Любовь Аркадьевна — женщина очень милая и интеллигентная. Заподозрить в ней бойца, который будет контролировать самоуверенных строителей и заставит их вернуть деньги за испорченные материалы и горе-ремонт, весьма сложно. Возможно, именно поэтому столичные рабочие решили выполнять преображение ее квартиры не по строительным нормам, а как бог на душу положит. В результате однокомнатная квартира недалеко от Логойского тракта чуть не превратилась в музей безалаберности и халатности. Причем строители позволяли себе еще и покрикивать на хозяйку: мол, невозможно нормально работать из-за регулярных «инспекций».
— Эта квартира была приобретена еще в 2012 году, правда, долго дожидалась своего «звездного часа», — начинает рассказ о непростой борьбе, которая все же увенчалась успехом, Любовь Аркадьевна. — Только в прошлом году взялись за ее ремонт, причем начать пришлось с перепланировки: квартира маленькая, кухня едва дотягивала до 6 «квадратов», в общем, даже холодильник некуда было поставить. Плюс ко всему санузел микроскопический — унитаз располагался почти на проходе, его можно было зацепить ногой.
Покопались в интернете, сами крутили-вертели и решили, что стоит увеличить кухню и санузел за счет прохода. А поскольку я такой человек, который любит, чтобы все было по закону, то в первую очередь пошла по инстанциям. Думала, что согласование — типичная бюрократическая процедура, которая требует времени, денег и бесконечного хождения по кабинетам. Но все оказалось намного проще: надо обратиться в свой райисполком, а в «Одном окне» все расскажут, опишут необходимые этапы и подскажут, куда обращаться. Так как я живу не в Минске, на себя взяла только первый этап — подала заявку на разрешение осуществить перепланировку.
Потом я наняла архитектора, которая сделала проект и за дополнительную плату занималась последующими этапами. На все ушло около месяца. Госпошлины (в том числе и одобрение газовщиков) тоже оказались вполне подъемными. В итоге на руках были все документы, позволяющие переделать квартиру. Еще около 600 тыс. пришлось заплатить за надзорные мероприятия: частная компания, имеющая соответствующую лицензию, проверила, чтобы новый дверной проем в кухню был выполнен в соответствии с нормами и требованиями, — описывает перепланировочные нюансы женщина.
Когда формальности были улажены, настало время заняться самым приятным этапом — непосредственно перепланировкой и отделкой помещений. Раньше в этой квартире жила аккуратная бабушка, которая следила за порядком и чистотой, поэтому ни паутины по углам, ни отваливающихся от груза пережитого обоев не наблюдалось. Сверхзадачи не стояло, надо было уделить максимум внимания санузлу и возведению новых стен. «Красивые» работы: поклейку обоев, покраску стен, прикрепление плинтусов — хозяева решили выполнить сами. Рабочим же предстояло уделить внимание черновой отделке.
— Практически всю жизнь я прожила не в Беларуси — как уехала в 19 лет на комсомольскую стройку, так и осталась. Поэтому знакомств среди надежных белорусских строителей и ремонтников завести не могла. Пришлось обращаться наугад. Нанимать обычных «ипэшников» опасалась: все-таки перепланировка, ее должны выполнять грамотные специалисты. К тому же почитала много негативных отзывов о частных мастерах: воруют стройматериалы, работают спустя рукава. Поэтому, поразмыслив, решила остановить свой выбор на стройфирме. Подумала: пусть и переплачу, но за ходом ремонта будет следить прораб. Услуги прораба были особенно актуальны: пока я живу в 150 километрах от Минска, то есть контролировать продвижение ремонта проблематично, не наездишься.
Начала искать подходящие варианты через интернет. Зашла на один из сайтов — вроде бы крупная компания, офис в престижном бизнес-центре, фотографии всех руководителей на виду (то есть не прячутся и не скрываются), обещали договор и очень вежливо общались по телефону. Договорились о встрече. В квартиру приехал инженер, мы с ним все обсудили, он что-то подсказал. В общем, такой подход меня подкупил — я даже не удосужилась посмотреть черные списки, — корит себя сейчас минчанка.
Подписание договора прошло как по маслу — 28 декабря стороны пожали друг другу руки. Любовь Аркадьевна внесла предоплату и приготовилась ждать появления строителей после Рождества. При этом, как уверяет хозяйка, расценки совпали с теми, которые были размещены на сайте компании.
