Новая битва за Сельхозпоселок: местные жители спорят с архитекторами, добиваясь сохранения своих домов

13 545
11 ноября 2016 в 15:51
Автор: Николай Градюшко. Фото: Александр Ружечка

Новая битва за Сельхозпоселок: местные жители спорят с архитекторами, добиваясь сохранения своих домов

Автор: Николай Градюшко. Фото: Александр Ружечка

Судьба минского Сельхозпоселка, который то сносят, то не сносят, должна решиться в ближайшее время. Вчера вечером в средней школе №53 состоялась презентация откорректированного проекта дальнейшего развития этого района. На встречу с архитекторами и чиновниками явились несколько сотен местных жителей. В небольшом актовом зале мест не хватило, десятки людей толпились в дверях и в коридоре. «Да сколько можно собираться! Оставьте, наконец, нас в покое!» — кричала женщина с задних рядов. «Наши дома — наша собственность. Ее неприкосновенность гарантируется конституцией», — рвался к микрофону мужчина. Архитекторы и чиновники старались отвечать на все вопросы, но порой их голоса тонули в шуме общего негодования. Казалось, вот-вот и в происходящее вмешается дежурящий у входа милиционер.

Надо признать, градостроительные перемены в районе Сельхозпоселка назрели уже давно. Узкая улица Максима Богдановича требует расширения, не хватает новой поликлиники, детского сада, не помешал бы в этой активно застраиваемой части города еще один торговый центр с продуктовым супермаркетом. В перспективе в Зеленый Луг протянется третья линия подземки. Уместно ли сохранять малоэтажную застройку возле станции метро?

Снос Сельхозпоселка был заложен еще в генплане 1982 года, получившем, кстати, премию Совмина. Генплан 2010 года также не оставил шансов на сохранение усадебной застройки от улицы Восточной до улицы Собинова. Однако после прошлогодних протестов, вызванных перспективой строительства многоэтажного квартала, Администрация президента поручила создать рабочую группу архитекторов и откорректировать проект района «с целью максимально возможного сохранения жилых домов». И вот корректировка выполнена. Что изменилось? Об этом рассказала архитектор «Минскградо» Зоя Заборовская.

«Максимально возможное» сохранение подразумевает снос в общей сложности 614 домов, 281 дом решено оставить. При озвучивании этих цифр по залу прошел гул.

Четкие границы сноса обозначены в проектном решении. До 2030 года должны полностью исчезнуть остатки частного сектора между улицами Восточная и Леонида Беды. Второй крупный участок, где развернется строительство многоэтажек, расположен в границах улиц Тургенева — Измайловской — Гало — Комаровское кольцо. Кроме жилых домов в районе планируют построить школу (на месте гаражного массива КГБ), поликлинику, четыре детских сада. Вдоль улицы Максима Богдановича запроектированы жилые кварталы и многофункциональные комплексы, а сама улица будет реконструирована и расширена до шести полос (по три в каждом направлении), по обе ее стороны появятся велодорожки, тротуары и бульварное озеленение. Нынешний Мелиоративный переулок (продолжение ул. Мележа) тоже будет расширен и станет улицей районного значения. Там также появятся велодорожки.

— Да хватит про велодорожки! — выкрики из зала прервали доклад архитектора.

— Это наша собственность! Никто не может ее изъять. Почитайте 44-ю статью, — мужчина возле сцены нервно тряс в руках Конституцию.

На задних рядах тем временем развернули транспаранты, и обстановка в зале начала накаляться.

Микрофон взяла представитель инициативной группы жителей Сельхозпоселка Ольга Дейнекина. Она сообщила, что в администрацию района своевременно подавалась заявка на включение местных жителей в комиссию для проведения общественного обсуждения. Однако каким-то образом в состав комиссии от имени инициативной группы вошли три представителя компаний-застройщиков («Тамбаз», «Карпович» и «Арэса-Сервис») — люди, которые материально заинтересованы в сносе усадебной застройки.

