Великий размыв: как в 1970-е годы едва не затопило ленинградский метрополитен
 
145
01 июля 2016 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, wikipedia.org, tankizt.livejournal.com, eugen-eu.livejournal.com, mirmetro.net, ometro.net

В начале 1970-х годов коммунистическая партия и советское правительство поставили перед Ленинградом ответственную задачу: к XXV съезду КПСС необходимо было дать «колыбели революции» и ее жителям целых пять новых станций метрополитена. Строители подземки и подумать не могли, что им придется столкнуться со сложнейшей инженерно-технической проблемой, решение которой растянется на десятилетия. Затопленные тоннели, угроза образования провалов на поверхности земли, поврежденные здания: на их пути встал плывун настолько коварный и беспощадный, что про его покорение был снят редкий советский фильм-катастрофа. Onliner.by рассказывает, как метростроевцы три десятка лет пытались справиться с подземной рекой.

В 1960—1970-е годы в Ленинграде, как и в любом другом крупном городе СССР, велось массовое жилищное строительство. Окраины советских мегаполисов стремительно обрастали бесконечными панельными спальными районами во имя благой цели — дать каждой семье возможность встретить долгожданное наступление коммунизма в своей, отдельной квартире. Как обычно, от этого позитивного по тем временам процесса безнадежно отставало развитие необходимой для полноценного существования инфраструктуры, в том числе и транспортной. Счастливые новоселы каждое утро и каждый вечер вынуждены были давиться в перегруженных автобусах, троллейбусах и трамваях в попытках сначала добраться до места свершения трудового подвига, а затем уехать оттуда домой.

Самым лучшим, правда, при этом и самым дорогостоящим способом радикального решения вопроса «доставки народонаселения с селитебных территорий к местам приложения труда» было строительство метро, чем в Ленинграде успешно и занимались со второй половины 1940-х годов. К началу 1970-х общая протяженность его линий с 27 станциями составляла уже 44 километра. Впрочем, темпы возведения подземки сбавлять было никак нельзя.

В 1971 году местные метростроевцы взялись за выполнение очередной амбициозной задачи — возведение следующей очереди Кировско-Выборгской линии, которая должна была связать центр Ленинграда с бурно растущими жилыми массивами исторического района Гражданка на севере города. Здесь должно было появиться сразу пять станций, причем по советской традиции сдать их было необходимо к «дате».

Это была крайне распространенная практика, унаследованная и постсоветскими странами, — заканчивать возведение каких-либо важных объектов непременно к памятному числу, например 7 ноября, 9 мая или очередной годовщине рождения В. И. Ленина. Если речь шла о юбилейном годе, ответственность строителей и масштабы их работы увеличивались многократно. В подобной привязке самой по себе не было ничего плохого, однако в жизни стремление уложиться в строго определенные сроки нередко приводило к типичным для плановой социалистической экономики авралу и штурмовщине, порой заканчивавшихся печально.

Для метростроя Ленинграда в качестве дедлайна был определен XXV съезд КПСС, который состоялся в феврале — марте 1976 года. Соответственно, поезда по продолжению Кировско-Выборгской линии должны были пойти к многоэтажкам Гражданки в 1975-м. С этими своими обязательствами строители справлялись успешно, пока не началась проходка тоннелей между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» в самой середине нового участка.

Трасса метрополитена здесь пересекала древнюю долину одного из притоков Невы. Тоннели должны были пройти оставшийся с незапамятных времен мощный плывун, толщу насыщенного водой и способного разжижаться песка шириной в 400—450 метров. О том, что проходка здесь будет сложной, было прекрасно известно. Специалисты лишь недооценили масштабы «подарка», который подготовила для них природа.

С плывунами метростроевцы сталкиваются регулярно и научились успешно бороться с ними, тем более в Ленинграде, в принципе построенном на водонасыщенных грунтах. Проходка через них осуществлялась с применением хорошо освоенной технологии заморозки грунта. Ее суть вкратце заключается в следующем. По контуру будущей выработки через всю толщу плывуна на расстоянии чуть больше метра друг от друга бурятся скважины в необходимом количестве. В скважины опускаются трубы, а в них закачивается хладагент. Постепенно, в течение 40—60 суток вокруг скважин образуются цилиндры замороженного грунта, которые, в свою очередь, сливаются между собой, формируя единый массив, в котором впоследствии и работают проходчики.

Примерно так же поступили и с плывуном между «Лесной» и «Площадью Мужества», однако в данном случае было одно дополнительное обстоятельство. Проектировщики решили проявить технологическую смелость и расположить тоннели на данном участке не друг рядом с другом (как это делается обычно), а один над другим, верхний и нижний при этом разделяло всего 14 метров. Подобная схема позволяла значительно сократить объем бурения и количество скважин, необходимых для замораживания плывуна. Это, в свою очередь, не только удешевляло строительство, но и, что важнее, сокращало его время — принципиальный фактор с учетом все стремительнее надвигавшегося XXV съезда КПСС.

8 апреля 1974 года, начиная очередную проходку, бригада В. В. Скрыпникова пробурила в промороженном забое нижнего тоннеля разведочную скважину. Когда строители извлекли бур, из отверстия внезапно хлынула вода. Спустя еще некоторое время созданная ледяная стена лопнула, и в уже построенный тоннель из забоя начала поступать водно-песчаная смесь. Проходчиков успели с трудом эвакуировать. Мощность выброса составляла около 200 кубометров в час, и в течение всего нескольких часов почти весь нижний тоннель был затоплен.

Проект станции «Лесная»

Метростроевцы были вынуждены спешно возвести бетонные пробки толщиной по 3 метра каждая, которые закупорили плывун и ликвидировали опасность затопления других тоннелей. Эта проблема была временно решена, но тут же возникла следующая: водно-песчаная смесь, вылившаяся через забой, освободила под землей крупные полости, что привело к подвижкам грунта на поверхности, где образовалась впадина размером 400 на 200 метров и глубиной до 3 метров. Асфальт вздыбился, трамвайные пути полопались, на некоторых зданиях в районе площади Мужества появились трещины, возникла угроза обрушения.

Площадь Мужества в Ленинграде

Чтобы предотвратить дальнейшее катастрофическое развитие событий и начинавшуюся среди населения панику, все аварийные выработки были принудительно затоплены. Тем временем перед проектировщиками встал вопрос о вариантах ликвидации последствий ЧП и продолжения строительства.

Проект станции «Площадь Мужества»

Рассматривалось сразу несколько предложений: например, сооружение новых тоннелей под затопленными (это требовало увеличения глубины их залегания и возведения дополнительных эскалаторных маршей и подземных вестибюлей) или строительство перегона выше зоны размыва, что привело бы к масштабному сносу зданий на поверхности и дорогостоящему переносу коммуникаций. Оба этих варианта, кроме дополнительных затрат, предполагали срыв сроков сдачи нового участка метро. Это было признано решительно невозможным, поэтому предпочтение отдали третьему варианту — использованию уже практически готовых, но аварийных тоннелей.

