129 мертвецов в полярной пустыне: загадка гибели экспедиции Франклина
88
20 сентября 2016 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org
129 мертвецов в полярной пустыне: загадка гибели экспедиции Франклина

Последний раз их видели в августе 1845 года. Два британских корабля под жуткими названиями Erebus («Мрак») и Terror («Ужас») с 129 моряками на борту ожидали в море Баффина недалеко от берегов Гренландии подходящей погоды, чтобы плыть дальше, в неизведанные воды Канадского Арктического архипелага. Оснащенная по последнему слову тогдашней науки и техники экспедиция во главе с сэром Джоном Франклином должна была поставить точку в поисках заветного Северо-Западного прохода, но исчезла в безжалостных полярных льдах, а загадка ее гибели с тех пор не дает покоя уже которому поколению искателей приключений. Лишь в 2014 году канадские ученые обнаружили затонувший «Эребус», а совсем недавно, 3 сентября, после 170 лет поисков был найден и «Террор». Трагедия пропавшей экспедиции Франклина — в обзоре Onliner.by.

Открытие Америки при всей монументальности этого события для истории человечества не сняло с повестки дня другую сверхактуальную на то время задачу — поиска нового пути в Индию. Феноменальные богатства новой части света еще не стали известны европейцам, и обе Америки воспринимались пока как досадная помеха, преграждавшая путь в Азию. В 1522 году экспедиция Фернана Магеллана завершила первое кругосветное плавание в обход южноамериканского континента. На повестке дня оставался вопрос так называемого Северо-Западного прохода — перспективного морского пути вдоль северного берега Северной Америки.

Первая попытка обнаружить его была предпринята англичанами еще в 1497 году, но в конечном итоге поиски растянулись на четыре столетия. Справиться с задачей пытались лучшие мореплаватели своего времени — от Генри Гудзона до Джеймса Кука. Но на пути у героев вставали непроходимые льды Арктики, запутанный лабиринт проливов и заливов Канадского Арктического архипелага и экстремальная погода, что оставляло мало шансов на успех, зато исправно брало за покорение себя самую высокую цену — человеческие жизни.

Возможные варианты Северо-Западного прохода

Исследования канадской Арктики активизировались в XIX веке, и, несмотря на все объективные сложности, к середине столетия размер белого пятна на географических картах Северной Америки сократился до минимума площадью меньше территории современной Беларуси. Британскому адмиралтейству казалось, что оставалось сделать последний, но решительный шаг длиной в сотню миль, и совершить его было поручено Джону Франклину — опытному, хотя и довольно пожилому к тому времени 59-летнему полярнику, уже совершившему три масштабных арктических экспедиции.

Джон Франклин

С финансированием проблем не было. Для плавания Британский королевский флот предоставил два корабля, уже побывавших в арктических (и антарктических) походах. На «Эребус», ставший флагманом, и «Террор» погрузили почти сто тонн еды (муки, галет, солонины, овощных и мясных консервов). Не забыли и о средстве против цинги, этого бича всех мореплавателей: четыре тонны лимонного сока должны были помочь с ней справиться. Корпуса парусников для плавания в сложной ледовой обстановке были укреплены металлическими листами, на них же в качестве дополнительных силовых установок смонтировали снятые с локомотивов паровые двигатели. Отопительная система и система дистилляции воды завершали передовое на тот момент техническое оснащение кораблей. Все было готово к многолетнему путешествию, целью которого был долгожданный Северо-Западный проход.

Экспедиция Франклина вышла в плавание 19 мая 1845 года. Сделав остановку в гренландском заливе Диско, где борт «Эребуса» и «Террора» покинули пять провинившихся матросов (тем самым спасших себе жизнь), корабли с 129 людьми на борту отправились дальше вглубь Северного Ледовитого океана. В августе китобои в последний раз видели их в море Баффина, после чего следы парусников и их обитателей были потеряны почти на десятилетие.

