153
13 марта 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий

Смотреть, но не трогать. Как между Польшей и Литвой живет белорусская деревня, заселенная иностранцами

«Мы не русы, не белорусы — мы поляки!» — гордо заявляет старушка Чеслава Выдра и что-то бормочет на языке соседей. Ей за восемьдесят. Всю жизнь она прожила в Беларуси, в Польше так ни разу и не была. Зато с односельчанами женщина говорит исключительно по-польски, слушает польское радио и даже настраивает будильник по варшавскому времени. Так живет вся деревня Калеты — пограничное во всех смыслах местечко в уголке страны. Туда и поедем. Наш сегодняшний репортаж — о менталитете, привитой бдительности, корнях и несбывшихся мечтах.

«Bow-wow», — кричит польская собачонка и бросается под колеса автомобиля. Хоть какая-то забава для рыжей дворняжки. Ее хозяину Чеславу сегодня не до нее, старушка Бориславовна сидит перед телевизором, сосед Владек на улицу выходит редко, а у Марека и без того забот хватает. Что ж ей еще остается? Бежать отсюда некуда. Как минимум без шенгенской визы. Куда ни плюнь — граница, польская или литовская: деревня Калеты находится в самом уголке Беларуси, треугольном лучике на карте, устремленном к соседям.

Деревня совсем небольшая, без костела на подъезде была бы и вовсе незаметной. Хотя и костел ее спасает слабо.

К домам ведет песчаная дорога, «заминированная» следами огромных собак. Таких можно мазать фосфором и отпускать в поля для создания уникального амплуа для деревни.

Но фосфора в поселке нет, да и заняты псы вещами более важными — охраной границы. Отсюда до нее можно дойти пешком (если заранее получить разрешение).

У деревенских старушек своя миссия, сладкая, как сливовое варенье: они должны незамедлительно звонить пограничникам в случае обнаружения посторонних лиц. Городским бабулям такое доверие и не снилось.

За образом Девы Марии, которая рассыпает по поселку веру в завтра, стоит два моста: полуразрушенный старый и бетонный новый. У моста зажить по-новому получилось, у Калет — не очень. Старая деревня мертва, новой так и не родилось. Поэтому сегодня здесь всего восемь жилых домов — вместо прежних двухсот.

Новое жилье здесь строят только дачники, да и тех не много. Добротный дом один. Его построил предприниматель, владелец магазина из соседнего города. Но и он ездить сюда что-то перестал.

В одной из первых хат живет 82-летняя старушка Чеслава Бориславовна Выдра. Сегодня у нее в гостях социальный работник Алина, она приезжает из соседней деревни Рынковцы.

Бабушка всегда жила здесь. Сейчас она сидит в окружении компота из «поречки» и советского радио и рассуждает о родине, о временах, смотрит в окно в направлении границы, плутает в воспоминаниях, рассказывает об упущенных возможностях. В свои 82 года бабушка на диво грамотно выражается и светло мыслит. О Польше и поляках говорит с нотками гордости, чуть громче и экспрессивнее.

— Раньше граница за озером была, то есть мы под Польшей жили. Евреев тут много было, поляков, чуть-чуть литовцев. Белорусов не было почти. Потом немец пришел. Евреи все уехали, а мы остались. Четыре года тут фашист сидел, пока солдаты нас не освободили.

После войны поляки все тоже уехали. Многие на родину вернулись, остальных по свету разбросало: во Францию, Германию, Венгрию, Чехию…

О проблемах старушка Чеслава не говорит: деревня белорусская, нравы польские. В Польше бабушка не была. Собралась один раз, получила визу, подготовила документы, но, когда пришло время отправляться в путешествие, вышла из дома, споткнулась и сломала ногу. Виза «сгорела», желание — вместе с ней.

Обычно Чеслава Бориславовна говорит по-польски, как и все в этой деревне. Ее дети, которые живут в Гродно, между собой тоже говорят на языке предков.

— Мы все тут поляки. Мы не русы, не белорусы — мы поляки! Раньше и в паспортах национальность писали, а сейчас перестали. Теперь все белорусы. Я когда по-русски или по-белорусски говорю, то дети смеются. Так и не выучила за столько лет ваш язык, — смеется бабушка Выдра.

Соцработник Алина тоже полька, тоже живет в Беларуси, тоже никогда не была на этнической родине.

— У меня муж на канале работает, а родственник наш — на польской стороне, так они через границу иногда разговаривают. А сколько ж тут до Польши — километра три всего! В Польше собаки лают — у нас слышно. Я б пешком дошла, да желания большого нет, — улыбается Алина. — Для меня поездка в Гродно — уже экстрим, не путешественница я.

Раньше в Калетах были школа, магазин, пилорама. Сейчас остались только воспоминания. Чеслава советует зайти в гости к деду Владеку: «Он хоть и старый, но все помнит, как есть».

Владеку 86 лет. Дед удивляется, что кто-то приехал сюда из Минска. Для него столица — это черт знает где, на другом конце света. Старик с трудом поднимается с кровати, причесывает седые волосы, долго смотрит в глаза, скромно улыбается, а затем снова грустит.

— А я в Минске тоже жил, на заводе работал. Это уже потом в Калеты вернулся за стариками ухаживать, да так и остался. Я много где жил, весь Союз объездил вдоль и поперек. В Польше? Нет, в Польше не был. Не довелось.

Кто тут живет? А черт его разбери. Какая разница — поляк, белорус, немец… Главное, чтобы душа чистая была и доброта в тебе жила, — уходит от ответа дед Владек.

