День и ночь в минских хостелах. Проверяем, пиарят или позорят они Минск перед туристами

07 октября 2016 в 8:00
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Анна Иванова

День и ночь в минских хостелах. Проверяем, пиарят или позорят они Минск перед туристами

Автор: Лора Нагапетян. Фото: Анна Иванова

Загорелый парень впихнул беруши и погрузился в свой Mac. Сонная девушка закуталась от нещадного октябрьского холода в одеяло — даже не разглядеть лица. Кто-то сопит, кто-то слушает музыку в наушниках. Атмосфера в номерах с двухъярусными кроватями в хостелах по всему миру примерно одинаковая. В минских мини-гостиницах малолюдно: не сезон. Да и хостелов у нас не так много, как в соседних столицах. Оказалось, что и существующие, мягко говоря, неидеальны. Onliner.by провел день и ночь в минских хостелах и посмотрел, насколько гостеприимно и комфортно они встречают приезжих.


Хостел в первоначальном значении — вид приюта, напоминающий общежитие, максимально бюджетный способ провести ночь в чужом городе. Со временем он перестал ассоциироваться с чем-то молодежным и несолидным, ведь современные европейские хостелы даже похожи на гостиницы.

Сегодня, если верить данным minskhostels.by, в столице работает 31 хостел, а первые открылись в 2011 году. Но вот в чем парадокс: официально хостелами является лишь часть из них, большинство же скрывают за громким названием квартиры на сутки. На первый взгляд, разницы никакой, но согласно Жилищному кодексу гостиницы нельзя размещать в жилфонде, а их владельцы обязаны выполнять многочисленные требования законодательства. От следования этим правилам избавлены владельцы квартир на сутки.

Туристы вряд ли задумываются о тонкостях законодательства и выбирают хостелы исключительно по местонахождению, обстановке и цене. Booking.com предложил нам 13 вариантов размещения, из которых мы посетили самые интересные, находящиеся ближе к центру и недорогие.

Суровая правда для хостельеров: спрос на такое жилье в Минске, вероятно, стабильный, однако не ажиотажный — забронировать номер или койко-место можно даже за пару часов до приезда, не оставляя предоплату. Во многие хостелы можно прийти без предупреждения — место найдется.


Home Dlya Tebya находится по адресу Железнодорожная, 13. В темноте он нашелся не сразу: на здании не оказалось опознавательных знаков (некоторая конспирация свойственна всем хостелам).

Ветер сбивает с намеченного пути, дождь хлещет по лицу, старая застройка с гаражами и сараями устрашает — так приветствовала нас минская октябрьская ночь.

Home Dlya Tebya представляет собой двухэтажное кирпичное здание. Нас встречает симпатичный молодой человек, и все наши ночные страхи тут же рассеиваются. Одно койко-место обошлось всего в 14 рублей.

Скромный набор для гостя — постельное белье и полотенце. В комнате, оформленной в общем стиле хостела, со стенами, обитыми OSB-плитами, свежо пахло деревом. Но запах обманчив: OSB-плиты содержат смесь клеев, отнюдь не полезных для здоровья. В номере чисто и нет ничего лишнего.

Погода и законы отопительного сезона оказались беспощадны: в хостеле весьма прохладно, а в комнате, не укутавшись в одеяло, можно было не на шутку замерзнуть. На жалобу администратор ответил адекватно, сказал, что отопление должны были включить, и сходил проверить что-то на улице. После этого теплее, к сожалению, не стало.

На кухне все по-домашнему. Сахар — в полулитровой банке, соль — в банке из-под кофе. С банками здесь как-то сложилось, они — полупустые и пустые — стоят повсюду. Кофе мы так и не нашли, пришлось коротать вечер чаем.

На ресепшене есть меню минских кафе, осуществляющих доставку еды. Но если у постояльца туго с деньгами, от голода он не умрет: можно бесплатно приготовить макароны и крупы.

Дело к ночи, в хостеле спокойно. Трое молодых людей, говорящих по-русски, смотрят русские передачи.

— Мы из Львова, — отозвались они на наш вопрос.

— Отдыхать или работать приехали?

— 50 на 50.

— Что делать жителям Львова, куда минчане едут на отдых, в Минске?