Тревогу в адмиралтействе забили только спустя два года. С одной стороны, было понятно, что покорение Северо-Западного прохода потребует зимовки (и, скорее всего, даже не одной), с другой — отсутствие всяких вестей начинало настораживать. В 1848 году на поиски Франклина и его отряда отправилась экспедиция авторитетного полярного исследователя Джеймса Росса, который сам плавал на «Эребусе» и «Терроре». Это мероприятие закончилось полным провалом, но у Росса появилось много последователей, чему в немалой степени способствовала объявленная британским правительством награда в £20 тыс. — значительная по тем временам сумма.

В августе 1850 года, спустя пять лет после того дня, когда корабли Франклина видели в последний раз, были наконец-то обнаружены какие-то их следы. На небольшом островке Бичи у Девона, крупнейшего необитаемого острова на планете, команда капитана Горация Остина обнаружила следы зимовки, а неподалеку — три могилы матросов из экипажа Франклина.

В безжизненном каменистом ландшафте забытого богом и людьми острова свое последнее убежище нашли кочегар Джон Торрингтон, матрос Джон Хартнелл и рядовой морской пехоты Уильям Брейн, умершие в январе — апреле 1846 года. Стало ясно, что они стали жертвами первой зимовки экспедиции, которую зажатые льдами «Эребус» и «Террор» провели у острова Бичи.

В 1854 году во время исследования полуострова Бутия отряд путешественника Джона Рэя собрал целый ряд рассказов местных инуитов. Аборигены в один голос утверждали, что видели группу из нескольких десятков «белых людей», умерших от голода в устье крупной местной реки Бак. При этом пришельцы, судя по свидетельствам эскимосов, перед смертью ели трупы своих товарищей. Предполагаемый каннибализм среди членов экипажа «Эребуса» и «Террора» глубоко возмутил их коллег, оставшихся в Великобритании, и вдову Франклина. Общественность напрочь отвергла инсинуации, предполагавшие, что моряк королевского флота мог опуститься до поедания себе подобных.

Кроме устных свидетельств, Рэй собрал и вещественные доказательства гибели экспедиции, выкупив у инуитов найденные ими столовые приборы с «Эребуса». Этого оказалось достаточно, чтобы Франклина и компанию признали умершими, а их поиски официально прекратились. Тем не менее история обреченных в полярной пустыне на этом совсем не закончилась.

Спустя еще четыре года очередной поисковый отряд, профинансированный на этот раз лично вдовой Франклина, во время изучения крупного острова Кинг-Уильям, расположенного между полуостровом Бутия и устьем реки Бак, сделал долгожданную находку. Среди полярных экспедиций, особенно когда что-то шло не так, было принято на всякий случай оставлять своим возможным спасателям послания под специальными каменными пирамидами — гуриями. Именно такой документ был обнаружен на Кинг-Уильяме, а его содержание пролило свет на судьбу путешественников.

Послание, по сути, представляло собой две записки, сделанные в разное время. Первая была написана после второй зимовки:

«28 мая 1847 года. Корабли Ее Величества „Эребус“ и „Террор“ зимовали во льду под 70°5′ с. ш. и 98°23′ з. д. Зиму 1846—1847 годов провели у острова Бичи под 74°43′28″ с. ш. и 91°39′15″ з. д., предварительно поднявшись по проливу Веллингтона до 77° северной широты и вернувшись по западной стороне острова Корнуоллис. Экспедицией командует сэр Джон Франклин. Все в порядке. Партия из двух офицеров и шести матросов покинула корабль в понедельник 24 мая 1847 года».

После ознакомления с этим текстом оставалось сразу несколько вопросов. Во-первых, очевидно, что ситуацию сложно было охарактеризовать как «все в порядке». Среди членов экипажей уже были первые жертвы, а целых восемь человек успели бросить свои корабли и товарищей, отправившись навстречу смерти. К тому же авторы послания по неизвестной причине запутались в датах. Зимовка у острова Бичи случилась годом ранее. Летом 1846 года освободившиеся корабли дрейфовали среди островов Канадского Арктического архипелага, в конце концов спустившись на юг к острову Кинг-Уильям, где они провели зиму 1846—1847 годов, а весной описали свои приключения в указанном документе.