— Тут никого уже и не осталось. А раньше, между прочим, здесь аж двести домов было! Большая была деревня, крепкая. Это сейчас в городах все живут, в деревне делать нечего.

Пока старик рассказывает о жизни, во дворе начинает бесноваться собака: приехали пограничники с проверкой. Видать, бабушки с миссией справляются. С 1 января въезд в пограничную зону не ограничен, но военные все же проверяют приезжих.

Пограничники всех стариков знают по именам, старики их — тоже. Ребята проверяют документы, рассказывают о деревенских жителях, объясняют, куда ехать можно, а куда лучше не стоит, и уезжают.

Направляемся еще к одному дому, возле которого нагуливают аппетит несколько куриц и косит бурьян пожилой мужчина — тезка Чеславы Выдры — Чеслав Выдра.

Он тоже всю жизнь провел в Калетах, только немного попутешествовал во время службы. Дети уехали в город, он остался здесь с женой.

— Я предпочитаю оседлый образ жизни, — усмехается скромный мужчина и задумывается над тем, что же можно рассказать о деревне. — Белорусской деревня никогда не была. Тут у нас своя маленькая Польша.

Раньше все этим очень гордились, говорили исключительно по-польски. Говорим-то мы и сейчас по-польски, только это уже не тот язык. Смешалось все: польский, русский, белорусский… Мы это называем «по-простому говорить».

Старики некоторые и сейчас время на польский лад настраивают, но таких теперь мало.

Почти все поляки отсюда уехали, когда в Калетах колхоз решили построить. Как у нас тогда говорили, «в колхоз попал — душу дьяволу продал». Тогда все разъехались по свету, боялись, что хозяйство отберут.

Мы с женой остались. Одно время думали, что переедем в Польшу, но потом сестра приехала (она там живет) и отговорила. Сказала, в их деревнях не лучше. Так и остались доживать.

Просим Чеслава поискать старые фотографии деревни. Мужчина уходит в дом и выносит целую коробку с черно-белыми снимками и открытками.

Среди гор постановочных кадров находим снимок Калет, который кто-то из немцев сделал во время войны. На фото — сестра Чеслава возвращается с поля.

За Калетами стоит еще одна деревня — Коди. Когда-то она была разделена на две части: одна считалась белорусской, вторая — литовской. Соединялись они мостом. Сейчас с белорусской стороны остался всего один дом с видом на Литву, в которую нельзя ехать, можно только смотреть. Возле дома стоит несколько старых машин, рядом — лес, дорога, граница.

Калеты и Коди соединяет песчаная дорога через лес, где живет настоящая отшельница — старушка, которая боится людей, а оттого никого к себе не пускает.

В единственном доме у границы живет женщина средних лет, литовка по национальности. «Фамилия у нее такая странная, литовская, ее и не выговоришь», — описывает дом соседей Чеслава Выдра. 23 года назад она вместе с мужем перебралась сюда на время. Место должно было послужить перевалочным пунктом, но стало домом.

Женщина долго пыталась наладить здесь хоть какую-то инфраструктуру, просила пустить дополнительную маршрутку, чтобы местные могли выбираться в город, но так ничего и не вышло.

Маршрутку пустили и сразу отменили. Так что пока билеты в Кози можно купить только в один конец, а обратно вернуться получится лишь через неделю. Но и ездить сюда особо некому. Ксендз приезжает на своем автомобиле, соцработник может и на велосипеде добраться, дети доживающих век стариков привыкли подстраиваться. В принципе, так и спокойнее: деревня-то не простая — пограничная.

От редакции. Есть история о необычных людях или местах? Пишите на dm@onliner.by.

Лыжи в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
13.03.2017 в 8:03
СТАРЕЕТ СТРАНА.............................
13.03.2017 в 8:04
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
13.03.2017 в 8:04
Белорус,Поляк-какая разница? Живут там так себе..
13.03.2017 в 8:05
Лучше заниматься делом в провинции, чем ерундой в столице.
13.03.2017 в 8:06
Белорус,Поляк-какая разница? Живут там так себе..
"pol123456":

Был там?
13.03.2017 в 8:06
«Мы не русы, не белорусы — мы поляки!» — гордо заявляет старушка Чеслава Выдра

Говорящяя фамилия и имя...
13.03.2017 в 8:06
Все заброшено, развалено... Вот наглядный пример возрождение села
13.03.2017 в 8:07
как как-плохо как и вся страна
13.03.2017 в 8:07
Как между Польшей и Литвой живет белорусская деревня, заселенная европейцами

Эммм. Как бы Беларусь -- тоже Европа, хотя бы по территориальному признаку, нет?
13.03.2017 в 8:07
Лучше заниматься делом в провинции, чем ерундой в столице.
"fogast":

займитесь. покажите пример!
13.03.2017 в 8:08
Эхо давно минувших дней.
Ojcowizna,Спадчына - любовь и боль моя.
13.03.2017 в 8:09
Все заброшено, развалено... Вот наглядный пример возрождение села
"ivansamii2012":

хто та урот..
13.03.2017 в 8:10
это Литвины!
13.03.2017 в 8:10
жить можно везде, а выживать у РБ...
13.03.2017 в 8:11
Уууу... какая тоскааа ((
13.03.2017 в 8:12
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":