Случившееся происшествие было вызвано тем, что на пути проходчиков неожиданно для них оказался непромороженный плывун. Скорее всего, причиной этого было проникновение хладагента за пределы скважины и засоление тем самым прилегающего грунта, что привело к понижению температуры замерзания. Чтобы избежать этого впоследствии, решено было применить другую технологию — с помощью жидкого азота, обеспечивавшего более глубокую заморозку.

Ради выполнения эфемерных обязательств перед партией и правительством и непременной сдачи нового участка метро к съезду КПСС в течение именно текущей пятилетки всю промышленность и сельское хозяйство страны на какое-то время фактически лишили жидкого азота. Практически весь его объем, производившийся в огромном Советском Союзе (в общей сложности 8000 тонн), отправлялся в Ленинград, где с его помощью путем колоссальных затрат злосчастный плывун все-таки удалось победить. По крайней мере, так казалось.

Свои обещания, пусть и с некоторым опозданием, ленинградские метростроевцы выполнили. 31 мая 1975 года было открыто движение поездов до станции «Лесная», а еще через семь месяцев — и до конечной «Академической» через «Площадь Мужества» и аварийный участок размыва. В Москву, в Кремлевский дворец съездов, были отправлены победные реляции, социалистическая система вновь доказала свое превосходство. Природа же взяла свое 20 лет спустя.

При реанимации аварийных тоннелей для их более надежной гидроизоляции в районе плывуна была использована новая, трехслойная, конструкция обделки. Внешний слой, соприкасавшийся с грунтом, выполнили из чугунных тюбингов, внутренний — из сваренных стальных листов толщиной 6—8 миллиметров. Пространство между ними заполнили бетоном. В 1974 году считалось, что такой схемы будет достаточно для того, чтобы сделать тоннели на этом участке полностью герметичными.

Опыт эксплуатации показал, что герметичными они были хорошо если в самые первые годы своего существования. Оттаивание замороженного грунта привело к неравномерному оседанию тоннелей. Кроме того, они испытывали запредельные нагрузки грунта (глубина их залегания порой превышала 110 метров) и собственно плывуна. Ко всему прочему, доказала свою крайнюю неудачность в данных условиях и вертикальная схема расположения. Проходящие поезда вызывали вибрацию, проседание верхнего тоннеля на нижний усиливалось.

Совокупность статических и динамических нагрузок и недостаточная жесткость тоннелей привели к нарушению герметичности внешнего слоя чугунных тюбингов. Стыки между ними раскрылись, внутрь стала попадать вода с песком. Через трещины в бетоне она проникала собственно в тоннель, а грунтовый массив тем временем продолжал оседать. Ситуация стала критической весной 1995 года.

Лишь за май просадка тоннелей составила 35 миллиметров, что превышало прежнюю годовую норму. Поступление воды в тоннели усилилось настолько, что поезда были вынуждены фактически ехать по одной огромной луже. Эксплуатация этого перегона превратилась в сплошное мучение. Ремонтные бригады заделывали трещины, пытаясь восстановить гидроизоляцию, укрепляли обделку и рельсовое полотно. Сначала аварийные работы проводились в ночное время, затем перегон стали закрывать в выходные дни. Продержаться в таком режиме удалось лето и осень 1995-го, но ситуация только усугублялась.

В ночь с 3 на 4 декабря плывун прорвался в нижний тоннель, затопив его наполовину. Были спешно восстановлены бетонные пробки, изолировавшие место аварии. В верхнем тоннеле движение продолжалось еще несколько дней, однако после того, как его осадка достигла 30—40 миллиметров в сутки, стало ясно, что предотвратить его разрушение, которое привело бы к непредсказуемым последствиям на поверхности, удастся лишь затоплением. В ночь с 15 на 16 декабря 1995 года опытные машинисты в последний раз провели по верхнему тоннелю восемь составов, которым в будущем предстояло работать на отрезанном от остального метро участке Кирово-Выборгской линии. После этого перегон «Лесная» — «Площадь Мужества» прекратил работу, тоннели запечатали и затопили. Внешнее и внутреннее давление на его стенки выровнялось, катастрофу удалось предотвратить.

Плывун все-таки отомстил метростроевцам, нарушив единство уже питерского метрополитена на целых 9 лет. Все это время на севере города существовала изолированная ветка с пятью станциями, связанная с остальной системой бесплатным автобусом на поверхности. Тем не менее проблему решать пришлось, и желание сэкономить в 1970-е обернулось значительными дополнительными расходами спустя 20 лет.

В итоге все закончилось строительством нового обхода, который обогнул наиболее опасный участок плывуна. Его сооружали итальянцы — сооружали долго из-за проблем с финансированием и проходческим щитом. Движение между «Лесной» и «Площадью Мужества» было вновь открыто лишь 26 июня 2004 года. Поезда пошли по новенькому тоннелю с резиновыми сочленениями, который способен выдерживать и динамические нагрузки в сложных гидрогеологических условиях.

Сложнейший в истории советского метростроения проект был завершен уже после распада Союза. Практика очередной битвы человека с непокоренными силами природы показала, что не все новые технические решения одинаково полезны, а желание сэкономить или успеть к заданному сроку любыми средствами может обойтись в двойную цену. К счастью, человеческих жертв невскому плывуну приносить не пришлось. Вместо этого он внес свой посильный вклад в отечественный кинематограф, в 1986 году вдохновив «Ленфильм» на создание редкого советского фильма-катастрофы «Прорыв». События там в сравнении с реальными драматизированы, но чистый осадок тот же: и весной 1974-го, и зимой 1995-го метростроевцы оказались теми героями, которые спасли город от непредсказуемых разрушений.

Кадр из фильма «Прорыв»

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: flickr.com, wikipedia.org, tankizt.livejournal.com, eugen-eu.livejournal.com, mirmetro.net, ometro.net
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
01.07.2016 в 8:01
Питер суровее шабанов. Люди там ко всему привыкли
01.07.2016 в 8:02
Как там река, взятая в трубу, на перегоне Малиновка-Петровщина поживает?
01.07.2016 в 8:03
В Питере и сейчас страшно в метро. вся система каналов над головой
01.07.2016 в 8:03
Вместо этого он внес свой посильный вклад в отечественный кинематограф, в 1986 году вдохновив «Ленфильм» на создание редкого советского фильма-катастрофы «Прорыв»
надо будет фильм посмотреть...
01.07.2016 в 8:03
В начале 1970-х годов коммунистическая партия и советское правительство поставили перед Ленинградом ответственную задачу: к XXV съезду КПСС необходимо было дать «колыбели революции» и ее жителям целых пять новых станций метрополитена...
История повторяется в одной отдельно-взятой стране...
01.07.2016 в 8:04
Это все карма, не зря говорят, что Питер на костях стоит
01.07.2016 в 8:04
А вообще, спасибо Дариус!!!!
01.07.2016 в 8:05
Спасибо, darriuss. Как всегда захватывающе интересно...
01.07.2016 в 8:05
Что только не случалось в союзе. Только никто об этом не знал и все жили мирно и счастливо....
01.07.2016 в 8:07
Что только не случалось в союзе. Только никто об этом не знал и все жили мирно и счастливо....
"Kpuctuna":

