Дело о сантиметрах — продолжение: «Такое ощущение, что законодательство „заточено“ под застройщиков. Проще смириться с браком, чем добиться адекватной компенсации»

 
25 542
14 марта 2017 в 16:15
Автор: Оксана Красовская
Автор: Оксана Красовская

История двух минчанок, которые построили квартиры на улице Великоморской, но попали в «сантиметровую» ловушку, взволновала многих белорусов. В редакцию стали приходить письма от дольщиков, которые столкнулись с точно такой же проблемой — в разных городах и у разных застройщиков выявлялись трудности с «глазомером»: в авансом оплаченных «квадратах» категорически не хватало прописанной в договоре высоты. Кто-то недосчитался двух сантиметров, а кто-то и пяти, что особенно чувствительно в и без того «некоролевских» потолках высотой 2,5 метра.

Людмила и Екатерина, доверившие свои деньги УКСу и при этом угодившие в пасть долгостроя, до сих пор продолжают как на работу ходить в суды. Девушки уже вымотались и, похоже, потеряли всякую надежду на то, что строительный брак будет признан таковым, а им, как пострадавшей стороне, полностью выполнившей свои обязательства, будет выплачена компенсация. Екатерина пережила как минимум девять судебных заседаний, Людмила — шесть, да и те шли с переменным успехом: помимо «антрактов» в несколько месяцев, бывало так, что минчанка приходила к назначенному часу, а рассмотрение дела переносили из-за того, что не была готова экспертиза или еще что-то произошло.

— Сейчас я уже понимаю, что, отправляясь в суд, надо заручиться поддержкой очень хорошего адвоката. Наш, увы, таковым не был — парень вроде и перспективный, но необязательный — мог даже не явиться на заседание. Отсюда все и пошло наперекосяк. Теперь нашли нового специалиста, который объяснил, что в принципе наши требования о соразмерном уменьшении стоимости квартиры незаконны. Просто-напросто этот механизм, который хорошо действует при защите прав потребителей, не распространяется на сферу строительства. Все, что нам остается, — требовать устранить брак, устранить его своими силами и взыскать компенсацию за это либо расторгнуть договор. Под расторжение договора меня, по личным ощущениям, и пытаются подвести — но, простите, когда я начинала строиться, доллар был 7000, а сейчас почти в три раза больше. И что мне вернут? Да еще неизвестно когда.

Я часто бываю в России, и там закон, защищающий дольщиков в вопросах компенсации за обнаруженный брак, по пунктам повторяет закон о защите прав потребителей. А у нас только часть — о соразмерном уменьшении стоимости речи не идет. Вот и получается, что мы не защищены. Зато у соседей дольщики выигрывают около 80% судов, там никто не прикрывает застройщика: сделал плохо — плати.

Из-за того, что соразмерное уменьшение стоимости квартиры невозможно, мне пришлось поменять требования — стала просить устранить брак. Взамен мне предложили полностью демонтировать стяжку во всех помещениях, не задумываясь о том, где мы с детьми будем жить. При этом никто также не указал, кто и за какие деньги будет приводить квартиру в первоначальный вид после всех этих манипуляций. Само собой, меня этот вариант не устроил — не хочется еще судиться за то, чтобы вернуться домой.

На мой взгляд, у нас еще не создана правовая среда, в которой дольщик мог бы защитить свои права. Все «заточено» под застройщика. Наверное, нужна какая-то общественная организация, которая доводила бы до сведения законотворцев, в каких именно пунктах люди не защищены. А так у нас есть факт ущерба, а права отстоять не можем. Надо много что менять. Судиться очень дорого — дешевле смириться с браком, переделать самому или вообще постараться забыть о нем, чем ходить и доказывать, имея все документы на руках, что застройщик «накосячил». Нас как будто испытывают — «ну что, вы еще держитесь?».

Дома и коттеджи в каталоге Onliner.by