21 декабря 2016 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков

«Зарплата в 600—700 рублей — это хорошо, хотя мечтается о $1000»: репортаж из колледжа, где учатся те, кто завтра будет строить дома и ремонтировать квартиры

Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков

В эпоху, когда модно быть «айтишником», блогером, стилистом — да, в принципе, кем угодно, лишь бы находиться в красивом теплом офисе (желательно еще и с безотказной кофемашиной поблизости), — все еще находятся люди, которые не гонятся за комфортом и халявными печеньками, а выбирают для себя непростую, хотя и потенциально денежную стезю. Речь идет о строителях. Точнее, о тех, кто в свои 15—17 лет еще только собирается ими стать. Onliner.by побывал в учебном заведении, которое готовит будущих мастеров кельмы и шпателя (а также многого другого), и поговорил с ребятами об их планах, мечтах и видах на зарплату.

Получить востребованную профессию в Минске можно в нескольких колледжах. Один из них расположен в двух троллейбусных остановках от станции метро «Академия наук». Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н. А. Кедышко спрятался в низине и прикрылся от большой дороги новым бизнес-центром. За длинным и труднопроизносимым названием учебного заведения скрывается простая суть: каждый год около пятисот молодых людей учатся здесь быть хорошими отделочниками, дизайнерами, столярами и даже художниками.

Здание колледжа не новое (а само заведение и вовсе скоро будет отмечать 95-летие), но хорошо отремонтированное. Возглавляет его миловидная и хрупкая Анна Бойко.

— В 2002 году к учебному заведению, которое занималось исключительно подготовкой строителей, был присоединен центр декоративно-прикладного искусства — с тех пор у нас и развиваются два направления, — поясняет Анна Владимировна. — Что касается строительного отделения, то обучение идет по девяти специальностям, среди которых отделочные и строительные, монтажные и каменные, столярные, паркетные, сварочные работы и так далее. Специальности периодически меняются: в зависимости от экономической ситуации и заявок с предприятий можем объявить набор, например, на мостовщиков, дорожных рабочих, электрогазосварщиков. Все очень подвижно, но ориентируемся в первую очередь на то, сколько ребят мы сможем трудоустроить.

Основные партнеры колледжа — столичные строительные гиганты «МАПИД» и Стройтрест №7. Именно эти организации «диктуют моду», а по окончании обучения десятками забирают выпускников на работу.

— Подготовка строителей укладывается в один год, если ребята поступают после 11 классов и имеют общее среднее образование, — продолжает рассказ директор колледжа. — Если же абитуриент закончил только 9 классов, ему предстоит проучиться у нас три года и постигнуть в том числе общеобразовательные предметы. При этом без практики никуда. Производственное обучение проходит сначала на базе колледжа в специальных мастерских (их семь), а по окончании первого курса, в июне учащиеся отправляются на практику на реальные строительные объекты.

При этом вся практика в организациях оплачивается — в зависимости от предприятия, объема работ и усилий самого практиканта за три-четыре недели можно заработать в среднем от 100 до 350 рублей. Некоторые ребята, заинтересованные в том, чтобы иметь свои деньги, остаются работать в организациях на все лето. Мы тоже стараемся трудоустраивать учащихся на время каникул — конечно, только тех, кто сам этого хочет.

В колледже, состоящем из трех корпусов и 13-этажного общежития, царит праздничное настроение. Разноцветные стены, которые до этого были отремонтированы и задекорированы руками учащихся (сторонних людей для выполнения строительных работ здесь принципиально не привлекают), украшены гирляндами, мишурой и прочей новогодней атрибутикой.

Впрочем, близость праздника не отменяет строгого учебного процесса. Пары в самом разгаре, а потому в коридорах тихо и пустынно. Оживить их способен только классический звонок — стоит раздаться долгожданному «дз-з-з», как общие помещения наполнятся гулом, смехом, разговорами. Молодежь в колледже такая, какой и должна быть: яркая, разная, оптимистичная и любящая подурачиться. Девушки экспериментируют с цветом волос и прическами, парни более сдержанны в этом плане.

Толпа спешащих и смеющихся молодых ребят прямо сейчас не особо думает о будущем, но мы по одному отвлекаем учащихся, чтобы узнать, почему из тысяч профессий они выбрали именно строительную.

— Я с детства собирал LEGO, узнавал, как что устроено, — объясняет, почему оказался именно в этом учебном заведении, Андрей Бобков, который выбрал специальность «маляр-штукатур, облицовщик-плиточник». — Мне это всегда было симпатично и интересно, да и вообще, это лучшая профессия. К тому же папа у меня строитель. Не скажу, чтобы он меня специально чему-то учил, но в домашних ремонтах я всегда принимал участие: клеил обои, штукатурил и белил потолки. Уже в колледже понял, что мне больше всего нравится штукатурить и класть плитку, а «малярка» — немного не мое.