пишет чел-работающий в МоскВЕ
13.03.2017 в 8:20
Спасибо за репортаж! ...Пол жизни прожил в деревне....и все фото наводят на воспоминания...Куры, хлев, речка с обрывом, черно-белые фото на стене....НОСТАЛЬГИЯ!!!! Кто с деревни, тот меня поймет!
13.03.2017 в 8:22
И даже там установлены стеклопакеты)
13.03.2017 в 8:25
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":

пишет чел-работающий в МоскВЕ
"1926967":

Я вообще-то нигде не работаю.
13.03.2017 в 8:31
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":

пишет чел-работающий в МоскВЕ
"1926967":

Я вообще-то нигде не работаю.
"Tahasan":

Учащийся?
13.03.2017 в 8:32
И даже там установлены стеклопакеты)
"niko_viktor":

Наверное узнав что есть жизнь на Марсе вы бы удивились меньше чем стеклопакетам в деревне в 3 километрах от Евро Союза ))))
13.03.2017 в 8:33
Белорус,Поляк-какая разница? Живут там так себе..
"pol123456":

Был там?
"1478363":

Хватит как собака лаять. Только и умеешь, что других цитировать
"Pashka216":

Хватит чушь писать! Сабака лает у тебя водворе!
13.03.2017 в 8:34
надо подарить деревню Польше)))
13.03.2017 в 8:36
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":

пишет чел-работающий в МоскВЕ
"1926967":

Я вообще-то нигде не работаю.
"Tahasan":

Спалился. Человек вечно-всем-не-довольный, оказывается ............ страдает от безделья.
13.03.2017 в 8:38
«в колхоз попал — душу дьяволу продал» - лучше не скажешь
13.03.2017 в 8:40
если поляки надо ехать в польшу там они на подъёме.настали времена что лишний рот хуже пистолета
13.03.2017 в 8:41
не Ялта конечно
13.03.2017 в 8:41
Интересно на той стороне люди тоже как бомжи выглядят? И строения такие же облезлые?
13.03.2017 в 8:42
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":

пишет чел-работающий в МоскВЕ
"1926967":

Я вообще-то нигде не работаю.
"Tahasan":

тунеядец стал быть или любовник чей-то
13.03.2017 в 8:43
И даже там установлены стеклопакеты)
"niko_viktor":

дешевле чем деревянные если покупать, а сами сделать - ща уже и в деревне не могут
13.03.2017 в 8:46
Не люблю поляков.
13.03.2017 в 8:48
Не люблю поляков.
"Оппенгеймер":

Сейчас они коммент почитают и реветь начнут.
13.03.2017 в 8:49
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":

пишет чел-работающий в МоскВЕ
"1926967":

Я вообще-то нигде не работаю.
"Tahasan":

Учащийся?
"1478363":

Тунеядчийся.
13.03.2017 в 8:52
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":

пишет чел-работающий в МоскВЕ
"1926967":

Я вообще-то нигде не работаю.
"Tahasan":

Учащийся?
"1478363":

Тунеядчийся.
"Tahasan":

На Лайках не прживёшь, иди работать, да не за 500$, ну хоть на макарошки с котлеткой заработай или получи.
13.03.2017 в 8:55
природа красивая...
13.03.2017 в 9:01
природа красивая...
"БУБНЕЛКА":

обычная
13.03.2017 в 9:02
природа красивая...
"БУБНЕЛКА":

обычная
"дурачина":

белорусская.
13.03.2017 в 9:12
Tahasan, Не надо говорить за весь народ. А то "МЫ"
13.03.2017 в 9:12
Белорус,Поляк-какая разница? Живут там так себе..
"pol123456":

Чтобы жить лучше-нужно как минимум открыть границу и отправить пограничников работать.
13.03.2017 в 9:13
Здоровья всем героям статьи, счастья! Чтобы дети и внуки почаще в гости приезжали!
13.03.2017 в 9:16
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":

Мы все евроазиаты, ибо живем в Евразии. Деление на Европу и Азию - географическая аномалия, это политическое деление. Ни один славянский народ к истинной европейскости отношения не имеет. Даше поляки или болгары.
13.03.2017 в 9:20
я в детстве с родителями из Гродно туда по грибы ездил, потом как отреставрировали августовский - туристы прямо в лес на двухэтажных автобусах на озера начали ездить....ни отдыха нормального ни грибов после этого увы нет(
13.03.2017 в 9:24
Интересно на той стороне люди тоже как бомжи выглядят? И строения такие же облезлые?
"bb1973":

По опыту поездок по Польше - люди выглядят иначе, да и таких построек практически поменьше будет. Показательный пример - населенный пункт Крынки ( Krynki) в Белостокском воеводстве. Находится практически на границе с Беларусью (менее чем в километре от нее), но выглядит гораздо лучше. Хотя по старым домам, которые все же встречаются, видно, что при социалистической Польше положение у поляков было немногим лучше, чем у нас. По словам знакомых поляков, качественный рывок произошел спустя некоторое время после вступления в Евросоюз.
Проблема же рассматриваемой деревни во многом обусловлена тем, что она находится в тупике, зажатом двумя границами. Это "проклятье" всех "медвежьих" углов в любой стране.
13.03.2017 в 9:30
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":

Европейцы со знаком качества?
13.03.2017 в 9:31
У меня такой приемник есть. Селена Б-216. Мощнейшая машина. Только диапазона 41 м нет.
13.03.2017 в 9:44
цiкавыя мясьцiны.... шкада, што амаль закiнутыя....
13.03.2017 в 9:44
В колхозе нечего делать...там все спиваются, особенно мужыки.
13.03.2017 в 9:53
А когда узнают что приехали с Беларуси, относятся очень радушно.
"Татьяна246":

