Каменная Горка изнутри: минчанин рассказывает о преображении одиозного жилого района

 
14 июня 2016 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий

За недолгий период своего существования жилой район Каменная Горка обрел не самую добрую славу. Какие только грехи не приписывали жильцам «панельного гетто». Правда, как показывает практика, большинство из тех, кто критикует и разносит район в пух и прах, в той самой Каменной Горке и не бывали. О том, что на окраине Минска на самом деле все не так страшно, разбито и перекошено, решил рассказать начальник расчетно-справочного центра №5 Александр Кендыш. Да, деревья по мановению волшебной палочки не стали большими, а бассейнов и спортивных секций не прибавилось, но почти за десять лет существования «Каменки» катастроф, которые могли бы произойти, если бы все было так печально, как пишет люд, не случилось. Наоборот, ее жители стали украшать дворы, тратить деньги на свою безопасность да и в целом следить за домами.

Панель есть панель — рожденный ползать летать не сможет, а потому Каменная Горка удивить и порадовать архитектурными изысками, увы, не в состоянии. Это не тот квартал, куда будут возить иностранных туристов, чтобы с гордостью продемонстрировать образец современного зодчества. Здесь все еще много пустырей (бо́льшая часть которых по генплану должна превратиться в детские сады, школы и ФОКи), свободно гуляет ветер и вяло растет трава. Тем не менее эту территорию стараются облагородить неравнодушные местные жители.

Вместе с начальником РСЦ №5 Александром Кендышем без какого-либо прописанного маршрута бредем по району: свернем на Налибокскую, пройдем по Неманской, изучим Лидскую.

— Стереотипы надо разрушать, а то люди привыкли критиковать Каменную Горку и ее жителей, но ведь на самом деле все не так, — уверен Александр Кендыш. — Здесь живут точно такие же горожане, которые ничем не отличаются от остальных: одни плывут по течению, другие стараются сделать свой дом и двор лучше, третьи готовы действовать, если кто-то сможет организовать их и предложит дельные идеи.

Равнодушных к своим домам становится все меньше. Если вы внимательно посмотрите, то практически на каждой второй многоэтажке заметите камеры видеонаблюдения. И это не только в обычных ЖСПК — даже в полностью социальных домах, которые всегда считались проблемными, картина улучшилась. Само собой (и, возможно, благодаря тому, что текущий ремонт подъездов теперь выполняется за счет жильцов) пришло осознание: беречь надо все, а не только свои «квадраты».

Приключения американца в Беларуси: облом со съемной квартирой, подъезды Каменной Горки и строгий дресс-код в ресторане

В конце Налибокской, почти прижавшись друг к другу, стоят сразу три социальных «столбика». Два попроще, а один с видеонаблюдением. Домам лет пять, выглядят не суперново, но терпимо. Заходим внутрь. Могло быть, конечно, и лучше, но в целом неплохо: на почтовые ящики никто не покушался, для бумажного спама стоит специальная коробка, стены не разрисованы, даже лифт исправен, да к тому же без «тегов», раскуроченных кнопок и нацарапанных признаний в любви.

Взявшая на себя социальный удар Каменная Горка продолжает прирастать «профильными» домами. И коммунальщики, и сотрудники расчетно-справочного центра ждут, что вот-вот сдадут две 19-этажки. Квартиры в «столбиках» достанутся сиротам, инвалидам, людям с определенными болезнями. Статус социального дома потенциально предполагает больше проблем. Но кто из новоселов не сталкивался с хамоватыми соседями, оставляющими на лестничной клетке мусор и не считающими нужным убрать за своей собачкой, если та наделала в подъезде.

— Люди хотят, чтобы возле дома было красиво и аккуратно, поэтому начинают сами высаживать цветы, обустраивать клумбы, делать арки. Кто-то скидывается и покупает дополнительное оборудование для детских площадок. А потом, увидев, как можно жить, минчане просто не хотят этого лишиться, поэтому устанавливают видеонаблюдение и следят за тем, чтобы в подъезде не устраивали проходной двор. Если картинка с камеры качественная, то при возникновении проблем узнать виновного будет намного проще. Видео дисциплинирует: даже самому «веселому» прохожему уже не захочется сломать деревце или перевернуть урну.

«Наши люди не заинтересованы в чистоте подъездов». Репортаж из новостроек спустя несколько лет после заселения

Кстати, кто-то может не знать, но по новому законодательству поставщики дополнительных услуг (это касается в первую очередь видеонаблюдения и обслуживания запорно-переговорного устройства) обязаны заключить индивидуальный договор с каждым собственником (нанимателем госжилфонда). Платежка может как приходить отдельно, так и быть включена в «жировку» (в том случае, если поставщик услуг заключит договор с Центром информационных услуг Мингорисполкома). Раньше было по-другому: чаще всего председатель от лица товарищества заключал общий договор. Но вот уже около года действует новое правило. Так что никакого подвоха в «личном» договоре нет. Наоборот, это элемент здоровой конкуренции. Люди смогут менять поставщика услуг: один не справился, так пусть другой работает, — рассуждает начальник местного РСЦ.

