13 октября 2016 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: Алексей Матюшков

«Здесь черт знает что творится!» Дольщики из Каменной Горки показали катакомбы, в которых растворились сотни тысяч долларов

Автор: Николай Градюшко. Фото: Алексей Матюшков

«Недавно у нас под окнами открыли суперсовременную детскую поликлинику — самую большую в стране. Натянули красную ленту, навели красоту. Приезжали помощник президента Якобсон и заместитель вице-премьера Кочанова. А знают ли чиновники, что творится в двух шагах от поликлиники? Катакомбы и бомжатник! Затопленный паркинг, открытые люки, штыри арматуры. По недострою бегают дети, в любой момент может случиться беда», — обратились в редакцию жильцы дома в Каменной Горке. Дольщики недостроенных административно-торговых помещений, где происходят все эти безобразия, тоже бьют тревогу: несколько лет назад они вложили сотни тысяч долларов и до сих пор остаются ни с чем. Onliner.by разбирался в ситуации.

Столичный футбольный клуб «Сквич» не прославился громкими победами. Наивысшим достижением команды является 11-е место в высшей лиге чемпионата Беларуси в 2005 году. Основной сферой, где крутились деньги «Сквича», было строительство. Организация построила несколько жилых домов на улице Пономаренко и замахнулась на возведение крупного комплекса в Каменной Горке, включающего в себя стадион, футбольный манеж, торговый центр и отель. Проект провалился, даже не выбравшись из котлована.

Непросто сложилась и судьба еще одного проекта «Сквича» — каркасно-блочного дома на пересечении улиц Налибокской и Неманской в Каменной Горке. Первых дольщиков компания начала привлекать в 2011 году, обещая выдать ключи к середине 2013-го. К моменту истечения срока готовность многоэтажки не превышала 35%, что послужило поводом для записи видеообращения к президенту.

Власти вмешались в ситуацию. В директивном порядке проблемный дом отдали новому генподрядчику — «Стройтресту №7». Чтобы ускорить выдачу ключей, «Сквич» выделил два пусковых комплекса: жилую часть и встроенные административно-торговые помещения с подземной стоянкой. Первый пусковой комплекс был введен в эксплуатацию 31 декабря 2014 года. Люди получили свои квартиры, а неготовые нежилые помещения и стоянка были законсервированы из-за недостатка средств. При этом застройщик остался должен стройтресту около 70 млрд неденоминированных рублей.

Рассчитаться с подрядчиками «Сквич» планировал за счет продажи помещений в новой пристройке, возведение которой осуществлялось вдоль улицы Неманской. В начале 2015-го работы остановились, затем стало известно о задержании руководителя компании Виктора Павлова. Ему предъявили обвинение в хищении у дольщиков 14 млрд рублей. Такова краткая история долгостроя. Однако на этом она не заканчивается.

Со стороны фасада тянется покосившийся дырявый забор. Между забором и уже заселенным жилым домом — глыба бетона и захламленная стройплощадка.

— Здесь черт знает что творится, — дольщик по имени Вадим ныряет в одну из дыр. — Летом тут жили бомжи, вон выпотрошенная дамская сумочка, бутылки. Объект никак не охраняется, не законсервирован и начинает разрушаться от сырости.

В лужах на бетонном полу «растворились» $140 тыс. Вадима и его партнера по бизнесу. Вместе они строили магазин. Таких, как они, не менее 15 человек.

— Да, знали, что репутация у «Сквича» подпорчена, но на момент нашего вступления стройка бурлила, жилая часть дома готовилась к сдаче, — говорит дольщик. — Мы внесли деньги в декабре 2014-го. Рассчитались полностью. Думали, весной получим свой магазин и займемся ремонтом. А 1 января все заглохло.

Еще один пострадавший дольщик — Игорь. Его организация с 2012 года финансировала строительство кафе на первом этаже дома. Сейчас эти помещения законсервированы, окна и двери замурованы.

