23 ноября 2016 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий, Елена

«Здесь угорали гимназисты». Как в начале года 11-классники устроили «флэт» с погромом и отделались легким испугом

Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий, Елена
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Приятная внешность, интеллигентный вид и вежливость в разговоре способны усыпить бдительность даже весьма настороженных людей. Так произошло и с минчанкой Еленой, которая долго и кропотливо выстраивала правильный бизнес по сдаче квартир на сутки, а в один не прекрасный день стала хозяйкой «разоренного гнезда». Началось все с телефонного звонка: парень из Гродно, ехавший с другом и его девушкой в Минск на дискотеку, хотел остановиться на ночь в двухкомнатной квартире на Свободы, 5. Просьба стандартная, легенда убедительная, поэтому подозрений не возникло. Только наутро бизнес-леди узнала, что всю ночь в квартире творился Содом и Гоморра.

Большой красивый дом в центре города расположен на редкость удачно: в какую сторону ни пойдешь, обязательно упрешься в местную достопримечательность. Оттого некоторые просторные квартиры с высокими потолками давно потеряли постоянных жильцов и превратились в арендные: иностранцы любят селиться в таких местах. Да и приезжие белорусы не имеют ничего против того, чтобы жить в двух шагах от главных проспектов.

— Двухкомнатная квартира на Свободы, 5, находится у меня в субаренде. Налоги все уплачены, перед законом чиста, — сразу расставляет точки над «i» Елена, которая почти год назад столкнулась с чем-то абсолютно невероятным для себя и до сих пор пытается разобраться в ситуации, добиваясь наказания виновных. — Квартиры компаниям я, как и многие коллеги по арендному бизнесу, никогда не сдаю. Это железное правило. Наша публика — туристы и командированные, часто останавливаются иностранцы. Но, как оказалось, никто не застрахован от обмана.

В субботу, 23 января этого года, что-то пошло не так. В симпатичную двухкомнатную квартиру на одном из последних этажей обманным путем попала компания без пяти минут выпускников-гимназистов. Молодые люди атаковали все помещения и оставили в «двушке» после себя выжженное поле. Но о том, что все произойдет именно так, а призвать виновных к ответу будет почти невозможно, минчанка еще не знала.

— В 16:47 мне позвонил молодой человек и рассказал, что вместе с другом и его девушкой едет в Минск на дискотеку, — продолжает Елена. — Им нужна квартира на сутки, но находиться в ней они практически не будут: вечером уйдут в клуб и вернутся под утро.

Парень, который не посчитал нужным представиться, сообщил, что поезд доставит его в Минск в 17:40, в арендной квартире он сможет появиться к 18:00. Через некоторое время «житель Гродно» перезвонил и сообщил, что слегка задержится. Взамен в SMS получил точный адрес.

— Где-то в 18:30 мы с ним встретились, поднялись в квартиру, — вспоминает Елена. — Парень произвел очень хорошее впечатление: прилично одет, культурный. Мне показалось, что за время, проведенное в Минске, он успел очень замерзнуть: все время прятал лицо в воротник пальто. Стало жалко молодого человека (по возрасту он примерно ровесник моей дочери — 23—24 года) — я ему давай показывать, где обогреватель, чашки-чайник…

Несмотря на обещанный «тройной состав», на место парень приехал один. Объяснил, что друзья гуляют где-то в городе и подойдут через пару часов.

— Неприятно удивило одно обстоятельство: несмотря на предупреждение, в квартиру он приехал без паспорта. Сказал, что документы остались у друзей, поэтому прямо сейчас составить договор мы не сможем. Предложил: «Если хотите, встретимся попозже и все оформим». Этого, увы, я не сделала: помимо холода и усталости, наслоились семейные обстоятельства.

Правда, пока мы беседовали, не покидало какое-то странное ощущение. Вроде и парень весь из себя положительный, но внутри было неспокойно. Жаль, что я отмахнулась от этого звоночка, — переживает хозяйка испорченных квадратных метров.