Просто не было интернета
01.07.2016 в 8:08
Спасибо Дариусу ща статью, а метропроходцам за метро, ведь они сделали невозможное. Я аплодирую стоя
01.07.2016 в 8:11
Есть фильм, снятый на этих событиях, жутковатый фильм. Снят очень правдиво, особенно, если учесть, какие были времена...
01.07.2016 в 8:19
А вообще, спасибо Дариус!!!!
"Bеня":

В личку ему пиши)
01.07.2016 в 8:21
Выполнить и перевыполнить план!!! Спешка никогда не приводила ни к чему хорошему....
01.07.2016 в 8:21
Тихий ужас!
01.07.2016 в 8:27
укрепляли обделку и рельсовое полотно

Обделку..... Ё-моё.....
01.07.2016 в 8:28
Учился в когда-то в Питере, часть фактов- знал, но все равно- очень познавательно.
01.07.2016 в 8:30
Питер суровее шабанов.
"RockStar777":

И культурней.
01.07.2016 в 8:31
А вообще, спасибо Дариус!!!!
"Bеня":

В личку ему пиши)
"mandrage":

там не оценят
01.07.2016 в 8:33
хорошая статья. Фильм "Метро" не менее интересный.
01.07.2016 в 8:33
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

надо было тебя специалистом-метростройцем пригласить! Люди строили тогда на совесть, т.к. специалисты были высшего уровня, не то, что сейчас - наплодили людей с синей коркой, у которых в голове пусто.
01.07.2016 в 8:35
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

как ты узнал через 2 минуты?
01.07.2016 в 8:38
А вообще, спасибо Дариус!!!!
"Bеня":

В личку ему пиши)
"mandrage":

там не оценят
"Remmoto":

Не лЭйкнут)
01.07.2016 в 8:39
Плавали, знаем! )))) Смотрели кино!
01.07.2016 в 8:39
А вообще, спасибо Дариус!!!!
"Bеня":

Спасибо, darriuss. Как всегда захватывающе интересно...
"SOLDYK":

Молодцы креативненько:)
01.07.2016 в 8:50
Статья интересная,но вместо слова обделать более грамотно звучит-отделать.....
01.07.2016 в 8:51
Весь мир строит не глубокое метро с выходами на поверхность (проще мост кинуть, чем под рекой копать) - в СССР же метро строилось под лозунгом "Глубже и быстрее"
01.07.2016 в 8:53
А строить к "Дате" продолжаем. Хорошо если не повториться.
01.07.2016 в 8:58
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

как ты узнал через 2 минуты?
"SergSTI":

Так это же жизненное правило. Даже поговорки на эту тему есть.
Они всегда косячили.
01.07.2016 в 9:06
Больше ретро фото!
01.07.2016 в 9:08
Подобную "спешку" наблюдаю по сей день.
01.07.2016 в 9:14
Цветные картинки из старой детской книги о метро, лет 25 назад читал ее. Подскажите название, с удовольствием купил бы эту книгу.
01.07.2016 в 9:20
preparepka, и по-белорусски тоже;)
01.07.2016 в 9:21
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

По советски ;)
01.07.2016 в 9:22
А про Беларусь у Дариуса и написать нечего, кроме панелей с садами на верхних этажах.
01.07.2016 в 9:23
смотрела фильм в детсве- думала все реально так и было...особенно поразил проваливающийся ледовый каток с детьми :)) с тех пор катков опасаюсь :))
01.07.2016 в 9:25
Так это же жизненное правило. Даже поговорки на эту тему есть.
Они всегда косячили.
"1892667":

Чушь собачья.
01.07.2016 в 9:34
В Бангкоке, городе похожему на Питер своим расположением на водонасыщенных грунтах, метро комбинированное - надземное и подземное.
01.07.2016 в 9:35
классический совок, по котором так настальгируют те, кто в нем ни дня не жил: догоним и перегоним, выкинем кучу денег, лишим страну азота - абы успеть к годовщие-съезду... по итогу: через 20 лет все переделывают проклятые западники
01.07.2016 в 9:37
Это все карма, не зря говорят, что Питер на костях стоит
"Bеня":

Веня, вы неисправимы.
01.07.2016 в 9:46
В Бангкоке, городе похожему на Питер своим расположением на водонасыщенных грунтах, метро комбинированное - надземное и подземное.
"mececha":

В Бангкоке метро строилось вместе с городом.
Поэтому и была возможность строить над дорогой.
В Питере такой способ не подходит, тк сносить Эрмитаж и др исторические здания надо.
01.07.2016 в 9:47
Это все карма, не зря говорят, что Питер на костях стоит
"Bеня":

Веня, вы неисправимы.
"rite4all":

Питер вообще то на болоте построен.
И город относительно молодой, всего 300 лет.
И про какие кости говорит автор загадка?
01.07.2016 в 9:56
preparepka, К сожалению, косячат одни, а героически исправляют ошибки, зачастую ценой своей жизни, другие...
01.07.2016 в 10:02
И про какие кости говорит автор загадка?
"WinterDream":

Про кости строителей. ТБ в те времена была слишком тонкой книжицей.
01.07.2016 в 10:09
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

как ты узнал через 2 минуты?
"SergSTI":

А ему и не надо было читать, у него135 место в топе комментаторов, свидомый-лайколюб. Он тут для того, чтобы обливать грязью русских.
01.07.2016 в 10:10
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

Если второпях решил ляпнуть чушь -- так пиши уже "по-советски", что ли...
01.07.2016 в 10:11
Фильм шикарный есть советский.
01.07.2016 в 10:26
по-моему в этом фильме снимался Маковецкий но в титрах почему-то его нет.
01.07.2016 в 10:26
В Бангкоке, городе похожему на Питер своим расположением на водонасыщенных грунтах, метро комбинированное - надземное и подземное.
"mececha":

не совсем так, там два разных типа транспорта, BTS и MRT
01.07.2016 в 10:27
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

Косячить? Свислочь не Нева и не Мойка, на минутку. Уже само возведение метро в городе, который построен на болоте, плюс в те годы - само по себе подвиг
01.07.2016 в 10:29
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

ага, только ошибки исправляли итальянцы
01.07.2016 в 10:30
Это все карма, не зря говорят, что Питер на костях стоит
"Bеня":

Веня, вы неисправимы.
"rite4all":

Питер вообще то на болоте построен.
И город относительно молодой, всего 300 лет.
И про какие кости говорит автор загадка?
"WinterDream":

на костях его строителей
01.07.2016 в 10:38
Ждем запуск первого энергоблока Белорусской АЭС к 7 ноября 2018 года :(
01.07.2016 в 10:48
Статьи данного автора как всегда исключительно интересны.
Кстати, у нас на плавун наткнулись метростроевцы совсем недавно, между Петровщиной и Малиновкой, отчего открытие данного участка пару раз переносили.
01.07.2016 в 10:48
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