Мне, к сожалению, с такими сталкиваться не приходилось.
13.03.2017 в 9:54
«в колхоз попал — душу дьяволу продал» - лучше не скажешь
"viktor500011":

+ 1 !
13.03.2017 в 9:55
Заголовок - удивительно некорректный, как и фраза в начале "что-то бормочет на своём языке".
И ещё - жирный минус за то, что даже не попытались передать колоритную местную речь.
Ещё один минус - беседу с людьми, вроде и поговорили, а ничего толкового так у стариков, видевших многое, и не спросили.
Тема статьи очень интересная, но написана ужасно.
13.03.2017 в 9:56
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":

Что ты куришь? В евросоюз только идиот пойдет, наши товары там не нужны.
Евросоюз поднимает уровень жизни ядра за счет снижения уровня на переферии.
Посмотри на румынию, грецию, болгарию. Вступив туда мы бы жили еще хуже.
13.03.2017 в 9:56
90% крайне высокомерны, по сей день считающие себя панами и к белорусам относятся как ко второму сорту.
"Оппенгеймер":

тоже сталкивался, они почему то не хотят по английски говорить, говорят на своем быстро и хоть ты что. но тем не менее обращаются ко всем "пан", "пани" :-)
13.03.2017 в 9:57
Не люблю поляков.
"Оппенгеймер":

Очень важная информация, продолжайте нас держать в курсе своих пристрастий и антипатий.
13.03.2017 в 9:57
Крутой-Бобёр
Сегодня в 8:06
«Мы не русы, не белорусы — мы поляки!» — гордо заявляет старушка Чеслава Выдра

Говорящяя фамилия и имя...
"Крутой-Бобёр":

Выдра бобру ближайшая родственница
13.03.2017 в 10:02
Что ты куришь? В евросоюз только идиот пойдет, наши товары там не нужны.
Евросоюз поднимает уровень жизни ядра за счет снижения уровня на переферии.
Посмотри на румынию, грецию, болгарию. Вступив туда мы бы жили еще хуже.
"Rombir":

Однако, судя по всему, России наши товары тоже не особо понадобились.
13.03.2017 в 10:05
Мне всё равно, я просто написал своё чувство к ним. Было дело, учился с ними, сталкивался, 90% крайне высокомерны, по сей день считающие себя панами и к белорусам относятся как ко второму сорту.
"Оппенгеймер":

О поляках есть такая поговорка: "Пятки голые, а шпоры звенят". То есть, вне зависимости от материального достатка этой нации присуще самоуважение и чувство собственного достоинства. Не наступай "на хвост" поляку, и он будет тебе добрым соседом. Мои дети жили там и впечатления очень хорошие. В Белостоке в кондитерской продавец сказала мне:"Вы - как мы. Сирийцев к себе не хотим, дармоедов, а белорусы приезжают и сразу работать идут. Жилье себе покупают." Нормально к нам в Польше относятся, мы не раздражаем поляков чуждой внешностью или поведением.
13.03.2017 в 10:06
они как-то и отличаются чертами лица
13.03.2017 в 10:06
https://content.onliner.by/news/1400x5616/ebf352a01153fd9267790a184f5d562d.jpeg художнику премию
13.03.2017 в 10:10
В Госдуме предложили давать гражданство России по ,,праву почвы,, .Как только в Кремле примут закон . Они станут русскими .
"sergtheseal":

Почва у нас не российская. Кому надо расти на той почве - пжалста.
"well_well":

Не торописька . Пока не российская . А принятием закона процента 2-3 примут получат российский паспорт . Через годик другой без российского паспорта тебя в России к работе легальной не подпустят и регистрироваться заставят . Сразу процент поднимется до 15-20 . А если Россия добьётся отмены виз с ЕС или значительного облегчения в пересечении границы по их паспорту то 50-60 проц получат паспорт . Поляки начнут чесаться и свою,, Карту поляка ,, по телефонному звонку на хату приносить будут . Власти начнут препоны ставить . Общество расколется . Вот и посмотрим через лет пять , что из этого получится .
13.03.2017 в 10:10
У людей в глазах недоверие - не знают, что отвечать на вопросы такие. Кто мы поляки, белорусы?
13.03.2017 в 10:12
У людей в глазах недоверие - не знают, что отвечать на вопросы такие. Кто мы поляки, белорусы?
"kauffman":

Отвечают по русски и все вопросы сняты .
13.03.2017 в 10:13
Онлайнеровцы,сгоняйте еще в Жемыславль, там тоже очень интересно, раскройте тему дворца Умястовских,его историю, про нравы людей, про Гавью ... репортаж будет супер!
13.03.2017 в 10:14
А если Россия добьётся отмены виз с ЕС
"sergtheseal":

Это году так к 3000-му.
13.03.2017 в 10:14
И это тоже наша страна! Автор -молодцы, что делаете такие репортажи!

Вот она мудрость простого народа: -Какая разница — поляк, белорус, немец… Главное, чтобы душа чистая была и доброта в тебе жила, — уходит от ответа дед Владек.