— Где хочу работать? Сначала, понятное дело, буду работать там, куда распределят. А вообще, собираюсь поступать в БНТУ на гражданское строительство, а там опять распределение. Получить высшее образование — пока главная цель. Работать на себя не планирую, наверное, останусь в какой-нибудь государственной организации: пришел, сделал свою работу — и можешь быть свободен. То, что придется некоторое время работать на стройке, совсем не пугает, наоборот, даже нравится. Потом, со временем, когда будет опыт, можно будет и в кабинет перебраться. Уверен, если строитель будет хорошо работать, то обеспечить семью сможет всегда. Ну а если сидеть и ничего не делать, то, конечно, денег никаких и не будет, — рассуждает молодой человек.

Учащимся колледжа не приходится тратиться на инструмент, спецодежду и материалы для практических занятий: всем необходимым ребят обеспечивает учебное заведение. При этом тем, кто поступал после 11-го класса, даже выплачивают стипендию — от 30 до 50 рублей в зависимости от среднего балла. Тем же, кто поступал после 9-го (педагоги между собой ласково именуют их «малышами»), денежное вознаграждение за учебу не положено, зато учащиеся бесплатно обедают в столовой.

В мастерской каменных работ застаем учащихся за ответственным занятием: ребята сдают зачет. За шесть часов каждый будущий отделочник должен оштукатурить стены выделенной лично ему комнатки, в которой предусмотрены все подвохи новостроек: колонны, арки и проемы.

— Сегодня у нас проверочная работа: сдаем улучшенную штукатурку, — объясняет мастер Галина Николайчик. — Хорошего штукатура выучить не так просто: учащемуся самому надо поработать, причем очень даже прилично. Кроме того, что покажет мастер, надо прикладывать и свои усилия. Я работаю давно, опыт большой, поэтому буквально с первых занятий могу понять, из кого выйдет хороший штукатур: глаз наметан. Результат принимаю строго. Дело в том, что если мы не будем серьезно относиться к учащимся с первого курса, то профессионалов из них не получится. А вообще, штукатур — профессия трудоемкая, тяжелая, поэтому больше подходит мальчишкам. Девочкам легче даются малярные работы.

— Работа нравится, и то, что потом придется трудиться на высоте, в холод и жару, не пугает. С выбором профессии помог определиться дядя, который сам строитель. После колледжа собираюсь получать высшее образование, а потом уже работать — может, в стройтрест пойду, хотя далеко вперед не заглядываю. Еще надо будет инструмент свой покупать, чтобы работать, но я пока на цены не смотрел. Думаю, зарплата в 500—600 рублей была бы для меня хорошей, — рассказывает Алексей Кухаренко, который поступил в колледж после 9-го класса и учится первый год, осваивая навыки маляра-штукатура, облицовщика-плиточника.

Из 500 учащихся колледжа более 300 посвятили себя строительному делу. При этом, несмотря на кажущуюся суровость профессии и ее нетерпимость к слезам, девушек в учебном заведении немало. Часть из них учатся на маляров-штукатуров и плиточников, часть имеют смешанную специальность и могут после окончания колледжа заниматься как отделкой помещений, так и декоративно-прикладным искусством. Есть и те девушки, которые посвятили себя только искусству: художницы, керамистки, инкрустаторы. Не чураются творческих профессий и парни.

Кристина Волчецкая оканчивает третий курс. Еще чуть-чуть — и она станет дипломированным маляром-штукатуром, облицовщиком-плиточником. Однако после нескольких производственных практик в профессии девушка разочаровалась.

— Специальность выбирала спонтанно, — вспоминает, как все начиналось, Кристина. — Но теперь поняла, что это не совсем то, чем я хотела бы заниматься: на стройке холодно, всегда много работы, а что-то объяснять новичку рабочие не торопятся. Доучусь этот год и, наверное, буду поступать в педагогический университет. Если пройду по конкурсу, стану мастером отделочных работ, а если нет, буду отрабатывать распределение.

Зато первокурсник и будущий столяр Арсен Мирзабеков всем доволен. Парень признается, что всегда любил уроки труда в школе, с удовольствием делал книжные полки для дома, а потому и решил связать свою жизнь с работой с деревом.

— Хочу быть мебельщиком, сам делать всю мебель и потом продавать ее. Пока не знаю, на себя буду работать или на кого-то. Как получится. Учиться мне три года, после колледжа год поработаю — уже будет какой-то стаж. Потом в армию, а потом опять работать.

Для учащихся колледжа распределение — процесс обязательный и «неуклонительный». Набирают ребят ровно в том количестве, которое необходимо государству, а потом «возвращают» на предприятия в целости и сохранности. Тем, кто получал профессионально-техническое образование, предстоит работать на первом месте в течение одного года, художникам, которые получали среднее специальное образование, — в течение двух. Оставаться в организации после обязательной части или нет — исключительно на совести вчерашнего выпускника, но, как говорят сотрудники колледжа, многие не торопятся выпорхнуть из первого рабочего гнезда.