Этой зимой белорусов просто накрыла волна негодования: тарифы на коммунальные услуги значительно выросли, в некоторых РСЦ даже успели насчитать лишнего. Потом были перерасчеты, а доставляемая обычно день в день «жировка» запоздала, так что оплачивать коммунальные услуги без штрафов в кои-то веки можно было до 5 числа, а не до 25.

— Государство старается сделать платежку максимально прозрачной. Может, не все еще получается, но шаги в этом направлении есть. И это правильно. Люди стали гораздо больше интересоваться тем, как происходят начисления, внимательно вчитываются во все строчки. Если что-то непонятно, звонят в РСЦ, расспрашивают.

Что касается неплательщиков, то, знаете, их все меньше. «Каменногорцы» стали более ответственно относиться к этому вопросу. Да, зимняя ситуация немного подкосила статистику, так как многие не понимали, что происходит и почему платежка пришла с опозданием, но в целом видны подвижки. РСЦ №5 обслуживает 19 100 лицевых счетов. По 800 из них на сегодня есть просроченная задолженность. Своя статистика и по социальным квартирам: из 1000 с небольшим хвостиком лицевых счетов — около 200 должников. Правда, в эту категорию попадают и те, кто просрочил платеж на один-два дня, и те, кто игнорирует «жировки» месяцами. Но если в целом сравнить с той ситуацией, которая была лет пять назад, все, что называется, намного красивее.

Есть у нас и свои положительные примеры. Долгое время парень-сирота, получивший социальную однокомнатную квартиру, не оплачивал коммунальные услуги. Насколько я помню, периодов шесть он точно проигнорировал. Понятное дело, что человек один на белом свете, опереться не на кого, да и время сейчас непростое. Но ведь правила существуют для всех. Поначалу мы его просто-напросто искали, так как застать человека дома было невозможно, потом беседовали — не помогало.

Затем пришлось отключить все коммунальные услуги, которые можно отключить, не заходя в квартиру. В итоге через некоторое время он полностью погасил задолженность, а сейчас оплачивает «жировку» месяц в месяц. Если же что-то не срастается, сразу звонит: «Задержали зарплату, не отключайте свет, такого-то числа дадут деньги и я рассчитаюсь». Вообще, это неплохая практика — предупреждать сотрудников РСЦ, если возможны какие-то проблемы с оплатой коммунальных услуг. Мы все люди и можем войти в положение, главное — дайте знать, что вы не забыли о платежах.

«Мы же не каждый день квартиру получаем», «отключайте что хотите», «не платила, потому что болела» — визит к должникам за ЖКУ из Каменной Горки

Детских садов и школ в Каменной Горке не хватает: молодой район для молодых семей оказался не готов к нашествию детворы. Ситуация, когда только в одной школе набирается 16 первых классов, кажется парадоксальной — эдак и алфавита может не хватить.

— Здесь изначально строилось порядочное количество квартир для больших семей. Но я наблюдаю сейчас любопытную тенденцию: «немногодетные» супруги все чаще решаются на третьего ребенка. Причем уже нельзя упрекнуть людей в том, что делают они это ради квартиры: жилье-то имеется. То есть рождение ребенка — осознанный шаг, и никаких других вариантов. Все родители, конечно, разные, но дети в большинстве своем воспитанные. По крайней мере, на улице ведут себя прилично.

Единственное, практически нет досуговых центров для школьников. Вспоминаю свое детство: недалеко от дома можно было играть в шашки, шахматы, собирать авиамодели и посещать радиокружки. Сейчас этого нет — и очень жаль. Даже обычных спортивных секций не хватает. Но тут уже вопрос не к родителям и не к жителям этого района.

Жизнь в Каменной Горке меняется к лучшему. Когда наш расчетно-справочный центр только открылся, тут показать было нечего. Да, дома и прилегающую территорию сдавали в приличном виде, но души во всем этом не было. Сейчас люди сами стараются и делают район краше. Собрались, обсудили и решили разукрасить входные группы. Предупредили начальника сектора — и вперед.

Самое главное, что есть инициатива и желание. Уверен, что через три-четыре года это будет просто отличный район — зеленый, ухоженный и облагороженный жильцами. Сознательная часть горожан «поборет» несознательных. Кому захочется возвращаться к унылому «родному» виду дворов, если можно смотреть на красивые клумбы и быть спокойным за свою безопасность?

На самом деле все зависит только от людей. И в престижных районах есть «убитые» дома и подъезды, в которые страшно зайти. А здесь все новое. Людям просто еще надо войти во вкус и почувствовать себя хозяевами. Как только большинство новоселов полностью управятся с ремонтами у себя дома, тогда и за подъезды-дворы возьмутся, — убежден Александр Кендыш.

Многомиллионная Каменная Горка: как устроены китайские «спальники»

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by