Сирота, мать-одиночка, больной туберкулезом, алкоголик, красавица-блондинка и неуловимый электрик. Идем в гости к злостным неплательщикам «коммуналки»

10 октября 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Малиновский

Сирота, мать-одиночка, больной туберкулезом, алкоголик, красавица-блондинка и неуловимый электрик. Идем в гости к злостным неплательщикам «коммуналки»

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Малиновский

Навещать квартиры должников за коммунальные услуги — святая обязанность работников расчетно-справочных центров. Квартир таких в Минске много, чаще всего их знают не только коммунальщики, но и близкие и неблизкие соседи, милиционеры, иногда пожарные. Проблема у неплательщиков одна, истории — совершенно разные. Иногда грустные и несправедливые, чаще вполне закономерные, но непременно жизненные. А жизнь всегда заставляет платить по счетам. Сотрудники ЖКХ — тоже.


Если домовладелец два месяца подряд не оплачивает счета за коммунальные услуги, он рискует остаться без воды и света, за задержку в полгода — и вовсе потерять квартиру. Некоторых не пугает и это. Опытные должники находят тысячи лазеек, которые позволяют не платить. Победить их трудно, но все же возможно.

В доме по адресу Волгоградская, 39, как раз есть такой умелец — бывший электрик, который уже неоднократно самовольно подключался к сети и не первый месяц живет за счет соседей. Вместе с начальником РСЦ №3 Первомайского района Юлией Цвирко, юристом Дианой Кобахидзе и электриком местного ЖЭУ мы отправились к хитрому неплательщику.

Адрес Михаила*, как и всех своих «клиентов», девушки знают не первый год. Квартиру он делит с сожительницей Людмилой, на которую и оформлена жилплощадь. Юлия сразу предупреждает: «Он немного буйный, вы поосторожнее будьте, если вдруг откроет. Но это, конечно, маловероятно».

Уже хорошо знакомым сотрудницам РСЦ двери открываются нечасто. В большинстве случаев реакцией на стук в дверь является либо ядреный мат, либо гробовая тишина.

У подъезда мы встречаем хозяйку квартиры. Людмила видит знакомые лица, пытается вернуться домой, но тут же понимает, что уже поздно. На лице появляется тревога, женщина перебирает в голове варианты ответов на уже знакомые вопросы. Разговаривает Людмила с трудом, но соображает на удивление быстро.

— Людмила, идемте с нами, — начинает разговор Юлия.

— Куда идти? Я по делам спешу, — все еще надеется сбежать женщина.

— Людмила, предоставьте нам доступ в квартиру, мы должны проверить, не пользуетесь ли вы электричеством или водой.

— Так у меня ключей с собой нет. А за водой я как раз вот к колонке иду.

— Мы только что видели, как вы открывали дверь в подъезд. Да и куда же вы воду собрались набирать? У вас с собой ни бутылок, ни ведра.

— Я никуда не пойду. Я все оплатила.

Женщина наотрез отказывается подниматься в квартиру и быстро уходит. Дома, однако, совсем недавно был замечен ее сожитель. Электрик произносит заветные слова «Откройте, ЖЭС» — доступ в подъезд получен. В квартире слышен шум, но открывать никто не торопится.

Электрик ставит стремянку и заглядывает в щиток. Электричества в квартире действительно быть не должно. Специалист стучится к соседям и просит молодого парня отключить все электроприборы. Тот сразу понимает, в чем дело, соглашается и вместе с электриком подходит к счетчику, который продолжает работать: Михаил снова подключился к соседям.

Раньше Михаил работал электриком в местном ЖЭСе, откуда его уволили за пьянку. Но талант не пропьешь. Сколько Михаилу ни отключали свет, он находил выход из ситуации.

— В квартиру он нас пускал только один раз, — рассказывает начальник РСЦ Юлия. — Да и то тут же выгнал. Мы ему свет отключаем, а он в тот же день сам его включает. Он этого и не скрывает. Говорит, что нам с ним не справиться и что он всегда будет так делать. Думаю, теперь будем решать проблему с милицией.