Утро следующего дня началось для бизнес-леди неожиданно: в 9 часов позвонила пожилая жительница дома на Свободы, 5, и начала ругаться: всю ночь в квартире творился ад, спать было невозможно.

— Для меня загадка, почему женщина, у которой был мой номер, ждала до 9 утра, а не позвонила сразу же или не обратилась в милицию, — рассуждает Елена. — Зачем было терпеть все это? Хотя обычно она реагирует на все звуки, даже когда пылесосишь, может прийти и предъявить претензии. Но в тот раз, когда в квартире реально было действительно очень шумно, она и виду не подала, что что-то не так.

Я тут же собралась и полетела в центр города, по дороге постоянно набирая тот номер, с которого забронировали квартиру. Дозвониться не могла: мой телефон был внесен в черный список. Попросила связаться с арендатором дочь. Трубку сняла девушка, которая сразу же дала «отбой», как только узнала, что беспокоят ее по поводу квартиры. Номер дочери жильцы также внесли в черный список.

Когда я наконец попала в квартиру и увидела, в каком она состоянии, то чуть не упала в обморок. В комнатах уже никого не было, зато следы пребывания не одного и даже не трех человек находились буквально везде — в «двушке» не осталось живого места, — до сих пор с содроганием вспоминает минчанка.

Елена вызвала наряд милиции. Правоохранители приехали, сфотографировали растерзанные комнаты и отчалили, разрешив начать уборку.

— Это сейчас я понимаю, что надо было провести оценку ущерба, пригласить эксперта. Но на тот момент, как мне и посоветовали, я занялась наведением порядка. Без слез смотреть на квартиру было невозможно: все дверные косяки выбиты; ребятки, которые тут тусили, умудрились даже пробить дверное полотно (сейчас несквозную брешь прикрывает декоративная наклейка); стулья и шторы прожгли во многих местах; окна и обои были забрызганы соком и переспелыми бананами, так как детишки кидались ими. Если бы вы только знали, как тяжело отмывать присохшие бананы от поверхностей! В итоге стены на кухне и в коридоре пришлось полностью переклеивать, стекла очищали несколько дней.

Неугомонные детишки, дорвавшиеся до «флэта», скакали по всем комнатам с зажженными свечами — здесь все было залито воском. Для чего-то разворотили кухонные ящики. Одному из участников вечеринки не понравился большой цветок, стоявший в вазоне в спальне — он выдернул орхидею из горшка и разбросал землю по квартире, а потом еще втирал ее ногой в покрывала. Как я понимаю, это делалось специально, чтобы максимально навредить. Ну невозможно таких дел натворить случайно, — перечисляет свалившиеся на ее голову беды Елена.

Бизнес-леди, посвятившая арендному бизнесу несколько лет, напрочь отметает «конкурентную» версию. Минчанка абсолютно уверена, что коллеги по цеху не имеют никакого отношения к погрому в квартире. Но и понять остервенелость подростков в уничтожении чужого имущества не может: в каком состоянии надо находиться, чтобы натворить такое? И почему, собственно, в детях столько агрессии? Неужели из-за осознания безнаказанности?

— Диван во второй спальне залили кофе и затерли землей. Мы вызывали химчистку, но даже она не смогла до конца вывести следы, — продолжает перечислять последствия «флэта» Елена. — Кровать тоже не пощадили, сломали основание. Одну из декоративных ваз разбили, вторую оставили всю в трещинах. На удивление не тронули телевизор: видимо, посчитали, что это уже слишком даже для них.

Не могли обойти своим вниманием подростки и санузел. Там они разбили умывальник, отодрав его от стены (пришлось заменить), оставили пятна от сигарет на акриловой ванне, испортили стиральную машину (по показаниям самих участников вечеринки, в отделение для порошка заливали все подряд, в том числе и водку), от души жгли туалетную бумагу, не снимая ее с держателя. Надо ли говорить, что вся квартира была до ужаса прокурена — запах не выветривался почти месяц. Что касается импровизированного «бара» — бутылки из-под алкоголя пришлось доставать из всех уголков, в итоге вынесли на мусорку четыре больших пакета пустой тары.