А все войны и распри устраивают политики, банкиры и иже с ними вояки...
13.03.2017 в 10:20
У людей в глазах недоверие - не знают, что отвечать на вопросы такие. Кто мы поляки, белорусы?
"kauffman":

Отвечают по русски и все вопросы сняты .
"sergtheseal":

С ЕС может и не скоро у них срастётся , но нашим рачительным согражданам будет достаточно Египта и ещё парочки стран где они греют кости .
13.03.2017 в 10:25
zaratystra2000, Я не хочу отмены виз с ЕС . Один раз в год потратить десять минут и 80 ойрав и нормально пересекать границу без лишнего шмона куда приятней чем переносить эту процедуру на переход и жить в очереди . Потом больше барыгам отдашь за место в очереди .
13.03.2017 в 10:29
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":

Что ты куришь? В евросоюз только идиот пойдет, наши товары там не нужны.
Евросоюз поднимает уровень жизни ядра за счет снижения уровня на переферии.
Посмотри на румынию, грецию, болгарию. Вступив туда мы бы жили еще хуже.
"Rombir":

По мойму уж хуже чем мы сейчас живем, уже не придумаешь. Так что можно смело с головой пускаться во всяческие эксперименты.
13.03.2017 в 10:29
А таких деревень вдоль границы с Польшей много!
Жаль!
Что все заканчивается!
И никому нет дела!
13.03.2017 в 10:34
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":

Ни разу.
13.03.2017 в 10:35
главное в человеке - его душа. Посмотрите на фото - раньше то у людей глаза добрыми были (хоть и жили бедно). А политики - разделяют людей, это и есть зло.
13.03.2017 в 10:46
13.03.2017 в 10:53
Хочу там дом, задолбал город :)
13.03.2017 в 11:00
Раньше в Калетах были школа, магазин, пилорама. Сейчас остались только воспоминания.

Если сейчас наше правительство не будет принимать никаких мер, то совсем скоро (по историческим меркам) от Беларуси тоже могут остаться одни воспоминания...
13.03.2017 в 11:00
Было 200 домов осталось 4. Примерно такая судьба ожидает и всю незалежную Беларусь если она и дальше буде оставаться незалежной.(((
13.03.2017 в 11:09
душевный репортаж
13.03.2017 в 11:09
Развал и никому не нужные люди !
13.03.2017 в 11:10
Если это называется "жизнью"......., то не дай Бог так нормальному человеку жить.
13.03.2017 в 11:12
Знак на границе говорит сам за себя.
13.03.2017 в 11:19
блин... почему такие статьи душу рвут?
13.03.2017 в 11:24
Кто последний будет умирать - выключите свет.
13.03.2017 в 11:38
в этой деревне только фильмы про войну снимать..
13.03.2017 в 11:51
Не только Калеты. Там все деревни: Кодевцы, Шинковцы, Войтовцы, от Заречанки и до Сопоцкина - маленькая Польша. Русских там нету. Поляки и Литовцы. Немного белорусов. очень колоритные люди. Красивейшие старые костелы. Рекомендую всем съездить на Августовский канал, заодно Свяцкую усадьбу посмотреть
13.03.2017 в 11:52
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":

Опрос: 65% белорусов за союз с Россией, 19% — за вступление в Евросоюз829 комментариев
21 февраля 2017 в 9:56
TUT.BY
Выбирая союз, в котором лучше быть Беларуси, большинство по-прежнему предпочитает интеграцию с Россией вступлению в ЕС. При этом подавляющее большинство белорусов не поддерживают идею объединиться с Россией в одно государство. Об этом говорят данные опроса Белорусской аналитической мастерской Андрея Вардомацкого (BAW, Варшава, открыта в 2012 году), которыми исследователь поделился с TUT.BY.
13.03.2017 в 12:04
https://content.onliner.by/news/1400x5616/ebf352a01153fd9267790a184f5d562d.jpeg
WTF ?))
13.03.2017 в 12:09
ополяченная беларуска. По сути, генетической разницы между беларусом и поляком нет.
13.03.2017 в 12:15
Сейчас заваливать горизонт стало модно?
13.03.2017 в 12:16
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":


Так же никто силком в союзах не держит.
ПС. Откуда в людях такие комплексы, всячески доказывать свою некую особую европейскость, будто кто-то ее опровергает.
13.03.2017 в 12:20
Заголовок наверное Мелкозеров написал
13.03.2017 в 12:58
Там есть одинокий дом за Калетами с бабушкой одинокой, иногда проезжаешь по дороги вдоль Шлямницы, она сидит на самом высоком склоне отвала берегового и смотрит то ли на деревню, то ли на убегающий поток воды. =)
13.03.2017 в 13:31
Там есть одинокий дом за Калетами с бабушкой одинокой, иногда проезжаешь по дороги вдоль Шлямницы, она сидит на самом высоком склоне отвала берегового и смотрит то ли на деревню, то ли на убегающий поток воды. =)
"nsv":

Ехай не отвлекайся . Крепче за шафёрку держись . А то будет она смотреть на разбитое корыто .
13.03.2017 в 13:31
well_well
"sergtheseal":

В Госдуме предложили давать гражданство России по ,,праву почвы,, .Как только в Кремле примут закон . Они станут русскими .
"sergtheseal":

Почва у нас не российская. Кому надо расти на той почве - пжалста.
"well_well":

Не торописька . Пока не российская . А принятием закона процента 2-3 примут получат российский паспорт . Через годик другой без российского паспорта тебя в России к работе легальной не подпустят и регистрироваться заставят . Сразу процент поднимется до 15-20 . А если Россия добьётся отмены виз с ЕС или значительного облегчения в пересечении границы по их паспорту то 50-60 проц получат паспорт . Поляки начнут чесаться и свою,, Карту поляка ,, по телефонному звонку на хату приносить будут . Власти начнут препоны ставить . Общество расколется . Вот и посмотрим через лет пять , что из этого получится .
"sergtheseal":