учите историю. Этот тоннель строили не русские- его строили и проектировали советские люди (беларусы, казахи, украинцы и прочие). И сейчас уже в РФ, как раз, перестали гнаться за открытиями к датам, а наши по-прежнему стараются "выполнить и перевыполнить"... Как думаете, в АЭС это нормальная практика?
01.07.2016 в 10:51
А про Беларусь у Дариуса и написать нечего, кроме панелей с садами на верхних этажах.
"WinterDream":

А че там писать. Мир-Несвиж и обчелся. Вся шляхта тусовалась в Польше, потом все дворянство в Питере. Во Усходния крэсы и Северо-Западный край заезжали нечасто
01.07.2016 в 10:53
по-моему в этом фильме снимался Маковецкий но в титрах почему-то его нет.
"aen1975":

Может, вы с "Прорвой" попутали?
01.07.2016 в 10:53
Ждем запуск первого энергоблока Белорусской АЭС к 7 ноября 2018 года :(
"дерепанмодаз":

Прорыв? Оно вам надо?
01.07.2016 в 11:01
Уровень белорусского строительства, это кривые панельные коробки. Представляю масштаб косяков, если бы нечто подобное строилось в Минске.
01.07.2016 в 11:01
Помню этот фильм. Надо будет пересмотреть.
01.07.2016 в 11:06
Это все карма, не зря говорят, что Питер на костях стоит
"Bеня":

Веня, вы неисправимы.
"rite4all":

Питер вообще то на болоте построен.
И город относительно молодой, всего 300 лет.
И про какие кости говорит автор загадка?
"WinterDream":

Кости крепостных, его строивших. Во всяком случае так нам рассказывали в советской школе.
01.07.2016 в 11:14
Как там река, взятая в трубу, на перегоне Малиновка-Петровщина поживает?
"Ник_Ник":

Ждет своего часа...
01.07.2016 в 11:15
Хорошо что приняли решение закрыть перегон, а не стали дожидаться пока случиться непоправимое.
01.07.2016 в 11:17
Практика очередной битвы человека с непокоренными силами природы показала, что не все новые технические решения одинаково полезны, а желание сэкономить или успеть к заданному сроку любыми средствами может обойтись в двойную цену.

Строителям нашей АЭС нужно бы почитать эту статью.
01.07.2016 в 11:18
Помню этот фильм. Надо будет пересмотреть.
"Killswitch1982":


Как называется?
01.07.2016 в 11:18
Недавно тоже классный фильм был Метро
01.07.2016 в 11:21
Навеяло про недо-Кемпински.
Начали строить на берегу реки - а потом неподдельное изумление: "Итить-колотить, дак ведь вода в котловане!"
01.07.2016 в 11:26
Вот к чему желание угодить боссам приводит)
01.07.2016 в 11:36
А почему по верху не строили - дешевле же и проще . Как в Чикаго например
01.07.2016 в 11:46
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

как ты узнал через 2 минуты?
"SergSTI":

Так это же жизненное правило. Даже поговорки на эту тему есть.
Они всегда косячили.
"1892667":

Ля, Вот уж чья бы корова мычала...
01.07.2016 в 11:48
Это все карма, не зря говорят, что Питер на костях стоит
"Bеня":

Веня, вы неисправимы.
"rite4all":

Питер вообще то на болоте построен.
И город относительно молодой, всего 300 лет.
И про какие кости говорит автор загадка?
"WinterDream":



про те кости, которые остались от тьмы людей, что реализовали императорские идеи о постройке города на болоте
про те кости, что строили храмы, соборы и прочие архитектурные достояния нынешние в 18-19 веках
или вы думаете это было просто? или их строили не крепостные и пленные, а высококвалифицированные инженеры на башенных кранах?))
про кости времен революции и второй мировой
про кости "великих" свершений эпохи совка
да, автор прав, костей там немерено
01.07.2016 в 11:48
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

как ты узнал через 2 минуты?
"SergSTI":

А ему и не надо было читать, у него135 место в топе комментаторов, свидомый-лайколюб. Он тут для того, чтобы обливать грязью русских.
"bravoL":

а зачем русских грязью обливать если он в ней по уши ?))
01.07.2016 в 11:51
Это все карма, не зря говорят, что Питер на костях стоит
"Bеня":

Веня, вы неисправимы.
"rite4all":

Питер вообще то на болоте построен.
И город относительно молодой, всего 300 лет.
И про какие кости говорит автор загадка?
"WinterDream":

на костях его строителей
"catolic":

Ну тогда за пирамиды я вообще промолчу...
01.07.2016 в 11:52
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

как ты узнал через 2 минуты?
"SergSTI":

Так это же жизненное правило. Даже поговорки на эту тему есть.
Они всегда косячили.
"1892667":


все косячат, не важно какой национальности
01.07.2016 в 11:52
Это все карма, не зря говорят, что Питер на костях стоит
"Bеня":

Веня, вы неисправимы.
"rite4all":

Питер вообще то на болоте построен.
И город относительно молодой, всего 300 лет.
И про какие кости говорит автор загадка?
"WinterDream":



про те кости, которые остались от тьмы людей, что реализовали императорские идеи о постройке города на болоте
про те кости, что строили храмы, соборы и прочие архитектурные достояния нынешние в 18-19 веках
или вы думаете это было просто? или их строили не крепостные и пленные, а высококвалифицированные инженеры на башенных кранах?))
про кости времен революции и второй мировой
про кости "великих" свершений эпохи совка
да, автор прав, костей там немерено
"xyligano":

Не императорские. Петр царем был.
01.07.2016 в 11:54
Фильм, кстати, весьма посредственный. Как катастрофа совсем не воспринимается, скорее отражение советской действительности, и качество плёнки ужаснейшее. Смотрел лет 10 назад.
01.07.2016 в 12:01
Спасибо огромное автору, чуть ли не единственный
01.07.2016 в 12:01
кого интересно читать
01.07.2016 в 12:02
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!


Что за бред?
Косяков при том строительстве не было. Если вы не в курсе - под землю смотреть никто не умеет. И исходя из имевшейся информации - делали все правильно. Но природа внесла свои коррективы.

Статья неплохая, но вывод что проблемы с данным участком метро были из-за спешки, чтобы успеть к сроку - неверный.
01.07.2016 в 12:02
Интересно! Питер-классный город
01.07.2016 в 12:05
Фильм, кстати, весьма посредственный. Как катастрофа совсем не воспринимается, скорее отражение советской действительности, и качество плёнки ужаснейшее. Смотрел лет 10 назад.
"TreaNT":

Вы еще возмутитесь, что "Броненосца "Потемкина" Эйзенштейн не в 3D отснял.
01.07.2016 в 12:26
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

как ты узнал через 2 минуты?
"SergSTI":

Так это же жизненное правило. Даже поговорки на эту тему есть.
Они всегда косячили.
"1892667":

Не косячит тот, кто ничего не делает -- эта поговорка?
01.07.2016 в 12:32
Интересно) Читала на одном дыхании!
01.07.2016 в 12:33
Bеня Сегодня в 8:04
А вообще, спасибо Дариус!!!!