Вторая записка была сделана годом позже на полях первой:

«25 апреля 1848 года. Корабли Ее Величества „Эребус“ и „Террор“ были покинуты 22 апреля в 5 лигах к северо-северо-западу от этого места, будучи затерты льдами с 12 сентября 1846 года. Офицеры и экипаж в составе 105 человек под командой капитана Ф. Р. М. Крозье стали лагерем здесь, под 69°37′42″ с. ш. и 98°41′ з. д.

Сэр Джон Франклин умер 11 июня 1847 года, общие потери экспедиции на настоящий момент — 9 офицеров и 15 матросов.

Джеймс Фитцджеймс, капитан корабля Ее Величества „Эребус“, Ф. Р. М. Крозье, капитан и старший офицер. Завтра выступаем на рыбную реку Бак».

В этом тексте верная хронология восстанавливается. Итак, у Кинг-Уильяма «Эребус» и «Террор» в конечном итоге провели целых две зимы: лето 1847 года оказалось слишком коротким и холодным, лед вокруг кораблей так и не успел растаять. К весне 1848-го из 129 членов экипажа умерло 24 человека, включая главу экспедиции Джона Франклина. Оставшиеся в живых моряки, чувствуя свое бессилие перед окружавшей их полярной полупустыней и оказавшись под угрозой голода и неминуемой смерти, пошли на отчаянную авантюру. Они решили с остатками припасов и снаряжения попробовать добраться до Большой земли. Ближайшая база компании Гудзонова залива в Форт-Резолюшне находилась в 2210 километрах к югу.

Обреченные полярники соорудили из шлюпок импровизированные сани, которые они вынуждены были тащить сами. Изможденные тремя зимовками, страдая от болезней, экстремальной погоды, голода, они из последних сил волокли эти сани, периодически теряя своих товарищей. Одна из шлюпок была найдена в 1854 году. Кроме двух скелетов, в ней обнаружили книги, мыло, швейные принадлежности, матросские перчатки, ружья и ножи, два рулона листового свинца, ботинки и шелковые платки — вещи как необходимые, так и абсолютно ненужные в предпринятом походе.

Скелетированные останки моряков периодически находились и на протяжении следующих десятилетий. Судя по всему, бо́льшая часть экипажа «Эребуса» погибла еще на Кинг-Уильяме. Выжившие сумели добраться до желанного устья реки Бак, где их и увидели эскимосы. Скорее всего, на этом этапе у них закончилась провизия, что привело к каннибализму: его следы были зафиксированы на обнаруженных позже человеческих костях.

В середине 1980-х годов канадские ученые решили провести эксгумацию тел трех моряков, погибших на острове Бичи еще во время первой зимовки в 1846 году. Сначала была вскрыта могила Джона Торрингтона, и фотографии его прекрасно сохранившейся за 140 лет в вечной мерзлоте мумии облетели весь мир. Патологоанатомическое исследование останков показало, что несчастный кочегар, умерший 1 января 1846 года, страдал от истощения и пневмонии. Кроме того, в его тканях было обнаружено повышенное содержание свинца. Немедленно возникли версии, что причиной смерти Торрингтона (а вместе с ним и остальных членов команды Франклина) могло стать свинцовое отравление. Консервные банки, найденные на их стоянках, были запечатаны второпях, с использованием свинцового припоя, вступавшего в прямой контакт с пищей. Высокое содержание свинца было и в пресной воде, которую давали системы дистилляции, установленные на кораблях.

Само по себе отравление свинцом убить моряков не могло. Однако оно, судя по всему, существенно ослабило иммунитет членов экипажа, после чего они стали легкими жертвами погоды, голода, цинги и других заболеваний. Торрингтон и его товарищ Уильям Брейн, чьи тела сохранились до наших дней, умерли от пневмонии. Третий из похороненных на острове Бичи — матрос Хартнелл — погиб от туберкулеза. Скорее всего, подобная же участь ждала и остальных их коллег.