— Ну, мы-то тут по работе, — вполне логично отвечают неразговорчивые гости и удаляются в свои апартаменты, а мы остаемся ждать других собеседников.

Одиночество быстро скрасили трое крепких латвийцев, приехавших в Минск по работе.

— Мы в Минске первый раз. Ночевали на таможне. Сами виноваты, напутали с бумагами. Потом с конвоем ехали сюда. Неделю еще все документы приводили в порядок.

Ну и цены у вас! Пиво точно дороже, зато водка — дешевле. На импортные товары вообще запредельные цены.

Латвийцы открывают пиво, берут сковороду и принимаются готовить ужин, наполняя хостел запахом жареного лука и тушенки.

— Обычно мы обедаем в столовой, там еда такая… советская. Но вкусно! В Латвии все столовки вымерли.

— А кто у вас в Беларуси самый популярный исполнитель? — мужчины решают разнообразить разговор, а мы, недолго думая, отвечаем: Александр Солодуха.

— Как-то мне ваш Солодуха не нравится, — изрек латвиец, внимательно прослушав белорусского певца по телевизору, и решил познакомить нас с их музыкантами.

Небольшой батл закончился тишиной: латвийцы ушли спать.

Хостел заснул, лишь два администратора остались сторожить покой и имущество. Спрашиваем, почему в Минске такой скудный выбор хостелов.

— Минск не настолько большой город, и туризм тут развит не сильно, — отвечают парни. — Кроме того, столько разных ограничений! Не так-то легко открыть свой бизнес.

— Ну, хостел же открыли. Кстати, наверное, не сезон для гостей…

— Нет, почему же? Это сегодня людей тут не много: вторник. По пятницам и на выходных гостей хватает, и не только из соседних стран. Отовсюду приезжают, даже из Японии.


У хостела In Tower место «козырное» — прямо в башне на Кирова, 1. Оценка на Booking.com — 7,2. Судя по расположению и запредельной цене за койко-место (49 рублей), условия в этом приюте неплохие.

Вновь сражаясь с дождем, направляемся ко входу и утыкаемся в дверь с запредельным количеством кнопок. После того как мы поняли, что нам она не поддастся, читаем информацию: регистрация производится по другому адресу. Недалеко (на Ленинградской, 5), но уставшим с дороги туристам с сумками приятным этот путь не покажется.

— Почему у вас так дорого? — спрашиваем администратора.

— Да, дороговато. Не знаю, наверное, из-за места.

Позже владельцы хостела сообщили, что на Booking произошел технический сбой и стоимость койко-места на самом деле — 15 рублей. Но ведь администратор не счел нужным сообщить об этом в день заселения.

Получив ключи и пароли, входим в подъезд, который тут же погружает нас в атмосферу сталинского ампира. Это стало самым атмосферным моментом при заселении в хостел. Пустынный коридор привел в три проходные комнаты с похожими на соты двухъярусными кроватями. Ни единой души.

То ли ковер на полу сделал свое дело, то ли домашняя планировка — здесь действительно чувствуешь себя как дома. Но найти другие положительные моменты можно едва ли. Кровати настолько уплотнены, что даже человеку с худым телосложением забираться на свое койко-место будет некомфортно.

На мини-кухне, кроме соды и соли, приборов и двух пакетов, мы не нашли решительно ничего. О согревающем чае перед сном остается только мечтать. Зато есть вся необходимая техника: электрочайник, микроволновка, холодильник.

Один санузел с туалетом и душем расположен рядом с жилой комнатой, другой — в коридоре. Мыло, туалетная бумага и даже освежитель — необходимый набор для гостя.

Место действительно решает: оставшись голодным и без собеседников, можно романтично уставиться в окно, выходящее прямо на Привокзальную площадь. А шум улицы убаюкает даже на не самой удобной кровати.


Revoluсion разместился на Революционной, 16. Оценка на Booking.com — 8,5. Чтобы найти этот хостел, не нужно блуждать по закоулкам: вход обозначен вывеской. Нас встречают иллюстрация на стене, показывающая эволюцию обезьяны в робота, и милая администратор. Процесс регистрации занял больше времени, чем в других хостелах, зато здесь выдали официально подписанный договор. Стоимость койко-места — 16 рублей.

— Много у вас сейчас постояльцев? — спрашиваем у администратора.