— Вот здесь должна была быть стоматология, здесь — фитнес-центр, магазин цветов, оптика, — Игорь ведет нас вдоль серой стены с оконными проемами, заложенными газосиликатными блоками. — Место для бизнеса отличнейшее. Я пришел к застройщику и говорю: «Хочу кафе». Они: «Пожалуйста, только несите деньги». Заплатили мы в общей сложности $249 тыс… Наверняка деньги ушли на достройку жилой части.

Бесхозная стройка превратилась в парк действительно экстремальных видов спорта, привлекающий детвору со всего района. Подражая паркурщикам, школьники скачут по бетонным плитам, шалят на краю парапетов, играют в опасные игры. Зимой скатываются с заезда на стоянку, как со снежной горки.

Жильцы дома поделились с нами несколькими фотоснимками, сделанными минувшим летом.

Вместе со встроенными помещениями застройщик бросил и гараж-стоянку под жилой частью дома. Сегодня она подтоплена грунтовыми водами и дождевыми стоками.

— Неизвестно, какие последствия будут иметь для всего дома постоянные подтопления и промерзания подземной части, — беспокоятся дольщики и жильцы. — Подвал и стоянка всегда открыты. Заходи кто хочешь, делай что хочешь. Существует серьезная угроза коммуникациям дома. Были попытки поджога.

Не принятые в эксплуатацию помещения на первом этаже создают ощутимый дискомфорт для жителей второго. К ним в квартиры пробирается холод.

— Зиму вспоминаем с содроганием. Температура в квартире не поднималась выше 19 градусов. Причем, кроме батарей, у нас теплые полы, обогреватели и кондиционер. В месяц электросчетчик накручивал по миллиону рублей, — рассказывает Наталья. — Вот прямо сейчас на улице градусов 8, а у нас на полу 16, утром было 14, в туалете вообще 12… У нас маленький ребенок. В прошлом году он еще не умел ходить, только ползал. Как пережили то время, ума не приложу. У соседей дела еще хуже. Там обычный линолеум, уже полезла плесень.

Вторая беда — вид из окна на превратившийся в помойку долгострой. Наталья перебирает истории, оставившие в памяти неизгладимый след:

— До недавних пор под окном стояла будка, в ней проживал бомж. Только накануне открытия поликлиники ее куда-то увезли… Этим летом чей-то ребенок на моих глазах провалился в яму. Вытаскивали его полчаса, наверное. Дети со всего района постоянно лазят по стройке, а я едва успеваю цыкать на них из окна. И не только на детей: забредают к нам под окна разного рода подозрительные личности, справляют нужду под забором. Здесь кошмар что творится.

Еще одна проблемная квартира — на последнем, 12-м этаже. Жильцов постоянно затапливает, из-за чего семья не может закончить ремонт.

— Как только дождь — течет в комнате. Но самое удивительное — течь в прихожей. Она возникает при сухой погоде. Обычно это происходит летней ночью, после жаркого дня, — Владислав показывает разводы на стене. — Предполагаю, это стекает конденсат с технического этажа. Выходит, строительный брак? Застройщик от ремонта устраняется: мол, мы передали кровлю ЖЭСу. ЖЭС тоже футболит: «Это не наше дело, дом еще на гарантии застройщика».

— Жилая часть дома сдавалась в спешке с большим количеством дефектов и недоделок. Многие проблемы не решены до сих пор, где-то дали о себе знать ранее скрытые строительные «косяки», — говорит председатель товарищества собственников Дмитрий Шашков. — Представитель застройщика время от времени появляется на объекте, но от решения серьезных проблем устраняется, ссылаясь на нехватку средств. После ареста руководителя «Сквича» и изъятия документации деятельность компании якобы полностью парализована. Но возникают вопросы: а все ли от него зависящее делает застройщик, чтобы вернуть эти документы или хотя бы раздобыть их копии?

Дворовая территория также до сих пор не приведена в порядок. Дом сдали и заселили без детской площадки, без скамеек, с 11 парковочными местами на 304 квартиры. Свои машины жильцы «распихивают» по дворам соседних многоэтажек, находят место на парковках торгового центра и поликлиники.