Для полного понимания случившегося с пропавшей экспедицией Франклина ученым не хватало только одного — найти ее пропавшие корабли. Десятилетия бесплодных поисков завершились совсем недавно. В 2014 году к югу от острова Кинг-Уильям на глубине в 11 метров был обнаружен «Эребус». Канадцы подняли на поверхность его судовой колокол и одну из десяти пушек.

3 сентября 2016 года нашли и «Террор». Корабль прекрасно сохранился и был законсервирован его командой: все двери, окна и другие отверстия были аккуратно закрыты. Оставление судна считалось в королевском флоте тяжким преступлением, и экипаж, по всей видимости, не терял надежды вернуться к нему. Спасения «Террор» не дождался, в конце концов затонув в бухте, носящей теперь его имя, к юго-востоку от побережья Кинг-Уильяма.

Находка «Эребуса» и «Террора», ответив на некоторые вопросы исследователей судьбы экспедиции Франклина, сразу же поставила новые. Исходя из содержания записки, найденной под пирамидой камней еще в 1854 году, оба корабля были покинуты одновременно в точке, находящейся в сотне километров от тех мест, где их в итоге обнаружили. Возможно, это связано с естественным дрейфом затертых льдами кораблей, затонувших в конечном итоге в разное время. Вторая версия утверждает, что по крайней мере некоторые члены экипажа, оставив парусники 22 апреля 1848 года, могли впоследствии вернуться на них, чтобы продолжить свой путь к устью реки Бак.

Сама по себе экспедиция Франклина, целью которой было окончательное покорение Северо-Западного прохода, завершилась полным крахом в самом начале этого пути. Куда больше полезной информации для человечества принесли ее драматичные и затянувшиеся на десятилетия поиски. Еще в 1853 году одна из многочисленных спасательных партий во главе с Робертом Мак-Клуром, двигаясь с запада, фактически прошла этот столь желанный маршрут, правда, бросив по дороге свой корабль и закончив его на санях по земле. Окончательно же Северо-Западный проход на корабле осилил лишь знаменитый норвежец Руаль Амундсен только в самом начале XX века.

Спустя столетие из-за таяния льдов этот заветный проход стал доступен для навигации в летние месяцы без сопровождения ледоколов. Летом 2016 года дорогой, мечта о которой погубила сотни путешественников, прошел первый большой круизный корабль. Около тысячи пассажиров, выложив из собственного кармана от $22 тыс., за месяц с небольшим добрались из Анкориджа на Аляске в Нью-Йорк. По пути лайнер Crystal Serenity миновал и остров Кинг-Уильям, и остров Бичи. 129 моряков, три года проживших в ледяном аду, отдали свои жизни в том числе и ради этого.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
20.09.2016 в 8:04
Настоящие герои, пример для сегодняшних слюнтяев.
Спасибо, очень интересно.
20.09.2016 в 8:05
Настоящие герои, пример для сегодняшних слюнтяев.
Спасибо, очень интересно.
"JekyllHyde":

ты же не читал
20.09.2016 в 8:05
Эм, а можно вопрос? При чем это к "недвижимости"?
20.09.2016 в 8:06
Очень контрастно выглядит: эта история, а в разделе "Люди" мужчины-модели рассуждают о том, кто такой настоящий мужчина...
20.09.2016 в 8:06
JekyllHyde, пример скоро печатания, а не скорочтения)))
20.09.2016 в 8:06
Как всегда спасибо Дариусу.
По больше бы таких новостей
20.09.2016 в 8:07
Да ..раньше были настоящие мужики..теперь таких не выпускают
20.09.2016 в 8:07
людей жалко, погибли ни за что, ведь
Сама по себе экспедиция Франклина, целью которой было окончательное покорение Северо-Западного прохода, завершилась полным крахом в самом начале этого пути.
20.09.2016 в 8:08
Настоящие герои, пример для сегодняшних слюнтяев.
Спасибо, очень интересно.
"JekyllHyde":

Пример чего? Безрассудности и сломяголову бежать неизвестно зачем???
20.09.2016 в 8:08
Великолепный репортаж! И снимки отличные
20.09.2016 в 8:11
Да ..раньше были настоящие мужики..теперь таких не выпускают
"kadgan":