Думаю, все будет намного быстрее.
13.03.2017 в 15:57
Интересно на той стороне люди тоже как бомжи выглядят? И строения такие же облезлые?
"bb1973":

Неее, там трава красная и кошельки величиной с рюкзак)
13.03.2017 в 16:10
Угораздило же Беларусь в совок вляпаться...
13.03.2017 в 16:20
Даже в деревне,старые люди не хотят быть беларусами.
13.03.2017 в 16:30
Какие там поляки
13.03.2017 в 16:37
Какие там поляки
13.03.2017 в 16:39
блин... почему такие статьи душу рвут?
"fl@ffy":

Да-да. У меня после прочтения аж крылья гусарские из-под лопаток пробиваться начали.
13.03.2017 в 17:17
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":


как мне нравится мнение меньшинства говорящие за большинство)))
13.03.2017 в 17:27
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":

Белорусы никогда им небыли и не будут, ибо "настоящие европейцы" аки поляки/литовцы/и всякие остальные ахтунги, белорусов за нарот вообще никогда не считали!
Вкупе с совковым колхозно-жлобским менталитетом и комплексом настоящего мужЫка-гомофоба (все же у большинства этот комплекс сохранился), а также с наличием смертной казни белорусам путь в Эуропу заказан. Дашкевич тому пример, который сам же сознался, что вечный диктатор все-же лучше, чем геи на улице.
Так что расслабтесь!
13.03.2017 в 17:32
экзотика
13.03.2017 в 17:43
В Госдуме предложили давать гражданство России по ,,праву почвы,, .Как только в Кремле примут закон . Они станут русскими .
"sergtheseal":

Почва у нас не российская. Кому надо расти на той почве - пжалста.
"well_well":

Не торописька . Пока не российская . А принятием закона процента 2-3 примут получат российский паспорт . Через годик другой без российского паспорта тебя в России к работе легальной не подпустят и регистрироваться заставят . Сразу процент поднимется до 15-20 . А если Россия добьётся отмены виз с ЕС или значительного облегчения в пересечении границы по их паспорту то 50-60 проц получат паспорт . Поляки начнут чесаться и свою,, Карту поляка ,, по телефонному звонку на хату приносить будут . Власти начнут препоны ставить . Общество расколется . Вот и посмотрим через лет пять , что из этого получится .
"sergtheseal":

Поляки как были тормозами, так ими и остались. А Белоруссия, как обычно, останется в ... Ибо в Россию не въехать, ни в Польшу. Саша словит кучу лулзов и создаст свою КНДР.
13.03.2017 в 17:52
https://content.onliner.by/news/1400x5616/ebf352a01153fd9267790a184f5d562d.jpeg
13.03.2017 в 17:54
Каменная горка ,Лошица всех приняли кто сбежал с колхоза.
13.03.2017 в 18:00
Какие там поляки
"IFF":
13.03.2017 в 18:24
Karl_Kori,
Что ты куришь? В евросоюз только идиот пойдет, наши товары там не нужны.
Евросоюз поднимает уровень жизни ядра за счет снижения уровня на переферии.
Посмотри на румынию, грецию, болгарию. Вступив туда мы бы жили еще хуже.
"Rombir":

Однако, судя по всему, России наши товары тоже не особо понадобились.
"Karl_Kori":


Прежде чем так говорить советую посмотреть торговый балланс Беларуси
Баланс внешней торговли товарами Республики Беларусь в январе 2017 г.
13.03.2017 в 18:57
Душевные там места. Вот только если и захочешь переехать, то можно только в сторону Минска. В другую сторону нельзя.
13.03.2017 в 19:15
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":

такие белорусы всегда хотят туда где каша гуще
13.03.2017 в 19:29
Прикольная место, я тоже был там в прошлом году, когда навигатор с перепугу не тула завел
13.03.2017 в 20:02
Западная Беларусь и есть кусочек "настоящей" Европы, нетронутой эмигрантами и "Русским миром".
13.03.2017 в 20:35
Западная Беларусь и есть кусочек "настоящей" Европы, нетронутой эмигрантами и "Русским миром".
"mitchigan":

Самое главное, Восточные Крэсы не были тронуты карателями Ягодой-Ежовым-Берией. Коммуняки, конечно, уничтожили десятки тысяч польской интеллигенции и самых работящих крестьян, но в целом народ, можно так сказать, "легко отделался", на фоне миллионов ресстрелянных и десятков миллионов репрессированных в самом Совке, плюс, около 10 миллионов украинцев и несколько миллионов казахов заморенных голодом во вполне себе мирные и урожайные годы.
13.03.2017 в 20:35
Хороший репортаж,но все таки в моем рейтинге самых лучших онлайнеровских репортажей,это про пастуха "як есць так есць",иногда перечитываю
13.03.2017 в 20:53
Осознав, образуешь полноту содержания... Культурные нормы есть тот предел, что нам положен пониманием истины...
13.03.2017 в 21:18
Западная Беларусь и есть кусочек "настоящей" Европы, нетронутой эмигрантами и "Русским миром".
"mitchigan":

Самое главное, Восточные Крэсы не были тронуты карателями Ягодой-Ежовым-Берией. Коммуняки, конечно, уничтожили десятки тысяч польской интеллигенции и самых работящих крестьян, но в целом народ, можно так сказать, "легко отделался", на фоне миллионов ресстрелянных и десятков миллионов репрессированных в самом Совке, плюс, около 10 миллионов украинцев и несколько миллионов казахов заморенных голодом во вполне себе мирные и урожайные годы.
"Прозмейлол":