Рычагов давления на неплательщиков у коммунальщиков действительно не так много. Главное их оружие — уговоры. Оружие, конечно, не всегда действенное, если речь идет об асоциальных элементах. Если уговоры не помогают, в бой идет отключение привычных горожанам благ. Последний этап — выселение, но до этого доходит крайне редко. Для выселения человек должен не платить шесть месяцев подряд. Если за эти полгода жилец вносит хоть какую-то сумму (даже 1 рубль), выселить его не имеют права.

Привлечь к административной ответственности неплательщика можно только за самовольное подключение к сети, но такое тоже бывает крайне редко.

Раньше сотрудники РСЦ проводили рейды вместе с милицией, сейчас же правоохранители этим заниматься перестали: своих дел невпроворот. Девушки говорят, что заходить в такие квартиры не боятся, да и не было на их памяти случаев нападения. Хотя электрики признаются, что некоторые жильцы даже кидались на них с топором.

— Мы знаем, какая ситуация у каждого из неплательщиков, — поясняет юрист Диана. — Если у людей какие-то проблемы, мы стараемся входить в положение и давать отсрочку. А вот с деклассированными элементами приходится вести работу. Главное — увидеть человека, постараться объяснить ему, уговорить… Сложнее всего с теми, кто не выходит на контакт.

Когда видим, что в квартире проживают молодые люди, но дома они появляются редко, пишем им во «ВКонтакте», Viber, Facebook. Иногда только так получается связаться.

В следующую квартиру — на улице Кедышко — хозяйка приглашает нас сама. В «однушке», кроме женщины, живет еще четыре человека: ее муж, два взрослых сына и невестка. После многократных скандалов в семье было установлено правило: половину счета за ЖКУ оплачивает она с младшим сыном, половину — муж со старшим. И если женщина уговору следует и всегда оплачивает услуги вовремя, то ее муж и тридцатилетний сын платить никак не хотят.

Условия проживания у семьи, мягко говоря, не самые лучшие. Со стен свисают обои, на полу валяются желтые матрасы, рядом лежат пустые бутылки, дополняет атмосферу квартиры жуткий запах.

Женщина лет пятидесяти плачет, жалуется, что ни муж, ни сын нигде не работают, все время пьют, жилище превратили в помойку, за которую ей очень стыдно.

В квартире, кроме хозяйки, находится ее невестка — молодая девушка с синяками под обоими глазами. Почему не платят, объяснить она не может и говорит, что скоро из магазина вернется ее супруг Виктор, который все расскажет. Сама же девушка, по ее словам, работает дворником и зарабатывает всего 50 рублей в месяц.

Только она заканчивает фразу о зарплате, как из коридора слышится звучный мат: хозяин вернулся и негодует по поводу незваных гостей. Высокий парень тут же предлагает всем присутствующим «выйти поговорить», пытается выгнать, размахивает кулаками.

Свою маму, которая пытается успокоить разбушевавшегося сына, нетрезвый парень тоже оскорбляет, обещает «наказать». Начинается настоящий скандал, мама выталкивает сына из квартиры, бьет по телу ладонями, он в ответ угрожает и громко матерится.

Электрик, пригрозив Вите милицией, начинает с ним разговор:

— Вы не оплачиваете коммунальные услуги, мы вынуждены отключить вам воду и свет.

— Попробуй только! Я тебе… — насыщает невнятный ответ матом Виктор.

— Успокойтесь и объясните, почему вы нигде не работаете.

— Потому что у меня «тубик»! Меня не берут никуда! Я хочу работать, но так не получается жить. Все, тупик, не будет уже ничего!

Парень снова расходится, электрик выключает ему свет, и мы направляемся дальше, захватив с собой плачущую хозяйку.

Юлия рассказывает, что парень приходил к ней в кабинет, просил помочь с работой. Начальник РСЦ вошла в положение и поговорила с начальником местного ЖЭУ о трудоустройстве. Однако молодой человек к работодателю так и не пришел.

Такой же неблагополучный домовладелец ждет нас на улице Волгоградской. Мужчина без колебаний открывает дверь, и лестничную площадку заливает едким запахом результатов жизнедеятельности.