Дабы понять вашу логику, ответьте на один вопрос: Вы девушка или мужчина?
20.09.2016 в 8:12
интересный репортаж!
20.09.2016 в 8:13
познавательно
20.09.2016 в 8:21
Онлайнер, даешь статью о группе Дятлова!
20.09.2016 в 8:21
Как всегда спасибо Дариусу.
По больше бы таких новостей
"SISYRITY":

Вообще-то это не новость.
20.09.2016 в 8:22
Где Веня со своей коронной фразой?
20.09.2016 в 8:24
Великолепный репортаж! И снимки отличные
"fogast":


особенно этот :)
20.09.2016 в 8:28
Настоящие герои, пример для сегодняшних слюнтяев.
Спасибо, очень интересно.
"JekyllHyde":

зацепили тебя картинки, да?
20.09.2016 в 8:35
остров Бичи, улыбнуло)))
20.09.2016 в 8:39
Отличная книга по этой теме - ТЕРРОР Дэна Симмонса. Рекомендую
20.09.2016 в 8:40
Надо снимать фильму.
20.09.2016 в 8:41
Настоящие герои, пример для сегодняшних слюнтяев.
Спасибо, очень интересно.
"JekyllHyde":


По мне так - тупо алчные цензореды.
20.09.2016 в 8:45
Статья на 10 балов. Молодцы онлайнеровцы
20.09.2016 в 8:46
Напишите об экспедиции Дятлова. Эта загадка поинтересней будет.
20.09.2016 в 8:47
Как корабль назовете, так он и поплывет. (с)
20.09.2016 в 8:58
Отличная книга по этой теме - ТЕРРОР Дэна Симмонса. Рекомендую
"ahromovo":

Поддерживаю! Прошлой зимой читал-зачитывался! Тоже всем советую!
20.09.2016 в 9:00
Интересная история!
20.09.2016 в 9:09
Настоящие герои, пример для сегодняшних слюнтяев.
Спасибо, очень интересно.
"JekyllHyde":

Вы о себе?
20.09.2016 в 9:18
Мумия впечатлила, конечно!
20.09.2016 в 9:19
Спасибо, Дариус!
20.09.2016 в 9:19
Отличная статья.
А еще есть прекрасная книга Дэна Симмонса - "Террор". Удивительная смесь реальных фактов об экспедиции и вымышленной мистики и ужасов. Хотя... Кто на самом деле скажет, что видели эти несчастные 129 человек в последние месяцы своей жизни?
20.09.2016 в 9:22
Как корабль назовете, так он и поплывет. (с)
"Alko_Golich":

Да нет. "Эребус" и "Террор" - это спутники бога войны Марса. Наименования в честь героев древнегреческих и древнеримских мифов были очень распространены и в британском, и в русском флоте.
20.09.2016 в 9:23
Отличная книга по этой теме - ТЕРРОР Дэна Симмонса. Рекомендую
"ahromovo":

Поддерживаю! Прошлой зимой читал-зачитывался! Тоже всем советую!
"supertramp":

спасибо, надо глянуть тоже
20.09.2016 в 9:23
как корабль назовешь, так он и поплывет
20.09.2016 в 9:24
Люблю таких героев - в которых жажда приключений граничит с безумством. Люди которые выбирают не уютный диван и телевизор - они выбирают настоящую жизнь! А настоящая жизнь ошибок не прощает.
20.09.2016 в 9:26
судьбу моряков и кораблей пытался угадать в романе "Террор" Дэн Симонс. Роман невероятно интересен рекомендую к прочтению.
20.09.2016 в 9:31
На самом деле далеко не все там погибли из-за холода... Большинство моряков убил Туунбак) Легенды местных эскимосов не врут)
20.09.2016 в 9:35
Отличная статья.
А еще есть прекрасная книга Дэна Симмонса - "Террор". Удивительная смесь реальных фактов об экспедиции и вымышленной мистики и ужасов. Хотя...
"His_Divine_Shadow":

