03 декабря 2016 в 8:00

Свой дом в кредит под 3,7% на 30 лет: белорус вместе с семьей перебрался жить в Австралию

Далекая и экзотичная Австралия знакома белорусам в основном по урокам географии. Редкий соотечественник может похвастаться тем, что регулярно отдыхает в стране кенгуру или же водит близкое знакомство с обитателями Сиднея, Мельбурна, Брисбена. Покорить пятый континент и начать жизнь на берегу океана решила отважная семья из Минска. Правда, на воплощение казавшейся почти безумной затеи ушел не год и не два. Но, как сейчас убеждены супруги, все было не зря — съемное жилье сменил собственный дом с четырьмя спальнями.

— На переезде в другую страну в большей степени настаивала жена, — вспоминает, как завертелась судьбоносная карусель, Константин. — Она подала документы на визу еще до замужества и отступать назад не планировала. Ей просто хотелось кардинально сменить обстановку и жить в других реалиях. Я же относился к этой идее скептически.

Когда она только начала изучать вопросы эмиграции, выяснила, что проще всего получить визу в Австралию. Именно поэтому выбор и пал на такую далекую страну — легально переехать в Европу было очень и очень трудно. Правда, простота получения визы в Австралию тоже была относительной: если у тебя проблемы с законом, кредитами, долгами, то об эмиграции можно и не мечтать. Всю информацию по своим каналам будут проверять компетентные службы, поэтому скрыть что-либо не получится. У нее же (а в последующем и у меня) по этой части все было чисто.

Несмотря на кажущийся простым и понятным процесс оформления документов и получения визы, Константин с женой решили обратиться за помощью к агенту, который утрясал все вопросы и сам по возможности собирал справки. Солидно потратиться пришлось уже на этом этапе: услуги посредника стоили $3,5 тысячи в эквиваленте. Самыми важными и определяющими будущий успех стали справки об отсутствии у супругов судимости. Заполнение анкет было делом техники.

— Знаю, что сейчас правила получения виз серьезно ужесточились, но мы успели все сделать по «облегченной программе», — продолжает рассказ Константин. — И я, и жена по профессии инженеры, поэтому сразу было понятно, что у нас будет профессиональная эмиграция. Австралия нуждалась и продолжает нуждаться в специалистах, поэтому людям с образованием и толковой профессией всегда рады. Знаю, что иногда компании даже полностью спонсируют переезд востребованных сотрудников. У нас дело обошлось без спонсорской помощи и неожиданно растянулось на четыре года: условия получения визы для профессиональной эмиграции периодически менялись, поэтому приходилось заново собирать кое-какие документы и добывать справки.

Долгое время мы находились в подвешенном состоянии, поэтому работодателя не искали и никому ничего не обещали. За те четыре года, что ушли на оформление документов, у нас появился ребенок. Понадобилось еще подать документы и на визу для сына. Благо переезд с детьми только приветствуется.

Летом 2011-го супругов наконец известили: документы готовы, можно переезжать. Молодые люди не стали долго раздумывать и буквально за месяц собрались в дальнюю дорогу.

— В июле мы получили визы, которые гарантировали нам все те же самые права, что и у граждан страны, кроме возможности участвовать в выборах. А в августе мы уже летели на другой континент. Забегая вперед, скажу, что, прожив четыре года в Австралии, мы подали документы на получение нового гражданства.

С собой везли только самое необходимое — все уместилось в два чемодана. Перелет был долгий и сложный, в воздухе пришлось провести почти сутки. Сначала мы летели из Минска в Абу-Даби, из Абу-Даби в Мельбурн, а оттуда — в Рокингем. Полуторагодовалому ребенку дорога далась очень тяжело, — восстанавливает события пятилетней давности молодой человек.

Большой переезд был не на голое место: в Австралии жили и ждали супругов их очень хорошие знакомые. Это оказались не соотечественники, как можно было бы подумать, а англоязычная пара — люди успешные и состоятельные, которые предложили семье бесплатно пожить в одном из своих домов. Константину и его супруге оставалось оплачивать только «коммуналку» — около 200 австралийских долларов (почти $150) за два месяца.