SOLDYK Сегодня в 8:05
Спасибо, darriuss. Как всегда захватывающе интересно...
вы хоть бы покреативили как-нибудь, каждый раз одно и тоже
01.07.2016 в 12:40
Картинки из книги о питерском метро, мы ее в детстве читали :)
01.07.2016 в 12:45
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

как ты узнал через 2 минуты?
"SergSTI":

Так это же жизненное правило. Даже поговорки на эту тему есть.
Они всегда косячили.
"1892667":

родители твои накосячили. и поговорка есть на эту тему.
01.07.2016 в 12:52
Хорошее напоминание про Островец.
01.07.2016 в 12:52
А исправили ошибку итальянцы...
01.07.2016 в 12:57
В Питере и сейчас страшно в метро. вся система каналов над головой
"MVA75":

Но тем не менее сделали на века!
А так да, был такой инцидент в Ленинграде, страшно на самом деле. Можно было полгорода затопить в хлам. А поскольку там кругом вода, то последствия могли быть просто колоссальными.
01.07.2016 в 12:58
А кроме фильма "Прорыв" никакого больше не было на эту тему? А то "Прорыв" немного нудноватый, хотя и интересный.
01.07.2016 в 13:05
А тем временем в РБ строят АЭС и открывать будут к определённой дате!
01.07.2016 в 13:10
Питерское метро настолько сурово, что ездит под землей без тоннелей.
01.07.2016 в 13:17
укрепляли обделку и рельсовое полотно

Обделку..... Ё-моё.....
"Groznn":

Представьте себе, есть такое слово в горном деле
01.07.2016 в 13:22
А про Беларусь у Дариуса и написать нечего, кроме панелей с садами на верхних этажах.
"WinterDream":

А че там писать. Мир-Несвиж и обчелся. Вся шляхта тусовалась в Польше, потом все дворянство в Питере. Во Усходния крэсы и Северо-Западный край заезжали нечасто
"V_T_B":


Вот уж правда - глупость правит миром.
В Слонимском театре постановки новых опер выходили через месяц после парижских новинок.
Это примерчик такой.
01.07.2016 в 13:22
Питер суровее шабанов.
"RockStar777":

И культурней.
"Оппенгеймер":

Ага потвержаю уже тут год живу все просто супер, и люди и город и чистота!
01.07.2016 в 13:31
Весь мир строит не глубокое метро с выходами на поверхность (проще мост кинуть, чем под рекой копать) - в СССР же метро строилось под лозунгом "Глубже и быстрее"
"sladki82":

Иногда лучше жевать, чем говорить!
Метро это очень сложное проектирование. Глубокое строят не просто так. Если Вы не в курсе, но в Минске еще со времен СССР строилось метро мелкого заложения.
И в Питере и в Москве есть и были станции мелкого заложения. Есть в Питере и наземные.
В Минске как раз около поверхности устойчивые грунты, через которые легко строить метро, поэтому был в 1977 годы выбрано метро мелкого заложения.
В Питере в центральной части около поверхности вода сплошная, а глубже как раз устойчивые грунты, в них и копали метро глубокого заложения, при этом по сути повторяя контуры устойчивых грунтов.
Да, где то попадались фрагменты плывунов и с ними надо было считаться уже и бороться.
И в данном конкретном месте решали проблемы полностью, как надо было, как это виделось тогда, в 70-х. Сейчас да - технологии другие. Поэтому вывод в статье сделан неверный, согласен с s_str.
Да, природа свое взяла. А новые тоннели, дай бог чтобы они простояли долго, пока прошло очень мало времени. Напомню, старые то простояли 20 лет!!! А новые еще только 12.
01.07.2016 в 13:32
В Бангкоке, городе похожему на Питер своим расположением на водонасыщенных грунтах, метро комбинированное - надземное и подземное.
"mececha":

В Бангкоке метро строилось вместе с городом.
Поэтому и была возможность строить над дорогой.
В Питере такой способ не подходит, тк сносить Эрмитаж и др исторические здания надо.
"WinterDream":


Бангкок насыщен историческо-архитектурными памятниками не меньше Питера, просто проектировали метро не совки.
01.07.2016 в 13:37
Интересная статья, спасибо автору!
01.07.2016 в 13:44
укрепляли обделку и рельсовое полотно

Обделку..... Ё-моё.....
"Groznn":

А что Вас смутило? читайте на википедии хотя бы
01.07.2016 в 13:56
А про Беларусь у Дариуса и написать нечего, кроме панелей с садами на верхних этажах.
"WinterDream":

А че там писать. Мир-Несвиж и обчелся. Вся шляхта тусовалась в Польше, потом все дворянство в Питере. Во Усходния крэсы и Северо-Западный край заезжали нечасто
"V_T_B":


Вот уж правда - глупость правит миром.
В Слонимском театре постановки новых опер выходили через месяц после парижских новинок.
Это примерчик такой.
"Папа-Шварц":

Это много или мало? Я в богемных делах не силён. Нет, никто не запрещает, можно внушать себе хоть до страшного суда, что здесь был центр, но на фоне Кракова и Питера с Москвой мы смотрелись так... бледненько...
01.07.2016 в 14:04
Они всегда косячили.
"1892667":

о себе в тертьем лице - это диагноз...
01.07.2016 в 14:24
Весь мир строит не глубокое метро с выходами на поверхность (проще мост кинуть, чем под рекой копать) - в СССР же метро строилось под лозунгом "Глубже и быстрее"
"sladki82":

Только на первый взгляд кажется что тут здравого смысла нет.Все делалось с расчетом. Метро в военное время должно выполнять функцию бомбоубежищ,т.к. кругом враги.
01.07.2016 в 14:27
Вместо этого он внес свой посильный вклад в отечественный кинематограф, в 1986 году вдохновив «Ленфильм» на создание редкого советского фильма-катастрофы «Прорыв»
надо будет фильм посмотреть...
"aaaooo":

Не теряйте зря время.Я вам по современному расскажу без пафоса:в жизни всегда есть место подвигу,НО ЛУЧШЕ ДЕРЖАТЬСЯ ОТ ЭТОГО МЕСТА ПОДАЛЬШЕ.
01.07.2016 в 14:30
1892667 Сегодня в 8:58
SergSTI:
preparepka:
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
как ты узнал через 2 минуты?
Так это же жизненное правило. Даже поговорки на эту тему есть.
Они всегда косячили.
"1892667":

Ой да что Вы... Косячат, как ни странно, все. Не косячат только те, кто ничего не делает. Почитайте великие строительные провалы в Англии, в Америке, даже супер продвинутые Японцы косячат, про наш "памяркоуны" народ я уж молчу.
01.07.2016 в 14:54
А про Беларусь у Дариуса и написать нечего, кроме панелей с садами на верхних этажах.
"WinterDream":

А че там писать. Мир-Несвиж и обчелся. Вся шляхта тусовалась в Польше, потом все дворянство в Питере. Во Усходния крэсы и Северо-Западный край заезжали нечасто
"V_T_B":


Вот уж правда - глупость правит миром.
В Слонимском театре постановки новых опер выходили через месяц после парижских новинок.
Это примерчик такой.
"Папа-Шварц":