Согласна, книга просто класс! Это же надо было так описать те чувства, которые пережили моряки. Рекомендую. Я за 3 ночи прочитала взахлеб )
20.09.2016 в 9:37
Суровые времена были.
20.09.2016 в 9:38
Дэн Симмонс "Террор" советую к прочтению
20.09.2016 в 9:49
По больше бы таких сюжетов, вместо обзоров всяких там "мусорных" фитнес клубов, мнений моделей "мужчин" и обзоров того, куда кто пойдет на выходные. Цены бы онлайнеру не было!
И да прочесть эту статью не возможно за 4 минуты, но какая разница если надо коммент повыше оставить=(
20.09.2016 в 10:10
Напишите об экспедиции Дятлова. Эта загадка поинтересней будет.
"V_T_B":

А смысл? В сотый раз перечитывать известные факты?
20.09.2016 в 10:10
Настоящие герои, пример для сегодняшних слюнтяев.
Спасибо, очень интересно
четыре минуту на статью с картинками ?? как ???
20.09.2016 в 10:22
плавал на «Эребусе» и «Терроре»quote]

Моряки ходят!
20.09.2016 в 10:24
Забыли упомянуть один интересный факт. Местные жители говорили что чужеземцы имели тёмный (чёрный) цвет кожи. Именно после этих свидетельств появилась версия об отравлении свинцом.
20.09.2016 в 10:24
Эм, а можно вопрос? При чем это к "недвижимости"?
"Tahasan":

Ну корабли же во льдах никуда не двигались!)))
20.09.2016 в 10:26
Онлайнер, даешь статью о группе Дятлова!
"aveJenek":

википедия+лурк, вот вам и статья.
20.09.2016 в 11:42
Очень интересно! Как всегда! Онлайнер спасибо еще раз!
20.09.2016 в 11:46
Они и гробы с собой брали на борт, что ли?
20.09.2016 в 11:47
Читал "Террор" Симонса, в жизни всё не менее интересно и трагично. Сейчас про подобных людей-экстремалов строчат комменты "Нефиг им делать, лучше бы на работу пошли". Радует, что у человечества всегда были герои, которые двигали прогресс, пусть и ценой своих жизней. А то бы до сих пор жили племенными общинами и грызли кору.
20.09.2016 в 11:59
Настоящие герои, пример для сегодняшних слюнтяев.
Спасибо, очень интересно.
"JekyllHyde":

Пример чего? Безрассудности и сломяголову бежать неизвестно зачем???
"vasuhih":

Вам не понять стремлений людей тех времен к открытиям. Подобные путешествия в то время частенько заканчивались либо частичной, либо полной гибелью экспедиций, но люди все равно тянулись к исследованию неизвестного. Ну а такие как Вы сейчас получили возможность оставлять глупые комментарии, в то время Вы бы прожили и умерли и никто бы не знал Вашего весьма авторитетного мнения по данному поводу.))))
20.09.2016 в 11:59
Кому интересно, рекомендую к прочтению "Террор" Дэна Симмонса
20.09.2016 в 11:59
интересная статья. побольше бы такого рода.
20.09.2016 в 12:01
Напишите об экспедиции Дятлова. Эта загадка поинтересней будет.
"V_T_B":

А смысл? В сотый раз перечитывать известные факты?
"Клюшкин":

Факты мне тоже известны, как и толкования оных. Но мне интересна трактовка Дарриуса этих фактов. У него очень нестандартный взгляд.
20.09.2016 в 12:13
Настоящие герои, пример для сегодняшних слюнтяев.
Спасибо, очень интересно.
"JekyllHyde":

в чем их героизм? искали путь быстрее к заветным потенциальным колониям, чтобы грабить и убивать местных аборигенов?
20.09.2016 в 12:38
Мега-статья! По-больше исторических факторов, онлайнер!
20.09.2016 в 12:44
Читая такие рассказы я понимаю, что мы не становимся ни умнее ни сильнее ни благородней.
20.09.2016 в 13:10
Кому интересно, рекомендую к прочтению "Террор" Дэна Симмонса
"Minhr":