— Знаете, первое время успокаивал себя мыслью, что если что-то не сложится, то всегда можно вернуться домой, в Беларусь. Первые года три даже порывался это сделать. Все-таки переезд — авантюра, затеянная женой. Но потом все улеглось, я адаптировался. Сразу после переезда пошел на курсы английского языка: они предусматривались программой социализации эмигрантов и длились полгода. Курсы стоили порядка 5000 австралийских долларов ($3700), занятия проходили каждый будний день и длились по четыре часа — в общей сложности 510 часов языка.

Жена сдала экзамен на знание иностранного еще в Минске, получила соответствующий сертификат и сразу же устроилась на работу. Кстати, найти хорошую работу в Австралии не так легко: да, труд профессионала достойно оплачивается, но за место в толковой компании надо конкурировать, причем серьезно. Никто просто так тебе деньги давать не будет, бегать и уговаривать поработать — тоже.

Вообще, в стране главенствует один принцип: никто никому ничего не должен. Хочешь работать — работай, не хочешь — нет, но и содержать тебя никто не будет (пособие по безработице — около 200 австралийских долларов в неделю, а этого для проживания здесь мало). Кстати, нет и такого понятия, как техосмотр автомобиля: твоя машина — твои проблемы.

В доме друзей супруги прожили без малого два года. Затем, когда оба встали на ноги и устроились на хорошо оплачиваемую работу, решили переехать на съемное жилье. Еще в Беларуси «наевшись» квартирами в многоэтажках и познав в Австралии все прелести жизни в просторном доме, в качестве временного варианта бывшие минчане рассматривали только отдельное жилье.

— Найти жилье в Австралии не проблема. Но арендовать дом — удовольствие недешевое, — уточняет молодой человек. — Более-менее приличный вариант будет стоить от 300 австралийских долларов ($225) в неделю. Естественно, квартирант оплачивает еще и «коммуналку».

Подходящие для себя варианты искали через профильный сайт. В первую очередь обращали внимание на то, чтобы дом находился в благополучном районе и, конечно же, на цену. Если сравнивать белорусский и австралийский рынок недвижимости, то за океаном все устроено, на мой взгляд, более правильно и понятно. Собственник, желающий выгодно сдать дом, просто обращается в агентство недвижимости, причем услуги профессионалов по карману сильно не бьют. Все остальное делают агенты, то есть хозяину не приходится тратить свое время на просмотры и переговоры.

Процесс подбора квартирантов выглядит следующим образом: к определенному часу в сдаваемый дом съезжаются все претенденты (это может быть и десять пар: как и везде, присутствует конкуренция на хорошее жилье по приятным ценам). Агент показывает им дом, рассказывает обо всех нюансах. Затем в конце встречи соискатели заполняют анкету, в которой указывают, хотели бы арендовать эту недвижимость или нет (и почему).

Агент в свою очередь связывается с собственником и рассказывает ему о претендентах: что за люди, кем работают, какое впечатление произвели. Впоследствии между сторонами заключается договор аренды — небольшой, буквально листика на два, но там прописаны все основные моменты. То есть разнести дом в щепки и безнаказанно сбежать не получится. Заключают, как правило, долгосрочные договоры — от полугода и выше, дергаться каждые три месяца никто не хочет.

В домах зачастую нет какой-то суперотделки: на стенах краска, на полу плитка. После проживания (даже многолетнего) ты должен вернуть хозяину дом в таком же виде, в котором ты его принял. Причем если где-то появилась грязь и трещины, то лучше все подмазать-подправить самому. В противном случае это сделает собственник, но из тех денег, которые ты ему оставил в качестве залога, и по рыночным расценкам.

