«Пушистый Иисус» и «степная баба»: топ самых неудачных примеров реставрации исторического наследия

 
05 июня 2016 в 8:00
Источник: Валерий Волатович. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org, pastvu.com, Pedro Sanchez
Источник: Валерий Волатович. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org, pastvu.com, Pedro Sanchez
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Души белорусов работа отечественных реставраторов наполняет все больше страданием, а мозг — экзистенциальными размышлениями о непостоянстве мирской славы. Своеобразное восстановление методом скоростного боя Лидского замка, реконструкция с приспособлением Верхнего города Минска, снос исторических зданий и строительство на их месте новых, таких же, но гораздо красивее — этот список можно продолжать долго. Между тем и за пределами нашей родины можно найти примеры волюнтаристского отношения к культурному наследию. Onliner.by выбрал несколько анекдотичных случаев реставрации, замечательно укладывающихся в парадигму «и смех и грех».

1. Древнеримские мозаики в Турции

Турции повезло с античным наследием. Его там очень много, ассортимент шедевров богатейший. Одной из самых крупных мировых коллекций древнеримских мозаик, например, обладает музей провинции Хатай, небольшого аппендикса на крайнем юге страны, зажатого между Средиземным морем и Сирией. К сожалению, на самом деле время оказалось очень даже властно над истинными ценностями, и ко второй декаде XXI века некоторые из мозаик потребовали реставрации. Еще к большему сожалению, в 2015 году эта реставрация была проведена.

Скандал вышел нешуточный. Действительно, по крайней мере десять великолепных образцов античного монументально-декоративного искусства после восстановления стали выглядеть гораздо хуже, чем до его начала.

При этом непонятно, куда смотрели музейные кураторы, которые должны были контролировать реставрационный процесс, и почему вообще к нему были привлечены «специалисты», совершенно очевидно не имевшие должной квалификации.

«Бесценные шедевры римского искусства были уничтожены, — переживал в интервью одной из турецких газет местный эксперт Мехмет Даскапан. — Они превратились в карикатуру на самих себя, потеряли свою оригинальность, изображения были искажены». С господином Даскапаном трудно не согласиться.

2. Маска бога Меркурия, Москва

В начале улицы Мясницкой, в самом центре Москвы, в 1899—1903 годах вырос замечательный дом, спроектированный выдающимся архитектором Федором Шехтелем. Помимо прочего декора, здание, построенное для Торгового дома российского фарфорового короля Матвея Кузнецова, было украшено в своей угловой части и тремя масками бога Меркурия.

Один из маскаронов за время эксплуатации пришел в аварийное состояние, и к очередному Дню города в сентябре 2015 года его было решено отреставрировать. Как водится, что-то пошло не так. Изящный кудрявый юноша превратился в нечто странное.

Бедняга стал куда монголоиднее, чем это было свойственно древнеримским богам. Нос стал крупнее, да еще и сполз к верхней губе, над которой к тому же появилось некое подобие усиков.

Страшно представить, что сказал бы архитектор Шехтель, если бы увидел, как потомки отнеслись к его зданию. Впрочем, чиновники департамента культурного наследия Москвы пообещали вернуть несчастному Меркурию его первозданный вид.

3. Здание Gas Light and Coke Company, Кардифф, Уэльс, Великобритания

Такой позорной практики стоило бы ожидать от стран постсоветского пространства, зачастую утилитарно относящихся к собственному архитектурному наследию, но никак не от просвещенной Великобритании. Тем не менее именно в Кардиффе, столице Уэльса, на месте викторианской штаб-квартиры местной газовой компании в 2005 году выстроили гигантский жилой комплекс высотой в 23 этажа и 72 метра.

При этом старое здание Gas Light and Coke Company не стали сносить полностью. Под лицемерные разговоры о необходимости сохранить историческую память о предшественнике, занимавшем эту площадку, от него оставили лишь одну стену, парадный фасад, который к тому же не поленились бережно отреставрировать.

Остатки небольшого, но живописного особняка стали выполнять в чем-то унизительную роль парадного подъезда новостройки, а контрастное сочетание старого и нового лишь в очередной раз подтвердило, что нравы застройщиков, в принципе, одинаковы в любой стране.

