18 ноября 2016 в 11:26
Автор: Оксана Красовская. Фото: Александр Ружечка, Елена

Так кладут по $8: минчане наняли плиточника и не могут отойти от шока

Автор: Оксана Красовская. Фото: Александр Ружечка, Елена

На днях глобальный эксперимент, в котором приняли участие двое столичных отделочников и полчище строгих комментаторов, завершился. Увидев результат, некоторые критики запричитали — дорого берут, плитку укладывают по $12 за «квадрат», а нормальный мастер и за вдвое меньшую сумму на ура сделает. То, как укладывают плитку по $8 отдельные граждане, совершенно неожиданно открыли для себя супруги из Минска — Елена и Сергей. Став счастливыми обладателями новостройки возле метро, минчане с радостью принялись за ремонт, первым делом уделив внимание облагораживанию санузлов.

Вдохновленные предстоящими переменами, супруги отправились в рейд по магазинам, выбрали недешевую плитку и доставили ее домой. Потом наступил не менее ответственный этап — определиться с плиточником. Хороший мастер среди знакомых у минчан имелся, но он был под завязку загружен работой на другом объекте. Елена и Сергей решили не ждать, а выбирать среди свободных. После тщательного изучения объявлений супруги остановили свой выбор на мастере, который не просто разместил объявление в сети, но даже мог похвастаться наличием собственного сайта.

— Сайт выглядел очень убедительно: портфолио с примерами хорошей работы, положительные отзывы, — рассказывает, как угодила в ловушку, Елена. — Как выяснилось, занимаются ребята и плиткой, и мозаикой — как раз то, что нам нужно. Да еще по приемлемой цене — от $7 за квадрат. Позвонили по указанному на сайте номеру, трубку поднял молодой человек, который представился Владимиром. Поговорили с ним, проконсультировались по поводу нашей плитки. Он назвал цены. Мы с мужем взяли немного времени на раздумья, а потом связались с ним еще раз — хотим пригласить к себе в квартиру.

Владимир же ответил, что сам сейчас немного занят, но может прислать компаньона. Хорошо — какая нам разница. В итоге приезжает Стас — посмотрел, оценил, сказал, что возьмется за работу. Правда, он вообще не хотел заключать договор. Когда зашла речь о бумагах, Стас даже оскорбился: вы что, мне не доверяете, думаете, я плохо сделаю? В итоге все-таки заключили типовой договор с частным лицом, так как наш плиточник оказался не оформлен в качестве ИП. Почти сразу он начал нас мурыжить — приходил, уходил, потом вообще пропал: то машина сломалась, то еще что-то.

— Наконец начал что-то делать, а точнее, положил ряд. И сразу же — дайте денег. Спрашивается, за что тебе платить? Тут начинается нытье — мне за квартиру платить, а денег совсем нет. Мы отказались, на что он честно предупредил — в выходные работать не буду: пойду подхалтурю, уложу ламинат. Через два-три дня снова объявился и взялся за работу. Вечером прислал несколько замыленных фото — уложил три ряда. И опять стоны — я еще пару рядов кину, а вы мне дайте денег. Ладно, решили заплатить ему 180 рублей,— рассказывает девушка.

Запах денег окрылил молодого плиточника, и тот за день облицевал всю ванну — не осталось ни одного нетронутого уголочка. Правда, такое рвение супруги не оценили. Увидев результат, минчане поняли, что попали не на $40, которые уже передали мастеру, а на всю стоимость плитки: она, по их мнению, оказалась безнадежно испорчена.

— Швы ужасные, вся мозаика горбатая, плитка порезана криво, углы отколоты. В общем, кошмар. Слава богу, не успел добраться до туалета. Мы вообще не знали, что делать. Забрали у него ключи на два дня (инструмент остался в квартире) и сказали, что будем приглашать сторонних плиточников, чтобы они оценили его работу. В итоге один из специалистов пришел и посмеялся, сказав, что надо все сбивать и переделывать — «этот пацан не умеет работать вообще». Другой сказал, что кое-что можно исправить, по крайне мере, ситуация будет не такая ужасная. Кое-что Стас уже сделал, сейчас вы видите исправленные результаты. Но нормальной укладки тут уже не получится.

— Самое обидное, что этот горе-мастер даже не придерживался той раскладки, которую мы ему дали, — объясняет Сергей. — На рисунке, который оставил дизайнер, четко видно, что мозаичных квадратиков должно быть пять в ряду. А он уложил шесть (мог бы и семь, ведь запас плитки есть — рассчитывали еще на туалет). Этой ужасной подрезки в углах просто-напросто не было бы, если бы он следовал составленной схеме — рядом с мозаикой ровненько вписывались две крупноформатные плитки со швами. Да и приклеивать он ее начал неправильно — надо было стартовать с торцевой стены, а боковыми плитками прикрыть стык, а не наоборот.

В итоге, не доделав даже все необходимое до конца, он собрал вещи и сбежал из квартиры. Трубку не поднимает. Мы написали заявление в милицию, похоже, придется судиться. Но есть ли что взять с него — если он все время клянчил деньги.