— До этого я, конечно, обзванивала разные фирмы и «ипэшников», интересовалась ценами. Здесь ставки практически на все работы были значительно выше (укладывать самую обычную «кераминовскую» плитку собирались по $15 за «квадрат», выравнивать стены — по $12, штробить бетон — по $3,5 за погонный метр и т. д.), но я успокаивала себя тем, что оплачиваю еще и труд прораба, который позаботится о том, чтобы в квартире все было идеально. Во время заключения договора смутило только одно: по общению со специалистами складывалось впечатление, что все работники у них состоят в штате, а в итоге выяснилось, что моей квартирой будут заниматься привлеченные со стороны «ипэшники». Но в офисе меня убедили: с этими бригадами они работают давно, люди проверенные.
11 января рабочие приступили к делу. Сколько бы мне ни обещали, что все будет выполнено на отлично, решила где-то через неделю своими глазами увидеть все и проверить, что происходит. Приехала в Минск, познакомилась с рабочими, которые выполняли кладку стен, — приятные в общении люди. Даже съездили вместе и купили полотенцесушитель. Но когда я повторно вернулась в квартиру и начала присматриваться, поняла, что каменщики отступили от проекта и сделали слишком большую нишу для холодильника, в которой бы он «терялся». К тому же за счет этого уменьшился санузел. Я указала на это рабочим и попросила переделать, они безропотно согласились. При этом разговоре присутствовал прораб, однако он просто молчал, ничего своим работникам не сказал.
Заметив такое равнодушие, я начала приглядываться буквально ко всему. И очень удивилась, когда обнаружила, что вместо узкой (как положено по проекту) стены мне делают широкую. На мои деньги строители закупили широкие блоки. Объяснили они это тем, что узкие — большой дефицит, ни в Минске, ни в пригороде их не найти. Я возмутилась: добавь к этому блоку еще и штукатурку — потеряется немало полезного пространства санузла. Тут же возникла и еще одна проблема: по нормам ширина прихожей должна быть не менее 120 сантиметров (о чем я предупредила заранее), а с этими блоками выходило 117 без штукатурки. БРТИ такой показатель не обрадует — запросто могут заставить все переделывать. Но и на этом трудности не закончились. Ширина родной бетонной стены в коридоре на несколько сантиметров меньше, чем у закупленных блоков. Это ж сколько штукатурки надо будет нанести, чтобы выровнять между собой две стены… — до сих пор недоумевает Любовь Аркадьевна.
Впрочем, строители не теряли самообладания. Они пообещали все переделать и строго-настрого наказали: больше не приезжайте, мы сами справимся. Но хозяйка, потерявшая доверие, навестила наемных рабочих уже через четыре дня. Как и можно было предположить, исправлять ошибки никто не торопился.
— Отступления от проекта продолжились. Вместо того чтобы переделать, стены вывели под потолок. Плюс ко всему начали устанавливать кошмарные маяки: некоторые из них находились настолько далеко от стены, что под ними можно было руку просунуть. Мне чуть не поплохело, когда я оценила масштаб всего происходящего в квартире. А рабочий еще и «успокаивает»: «Нужен будет самосвал штукатурки, чтобы стены санузла выровнять». С такими-то маяками — не сомневаюсь. Сразу же начала звонить прорабу, но он в тот день был в отъезде. Встречу перенесли на следующую неделю.
Когда мы увиделись в очередной раз, разговор начался с крика. Строители стали обвинять меня: тут работы немеряно, а вы приезжаете и только отвлекаете. Один из них — Роман — показывает на стену, которая не была заявлена к работе, и говорит: «На одно выравнивание надо будет потратить несколько дней». Прошу: приложите правило, и мы проверим, что нужно, а что нет. Он нехотя прикладывает инструмент, и выясняется, что стена абсолютно ровная… Я в возмущении: получается, меня хотят обмануть на материалах и объеме!
Дальше изучаю электрику, которую они уже успели проложить, и прихожу в еще больший ужас: ни одной ровной линии, провода уложены под разными углами. В каком состоянии надо было находиться, чтобы сотворить такое?! Как картины или полочки вешать на стены? Пробить кабель проще простого, он ведь непонятно где расположен — то вертикально, то под углом 45 градусов. Спрашиваю: как могли получиться такие пляшущие штробы, вы ведь деньги за них берете?