чутка не успели.
13.03.2017 в 21:43
Я вам скажу честно, мой дед в первый год войны попал в плен, оттудова бежал и остановился в хате у поляков они добродушные были как на рынке в белостоке, а потом его сдали с утра немцам.И всю жизнь до своей смерти он их не любил. И у внуков его отношение к полякам не особ радушное.
13.03.2017 в 22:11
Интересно на той стороне люди тоже как бомжи выглядят? И строения такие же облезлые?
"bb1973":


А съездить и самому посмотреть, что мешает ?
13.03.2017 в 22:18
Я вам скажу честно, мой дед в первый год войны попал в плен, оттудова бежал и остановился в хате у поляков они добродушные были как на рынке в белостоке, а потом его сдали с утра немцам.И всю жизнь до своей смерти он их не любил. И у внуков его отношение к полякам не особ радушное.
"VARIK":

Что же лучше сделать, сдать оккупанта, который 2 года назад в союзе с этими самыми фашистами на их землю пришел или подставить под расстрел всю свою семью?
13.03.2017 в 22:22
Я вам скажу честно, мой дед в первый год войны попал в плен, оттудова бежал и остановился в хате у поляков они добродушные были как на рынке в белостоке, а потом его сдали с утра немцам.И всю жизнь до своей смерти он их не любил. И у внуков его отношение к полякам не особ радушное.
"VARIK":

Что же лучше сделать, сдать оккупанта, который 2 года назад в союзе с этими самыми фашистами на их землю пришел или подставить под расстрел всю свою семью?
"Прозмейлол":

На землю которую поляки забрали в 21-м?
13.03.2017 в 22:52
В лучшем случае ополяченые белорусы
"IFF":



а может наоборот -- Обрусевшие поляки,к тому еще же перешедшие(принудительно??) в Русское Православие?Какие есть польские фамилии например --с окончанием на --ий,--кий(Высоцкий,Трапловский и тд) -- это значит что человек по происхождению поляк,но постепенно обрусевший??Пан Прозмейлол объясни пожалуйста что произошло с поляками,которые жили на территории СССР\Рос.Империи...
13.03.2017 в 22:58
Tahasan, Ты говори за себя.
13.03.2017 в 23:39
Посмотрев фото деревни, можно сказать - все маленькое умирает. Люди, грустные там живут. Видно, что одна безнадега. И эти люди никому не нужны. Да есть пенсия, на продукты хватает и все!
14.03.2017 в 0:03
Сказала, в их деревнях не лучше
смотря в каких ;)
14.03.2017 в 0:25
как буд-то время остановилось ..
и старик до сих пор "Голос Америки" по "VEFu" ловит
14.03.2017 в 0:33
Угораздило же Беларусь в совок вляпаться...
"Aspirinos":

виной всему матушка россия!
14.03.2017 в 1:24
И даже там установлены стеклопакеты)
"niko_viktor":

Наверное узнав что есть жизнь на Марсе вы бы удивились меньше чем стеклопакетам в деревне в 3 километрах от Евро Союза ))))
"_Фикус_":

моя бабушка поставила стеклопакеты. экономит дрова)
14.03.2017 в 1:30
Кто лучше живет - вопрос, жители таких вот деревень, или жители муровейников бетонных у которых из окон такие же муровейники . Ясно одно что то кругом не так
14.03.2017 в 1:35
Собака на первом фото, вылитая пшечка)))
14.03.2017 в 1:41
Какие там поляки
"IFF":

Выники Крэва , сойма у Люблине и палитыки апалячвання пазнейшых часоу - Мы БЕЛАРУСЫ ,а хто на якой мове думае и па якой сталицэ гадзинник звярае, другое пытанне
14.03.2017 в 2:08
Мало как-то, тема прямо скажем не раскрыта.
Как человек живущий в тех краях могу уверенно заявить что "маленькая Польша" территориально намного шире чем Калеты и на эту тему можно написать действительно интересную статью)
14.03.2017 в 4:00
Мне всё равно, я просто написал своё чувство к ним. Было дело, учился с ними, сталкивался, 90% крайне высокомерны, по сей день считающие себя панами и к белорусам относятся как ко второму сорту.
"Оппенгеймер":

О поляках есть такая поговорка: "Пятки голые, а шпоры звенят". То есть, вне зависимости от материального достатка этой нации присуще самоуважение и чувство собственного достоинства. Не наступай "на хвост" поляку, и он будет тебе добрым соседом. Мои дети жили там и впечатления очень хорошие. В Белостоке в кондитерской продавец сказала мне:"Вы - как мы. Сирийцев к себе не хотим, дармоедов, а белорусы приезжают и сразу работать идут. Жилье себе покупают." Нормально к нам в Польше относятся, мы не раздражаем поляков чуждой внешностью или поведением.
"Автопилот":


Золотые слова поддерживаю!
14.03.2017 в 4:08
Моя Мама родом она из под местечка Сапоцкин (недалеко от Гродно) так вот она до пяти лет другого языка кроме польского не знала. В этих местах во времена те - только с первого класса только дети русский язык учить начинали. Так было и это уже история...