Василий любит выпить, сейчас нигде не работает. Говорит, что до недавнего времени трудился грузчиком и зарабатывал 20 рублей в неделю, но сейчас сезон кончился и ему надо искать новое место. С его слов, он уже занялся поисками и сегодня отправил заявку в конюшню под Минском, где требуется рабочий. Свет Василию, тем не менее, отключают для мотивации поторопиться.

Оттуда мы направляемся в дом по соседству, где живет мать-одиночка с двумя детьми. Женщина уже давно нигде не работает, а оплату коммунальных услуг приходится высчитывать из пенсии ее мамы, которая тоже прописана в квартире.

Сначала женщина открывать дверь не хочет, но через несколько минут в подъезд входит ее маленький сын — худощавый белокурый мальчик, а за ним — такая же худенькая девочка. Женщина распахивает дверь, запускает детей и начинает не очень убедительное объяснение:

— Я все заплачу на этой неделе, со дня на день мамина пенсия должна прийти. Я работу ищу, уже полтора месяца хожу по магазинам, но пока ничего не нашла. Было пару мест, но меня зарплата не устроила: 200 рублей предлагают, а этого для моей семьи недостаточно.

— Может, 200 рублей — это лучше, чем ничего? Вам детей кормить надо. Если бы не дети, мы бы давным-давно отключили вам вообще все, но жалко деток… — пытается повлиять на женщину Юлия, но ответа не следует.

— На самом деле было уже два суда над этой женщиной. В последний раз судья лично пообещала: если еще раз дойдет до таких масштабов, у нее отберут детей и выселят. Но до нее как-то не доходит. Неужели могут быть какие-то амбиции, когда речь идет о собственных детях? — уже на выходе из дома рассуждает Юлия.

Еще одну трогательную историю мы находим опять же на улице Кедышко. 23-летний сирота не первый месяц не платит за квартиру, ссылаясь на маленькую зарплату. С Ильей Юлия переписывается в соцсети «ВКонтакте», поскольку тот утверждает, что телефона у него нет, а в интернет выходит от друга. В переписке парень жалуется на жизнь, говорит, что учится на повара и пока не имеет возможности зарабатывать. Илья обещал быть дома к приходу гостей, но старая дверь с многочисленными дырами оказывается закрытой на ключ.

Электрик немного ждет, раскладывает стремянку, выдыхает и со словами «Мой выход» обрезает нужный провод.

Еще в одной социальной квартире по соседству нам сперва тоже не открывают, но спустя буквально минуту по лестнице поднимается миловидная блондинка с маленьким ребенком. Девушка достает ключ и открывает нужную нам дверь.

В прихожей сделан хороший ремонт, стоит дорогой шкаф, постелен недешевый ламинат.

— Мы отключили вам свет за неуплату, — констатирует Юлия. — Вы три месяца не платите по счетам, хотя квартира у вас льготная и суммы там мизерные.

— Не имеете права! У меня маленький ребенок. А хозяин квартиры на заработках за границей.

— Почему же вы не оплачивали?

— Мы в отпуске были.

— Три месяца?

— Нет, но до этого тоже не получалось. Я все оплачу уже завтра, обещаю.

Юлия на секунду задумывается и просит электрика вернуть подачу электроэнергии.

— Такие люди обычно не врут, оплачивают. Думаю, уже завтра позвонит и отчитается. Жалко малыша. Мы стараемся входить в положение.

Уже через полчаса, пока мы безуспешно пытаемся попасть в несколько квартир, у Юлии звонит телефон: блондинка уже сходила в отделение банка и все оплатила.

— Таких единицы, остальные только обещают, — подводит итог Юлия. — Люди сами выбирают себе жизнь. Воспитывать их, наверное, бесполезно, но работа есть работа. Да и привыкли мы к ним уже.

* Все имена неплательщиков изменены.

Теперь оставить электронное обращение или узнать о новостях в системе ЖКХ можно на сайте Единого расчетно-справочного центра города Минска.

Лампочки в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by