На кухне для красоты хранились декоративные фрукты. Ребятки не нашли ничего лучшего, как кидать их на улицу через окно. Та же участь постигла и вазон с фикусом. То есть понимаете, внизу находятся дорога и тротуар. Если бы этот тяжеленный вазон с фикусом прилетел кому-нибудь на голову, трагедии было бы не избежать. Ну и под занавес один из парней решил справить нужду прямо на балконе. И все это при том, что прямо через дорогу находится прокуратура, — возмущена Елена.

Елене и ее дочери пришлось провести целое расследование, чтобы выяснить, кто же в действительности находился в ее квартире и кому предъявлять претензии. По подсчетам бизнес-леди, ущерб от действий «гостей» составил 19 млн. Жилье и вовсе пришлось закрыть на несколько месяцев до устранения всех последствий.

— По счастливой случайности квартиранты оставили на столе салфетку с написанным на ней промокодом для Uber, — вспоминает Татьяна, которая помогает маме в бизнесе. — Эта же комбинация цифр и букв встретилась мне в Twitter. Так я вышла на одного из участников вечеринки, а уже через него — на всех остальных. Имена и фамилии по крайней мере 14 человек (хотя их наверняка было больше) мы уже знали.

Опять же через Twitter узнала и о существовании Periscope-трансляций, которые дают представление о масштабе всего, что здесь происходило. К тому же на записи видны лица — вроде как уже не отвертеться. По крайней мере, мы так думали.

— Татьяна провела даже не мини-, а макси-расследование, — продолжает Елена. — Всю информацию мы предоставили сначала в РУВД, а затем следователю, которая вела дело. Казалось бы, что может быть проще: полдела сделано, осталась ерунда. Да и правоохранители успокаивали: полтора-два месяца — и дело будет распутано, передано в суд и виновных накажут. Но нет.

Уголовное дело по хулиганству на Свободы, 5, кочевало от одного следователя к другому. Когда Елена звонила поинтересоваться успехами, ее неизменно успокаивали: все хорошо, движемся вперед.

— Через какое-то время из своих достоверных источников я узнаю, что дело приостановлено. Как?! Меня об этом официально даже не известили. Тут же написала жалобу в прокуратуру, а в ответ пришла бумага: да, дело приостанавливали, но возобновили ровно в последний рабочий день перед моей жалобой. Бывает и такое, оказывается.

Опять идет время, но ничего не меняется. И снова мне сообщают, что дело «затухло». После серьезного разговора с начальником меня на следующий же день пригласили ознакомиться с ходом расследования. Дело поручили новому следователю, наконец начались профессиональные действия. Но впереди ждало еще одно приостановление дела, — поясняет Елена.

Расследование деталей этого дела привело к тому, что основные претензии стали предъявляться почему-то одному человеку — Станиславу, несмотря на то, что в квартиру в течение ночи прибывали новые люди. Всего там находилось не менее 14 человек, которые, судя по видеозаписям, вели себя далеко не мирно. На момент погрома парень еще был несовершеннолетним, сейчас уже вступил в сознательный возраст. Адвокат молодого человека связывалась с Еленой и предлагала выплатить компенсацию в размере 3 млн рублей.

Следователям удалось установить и личность «гродненца» — им оказался минчанин, который, с его слов, снял квартиру по просьбе несовершеннолетней подруги. А она — такая-сякая — наприглашала в «двушку» кучу людей. Девушка же утверждает, что «тусили» в квартире в основном друзья совершеннолетнего арендатора, который и был инициатором сборища.

Не могут сойтись в едином мнении участники вечеринки по многим пунктам: погром устроил «кто-то, а не я», курил и пил тоже обязательно друг или вовсе незнакомец. В показаниях кардинально меняется и роль Стаса — от спасителя всех перепивших до погромщика.