Владимир, который и рекомендовал Стаса супругам, сложившуюся ситуацию видит так:

— Стас — не наш сотрудник. Елене и Сергею я изначально по телефону сказал, что мы взяться за их объект не можем. Предложил отправить другого человека — может, договорятся. Стас — мой знакомый, раньше работали бок о бок несколько лет, так и познакомились. Эти люди — первые, кто пожаловался на него. Он работает сам на себя и к нашей компании отношения не имеет. Договаривался о работе тоже самостоятельно. Все сделал. Судя по тому, что мне говорил Стас и заказчики, сначала они решили, что все плохо, потом вызвали своего мастера и тот сказал, что все нормально, просто нужно доделать до конца. Заказчики же закрыли инструмент Стаса, не отдавали ему его какое-то время (незаконные действия). После того как квартиру открыли, Стас приехал, забрал инструменты и уехал, так как работать с такими людьми больше не захотел.

Сам же Стас вспоминает сотрудничество с заказчиками с содроганием:

— Три дня я сидел как на измене — меня не пускали в квартиру ни работу делать, ни инструмент не отдавали. Приходилось чуть ли не в милицию идти писать заявление, чтобы хотя бы отдали инструмент. Три дня своей жизни я просто потерял — сидел на телефоне, тратил бензин (туда-сюда ездил). Я говорю: есть вопросы, так дайте мне в квартиру зайти, поработать. Но они не пускали в течение трех дней, говорили, что вызывают каких-то специалистов. На самом деле там никого не было — сколько раз я подъезжал, когда там должен был быть специалист, — квартира была пустая. Говорят: верните деньги за плитку. А за что я должен возвращать, если я даже работу не доделал? Какие претензии могут быть к качеству, если она не закончена? Самое главное, что до поры до времени все устраивало — Сергей подъезжал в квартиру, когда я сделал половину: все устраивало. А потом, когда уже почти все сделано, вдруг стало не устраивать.

Я, когда уходил, на всякий случай фотографировал — все было нормально. А потом, когда все-таки пришел за инструментом, увидел, что на мозаике были сколы. Спрашиваю, что за они? Сергей объясняет: правило ставил — откололось. Эти фотографии я показывал не одному специалисту — все говорят, что сделано нормально. И еще: были новые клиенты, к которым я собирался на работу устраиваться, они хотели подъехать в эту квартиру, посмотреть на качество. Заказчики их не пустили. Почему? Может, что-то уже сами переделали и испортили. Хорошо что мне удалось хотя бы инструмент свой забрать, а с этими людьми я не хочу ни разговаривать, ничего.

Спорную ситуацию комментирует адвокат Сергей Зикрацкий:

— В нашем случае претензии заказчиков касаются двух аспектов — плитка уложена не в соответствии с раскладкой дизайнера и некачественная облицовка. Что касается раскладки: естественно, если таковая была, то подрядчик должен был работать в соответствии с ней. Если работы выполнены по-иному, то они считаются выполненными ненадлежащим образом. Поэтому заказчики вправе требовать устранения этих недостатков либо могут нанять другого специалиста, который устранит недостатки. В случае если во время устранения недостатков (демонтажа плитки) плитка будет повреждена, то первый подрядчик (Стас) должен будет компенсировать не только работу нового мастера, но и стоимость плитки.

Правда, тут есть нюанс: в договоре нет ни строчки про раскладку и работу в соответствии с ней. То есть супругам еще надо будет доказать, что они передавали раскладку подрядчику (возможно, отсылали на электронную почту или передавали посредством мессенджеров). Если Стас сам не отрицает, что получал раскладку, тогда все хорошо. Если же упрется — будут вопросы. То есть мы снова возвращаемся к договору. Он, к счастью, есть, мы знаем, кому предъявлять претензии, но в документе прописаны, увы, не все условия. Совет на будущее: в подрядных договорах очень важно прописывать все технические условия. Особенно если общепринятых стандартов в той или иной работе не существует.

По поводу качества: у нас существуют стандарты, СНИПы, СТБ, связанные со строительными и отделочными работами. Поэтому супругам, которые хотят вернуть свои деньги, надо будет заказывать экспертизу, которая и подтвердит (либо опровергнет) их подозрения. Мы не специалисты — работа может не нравиться, но на самом деле она может быть выполнена в пределах допустимых норм. Ответ на этот вопрос даст только эксперт.

Экспертизу можно сделать как до суда, так и во время процесса. Надо обратить внимание и на то, что, поскольку договор заключен с физическим лицом, а не с индивидуальным предпринимателем, спор не будет рассматриваться как спор о защите прав потребителей. Это означает, что истцам надо будет оплачивать судебную пошлину и, в случае проведения экспертизы, она будет оплачиваться стороной, которая ее заявила (а не организацией, которая оказывала услуги). Удовольствие это недешевое. По завершении спора в суде, суд будет решать вопрос об отнесении затрат на проигравшую сторону.

Как вы оцениваете укладку плитки, посмотрев на фотографии?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь