Год культуры: накануне ливня над мастерскими художников в центре города сняли кровлю

 
18 327
15 июня 2016 в 15:34
Автор: Оксана Красовская. Фото: Влад Борисевич
Автор: Оксана Красовская. Фото: Влад Борисевич

Благими намерениями вымощена дорога в ад. Особенно коротка эта дорога в тех случаях, когда важные решения принимаются без должной предварительной подготовки. На дворе середина 2016 года, Года культуры между прочим (хотя вы могли этого никак и не почувствовать). Гидрометцентр работает исправно, и синоптики каждый день делают более-менее правдивые прогнозы на ближайшие сутки. И все же накануне обещанных ливней специалисты по ремонту кровли «оголяют» не просто жилой дом, а мастерские белорусских художников. Что произошло дальше — догадаться нетрудно.

— О том, что в доме начнут менять крышу, нас предупредили буквально за полтора дня, — рассказывает Жанна, супруга художника Кастуся Качана. — Дело, конечно, нужное — здесь все разваливается, а местами и протекает. Но почему нельзя было предупредить нас заранее — переезд же невозможно осуществить за такое короткое время. Сами посмотрите — в мастерских много картин, где ты тут управишься. А они еще и накануне дождя удумали все это делать. Хоть бы пленкой прикрыли те места, где шифер сняли. Благо не успели всю крышу разворотить.

Под самой крышей дома №18 по проспекту Независимости (на шестом, дополнительном этаже) расположены мастерские белорусских художников. Помещения небольшие и не залиты светом, ремонта здесь не было, наверное, со времен постройки. И вот наконец он пришел, принеся в первый же день плачевные результаты. Больше всего пострадала мастерская 78-летнего Александра Демарина.

— Нам сказали, что работы начнутся 15 числа в 9 утра. Мы успели вынести и укрыть почти все, но часть картин оставалась. Специально пришла сюда в 7 утра, чтобы перенести дедушкины литографии в мастерскую к соседям, крышу над которыми будут делать в последнюю очередь, — объясняет внучка художника Алла. — Открываю дверь — а здесь воды по щиколотку и с потолка продолжает капать — на голову, за шиворот. Все работы, которые стояли возле стеночки, намокли, испорчены рамки. Как организация, которая берется за ремонт крыши, могла не посмотреть прогноз погоды? Да хоть бы накрыли чем-нибудь! А то потоки воды сюда текли.

Большой сюрприз ждет еще и соседей снизу — вода, которая стояла в мастерской, ушла, а значит, просочилась к ним. Я ходила, звонила в квартиру, но там пока никого нет. Страшно представить, что творится у них с потолком. А прораб нам говорит: «Надо было убирать эти ваши бумажки». Понимаете, то, что для художников годы работы, для него просто бумажки. Вот такое отношение. Сейчас рабочие только разводят руками — надо было убирать. Так мы убрали, но ведь и вы давали четкое время, во сколько начнете работать, а сделали все почему-то раньше.

Дедушке мы про то, что произошло, не расскажем, иначе у него будет инфаркт. Он так переживал, когда его коллегу залило, что лечить пришлось. А если он про это узнает, то все...

— Все работы существуют в единственном экземпляре, — включается в горький разговор супруга художника Демарина. — Представляете, сколько здесь труда? Человек же к выставке готовился. А теперь работы все вымокли, пожелтели. Причем виновные в этом ничего не говорят. Пока составили акт о залитии, причем сразу не хотели включать в него картины — только стены-потолки. Да кого волнуют эти стены, самое главное — работы!

Залития в мастерских случались и раньше, но не были такими масштабными

— Неприятно и то, что у нас нет помещений, куда переезжать. Место и транспорт никто не выделил — вот тебе и забота о художниках. Пока мы все переместились в одну мастерскую, но и тут аварийная ситуация — потолок может в любой момент рухнуть. Отношение к работникам культуры, да еще и в тематический год, — во всей своей красе, — говорит Жанна.

— Нет чтобы позвонить в пятницу и дать хотя бы выходные, чтобы мы могли вывезти картины, так они в последний момент дали о себе знать, — возмущены художники. — Разве так можно делать? Здесь же в основном пожилые люди работают. А они — скорее-скорее, мы будем ломать беспощадно и делать все быстро. Боимся, что в итоге этих мастерских мы не увидим. Сделают ремонт и найдут другое применение помещению — центр города все-таки.

Прораб организации «Спецстрой», занимающейся ремонтом кровли, так объясняет ситуацию:

— Заказчик (ЖРЭО) уведомил их о том, чтобы они освободили помещение, за три месяца письменно. В письме были указаны точные сроки. То есть уже месяца два как они должны были освободить мастерские.

— Люди сетуют на то, что им говорили, будто работы начнутся сегодня только в 9 утра, а в 7 уже был потоп.

— Извините, у меня дела срочные, — прораб положил трубку и больше выйти на связь с ним не удалось.