23 февраля 2017 в 7:20
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Максим Малиновский

«Когда я выхожу из квартиры, испытываю шок». Жильцы об изнанке дома в Раковском предместье

Автор: Лора Нагапетян. Фото: Максим Малиновский

Исторические островки Минска, такие как Раковское и Троицкое предместья, — достояние общественности, и количество жилых домов здесь стремительно сокращается. Одни здания полностью заняты офисами и точками питания, другие находятся в процессе реконструкции. Дом на Освобождения, 11, пока жилой. Но среди немногочисленных обитателей исторической ценности прошел слух: скоро их ждет отселение. Коренные жители встали в оборону, не желая перебираться в новостройки, и выдали городским управленцам резонное предложение: сделайте лучше капремонт и оставьте нас в покое.

Люди живут в этом доме, можно сказать, обособленным сообществом. В то время как в многоквартирных домах тысячи соседей могут долгие годы не знать друг друга в лицо, обитатели этого миниатюрного жилого пространства стали почти семьей. Здание вмещает всего восемь квартир, большинство владельцев которых живут здесь с незапамятных времен.

— Наш дом достаточно старый, — объясняет Андрей. — Последняя реконструкция была проведена в 1964 году и заключалась в демонтаже печного отопления и устройстве центральной отопительной системы, также была сделана внутренняя электропроводка. Остальные инженерные сети и коммуникации остались без изменения. После этого в доме не проводилось никаких капитальных ремонтов. Жильцы все делали за свой счет, в том числе меняли коммуникации. Дошло до того, что дом дал трещины на фасаде и в квартирах. Трещины сквозные! Пишем во все инстанции Минска, но конкретных ответов не получаем.

Андрей показывает трещину на фасаде: начинается она здесь, а продолжается внутри. Недавно обрушилась часть кровли. Опасную территорию огородили, однако позже ленты убрали, но обрушенную часть так и не отремонтировали. Жильцы обращают внимание на странную водосточную трубу, которая попросту не способна выполнять свою непосредственную функцию. Недовольство вызвало и место установки кондиционера, который владельцы кафе в доме повесили прямо над подъездом.

Но все это бытовые мелочи по сравнению с тем, что в доме практически с самого его заселения не было капитального ремонта.

— Согласно ПДП, реконструкция домов на Освобождения, 7, 11 и 13, должна была начаться вместе с реконструкцией гостиничного комплекса на Замковой, 25 и 27. Гостиничный комплекс построили, в доме №7 сделали капремонт. А дома №№11 и 13 остались без ремонта. Теперь нам отвечают: до 2020 года наш дом будет стоять в очереди на капремонт.

Вывеска на доме в разное время гласила: капремонт будет проведен после 2012, 2013 года. Теперь — после 2015 года.

Понятное дело, местом жильцы довольны: исторический центр, до любого нужного объекта рукой подать, инфраструктура — не чета той, что в новых районах. Для людей старшего поколения — а их в доме большинство — эти преимущества являются определяющими.

Но есть среди владельцев квартир и молодые люди, либо получившие завидные метры в наследство, либо купившие их с целью долгосрочного вложения средств. Андрей — из вторых. Вместе с матерью они приобрели «двушку», а во время ремонта из-под обоев и штукатурки показалась устрашающая трещина в несущей стене.

— Квартиру мы купили в начале года, — показывает свои владения Андрей. — Начали понемногу проводить ремонтные работы. Когда сбивали штукатурку, обнаружили вот такую трещину. Раньше квартиры отапливались печами, потом их заделали. Но до сих пор из дымоходов просачивается сажа, когда на стены, в которых они находятся, попадает влага. Сажа проявляется и на штукатурке. Достану кирпичик — посыплется. Повсюду по стенам были подтеки, плесень. Мы все заделали. Но самая большая беда — трещины. В наружной стене трещина тоже сквозная.

Андрей вспоминает: полторы недели назад в устной форме им сообщили, что жильцов, вероятно, ждет отселение. Мужчина такой перспективы, в отличие от старожилов, не особо боится. Его устроит как качественный капитальный ремонт, так и отселение с достойной компенсацией.

— Что-то из этого вы точно получите, — успокаиваем мы.

— Не факт, — иронизирует Андрей, — в нашей стране возможно все. Суть в том, что жильцов могут и не отселить, но вместо капитального сделать текущий ремонт, и дом продолжит приходить в негодность. И мы будем все так же жить как на пороховой бочке. Представьте еще ситуацию: люди все же сделают в квартирах ремонты, а через пару лет на площадку найдется инвестор, и нас вновь вздумают отселить.

Галина Алексеевна приглашает в свою квартиру.

— Я живу здесь с 1966 года. Помню, до того как мы сюда въехали, в нашей квартире был штаб строителей. И вот с тех пор мы боремся, боремся, но капитального ремонта так и не дождались.

Однажды я поняла, что ждать нечего, и решила сделать ремонт в квартире самостоятельно. Потолки сделали подвесные, потому что перекрытия из дранки ходили ходуном и привести их в порядок по-другому не получалось.

Стены выровнять невозможно: по штукатурке тут же идут трещины. С этим еще можно жить, но есть и серьезная проблема. Стена в комнате стыкуется с соседним домом, между ними затекает вода — стена всегда мокрая. Смотрите: эти обои поклеены в октябре, а в январе уже пошли первые затеки. Правда, благодаря начатой нами войне был найден подрядчик, который заделает дырку между домами, и вода перестанет проникать туда. На это ушло 20 лет.

