165
04 октября 2016 в 8:00
Автор: Николай Градюшко

Дворец Чаушеску. История строительства крупнейшего здания Европы

В середине 1980-х Румыния загибалась от нищеты. Введенный в стране режим жесточайшей экономии ресурсов обернулся катастрофическим падением уровня жизни населения. В городах периодически отключались отопление и электроэнергия, зимой запрещалось пользоваться холодильниками — продукты приходилось хранить за окном. На одну жилую комнату полагалась всего одна лампочка, а на каждую машину — не более 30 литров топлива в месяц. В это время в самом центре Бухареста безостановочно велось строительство колоссального и непомерно роскошного сооружения — Дома народа. Циклопическое здание, значительно превосходящее в масштабах все известные европейские дворцы, на протяжении нескольких лет высасывало из страны последние соки. Лидеру румынской компартии Николае Чаушеску не суждено было дожить до окончания строительства, а после свержения и расстрела правителя здание оказалось ненужным. Его даже хотели снести. До сих пор дворец считается недостроенным, многие его помещения пустуют. Onliner.by рассказывает историю крупнейшего административного здания Европы.

Эпоха социализма наложила неизгладимый отпечаток на архитектуру облагороженного французскими зодчими Бухареста. Идея кардинально перестроить городское ядро возникла у Чаушеску после посещения Северной Кореи и Китая. Впечатленный и потрясенный размахом азиатских монументальных ансамблей, румынский правитель инициировал создание нового политико-административного центра Бухареста, где сосредоточились бы все органы государственной власти. Апофеозом комплекса и его идеологическим центром должен был стать так называемый Дом народа, одновременно служащий и резиденцией генерального секретаря и его жены Елены.

Заслоняющая четверть неба глыба будто шагнула со страниц антиутопии. Несоразмерное архитектурным традициям здание весьма точно олицетворяет породившую его эпоху: подавляет и угнетает своим величием, символизирует безграничную власть

Осуществлению грандиозных планов правителя помогло Карпатское землетрясение 1977 года. В результате сильных сейсмических толчков в Бухаресте обрушились десятки зданий, множество старых построек были повреждены и нуждались в укреплении. Однако вместо проведения полномасштабных ремонтных работ Чаушеску распорядился стереть с лица земли пятую часть исторического центра. Безоговорочному сносу подлежали целые кварталы со старинными церквями и синагогами. По воле «гения Карпат» (таким сочным эпитетом партийная пресса наградила генерального секретаря компартии) свое место жительства вынуждены были сменить около 40 тыс. человек.

Несколько храмов все же удалось сохранить: они были поставлены на рельсы и перемещены из пятна застройки.

Главным архитектором была назначена 32-летняя Анка Петреску, чье видение здания максимально совпало с представлениями Чаушеску. В результате на свет был явлен нехарактерный для своего времени проект. Дворец не относится ни к одному из архитектурных стилей, но больше всего тяготеет к сталинскому ампиру.

Перед дворцом была запроектирована широкая площадь, от которой брал свое начало и пронзал городскую застройку бульвар протяженностью 3 километра. В окружении нового городского ядра предусматривалось строительство жилых домов повышенной комфортности для партийной элиты и сотрудников министерств, а также нескольких крупных зданий, предназначенных для различных госучреждений.

Строительство началось в 1984 году на самом сейсмоустойчивом месте исторического центра Бухареста. Чаушеску регулярно посещал стройку, руководил процессом и корректировал проект.

Цифры поражают. Размеры дворца составляют 270 на 240 метров, высота — 86 метров. Подземная часть уходит в глубину на 92 метра. На строительство ушло около 1 млн квадратных метров мрамора, 3500 тонн хрусталя (480 люстр, 1409 потолочных светильников и зеркал), 700 тыс. тонн стали и бронзы для дверей, окон, люстр и капителей. Для паркета и настенных панелей использовано 900 тыс. кубометров дерева. Было пошито 200 тыс. квадратных метров шерстяных ковров, причем некоторые большие ковры изготавливались прямо на месте, для чего во дворец были перевезены станки.

Под началом Петреску работала команда из 700 архитекторов и более чем 20 тыс. строителей. Дворец возводился в основном из румынских материалов: тем самым Чаушеску стремился продемонстрировать самодостаточность и независимость страны. Стройка велась в три смены и не останавливалась даже в самые тяжелые времена, когда все ресурсы были мобилизованы на скорейшую выплату внешнего долга Румынии, а уровень жизни населения стремительно снижался, скатываясь в нищету.

В 1989 году Румыния полностью рассчиталась со странами-кредиторами. К тому времени дворец был практически достроен. Завершению работ помешала декабрьская революция, в ходе которой Николае Чаушеску с супругой бежали из города, а затем были арестованы, подвергнуты трибуналу и скороспешно расстреляны. Правитель был свергнут, но его дворец остался.

Дворец парламента является вторым по величине административным зданием в мире после Пентагона и самым тяжелым из всех когда-либо построенных зданий. В 2006 году его возведение было оценено в €3 млрд — и это также мировой рекорд

В окрестностях площади Конституции сегодня можно увидеть старые здания с черепичными крышами, чудом уцелевшие в годы уничтожения исторического центра. Одна из церквей стоит буквально во дворе многоэтажек. Возможно, именно этот храм передвигали по рельсам, спасая от неминуемого сноса.