— Я будущий художник-инкрустатор, — рассказывает жизнерадостная первокурсница Даша Еремейчик, которая училась в школе с физико-математическим уклоном, но «изменила» точным наукам. — Когда окончу колледж, буду поступать в Академию искусств: хочу стать дизайнером интерьера. Профессию выбрала не потому, что это модно, просто с детства любила менять свою комнату, добавлять в нее что-то новое. Можно сказать, замучила родителей просьбами делать каждый раз новый ремонт. И мне по-прежнему все это нравится.

После 9-го класса поступила в колледж просто потому, что не хотела сидеть в школе два лишних года. Здесь за практически то же время дают дополнительные знания, то есть ты еще и профессию получаешь. Сейчас у нас раз в неделю проводится производственное обучение (после Нового года будет дважды в неделю) — и это самое интересное.

В Минском государственном профессионально-техническом колледже декоративно-прикладного искусства имени Н. А. Кедышко готовы обучить не только вчерашних школьников. Место найдется даже тем, кто лет эдак в 35 решил кардинально сменить сферу деятельности и обучиться рабочей или творческой профессии. Причем абитуриент может выбрать платные профильные курсы, после окончания которых ему будет присвоена квалификация, а может подать документы на дневное и в свои условные 30 с хвостиком получить «білет навучэнца» и каждый день ходить на пары. Такой вариант покажется кому-то нереальным, но это зря: в колледже часто учатся художники, уже имеющие за плечами не только диплом о высшем образовании, но также супругов и детей.

— Профессия, которую я выбрал, достаточно интересная и дает многопрофильность, — по-взрослому рассуждает второкурсник Борис Борисович Боровков, который через полтора года получит диплом маляра-штукатура, а также исполнителя художественно-оформительских работ. — Концентрироваться на чем-то одном я не хочу, поэтому сейчас хожу на курсы ручной ковки, потом пойду еще куда-нибудь. В дальнейшем не обязательно буду работать по специальности, но, в принципе, профессия «дизайнер интерьера» звучит очень хорошо.

Работать на себя достаточно сложно, хотя это и есть в моих планах. Но для начала, скорее всего, буду смотреть в сторону какой-либо компании. Зарабатывать, думаю, придется по среднему — чтобы прожить, рублей 500—1000. Хотелось бы ту же сумму в долларах, но это слишком широко, в мечтах. На старте такое не получишь, я на жизнь смотрю реально.

Кирилл Мелешко — «коллега» Бориса Борисовича — сквозь смех рассказывает, что мечтал стать трактористом, но поддался уговорам бабушки и переквалифицировался в дизайнера интерьера

Света Баранова также учится на мастера-отделочника, а еще может быть оформителем и дизайнером. Девушка признается, что внутренние отделочные работы ей очень нравятся и ни штукатурка, ни шпаклевка вообще не пугают.

— Производственная практика меня не разочаровала, даже несмотря на то, что приходилось действительно очень много работать. Делала все сама: штукатурила, шпаклевала, причем в больших объемах. «Старшие» нам не сильно помогали. Конечно, по окончании колледжа хотелось бы получить свободный диплом, но это вряд ли возможно. Так что буду работать по распределению. А в дальнейшем хочу открыть ИП и работать на себя — думаю, это идеальный вариант. А еще есть хорошие знакомые и возможность работать на фирме. Будущая зарплата — сложный вопрос. Думаю, 600—700 рублей мне бы хватило, — скромничает Света.

Все, что своими руками делают учащиеся этого колледжа, а также еще 22 учебных заведений, не уходит в небытие. Несколько лет назад при колледже, расположенном по адресу Сурганова, 45/3, был открыт магазин «Профмастер» — сюда и стекаются многочисленные и разноплановые работы. Магазин сейчас работает в будние дни с 10:00 до 16:00.

— Давний стереотип, мол, в строители идут одни непутевые ребята, уже неактуален, — делится наблюдениями директор колледжа Анна Бойко. — Контингент, конечно, разный, но учащиеся по большей части заинтересованы в том, чтобы работать и зарабатывать. К людям пришло осознание: для того, чтобы быть хорошим руководителем, надо начинать с низов, все «потрогать руками» и самому понимать, как происходят строительные процессы. Очевидно, что инженеру желательно на практике, а не из книжек знать, как делается кирпичная кладка. И так во всем.

К нам идут хорошие ребята. Раньше конкурс (особенно на отделочников) был до трех человек на место, сейчас в связи с демографической ситуацией такого ажиотажа нет. Набор — по конкурсу аттестатов. Есть такие учащиеся, у которых средний балл был 7,5—8. То есть им немного не хватило, чтобы поступить в ссуз или вуз, но они решили не терять год и получить рабочую специальность, которая всегда востребована и даст возможность заработать. Мировоззрение ребят меняется, и они еще во время учебы начинают подрабатывать, даже объединяются в бригады и трудятся на объектах.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by