— Как мы видим, «Сквич» не в состоянии устранить недоделки в жилой части дома, не предпринимает попыток достроить и сдать второй пусковой комплекс, включающий в себя офисы, магазины и гараж-стоянку. Почти два года ничего не меняется. На наш взгляд, разумный выход из ситуации есть — это замена несостоятельного застройщика на государственную организацию, — излагает позицию инициативной группы председатель товарищества собственников. — Порядок замены прописан в постановлении Совмина, механизм отработан на других объектах. Так в чем проблема? На наше обращение из Мингорисполкома пришел сухой ответ: «Замена застройщика на данном этапе нецелесообразна». В приватных беседах чиновники признаются: якобы приход на объект государственного застройщика приведет к его банкротству.

— Все не так безнадежно, — делится коллективным видением ситуации один из дольщиков. — В недостроенной части комплекса у «Сквича» осталось не менее 3,5 тыс. кв. м непроданных площадей. Реализовав сегодня эти помещения и машино-места, можно выручить $5 млн и за эти деньги благополучно достроить дом. Как и в случае с «Террастройинвестом», необходим отдельный указ главы государства о замене конкретного застройщика с прописанными индивидуальными условиями завершения строительства всего комплекса.

В ЖРЭО от недостроя на Неманской открестились: стройплощадка же. Владеющая обстановкой чиновница из администрации Фрунзенского района не смогла предоставить нам оперативный комментарий. Зато удалось дозвониться до одного из учредителей футбольного клуба «Сквич» Павла Павлова, сына задержанного руководителя компании Виктора Павлова. Вот как он прокомментировал сложившуюся ситуацию:

— Мы намерены продолжать работать и готовы достроить комплекс. Но на данном этапе возбуждено уголовное дело. Замечу: не в отношении «Сквича», а в отношении физического лица. Однако по этому делу у нас изъята вся документация — как проектная, так и бухгалтерская. Изъяты компьютеры. Грубо говоря, работа компании парализована. После обращения в Следственный комитет с просьбой о возврате нам был дан ответ, что документы и техника приравнены к вещдокам, их возврат невозможен до передачи дела в суд. Расследование продлено до января 2017 года. По нашему мнению, следственные действия длятся необоснованно долго, что связывает нам руки и вредит как дольщикам, так и жильцам дома.

Мы выступаем за любое решение, которое не усугубит ситуацию. Вариант со сменой застройщика, думаю, нецелесообразен, что понимают и в Мингорисполкоме. Вряд ли сегодня найдется государственная компания, способная потянуть эту стройку в финансовом плане. Мы, в свою очередь, не отказываемся от взятых на себя обязательств и готовы приступить к завершению строительства, благоустройству территории и устранению дефектов, как только нам развяжут руки и вернут документацию.

Кто и когда будет достраивать комплекс, пока неясно. Тем временем вода продолжает подмывать фундамент дома, плесень и грибок уверенно маршируют по квартирам второго этажа, а школьники ищут опасные приключения среди штырей арматуры и открытых люков. Что мешает сделать элементарные вещи: залатать забор, перекрыть доступ на потенциально опасный объект посторонним, нанять сторожа?

В Минске сейчас проходит месячник благоустройства. Коммунальщики отчитываются о количестве покрашенных скамеек. Собрать бы автобус чиновников, привезти их на Неманскую и спросить, как они вообще допускают существование такого опасного места в центре густонаселенного района. Хотя зачем? Чиновники прекрасно осведомлены. По крайней мере во Фрунзенском районе. Проводятся выездные совещания. Только результата нет. Дольщики говорят, что в этом году приезжал замглавы районной администрации. Видел играющих здесь детей. И даже пытался их прогнать. Думаете, с того дня что-нибудь изменилось? Появилось ли нормальное ограждение, убрал ли кто-то мусор? Ничего подобного!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by