Что касается меня то я пятый десяток в Гродно живу - (владею русским (трофейным) и беларускую мову ведаю) к тому же я сам и родственники мои, и друзья многие (да почти все а их не мало) понимают и говорят по польски. И мы гродненцы западную часть Гродненщины до сих пор зовём не "маленькой Польшей" но "Польским краем".
Насчёт ополячивания. Беларусь земля наша общая (тех кто родился здесь и вырос нечего её делить!
Но я считал и считаю себя поляком, и дети мои поляки - а пращуров своих знаем до седьмого колена кто, где похоронен и на чье стороне сражался. Были и повстанцы в роду были и те кто против Российской империи воевал в Великой армии (армия Наполеона кто не знает) - а уже после наполеоновских воен шли в армию РИ, присягали царю российскому (а королю Польскому) и верны присяге были до конца.
Когда же после первой мировой "весна народов" произошла и империи захватчиков были разрушены – а большевики разваливали Россию - то только после этого поляки снова становились под знамёна Отчизны и защищали свою воскрешённую Родину! - Республику - "Речь Посполитую"

Я Беларуси присягал и только ей одной верен буду!
14.03.2017 в 12:26
Ну и что, что они поляки - лучше что-ли? Ничуть. Точно такая же бедность и запустение, как и в любой нашей деревне населенной белорусами. Если не хуже, ибо есть еще и "живые" деревни. А всё-равно ганарятся корнями - пустое.
Будет у нас на земле хозяин - будет наша сельская местность не хуже польской. Белорусы умеют работать. Но пока колхоз...
14.03.2017 в 13:44
Интересно на той стороне люди тоже как бомжи выглядят? И строения такие же облезлые?
"bb1973":

нет конечно..только и думают о внешнем виде.
14.03.2017 в 14:42
красная рука с поднятым средним пальцем на знаке поражает
14.03.2017 в 14:46
Выдра в котлетах! Пад сталом!
14.03.2017 в 15:11
Как между Польшей и Литвой живет белорусская деревня, заселенная европейцами

Эммм. Как бы Беларусь -- тоже Европа, хотя бы по территориальному признаку, нет?
"Ник_Ник":

похоже, что все считают Беларусь - средней Азией..
14.03.2017 в 17:14
Самые красивые польские девушки. Жена полька :)
14.03.2017 в 20:52
+100 Фотографу Молодец очень живые и красивые фото хоть и очень уж контрастные но как тут не удержатся и не задрать контраст. Но лучше чем у остальных
14.03.2017 в 20:53
Мы (белорусы) и есть европейцы, несмотря ни на какие азиопские союзы, которых народ не с кем не заключал.
"Tahasan":

Что ж ты беларус на азиопском языке изьясняешься? Родную мову не разумеешь?
14.03.2017 в 23:19
туфта, ніякія палякі ніколі не перасяляліся на нашую зямлю, ладна, амаль ніколі. тыя, што завуць сябе палякамі - альбо апалячаныя беларусы (90%), альбо нашчадкі асаднікаў(10%)
15.03.2017 в 11:53
надо подарить деревню Польше)))
"kukulkan":

Нет, уж, хватит ! Надо подарить 17 р-ов Белостокской обл. и 3 р-на Брестской обл. (образца 1944 г.) Беларуси !
15.03.2017 в 12:13
Какие там поляки
"IFF":

Выники Крэва , сойма у Люблине и палитыки апалячвання пазнейшых часоу - Мы БЕЛАРУСЫ ,а хто на якой мове думае и па якой сталицэ гадзинник звярае, другое пытанне
"vaniasvistoplia":


А кто такие беларусы?Например человек во времена СССР приехал в на ПМЖ в РБ из Якутии или Башкирии,Украины,Казахстана- а потом он стал "беларусом"?И таких
очень много.Плюс есть обрусевшие поляки и их потомки,евреи,цыгане -- они беларусы??
15.03.2017 в 12:42
Чеслава Выдра.... и этим всё сказано...
15.03.2017 в 13:12
Все заброшено, развалено... Вот наглядный пример возрождение села
"ivansamii2012":

Нормальная деревня, хаты крепкие. Это вы еще российскую деревню в глубинке не видели...
15.03.2017 в 13:34
ну и о чем статья...о том что не сунься в погран зону, там старушки тебя найдут и сдадут?
15.03.2017 в 15:39

Эммм. Как бы Беларусь -- тоже Европа, хотя бы по территориальному признаку, нет?
"Ник_Ник":

По менталитету как-то ближе к неадертальцам...
15.03.2017 в 18:16
У нас деревушки и по мрачнее есть...
15.03.2017 в 19:16
хорошо написано, с душой. спасибо тебе, Онлайнер :)
15.03.2017 в 20:09
может Брониславовна ,что за Бориславовна?
16.03.2017 в 0:12
90% крайне высокомерны, по сей день считающие себя панами и к белорусам относятся как ко второму сорту.
"Оппенгеймер":

тоже сталкивался, они почему то не хотят по английски говорить, говорят на своем быстро и хоть ты что. но тем не менее обращаются ко всем "пан", "пани" :-)
"кирпичный":

Литовцы то же обращаются друг к другу ponas ir ponia.эквивалент русскому :с
ударь и сударыня
16.03.2017 в 1:11
Не смогли разрушить деревни ,ни фашисты ни коммунисты....А сейчас почти и нет деревень.....
16.03.2017 в 9:58
ВЫДРА
16.03.2017 в 20:47
Хорошая деревня рядом с рекой.
20.07.2017 в 17:02
Чеслава Выдра.... и этим всё сказано...
"lobanenator":

ВЫДРА
"frai":

Интересно,в каких беларуских семьях воспитывали этих беларусиков. Я не поляк и не литовец. Я просто человек.
А по теме репортажа - на душе тяжело. Грусть.