обороны и отчетных картах.

В 70—80-х годах в стране массово собирали металлолом, поэтому есть большая вероятность того, что танк давным-давно достали. К тому же его могли поднять и официально: документы о таких находках не являются подотчетными.

— Мы стараемся быть реалистами и не строить воздушных замков, — улыбается Михаил Метла. — Крупные находки встречаются крайне редко, хотя и такое случается.

Например, в 2015 году недалеко отсюда поисковая бригада «Линии Сталина» вместе с дайверами нашла крайне ценные артефакты — части боевого КВ-1. Из болота они подняли башню с редкой пушкой Л-11 и фрагменты ходовой части. Таких в мире осталось всего несколько.

— Пушка на удивление хорошо сохранилась, даже солидол не стерся за столько лет. Сейчас ее уже восстановили, она даже стреляет, — улыбается руководитель дайвинг-клуба «Капитан Морган» Вячеслав Романович. — Сейчас еще один танк найдем, заведем и домой на нем поедем.

Поиски начинаем сразу по всем фронтам. Часть бригады садится в лодку, оборудованную эхолотом и магнитометром, несколько человек берут в руки металлоискатели, еще одна команда бросает с берега мощный магнит, привязанный к веревке.

Эхолот начинает «пищать» прямо возле берега. Показатели не слишком высокие. Вячеслав уверен, что там лежит металлический предмет размером с ведро. Оставляем на месте буй и двигаемся выше по течению. Прибор гудит каждые метров сто, но сильного сигнала нет.

— Танк мы сразу увидим, он даст сильную магнитную аномалию, — объясняет Вячеслав и снова опускает глаза к прибору.

За час поездок на лодке оставляем на реке четыре или пять отметок, которые стоит проверить: там сигнал наиболее сильный.

На берегу тем временем уже складывают кое-какие находки. Кроме кучи гильз от «наших» и немецких патронов, находим гильзу от авиационной пушки и звено от нее же.

— Ожесточенных боевых действий в этих местах не было, а вот авиационные бои — не редкость: отсюда и гильза в лесу. — Директор «Линии Сталина» вертит в руках металл, который знает вкус войны.

Пока на берегу все обсуждают находку, группа ребят с магнитом достает вещицу, не такую уж ценную, но для нас более интересную, — скобу от переправы. Значит, с местом не ошиблись.

В бой идут водолазы. Дайвер Дмитрий погружается и пропадает на несколько минут. Из воды выходят пузыри, а после — длинный ржавый кусок металла.

— Я его за дуло схватил, тяну! Сам не заводится, — смеется водолаз, выбрасывает на берег кусок ржавой трубы и разъясняет обстановку. — Дно чистое, возле берега песчано-галечная смесь. Фонарь «бьет» на метр. Сейчас вдоль берега похожу, только пусть Слава мне спину винтом не почешет, — снова смеется Дмитрий, надевает маску и исчезает.

Тем временем поиски раскинулись уже на оба берега. На старой лесной дороге металлоискатель дает сигналы через каждые несколько метров. Почти всё найденное — гильзы или старая проволока. Профессионалы ловко откапывают кусочки железа и складывают в сумки.

На другом берегу находим несколько советских монет, ходивших во время войны. Для коллекционеров ничего ценного, но это уже что-то.

Там же находим и немецкую монетку.

— Даже всякие мелочи бывают полезны. Мы их складываем в ящики, а через какое-то время разбираем и пытаемся восстановить какую-нибудь крутую штуку, — делится Михаил.

Назначение многих вещей, искореженных временем, определить не удается. Находим предметы быта советских воинов, куски колючей проволоки, ржавых ведер и кастрюль.

Тем временем дайверы несут на берег доску, явно обработанную не бобром, а человеком. Зачем она нужна, сразу тоже определить не представляется возможным. Остатков переправы на дне нет. Водолазы делают еще один заход и поднимаются на берег.

Михаил резюмирует: танк мы вряд ли найдем.

— Найти целый танк крайне сложно, хотя такую возможность исключать нельзя. Чаще крупные находки таятся в водоемах или болотах. Не так давно из болота как раз танк и вытянули. У нас в комплексе уже хороший арсенал собрался. Чем-то с нами делятся, что-то сами находим. 

Есть, конечно, стопроцентные места, где точно лежит техника, но мы не слишком рвемся туда ехать. Это места крупных сражений, где можно копать годами. Там машины лежат вперемешку с костями, а ворошить их не хочется. Неправильно это, не стоит оно того.

Нам заявки на всяческие объекты идут со всей страны. Иногда Министерство обороны что-то подкидывает, бывает, что даже Следственный комитет помогает. Мы проверяем и едем.

Михаил достает из кармана рукописное письмо, которое дедушка из деревни на Витебщине прислал в немецкое посольство. В послании старик утверждает, что недалеко от его дома на глубине трех метров лежит немецкий танк «Тигр». Посла он просит разобраться с этим фактом. Посольство, в свою очередь, передает информацию «Линии Сталина».

Это, конечно, маловероятно. «Тигр» — вообще крайне редкая штуковина, их почти не осталось, хотя в какой деревне ни спроси, у всех такой затерялся! Но мы и такие заявки проверяем,  улыбается мужчина с пышной бородой. — Едем, общаемся с местными жителями, оцениваем психическое здоровье человека. Если мы находим это интересным и хоть немного правдоподобным, выезжаем на место и обследуем. Скоро и к этому дедушке съездим, еще одну легенду закроем.

Надувные лодки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by