Поддерживаю - "Террор" отличное чтиво. Открыл для себя Симмонса года три назад и с огромным удовольствием прочел Terror, Drood, Carrion Comfort, Song of Kali.
20.09.2016 в 13:30
Интересно...
20.09.2016 в 13:38
Да ..раньше были настоящие мужики..теперь таких не выпускают
"kadgan":

Да что Вы говорите??? Можно подумать сейчас нет моряков, полярников, альпинистов, геологов и иже с ними, которые живут и работают в суровых условиях. Да одни спасатели, пожарные чего стоят!!! Просто тогда время суровое было и люди вынуждены были в нем действовать. В сложных ситуациях и у нас появляются свои герои. А замерзнуть на севере дело нехитрое. В Сибири вон целыми автобусами замерзают в метели.
20.09.2016 в 13:46
Дэн Симмонс написал шикарную книгу "Террор" про эту экспедицию.
Тема каннибализма была раскрыта, а Ч. Диккенс писал в свое время, мол это грязные инсинуации. Британские моряки не могут кушать себе подобных и прочий бред.
20.09.2016 в 14:14
Terror - на староанглийском означает скорее "Гроза", "Грозный".
Высшая книга по этой теме, не оторваться от чтения!
20.09.2016 в 14:34
Эм, а можно вопрос? При чем это к "недвижимости"?
"Tahasan":

Так зажатые во льдах, как они могут относиться к движемости!?!? )))
20.09.2016 в 14:53
Настоящие герои, пример для сегодняшних слюнтяев.
Спасибо, очень интересно.
"JekyllHyde":

Это Вы о себе?
20.09.2016 в 15:20
случайно ли, что с разницей в 2 дня в разных изданиях вышли 2 статьи на одну и ту же тему? вот здесь [censored] много дополнительной информации и фактов
20.09.2016 в 15:28
случайно ли, что с разницей в 2 дня в разных изданиях вышли 2 статьи на одну и ту же тему? вот здесь [censored] много дополнительной информации и фактов
"krum":

Ого, судя по приведенной вами ссылке онлайнер умолчал о найденных расчлененных телах 400 членов экипажа. Официально отправилось 129, остальные похоже зайцы.
20.09.2016 в 16:12
Хорошая история, по больше бы таких исторических фактов, так же научных!
20.09.2016 в 17:45
Настоящие герои, пример для сегодняшних слюнтяев.
Спасибо, очень интересно.
"JekyllHyde":

в чем их героизм? искали путь быстрее к заветным потенциальным колониям, чтобы грабить и убивать местных аборигенов?
"bulbashenko":

Какое занудство... Любой интересующийся историей человек знает, что поведение людей надо рассматривать в контексте эпохи и сложившейся в тот момент системы ценностей, а не брюзжать, что на кострах инквизиции людей сжигали и колонии грабили. А первобытные люди так, вообще, невесть что творили.
20.09.2016 в 18:50
Очень интересная история,прямо затронуло
20.09.2016 в 20:18
Почаще такие сюжеты выпускайте.
20.09.2016 в 20:27
людей жалко, погибли ни за что, ведь
Сама по себе экспедиция Франклина, целью которой было окончательное покорение Северо-Западного прохода, завершилась полным крахом в самом начале этого пути.
"ivansamii2012":

Ни за что? А где мы были бы, если бы в своё время такие вот первооткрыватели не открывали новое и да, не гибли часто при этом? Что бы вообще происходило, если бы человек не интересовался открытием неизведанного? Наверное, сидели бы в пещерах до сих пор. Хотя даже те древние люди стремились вперёд и происходила миграция.
20.09.2016 в 21:00
Настоящие герои, пример для сегодняшних слюнтяев.
Спасибо, очень интересно.
"JekyllHyde":