Сейчас лично у меня такие требования: чтобы заделали эту дырку, сделали крышу, привели в порядок подъезд. Когда я выхожу из квартиры, испытываю шок. Восстановите историческую справедливость: ремонт не делали более 50 лет!

Галина Алексеевна вздыхает: менять место жительства никто из владельцев квартир не хочет.

— Я пробыла здесь всю свою сознательную жизнь. Если вы предоставите мне такую квартиру, чтобы я сказала «ах!», то больше я ничего не потребую. Но любой переезд равен половине пожара. В новую квартиру я свою кухню не заберу… Сколько мне нужно будет вложить, чтобы привести новое жилье в нормальное состояние? Я вложилась в ремонт, на который копила 15 лет, и больше денег у меня нет.

У Светланы Васильевны претензии такие же, как у соседей.

— Живу здесь с 1948 года. Трещины появились на стене лет 10 назад. Квартиру регулярно заливает, особенно после сильного снега. Вода проникает через воздуховоды. А смысл мне делать ремонт, пока дом не приведут в порядок? Обои снова зальет, и они отвалятся.

— Я в этом доме родился и живу с 1977 года с перерывом в 10 лет, — рассказывает свою историю Владимир. — Это квартира моих дедушки, бабушки и родителей. Около 15 лет назад ремонтировали кровлю, после чего в вентканалы начала проникать вода. На месте вентканалов на стенах образовывается плесень.

ЖЭС выражает претензии, что мы не делаем в квартирах косметический ремонт. Но мы не делали его по простой причине: каждый год появлялась информация, что в следующем году в доме будет проводится капитальный ремонт. И мы ждали.

Владимир нашел еще один недостаток при всех выгодах проживания в историческом центре: шум машин и, собственно, сами машины, припаркованные в непосредственной близости к окнам.

— Согласно санитарным нормам, расстояние от окон до парковки должно составлять не менее 10 метров. Зимой хозяева припаркованных машин прогревают двигатели, летом вообще порой не глушат их, музыку слушают. Откроешь окно, чтобы проветрить квартиру, — и в нее попадает облако дыма. Приходится выходить и просить заглушить двигатель.

— Но вы ведь живете в центре города и должны мириться с какими-то неудобствами… — возражаем мы.

— А это что? — Владимир показывает выдержку из СанПиНа. — Для кого-то эти нормы соблюдаются, а для кого-то нет? Закон един для всех!

Жильцам по стандартной схеме предложено оплатить косметический ремонт подъезда. Сумма, требуемая с каждой квартиры, сравнительная скромная — около $130 в эквиваленте. Но жильцы уверены, что к вопросу все же надо подойти капитально и провести ремонт за те средства, которые годами отчислялись по жировкам.


Жильцы обращаются в администрацию района:

— Дом на Освобождения, 11, является памятником архитектуры конца XIX века, пережил много событий, в том числе революцию, Великую Отечественную войну, и во все нелегкие для истории времена люди и городская власть всеми силами сохраняли строение. Но в наше время районные и городские власти отстраненно и лениво наблюдают за тем, как погибает дом, история Минска.

По информации из ответов администрации района, Мингорисполкома, наш дом не числится в списках на капитальный ремонт до 2020 года. Всеми семьями, живущими в доме, ежемесячно уплачиваются начисляемые в квитанциях суммы, отчисления на капитальный ремонт.

В конце января 2017 года сотрудницей КУП «Минская спадчина» перед всеми жильцами была высказана информация о том, что наш дом планируют отселить и передать КУП «Минская спадчина», после чего будет произведен капитальный ремонт.

Создается такое впечатление, что наш дом был запущен службами ЖКХ «до ручки» специально, чтобы признать его состояние неудовлетворительным.

Для отселения жильцов из бюджета города надо будет предоставить квартиры, аналогичные по площади, либо денежные компенсации — и это в то время, когда в стране пытаются максимально сократить необоснованные затраты.


— Это все домыслы, — были кратки в КУП «Минская спадчина». — Отношение к этому объекту мы имеем только с точки зрения соблюдения закона по охране историко-культурной ценности, поскольку здание является памятником архитектуры. Жильцов не отселяют. Для отселения нужны согласования, мотивы, соответствующие решения.

— Действительно, в доме с 1966 года не проводился капитальный ремонт, — подтвердили в ЖЭУ №1 Центрального района. — Возможно, из-за того, что все время стоял вопрос об отселении. Дом в таком состоянии, что сам кирпич уже рушится, превращается в песок. Капремонт возможен только такой: все нутро здания удаляется, оставляются только наружные стены, и полностью делается реставрация. Будущее дома до сих пор под вопросом.

Являясь историко-культурной ценностью, дом принадлежит государству, хоть люди и оплатили свои квартиры. Это вопрос такой, сложный. Жильцы рассказывают, что кто-то озвучил им информацию о том, что дом будет отселен. Но сейчас только обсуждается вопрос о том, чтобы поставить его в очередь на капремонт с отселением и впоследствии сделать помещения нежилыми, отдать под офисы, музей или что-то такое. Пока нет соответствующего решения или распоряжения от такого-то числа под таким-то номером, говорить об этом рано. Видимо, жильцов просто заранее предупредили о такой возможности.

Заказать строительные и ремонтные работы можно с помощью сервиса «Услуги» Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by