То, что жилье надо вернуть чистым, — очевидно. Но мало пропылесосить и самостоятельно вымыть полы. Надо в обязательном порядке предоставить хозяину квиток о том, что генеральную уборку провела клининговая компания. Все для того, чтобы не было претензий: что для одного чисто, для другого — грязь и бардак. Поэтому вопрос порядка и стерильности отдается на откуп профессионалам.

Существуют и черные списки арендаторов, и не дай бог в них попасть. Арендная история не менее важна, чем кредитная, поэтому снять нормальное жилье, имея пятно на репутации, практически нереально, — предупреждает Константин.

Подходящее для себя жилье супруги все-таки нашли. Аренда одноэтажного дома с тремя спальнями, просторной гостиной и без мебели обходилась в 340 австралийских долларов ($250) в неделю. Такую же сумму пришлось передать собственнику в качестве залога. На фоне аренды «коммуналка» смотрелась довольно скромно — около 200—300 за два месяца. Дополнительно по мере необходимости приходилось платить за подвоз газа в баллонах.

— Изначально настраивали себя на то, что в арендном жилье надолго не задержимся. Хотелось поскорее переехать в свой дом. Правда, для этого надо было иметь как минимум 10% от стоимости недвижимости на руках, — объясняет Константин. — Так что еще около года пришлось собирать деньги на первый взнос. Когда необходимая сумма была на счету, обратились в банк для того, чтобы там рассчитали сумму кредита, который могут нам предоставить. Сошлись на том, что стоимость дома не должна превышать 450 000 ($333 000).

Стали присматривать варианты. Честно говоря, дом выбирали сердцем: он должен был нам просто понравиться. Плюс ко всему хотелось перебраться поближе к школе, в которую ходит сын (в школу принимают с трех лет, а в детский сад — с 12 недель). И в итоге дом общей площадью 200 квадратных метров с 4 спальнями, 2 санузлами, гостиной, совмещенной с кухней, и гаражом на две машины был найден. В придачу к нему идут шесть соток земли. Нам повезло, и удалось уложиться в отведенные 450 000. Кстати, мы осознанно выбирали дом без бассейна: за ним надо ухаживать, а это стоит немалых денег.

Оформлением сделки опять же занимались профессионалы — от момента, когда мы обратились в банк за расчетом кредита, до переезда прошло всего полтора месяца. Так как деньги брались в банке, в котором мы и так обслуживались, процент был даже ниже, чем обычно (учли нашу лояльность). Если озвучивать конкретные цифры, то кредит нам дали на 30 лет под 3,7% годовых. Сейчас в счет погашения долга в месяц платим 2000 ($1500). Для Австралии это нормально.

Оформив дом в собственность, мы стали оплачивать не только «коммуналку», но и налог на землю — 2100 австралийских долларов в год. Еще 1200 в год уходит на оплату воды и канализации. Электричество стоит порядка 150 за два месяца, зимой отапливаем дом газом, иногда счет за это доходит до 200 в месяц. В целом, «коммуналка» не сильно бьет по карману.

Что меня приятно удивило в Австралии: никто не огораживает дома высоченными заборами. Здесь это вообще не принято. Со стороны улицы вход всегда открыт, а почти прозрачный забор есть только между соседями, чтобы разделить участки. Частную собственность австралийцы очень уважают, поэтому если написано «Не ходить», то никто и не пойдет.

Счета за «коммуналку» приходят как бумажные, так и электронные. Оплачивать можно самому (вручную) либо подключиться к системе, которая будет списывать деньги с карточки каждый месяц автоматически без каких-либо усилий со стороны плательщика.

В нашем городке есть всё необходимое для жизни — магазины, развлекательные центры, школы, детские сады, бассейны и даже свой небольшой театр. Если захочется большего — садишься на поезд или машину и через минут двадцать-тридцать ты в Сити, со всеми его прелестями (к слову, платная стоянка в центре Рокингема очень дорогая и может доходить до 20 австралийских долларов в час).

Переезжать отсюда мы не планируем, а в отпуск с удовольствием приезжаем в Беларусь, чтобы повидаться с родственниками, — объясняет Константин.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by