больше думал над комментарием, чем читал
20.09.2016 в 21:00
Вот это статья, и почитать приятно и факты есть - замечательно! Спасибо!
20.09.2016 в 21:01
Так печально смотреть на могилы людей, заброшенные судьбой на край света, ради сомнительной мечты, авантюры... И что потом?
Мораль очевидна - любите и берегите своих близких, не отпускайте их и не оставляйте их.
20.09.2016 в 21:03
Спасибо, интересная статья! Удивительно, что в 18 веке, зная примерно климатические зоны и вечные льды, Британия решила отправить в такой путь своих моряков)
20.09.2016 в 22:39
Настоящие герои, пример для сегодняшних слюнтяев.
Спасибо, очень интересно.
"JekyllHyde":

да-да канибализм в массы!
20.09.2016 в 23:14
Настоящие герои, пример для сегодняшних слюнтяев.
Спасибо, очень интересно.
"JekyllHyde":

ты же не читал
"ксанка":

Мало того, что не читал, так еще и написал ахинею.
21.09.2016 в 0:26
пример для сегодняшних слюнтяев - коментаторов )))
21.09.2016 в 0:26
Настоящие герои, пример для сегодняшних слюнтяев.
Спасибо, очень интересно.
"JekyllHyde":

Жизнь у людей была просто такая - нужно было семью кормить и самим кушать что-то.
21.09.2016 в 1:27
Были бы вы такими героями-и ваша бы мумия хорошо сохранилась
21.09.2016 в 7:33
Комментаторы выше пишут: "вот, настоящие мужики" . Это при условии, чтот там все погибли. Их мужественность заключается разве что в том, что согласились проплыть неизвестно куда и на сколько да и то, им за это платили и очень неплохо. А так, в том что они погибли нет мужественности, уж когда они пробирались к "большой земле" там точно не было мужественности, а скорее отчаяние и трусость.
21.09.2016 в 7:59
Я не скажу, что жить на Севере легко - для европейца. НО! Чукчи, якуты, коряки, алеуты чувствуют себя вполне комфортно при минус 20 и отсутствии ветра. Это для них Божий дар. Мошки нет, а лето плохое время. Просто статья еще раз подчеркивает пословицу "Что для алеута хорошо - англичанину смерть". Другой уклад жизни, другая структура питания, другая структура проводить время (две недели пурги в яранге или иглу). Ну и сам не мало был в Арктике и высокогорье. Местные всегда вызывали восхищение. То что у нас пишут про героев - для них нормалные условия. И если вписаться - даже весело и интересно. Люди везде ЖИВУТ и для местных северян человеческая жизнь - величайшая ценность. Если часть англичан местные порешили - значит было за что, это очень не характерно для Севера. К сожалению почти никто этого не понимал, да и сейчас не понимает. Наверно только в Росси - Кожугетович. Началось военное освоение Арктики, причем нормально, без геройства. Геройство людей - всегда просчет начальства. А просчетов Север не прощает два раза. Умирают, и часто все, после первого. Местные это прошли тысячилетиями, а остальные только учатся.
21.09.2016 в 10:21
Спасибо, интересная статья! Удивительно, что в 18 веке, зная примерно климатические зоны и вечные льды, Британия решила отправить в такой путь своих моряков)
"nikita1996":

у короля много.
22.09.2016 в 13:00
Очень интересная история.
22.09.2016 в 14:21
Настоящие герои, пример для сегодняшних слюнтяев.
Спасибо, очень интересно.
"JekyllHyde":

Пример чего? Безрассудности и сломяголову бежать неизвестно зачем???
"vasuhih":


Героизма, авантюризма и приключений. К счастью у части человечества есть такие качества и здоровое любопытсво - а что там. Но такие и погибают больше всего, к сожалению. А такие как Вы никогда бы до Америки не доплыли. И сидели бы до сих пор в пещере не сделав с 100 шагов вокруг.
22.09.2016 в 14:23
Фото мумии поразило.
23.09.2016 в 9:51
По Дятлову вот рекомендую http://murders.ru/Dyatloff_group_1.html
16.04.2018 в 21:47
Спасибо. Было здорово перечитать второй раз после великолепного сериала АМС - Террор. Весь ужас севера, уничтожающий всё человеческое и человечное, обрушился на этих моряков.