— Мы категорически против, чтобы интересы жителей представляли данные застройщики. Сегодня благодаря им мы имеем застройку, на 150% превышающую нормы по плотности, — сказала активистка

Ответа не прозвучало, но зампред администрации Советского района Максим Соколов пообещал зафиксировать поднятый вопрос в протоколе. Человек в костюме (вероятно, представитель администрации) принялся отбирать микрофон у Ольги Дейнекиной, чтобы передать слово еще кому-то. В этот момент зал зашумел, люди стали скандировать: «Микрофон! Микрофон!», и мужчина был вынужден уступить. Ольга продолжила:

— Нам не дают пристроить ни одного квадратного метра. А по вашему проекту в Сельхозпоселке планируется индивидуальное строительство в количестве 11 400 кв. м. 14 новых индивидуальных домов появятся на месте наших домов. Как это понимать?

— Не надо утрировать. 11 400 квадратных метров — это в основном реконструкция существующей усадебной застройки, — пояснила Зоя Заборовская. — В районе много ветхого послевоенного жилья. Наверняка на его месте будут построены современные индивидуальные дома. А 14 новых участков появятся на свободных территориях, которые сейчас заняты огородами.

— Где у нас будет зеленая зона с местами для активного отдыха детей и взрослых? Котовку вы отдали под костел, сквер на 1-й Базисной — под детский сад.

— А вы недовольны, что будет детский сад? Он не нужен людям? При наличии 6 соток вы своему ребенку на участке можете организовать и песочницу, и бассейн.

— В Сельхозпоселке построили уже 370 тысяч квадратных метров многоэтажного жилья. Сейчас нам обещают 5 детских садиков, а где те поликлиники, школы и детские сады, которые должны были появиться еще в 2005 году? Есть ли средства под этот проект?

— При утверждении данного проекта детальной планировки появятся основания определять заказчика и выделять финансирование, — пояснил зампред исполкома.

К микрофону подошла местная жительница, чей дом не попадает под снос до 2030 года:

— Меня зовут Елена Геннадьевна, родилась и выросла в этом поселке. Всю жизнь я живу как на качелях. Спасибо инвесторам, у которых есть деньги и нет моральных принципов вообще. Скажите, дорогая администрация, когда же вы обычным людям дадите спокойно засыпать и просыпаться? Когда мы будем жить спокойно?

— Для этого и выносится на обсуждение проект детальной планировки. Сохраняется часть усадебной застройки. После этого ограничения снимаются, и вы можете реконструировать и делать все, что пожелаете, со своими домами. А тем, кто попадет под снос, ущерб возместят в соответствии с указом №58 президента.

— На каком основании в план внесен многофункциональный комплекс? — задала вопрос еще одна женщина. — Неужели рядом мало многофункциональных комплексов? «Эспланада» на Богдановича, ТЦ «Некрасовский», две «Европы», «Рига»…

— А метро для чего? — недоумевали в зале. — Не нужна здесь никакая станция. Для кого ее построят? Для нуворишей из Цнянки?

Специалист «Минскградо» пояснил: станция в районе улицы Халтурина никогда не считалась ключевой на этом направлении. Продлевать третью ветку подземки на северо-восток города будут ради Зеленого Луга.

Пришедшие на презентацию экологи затронули тему костела в Котовке, указав на явное противоречие. Действующий генплан Минска запрещает строительство капитальных строений в скверах, и в то же время Мингорисполком принял решение о выделении земли католической общине, ссылаясь на некое решение свыше. Но как решение, пусть даже согласованное с главой государства, может идти вразрез с регламентами генплана, утвержденного президентским указом? Ответ на этот вопрос замглавы администрации пообещал дать в письменной форме, что явно не устроило людей в зале.

— Зачем нас здесь собрали? В прошлом году уже были встречи. Мы все голосовали против сноса. А сегодня почему-то опять вернулись к рассмотрению этого вопроса. Что тут еще обсуждать? — спросил мужчина на исходе второго часа презентации.

Зампред исполкома Максим Соколов попытался объяснить, что город должен развиваться. Он рассказал, как лично общался с жителями Сельхозпоселка и знает, с каким нетерпением многие люди ждут переезда. Зал снова наполнился недовольным гулом…

Общественное обсуждение проекта продлится еще три недели. До 2 декабря администрация Советского района будет принимать замечания и предложения. Окончательное же решение о судьбе Сельхозпоселка примет совет архитекторов при главном архитекторе Минска.

Тонометры в каталоге Onliner.by