4. Замок Матрера, Вилламартин, Испания

Этот замок украшал холм над испанским городком Вилламартин в Андалусии около 1200 лет, с IX века, но за эти бесконечные столетия пришел в полную негодность. Совершенно обыкновенные руины, особенно на богатом испанском фоне, никого не интересовали до 2013 года, когда главная замковая башня все-таки обвалилась.

Движимый благими намерениями сохранить хотя бы то, что все-таки пережило человеческое безразличие, собственник замка заказал консервацию развалин, обратившись за помощью к одной из местных строительных компаний. Результат ее работы, растиражированный СМИ, немедленно вызвал шок: башню из желтого камня достроили с помощью обычного бетона.

После первоначальной волны всеобщего возмущения вокруг результатов такого восстановления развернулась оживленная полемика. Специалисты, местные жители и просто прогрессивная общественность принялись активно обсуждать, какой подход имеет большее право на жизнь: строительство муляжа из похожих строительных материалов или все же реализованный вариант, когда новые конструкции контрастно подчеркивают границу между историей и современностью.

5. Доходный дом Бадаева, Санкт-Петербург

Эта история очень напоминает аналогичную с несчастным Меркурием на Торговом доме Кузнецова в Москве. В Петербурге также имелся доходный дом начала XX века, построенный в типичном для города стиле модерн и потому обильно украшенный разнообразными архитектурными излишествами. Декору потребовалась реставрация, и здесь она также была проведена из рук вон плохо.

Среди лепных украшений была и фигура нимфы музыки, вооруженной скрипкой. При каких обстоятельствах она превратилась в «степную бабу», как немедленно прозвали барельеф острословы, так до конца и не установлено. Известно лишь, что уже в 2010 году нимфа выглядела именно таким, устрашающим образом.

Любопытно, что в 2013 году дом Бадаева реставрировался, но подозрительную физиономию почему-то при этом проигнорировали. В конце 2015 года общественные активисты наконец-то обратили внимание муниципальных властей на вопиющую безалаберность, после чего те заверили, что ситуация будет в ближайшее время исправлена.

6. Пушистый Иисус, Борха, Испания

Ранее богом забытый испанский городок Борха в Арагоне был известен лишь историкам как родовое гнездо в будущем одиозной итальянской семьи Борджиа. Все изменилось в 2012 году, когда в местной церкви Милосердия Господня закончилась реставрация фрески Ecce Homo («Се человек»), написанной художником Элиасом Гарсиа Мартинесом на рубеже XIX—XX веков.

Это было заурядное, в общем-то, произведение, которое тем не менее быстро начало разрушаться, что не давало покоя местной прихожанке Сесилии Хименес. Старушка, обуреваемая лучшими чувствами, предложила свои услуги приходскому священнику, убедив того в наличии у себя художественного дара. Настоятель церкви согласился, не подозревая, какой фурор произведет результат работы бабушки.

Вместо Иисуса в терновом венце на фреске появилось нечто, напоминающее в лучшем случае мохнатую обезьяну. Рисунок немедленно получил прозвища «Пушистый Иисус» и Ecce Mono («Се обезьяна»), а также целый легион поклонников и ненавистников. Одних возмущал факт того, что допущенный до реставрации дилетант изуродовал изображение религиозного содержания, другие, напротив, восхищались работой сеньоры Хименес, провозглашая ее новым апостолом примитивизма, который есть плоть от плоти народа.

Как бы то ни было, Борха и «Пушистый Иисус» прославились на весь мир. В маленький город ежегодно начали приезжать десятки тысяч туристов лишь для того, чтобы своими глазами увидеть необычную фреску. Муниципалитет радостно потирал руки, Сесилия Хименес пожинала свои 15 минут славы, а весной этого города в Борхе даже открылся небольшой музей этой своеобразной достопримечательности.

«Пушистый Иисус» с автором, Сесилией Хименес

Обитатели интернета, конечно, не могли обойти вниманием столь благодатную тему, немедленно соорудив мегабайты фотожаб, смешных и не очень. Мы выбрали для вас самые забавные.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by