— Самое интересное, что за все это время со мной ни разу не связался ни один родитель. Неужели им все равно? Почти все участники на момент «флэта» были 11-классниками — мам и пап не волнует, где они находятся по ночам и как это может сказаться на их будущем? Не пытались принести извинения и дети, которые, кстати, почти все оказались учениками престижных гимназий и лицеев — то есть это гордость нации, наше будущее. Компенсацию, само собой, тоже никто не предлагал (кроме попытки адвоката решить вопрос полюбовно). Еще от посредника поступило одно предложение забрать заявление за $60.

Но финальной точкой стало вот это письмо. Оказывается, во всем виновата я сама: не заключила договор — спровоцировала преступление. А детишки и их родители ни при чем! То есть можно творить что угодно и как угодно, и ты останешься безнаказанным — тебя не то что не заставят возмещать ущерб, но даже не пожурят!

Насколько я знаю, к какому-либо виду ответственности до сих пор никто из участников привлечен не был. Ну и что, что это происходило ночью, когда дети должны быть дома?! По-моему, даже на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних никто не попал. Употребление алкоголя тоже осталось незамеченным.

Знаю, что детишки сейчас чувствуют себя прекрасно: учатся в университетах, одна из девушек уехала в Варшаву. Осталась надежда только на то, что после огласки дело перестанут затягивать и передадут наконец в суд, а дальше уже как пойдет. Боюсь загадывать.

Onliner.by связался с главным (и пока единственным) обвиняемым во всей этой истории. Молодой человек теперь совершеннолетний, а значит, может (и должен) отвечать за свои поступки, пусть и совершенные в начале года. Главный вопрос — почему отдыхали и веселились минимум 14 человек, а по делу проходит только Стас?

— Я вам объясню это так. Скажу просто: я приехал за другом, чтобы забрать его. Так как он был вообще неадекватный, бочки все начали катить на меня. Вот все, что я могу вам сказать. Больше я ничего не хочу говорить, — был краток Стас, который лишился почти всех (кроме одного) друзей из «флэт»-компании.

Позже мы еще раз созвонились с молодым человеком и повторно побеседовали. Парень находится в полном недоумении из-за того, что виновным признают его одного, а «соратники» меняют показания на противоположные. Пока Станислав надеется на суд: ему самому интересно, что будут говорить вчерашние друзья, у части из которых влиятельные родители.

Переживает за исход дела и адвокат обвиняемого.

— Дело в том, что Стас — один-единственный из всей компании, которого обвиняют. Почти все, что ему вменяют, не имеет к нему никакого отношения, — уверена юрист. — Я никак не могу заставить следствие и прокуратуру обратить на это внимание. Пускай бы ему вменяли только горшок, который он скинул случайно (по их мнению, умышленно) и полочку в комоде — либо уже привлекали бы всех тех, которые находились там и сейчас проходят как неустановленные лица (хотя все установлены). Как отбиться? Остальным биографию портить нельзя, а этому парню можно? К сожженным обоям, поломанной мебели, испорченной стиральной машине он не имеет никакого отношения. Может, он себя там как-то и вел — ну, бывает, подростки вытворяют черт-те что — но не может же быть такого, чтобы один буянил, а остальные как ангелы по комнатам прошлись.

Мы предлагали хозяйке деньги за то, что он разбил, но она отказалась. Я звонила и этому совершеннолетнему парню, который снял квартиру, предлагала: скиньтесь вы деньгами и возместите женщине ущерб, вас же много было. В конце концов, у вас гражданско-правовые отношения: поотдыхали некорректно — заплатите. Зачем растягивать это на год? Уже бы давно дело было закрыто. Но никто не хочет, не реагирует. Скоро дело пойдет в суд (хоть я и подала ходатайство о прекращении), начнутся слушания — приходите и наблюдайте за ходом процесса.

Onliner.by будет следить за развитием ситуации.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by