Это много или мало? Я в богемных делах не силён. Нет, никто не запрещает, можно внушать себе хоть до страшного суда, что здесь был центр, но на фоне Кракова и Питера с Москвой мы смотрелись так... бледненько...
"V_T_B":

По меркам средневековья это практически мгновенно.
Сходи и посмотри в каких условиях жили в Москве (здания то еще стоят) и в каких условиях в Литве (остатки старых фольварков). Замки царей-князей не в счет.
Но в Москве рядовой шляхтич мог позволить себе тесное помещение с низкими потолками, у себя дома он жил как хотел. Преимуществ в столице никаких не было, если цель твоей жизни не так называемое вращение в свете, а поверьте, маяться дурью и прожигать жизнь хотели немногие, обычно это неприкаянные вторые третьи сыновья, которые не могли найти себе дела ни в науке ни в искусстве, ни в военном деле - они ехали в столицы ради карт, дуэлей, и прочей бессмысленной тусни.
И еще ехали за образованием.
Все. Многие шли в военные и решали задачи во всевозможных уголках мира, они в столице жили редко. А после отставки жить там было дорого, возвращались на родину. Возвращались и отучившиеся. Но они и привносили те необходимые элементы столичной жизни, никакого отставания не было. При этом провинциалы были лучше защищены от пожаров и эпидемий за счет меньшей скученности жильцов. При этом провинциалы были защищены намного лучше от преступности, потому что все люди в провинции на виду, и всякого рода мазурик, который не мог нормально обосновать необходимость своего пребывания, незамедлительно огребал трендюлей и летел ласточкой дальше в столицу.
Вы просто путаете то время, когда до Москвы надо было выдержать тяжелое путешествие длиной в неделю, и теперь, когда хватает сутки на автомобиле.
Теперь города превратились в крупные промышленные центры, которые позволяют занять большое количество людей. Развилась сфера услуг. Тогда никакому идиоту не приходила мысль, что за дизайн гостиной или за путевку на отдых надо было платить. Тогдашние большинство городов сейчас бы потянули разве на поселок городского типа. Заедьте в райцентр любой нынешний и посмотрите, велика ли разница с обычной деревней, намного ли там веселее?
То, что вы читаете в дешевых романах нечего проецировать на все общество в целом. В Вашем воображении все люди и девушки ехали представляться ко двору. На самом деле двор это несколько тысяч человек из многих десятков миллионов.
Кто еще жил в столице по роду деятельности? Еще некоторый процент чиновников, отставных высоких военных чинов, и люда, обслуживающего их. Да, и ряд человек, занятых в торговле. Но поскольку тогда торговля была в несколько десятков раз скуднее нынешней (не торговали электроникой, шмотками, автомобилями, всякими вентиляторами, писчебумажная торговля была в несколько раз уже и т.д.), плюс купцы все время ездили по делам, то на самом деле общество в столице был не таким многочисленным, как сейчас. Подавляющее большинство людей жили там где родились, и развлекались прямо на месте. А поскольку у них тоже две руки, две ноги, голова и столичное образование, то развлечения были не хуже чем где. Может актеры были пожиже, а шутки попроще, но в целом было тоже самое, что и в столице.
01.07.2016 в 15:06
Ах да .......(((((((
Про наводнение в Питере 1970-х годов стоит написать, а то что сейчас у нас под носом происходит тишина (((((((
01.07.2016 в 15:27
colon70, Все множество букв осилил. Был, смотрел, правда не в Москве, а в Питере. Вы описываете преимущества проживания в провинции, я же говорил о том, что ни один из городов Беларуси не мог сравнится по лоску с Краковом, Москвой и, конечно, Питером. Достаточно одного того факта, что Москву и Питер даже немцы при обстрелах щадили, а Минск разделали под орех.
01.07.2016 в 15:27
Там тоже не дураки сидели.
01.07.2016 в 15:36
Это все карма, не зря говорят, что Питер на костях стоит
"Bеня":

Веня, вы неисправимы.
"rite4all":

Питер вообще то на болоте построен.
И город относительно молодой, всего 300 лет.
И про какие кости говорит автор загадка?
"WinterDream":



про те кости, которые остались от тьмы людей, что реализовали императорские идеи о постройке города на болоте
про те кости, что строили храмы, соборы и прочие архитектурные достояния нынешние в 18-19 веках
или вы думаете это было просто? или их строили не крепостные и пленные, а высококвалифицированные инженеры на башенных кранах?))
про кости времен революции и второй мировой
про кости "великих" свершений эпохи совка
да, автор прав, костей там немерено
"xyligano":

Не императорские. Петр царем был.
"V_T_B":


Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий — последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский.
01.07.2016 в 15:39
Это все карма, не зря говорят, что Питер на костях стоит
"Bеня":

Веня, вы неисправимы.
"rite4all":

Питер вообще то на болоте построен.
И город относительно молодой, всего 300 лет.
И про какие кости говорит автор загадка?
"WinterDream":



про те кости, которые остались от тьмы людей, что реализовали императорские идеи о постройке города на болоте
про те кости, что строили храмы, соборы и прочие архитектурные достояния нынешние в 18-19 веках
или вы думаете это было просто? или их строили не крепостные и пленные, а высококвалифицированные инженеры на башенных кранах?))
про кости времен революции и второй мировой
про кости "великих" свершений эпохи совка
да, автор прав, костей там немерено
"xyligano":

Не императорские. Петр царем был.
"V_T_B":


Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий — последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский.
"xyligano":

От скука то(с) Питер основан в в 1703, кажись, а Империя-в 21. Или вы думаете я таких элементарных вещей не знаю.
01.07.2016 в 15:40
Так что амбиции на тот момент царские.
01.07.2016 в 15:42
Да, в Питере очень сложные грунты. Это одна из причин, почему метро строят так долго и дорого. Но главная причина - нет денег
01.07.2016 в 15:45
В Бангкоке, городе похожему на Питер своим расположением на водонасыщенных грунтах, метро комбинированное - надземное и подземное.
"mececha":

В Бангкоке метро строилось вместе с городом.
Поэтому и была возможность строить над дорогой.
В Питере такой способ не подходит, тк сносить Эрмитаж и др исторические здания надо.
"WinterDream":


Бангкок насыщен историческо-архитектурными памятниками не меньше Питера, просто проектировали метро не совки.
"mececha":

Да ладно, не меньше? и что там такого особенного кроме королевского дворца и пары храмов есть?
Да и метро там довольно маленькое и дорогое, на такси дешевле доехать.
Да и расположено как-то не очень.
01.07.2016 в 15:53
Статья интересная,но вместо слова обделать более грамотно звучит-отделать.....
"leon-20":

укрепляли обделку и рельсовое полотно

Обделку..... Ё-моё.....
"Groznn":

Обделка — строительная конструкция, которая возводится вокруг горной выработки при строительстве подземного сооружения (различные тоннели, машинные залы гидростанций, газовые и нефтехранилища, станции метро и т.п.). (Вики)
В отличие от отделки, которая несет преимущественно декоративную функцию.