Заслоняющая четверть неба глыба будто шагнула со страниц антиутопии. Несоразмерное архитектурным традициям здание весьма точно олицетворяет породившую его эпоху: подавляет и угнетает своим величием, символизирует безграничную власть. Впрочем, наше впечатление субъективно. Кому-то несостоявшаяся резиденция Чаушеску напоминает пышный свадебный торт. Многие считают ее шедевральным творением своего времени. В румынском обществе отношение к дворцу неоднозначное, как и ко всему социалистическому прошлому.

От площади вглубь города простирается красивый бульвар Единства со множеством фонтанов, в шутку называемый «румынскими Елисейскими полями». Фонтаны символизируют уезды Румынии, а самый главный из них — столицу Бухарест.

Спустя пять лет после революции основные работы в здании завершились и оно было переименовано в Дворец парламента. Сегодня там заседают обе палаты и Конституционный суд, работает музей современного искусства. Огромные залы используются для проведения различных международных конференций.

Каждый день дворец посещают толпы туристов. На входе у всех посетителей зачем-то забирают паспорта и пропускают через металлодетекторы. Полная экскурсионная программа с возможностью фотографирования обойдется в 85 леев с человека (почти €20). К сожалению, за эти немалые деньги туристам показывают лишь небольшую часть здания: несколько залов и холлов, смотровую площадку, балкон с видом на площадь Конституции и пару подвальных помещений.

— Здесь 1100 комнат, причем только половина из них используются. Чтобы просто обойти все помещения, понадобится несколько дней, — говорит экскурсовод. — На сегодня Дворец парламента является вторым по величине административным зданием в мире после Пентагона и самым тяжелым из всех когда-либо построенных зданий. В 2006 году его возведение было оценено в €3 млрд — и это также мировой рекорд.

Своим внутренним убранством дворец не уступает резиденциям европейских монархов. Следуя за экскурсоводом, мы попадаем в мир мрамора, лепнины, массивных деревянных дверей, коврового ворса и сверкающих люстр.

Самая большая люстра сделана из натурального горного хрусталя и весит 5 тонн.

— Дворец может потреблять столько электроэнергии, сколько хватило бы на освещение города с населением в 20 тыс. человек, — шокирует группу туристов экскурсовод, и мы переходим в следующий зал.

Величественный мраморный холл сообщается с верхним этажом двумя монументальными лестницами. Одна из них предназначалась для Николае Чаушеску, вторая — для Елены. Супруги должны были одновременно спускаться по ступенькам друг навстречу другу и, встретившись внизу, приветствовать прибывающих во дворец почетных гостей.

Мраморный холл этажом выше украшен потрясающей красоты стеклянным потолком.

Еще один зал с мраморным полом, колоннами, позолотой и стеклянным потолком.

А здесь преобладает резной деревянный декор.

Группа задерживается на балконе, откуда Чаушеску планировал принимать парады и произносить речи перед многотысячной публикой на площади. Первой из побывавших здесь знаменитостей стал Майкл Джексон. Выйдя на балкон, он тут же попал в курьезную историю, поприветствовав румын возгласом «Привет, Будапешт!».

С обзорной площадки, расположенной на уровне 10-го этажа, видна половина Бухареста.

Отсюда же можно рассмотреть прилегающую к дворцу территорию. Тыльная сторона здания все еще не благоустроена. Сейчас там пустырь и строится громадный собор.

Где-то в темных недрах дворца расположен противоатомный бункер Чаушеску с полутораметровыми бетонными стенами. Туристам его не показывают, а жаль. В подземной части здания для осмотра доступны лишь несколько помещений без отделки. В одном из них стенды с фотографиями повествуют об истории строительства дворца, в другом организован музей коммунизма. Экспозиция небогатая и довольно скучная.

Сразу после революции ненавистный многим дворец хотели взорвать. Однако новые власти, просчитав экономические последствия, отказались от разрушения. Снос и разбор завалов обошелся бы значительно дороже, чем завершение основных строительных работ. Несмотря на то, что сегодня здание в целом функционирует, отделка многих его помещений до сих пор не завершена.

Одновременно с дворцом в Бухаресте возводилось еще несколько крупных административных зданий в едином архитектурном стиле. После революции эти стройки были заморожены за ненадобностью. Лишь несколько лет назад заброшенное здание на бульваре Единства облицевали стеклом. Сейчас это Национальная библиотека.

Еще одна стройка времен Чаушеску — Румынская Академия в центре города. Тыльная часть здания по-прежнему представляет собой печальное зрелище.

Две остановки на метро от центра — и снова гигантский недострой, сочетающий в себе шпееровскую архитектуру нацистской Германии и сталинский ампир. Дом радио был заброшен в том же 1989-м. На протяжении последних десяти лет предпринимались тщетные попытки инвесторов переделать здания во что-то полезное для общества. Сейчас за забором никакого движения.

Где-то на окраине шумного Бухареста строятся красивые офисные здания из стекла и бетона, современные жилые комплексы. А центр города хранит призраки социалистического прошлого. История расставила все на свои места.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Николай Градюшко
ОБСУЖДЕНИЕ