— Сейчас — не очень. Недавно съехала большая группа, и сразу стало пусто.

Приятно, что в Revoluсion заботятся о чистоте, предлагая гостям надевать бахилы. Эхо от шагов раздается по просторным коридорам, а мы идем изучать внутренности очередного приюта.

Кроме главного источника дохода — номеров, — в хостеле обнаружены небольшая кухня, несколько санузлов, душевых и даже комната отдыха. В последней предлагается посмотреть телевизор, почитать книги, поиграть в «настолки» и выпить кофе.

Санузел:

Из бесплатной еды на кухне — только чай, кофе, овсянка и специи. И здесь мы остаемся голодными, зато с собеседником. Алексей особо нигде не бывал, кроме родной Самары, но ради Минска ехал на поезде 36 часов. Здесь его ждала девушка, с которой он познакомился в интернете.

— Познакомился с девчонкой два года назад во «ВКонтакте». Сходили с ней в клуб «Пираньи» на проспекте Победителей. Еще в «Лидо» ходил, драники пробовал.

Алексей работает в Самаре продавцом в «МакДональдсе» и честно сообщает, что в месяц имеет примерно $130. Минск он видит исключительно положительным:

— Все понравилось. Чисто, красиво. Хотя я особо нигде и не был, разве что в Ульяновске и Пензе. Спальные райончики здесь уютные, Малиновка понравилась. У нас на окраинах дома все убитые, облезлые, застройка плотная. У вас леса густые. Наши леса — это полянка плешивая. Мусор там оставляют. У вас тоже? Ничего себе.

— Что купил в Минске?

— Три футболки с вышиванкой, две кепки с надписью «Беларусь» и пять рубашек. Буду носить. А что, вон в Украине же носят вышиванки.

Между тем наступает время отходить ко сну. Общие номера в хостелах — настоящая пытка для социофобов: от 4 до 10 (иногда и больше) человек в одном закрытом пространстве и ночь впереди. Неоспоримым плюсом ночевки именно в таких номерах является экономия. Отдельные комнаты в хостелах стоят в 4—5 раз дороже.


«Тринити» сумел отхватить себе самое удачное место в Минске с точки зрения туризма — два этажа здания в Троицком предместье. На Booking.com хостел не представлен, но на TripAdvisor.ru его оценка — 4,5 из 5. Койко-место тут обойдется в 22 рубля за ночь.

Миловидная администратор бойко регистрирует нас, параллельно интересуясь целью визита в Минск, родным городом и даже происхождением фамилии. Регистрация заканчиваются подарком — картой Минска с местами, которые стоит посетить, и скидками.

— Много сейчас людей в хостеле?

— Нет, в середине недели всегда немного, а вот в выходные дни даже нет свободных мест.

Чтобы сохранить хостел в чистоте, гостям предлагаются одноразовые тапочки стоимостью в 1 рубль. Так же, как и везде, здесь неприятно холодно.

Номера веселенькие, хоть и видно, что мебель и другие предметы обстановки видали виды и служат не первый год. В хостеле много приятных мелочей, которые поднимают настроение.

Санузел:

Главное место сбора людей со всех точек планеты — кухня. Чай и кофе — в наличии. Набор специй и необходимых для утоления голода круп — тоже. Можно проснуться утром и заварить бесплатную овсянку, если вечером забыл позаботиться о завтраке.


Несмотря на то, что выбор хостелов в Минске назвать широким нельзя, каждый из них занял свою нишу. Особо успешными стали те мини-гостиницы, которые организованы с душой: гостям предлагается все необходимое, а жажда заработать на приезжих стоит не на первом месте.

Минчане всегда отличались своей гостеприимностью, и у администраторов рассмотренных нами хостелов эта черта выражена отчетливо. Внимания нам было достаточно, но не хватило бесплатных бонусов — к примеру, разнообразия напитков и минимального набора еды.

Трудно сказать, кто кого подгоняет — развитие гостиничного бизнеса способствует развитию туризма либо наоборот. Но количество гостиниц и хостелов в Минске соразмерно наплыву туристов. Возможно, лишь невероятный спрос на столицу Беларуси поднимет рынок хостелов на новый уровень и сделает их похожими на своих собратьев в городах — гигантах мирового туризма.

Квартиры на сутки в Минске на «Барахолке» Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by