Если вам кажется, что вы нашли у кого-то ошибку в области, в которой сами специалистом не являетесь -- проверьте свои подозрения хотя бы по базовым понятиям и фундаментальным законам этой отрасли.
darriuss -- один из лучших писателей Онлайнера. И пусть его регулярно заносит в очернительство всего отечественного, его статьи, как правило, нипмсаны живым языком, содержат много интересных фактов, избавлены от фактологических и терминологических ошибок и имеют четко обозначенную основную идею.
В то время, как у многих других авторов первый вопрос после статьи -- "о чем она? Что автор хотел сказать своими 100500 знаками, кроме того, что он хочет гонорар побольше?"

К сожалению, в последнее время в его статьях количество фактов увеличивается, а пояснения причин этих фактов -- уменьшается. Но ведь, dariuss, вы же на самом деле пишете не о зданиях и горах, а о людях, их решениях и поступках? Давайте при этом больше внимания уделять процессу принятия этих решений, обычно больших, а значит -- сложных, неоднозначных и многовариантных. А не рассказывать сказку, где все происходит само по себе а решение принимается только по одному критерию. Или это вопрос не к автору, а к редактуре?
01.07.2016 в 16:00
В Бангкоке, городе похожему на Питер своим расположением на водонасыщенных грунтах, метро комбинированное - надземное и подземное.
"mececha":

В Бангкоке метро строилось вместе с городом.
Поэтому и была возможность строить над дорогой.
В Питере такой способ не подходит, тк сносить Эрмитаж и др исторические здания надо.
"WinterDream":


Бангкок насыщен историческо-архитектурными памятниками не меньше Питера, просто проектировали метро не совки.
"mececha":

Да ладно, не меньше? и что там такого особенного кроме королевского дворца и пары храмов есть?
Да и метро там довольно маленькое и дорогое, на такси дешевле доехать.
Да и расположено как-то не очень.
"Fisher_Y":

Зато торговых центров и рынков- на любой цвет фломастеров. Я там последний раз был, когда его от затопления спасали. А какие там гипермаркеты техники- все новинки и по ценам вменяемым. Эх.
01.07.2016 в 16:45
Питер суровее шабанов.
"RockStar777":

И культурней.
"Оппенгеймер":

главное ударение на Е ставить не забываем
01.07.2016 в 17:54
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

как ты узнал через 2 минуты?
"SergSTI":

Так это же жизненное правило. Даже поговорки на эту тему есть.
Они всегда косячили.
"1892667":

Здесь не только русские накасячили,а весь Советский Союз и белорусы и украинцы и тп
01.07.2016 в 18:34
Помню про это затопление Невзоров сделал репортаж. Только малость приврал в своем стиле, якобы из-за неуплаты отключили некие холодильные установки, все растаяло и туннели затопило. Хорошо помню отснятые в этом репортаже толпы угрюмых петербуржцев, бредущих пешком по Питеру вследствие закрытия метро.
01.07.2016 в 19:26
Питер суровее шабанов. Люди там ко всему привыкли
"RockStar777":

После смерча в Шабанах, фраза - зачет.
01.07.2016 в 20:06
В Бангкоке, городе похожему на Питер своим расположением на водонасыщенных грунтах, метро комбинированное - надземное и подземное.
"mececha":

В Бангкоке метро строилось вместе с городом.
Поэтому и была возможность строить над дорогой.
В Питере такой способ не подходит, тк сносить Эрмитаж и др исторические здания надо.
"WinterDream":


Бангкок насыщен историческо-архитектурными памятниками не меньше Питера, просто проектировали метро не совки.
"mececha":

Да ладно, не меньше? и что там такого особенного кроме королевского дворца и пары храмов есть?
Да и метро там довольно маленькое и дорогое, на такси дешевле доехать.
Да и расположено как-то не очень.
"Fisher_Y":

Зато торговых центров и рынков- на любой цвет фломастеров. Я там последний раз был, когда его от затопления спасали. А какие там гипермаркеты техники- все новинки и по ценам вменяемым. Эх.
"V_T_B":

Согласен, город замечательный и своеобразный. Но сравнивать с Питером его не совсем корректно
01.07.2016 в 20:06
aaaooo, Впечатляет эпизод с проездом автоколонны по Питеру. С музыкальным оформлением " Машины времени".
01.07.2016 в 20:10
классический совок, по котором так настальгируют те, кто в нем ни дня не жил: догоним и перегоним, выкинем кучу денег, лишим страну азота - абы успеть к годовщие-съезду... по итогу: через 20 лет все переделывают проклятые западники
"not_you":

Это не пост а тупо крик птушника. Вас недалеких недорослей чтоли клонируют? Или общий упадок образования в республике? Есть установленные нормативные сроки строительства . Они всегда были . И в союзе и сейчас. Просто в союзе сроки сдачи объекта всегда к чему-то привязывали- то к съезду, то к майским то еще к чему.Это была не более чем формальность. Однако если сейчас стройка не сдается гол-два : ничего страшного. Мой дом например строили в два раза дольше нормативных. А тогда это дисциплинировало. За невыполнение нормативных сроков строительства обещаных сдачей к такому-то съеду (!!!) могли и на шишку насадить все руководство. И все! Никакой конспирологии больше.
01.07.2016 в 20:34
ps://content.onliner.by/news/2016/06/default/4824b3e25a3acbf1c977c571ddf938e1.jpg
почему то навеяло сразу игрой "МЕТРО"
01.07.2016 в 21:01
Прорыв, кстати, шикарный фильм, если не ошибаюсь, там есть и немного документальных кадров.
01.07.2016 в 21:34
В Бангкоке, городе похожему на Питер своим расположением на водонасыщенных грунтах, метро комбинированное - надземное и подземное.
"mececha":

В Бангкоке метро строилось вместе с городом.
Поэтому и была возможность строить над дорогой.
В Питере такой способ не подходит, тк сносить Эрмитаж и др исторические здания надо.
"WinterDream":


Бангкок насыщен историческо-архитектурными памятниками не меньше Питера, просто проектировали метро не совки.
"mececha":

Да ладно, не меньше? и что там такого особенного кроме королевского дворца и пары храмов есть?
Да и метро там довольно маленькое и дорогое, на такси дешевле доехать.
Да и расположено как-то не очень.
"Fisher_Y":

Зато торговых центров и рынков- на любой цвет фломастеров. Я там последний раз был, когда его от затопления спасали. А какие там гипермаркеты техники- все новинки и по ценам вменяемым. Эх.
"V_T_B":

Согласен, город замечательный и своеобразный. Но сравнивать с Питером его не совсем корректно
"Fisher_Y":

Так я его кажись не сравнивал... Я сравнивал Краков, Москву и Минск. И не впользу последнего. Ах да, ещё Питер. С тем же результатом.
01.07.2016 в 21:40
Все таки какой красивый район возле м Площадь мужества, там столько зелени, один лесопарк Сосновка чего стоит, Минск по количеству зелени и рядом не стоял.
01.07.2016 в 23:18
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

как ты узнал через 2 минуты?
"SergSTI":

Так это же жизненное правило. Даже поговорки на эту тему есть.
Они всегда косячили.
"1892667":


Да мало ли каких у вас поговорок насочиняли. Ваш "президент" вон такого уже насочинял, что у нормальных людей от непрерывного фейспалминга лоб болит (Россия, оказывается, планировала у вас теракты! Ну ну...)