Тут кричать начал уже прораб: «Что вы постоянно ездите, с вами невозможно сотрудничать! Мы работаем на доверии, не привыкли, чтобы нас постоянно проверяли. Пол-Минска отремонтировали, и все нормально, а тут столько претензий. Не нравится — забирайте ключи». Наверное, подумали: раз имеют дело с женщиной, смогут надавить, запугать и дальше будут делать, что им захочется. Но я решила согласиться с его предложением: «Хорошо, я забираю ключи». Повисла пауза, было видно, что «ипэшники» таким раскладом недовольны. Я еще не до конца понимала, что буду делать дальше, но уже точно знала: такой ремонт мне не нужен, — говорит Любовь Аркадьевна.
Перед драматическим расставанием минчанка попросила рабочих составить акт выполненных работ. Этот документ также очень удивил женщину: согласно одной из строчек, в квартире было сделано 20 метров штробы исключительно по бетону. То, что в реальности наштробили в четыре раза меньше и по разным основам, строители «забыли». К тому же вдруг выяснилось, что нанятая бригада «выполнила» демонтаж, о котором хозяйка позаботилась еще до появления рабочих.
— Я позвонила в фирму и связалась с менеджером Евгением, который вел мой договор. Новость о том, что сотрудничать мы больше не будем, так как меня не устраивает качество, его огорошила. Когда Евгений понял, что деньги уходят, снова начал давить на то, что работать надо на доверии, а не на контроле. Когда и это не помогло, назвал мое поведение неадекватным.
Затем настало время переписок и претензий. Возвращать деньги компания категорически не хотела. Они то просто игнорировали меня, то просили подождать, так как у них сложные времена. Видимо, рассчитывали, что я не выдержу и начну делать ремонт, а после этого доказать что-либо будет практически невозможно. Я, в свою очередь, обратилась к специалисту — Александру Скоку, чтобы перечислить все нарушения и иметь на руках аргументы. Дальше переговоры со стройфирмой вели люди из «Эво Лэнд». Дело чуть было не дошло до суда, но буквально накануне того, как я собиралась подавать иск, деньги мне вернули. Более того, даже оставили все закупленные стройматериалы в качестве компенсации. Мы подписали документы, что не имеем друг к другу претензий, и разошлись. Но, думаю, если бы не помощь специалистов, которые разбираются в строительстве и ремонте, ничего бы не вышло.
Сейчас в моей квартире работают другие строители — пока вроде нормально: штроба ровная, откосы ровные, а стену в коридоре разобрали и положили заново, правда, уже из кирпича. Всем, кто только собирается делать ремонт, могу посоветовать тщательно изучать организацию, которой собираетесь довериться: проверить по всем черным и белым спискам, посмотреть предыдущие объекты и постоянно контролировать. Думаю, не стоит доверять и тем, кто бьет себя кулаком в грудь и кричит, что пол-Минска отремонтировал. За хорошего специалиста говорит его работа, а не слова. Если же возникают какие-то сомнения, надо не ждать, когда все образуется, а обращаться к тем, кто понимает в строительстве больше.
— Если бы стройфирма отказалась добровольно возвращать деньги за этот горе-ремонт, можно было бы смело подавать в суд, — убежден в том, что правда на стороне хозяйки, специалист компании «Эво Лэнд» Александр Скок. Молодой человек тщательно изучил каждый сантиметр своеобразно отремонтированного жилища и помог Любови Аркадьевне составить необходимые документы. — Такого халтурного отношения к работе я давно не видел: про штробу вообще невозможно сказать хоть что-нибудь хорошее, розетки и выключатели находятся не на тех местах, где положено и где удобно человеку (но рабочим было проще расположить розетку в газосиликате, а не в бетоне). С расположением люстры промахнулись сантиметров на 15—20, да и к выбору проводов есть немало вопросов. Кладку вроде как делали под себя, но в итоге выравнивать стены надо было бы очень сильно. Особенно странно «безрукая» работа выглядит на фоне того, что людям был предоставлен проработанный проект — все расписано и учтено. Хорошо только одно: строители успели мало сделать, а то бы их творчество зашло еще дальше.
Перфораторы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by