А у нас в Беларуси про россиян "они" никогда говорят. Россияне и белорусы - это "мы" и только "мы". Именно так мы быстро своих от засланных с юга хаврошек отличаем. Как только экземпляр ляпнул "они", так сразу штаны долой, в смоле вымазали, в пухе вываляли и под общий хохот пинками по голой попе проводили домой во Львов.
01.07.2016 в 23:19
Несколько раз читал про размыв и тем не менее с удовольствием прочитал еще раз.
Спасибо за отличную подборку и обработку материалов!
01.07.2016 в 23:39
Если кто-то думает, что после этого случая трепачи перестали торопить проектировщиков и требовать "штурм", то он ошибается. Особенно сказочно мы расплатимся за принудительное использование белорусского цемента. Годков через 20-30, имхо.
02.07.2016 в 10:37
Это все карма, не зря говорят, что Питер на костях стоит
"Bеня":

Веня, вы неисправимы.
"rite4all":

Питер вообще то на болоте построен.
И город относительно молодой, всего 300 лет.
И про какие кости говорит автор загадка?
"WinterDream":

Про кости пленных шведов и крепостных, которые этот город начинали строить при Петре 1. Учите историю.
02.07.2016 в 13:02
Шикарная статья, прямо блокбастер, побольше бы таких, а не про то как мужик елкой насорил в подъезде
02.07.2016 в 18:41
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

как ты узнал через 2 минуты?
"SergSTI":

Так это же жизненное правило. Даже поговорки на эту тему есть.
Они всегда косячили.
"1892667":

Люди косячат всегда и везде. Это природа такая.
Кто не косячит, тот нечего не делает.
В союзе делали все с размахом вот это по русски.
02.07.2016 в 18:49
EgorBobrov, А погуглить лень?)) "100 историй о подземном городе"
02.07.2016 в 19:08
картинки - из книжки про метро сссровской эпохи

https://content.onliner.by/news/2016/06/default/cc1315edba40fa134b007940a9e0ae91.jpg

https://content.onliner.by/news/2016/06/default/5cab38797bbebfddfa8e913a25fb0ab2.jpg

ОТЛИЧНАЯ книга была!

кто знает где купить - чирканите в личку!
02.07.2016 в 19:10
Все таки какой красивый район возле м Площадь мужества, там столько зелени, один лесопарк Сосновка чего стоит, Минск по количеству зелени и рядом не стоял.
"malta03":

Прежде чем писать надо думать или читать.

"в 2011 году на каждого человека в Минске приходилось по 18 м2 зеленых насаждений в местах общего пользования (парках, лесопарках, скверах и бульварах). Правда, в 2014 году эта цифра уменьшилась до 12 м2. Но это все равно больше, чем в Барселоне (6 м2) и Токио (3 м2). Тем более, к 2030 году минские власти обещают 21 м2 на человека."
в 2011 году на каждого человека в Минске приходилось по 18 м2 зеленых насаждений в местах общего пользования (парках, лесопарках, скверах и бульварах). Правда, в 2014 году эта цифра уменьшилась до 12 м2. Но это все равно больше, чем в Барселоне (6 м2) и Токио (3 м2). Тем более, к 2030 году минские власти обещают 21 м2 на человека.в 2011 году на каждого человека в Минске приходилось по 18 м2 зеленых насаждений в местах общего пользования (парках, лесопарках, скверах и бульварах). Правда, в 2014 году эта цифра уменьшилась до 12 м2. Но это все равно больше, чем в Барселоне (6 м2) и Токио (3 м2). Тем более, к 2030 году минские власти обещают 21 м2 на человека. если сравнить, сколько квадратных метров зелени приходится на жителей больших европейских городов, то и здесь украинская столица впереди. Например, в Берлине на одного жителя приходится только 10 м кв., в Нью-Йорке - 6,7 м кв., в Лондоне - 12 м кв., в Москве - 14,2 м кв., в Риге - 9 м кв.
02.07.2016 в 23:28
ниче, лет через 20 и про нас такая история будет,атомная станция в островце, тоже к "срокам" строится
02.07.2016 в 23:57
Ради выполнения эфемерных обязательств перед партией и правительством и непременной сдачи нового участка метро к съезду КПСС в течение именно текущей пятилетки всю промышленность и сельское хозяйство страны на какое-то время фактически лишили жидкого азота. Практически весь его объем, производившийся в огромном Советском Союзе (в общей сложности 8000 тонн), отправлялся в Ленинград

Вся суть совка.
03.07.2016 в 1:28
Косячить, а потом героически исправлять ошибки — это так по-русски!
"preparepka":

как ты узнал через 2 минуты?
"SergSTI":

Так это же жизненное правило. Даже поговорки на эту тему есть.
Они всегда косячили.
"1892667":

а вы к "ним" разве не относитесь?
03.07.2016 в 8:04
Ради выполнения эфемерных обязательств перед партией и правительством и непременной сдачи нового участка метро к съезду КПСС в течение именно текущей пятилетки всю промышленность и сельское хозяйство страны на какое-то время фактически лишили жидкого азота. Практически весь его объем, производившийся в огромном Советском Союзе (в общей сложности 8000 тонн), отправлялся в Ленинград

Вся суть совка.
"slavarasup2":

Заметьте, теперь это исключительно наша фишка.
03.07.2016 в 10:44
а зачем на балоце ваабше метро строиць !?
03.07.2016 в 11:55
Проще было надземное MRT построить.
В случае войны, народ побежит в метро, в итоге там всех и потопит после удара.
03.07.2016 в 19:44
помню смотрел этот фильм по ящику в детстве. конец 80-х или начало 90-х. фильм для тех времен весьма неплох в жанре катастроф. хотя конечно до экипажа ему далеко.
05.07.2016 в 17:45
Минск по количеству зелени и рядом не стоял.
"malta03":

Прежде чем писать надо думать или читать.

"в 2011 году на каждого человека в Минске приходилось по 18 м2 зеленых насаждений в местах общего пользования (парках, лесопарках, скверах и бульварах). Правда, в 2014 году эта цифра уменьшилась до 12 м2. Тем более, к 2030 году минские власти обещают 21 м2 на человека."
"Taxman":

Taxman, назовете, какие новые парки высажены в Минске и окрестностях за это время? Покажете их фотки? Или какие будут высажены?
"Увеличение площади зеленых насаждений на 1 жителя" у нас производится (и планируется) исключительно за счет включения в городскую черту уже существующих окрестных лесов -- на полигоне в Колодищах и между МКАД и Минским морем. Т.е. физически количество деревьев реально никак не увеличивается.

Надо не только читать, но и думать над тем, что прочитал, а не просто повторять прочитанное.
20.10.2016 в 17:10
Интересная статья.
26.07.2018 в 8:42
метростроевцы оказались теми героями, которые спасли город от непредсказуемых разрушений.

которые сами же и сделали....