Брутальные колоссы: топ-15 самых жутких шедевров архитектуры

 
16 апреля 2016 в 8:00
Источник: Валерий Волатович. Фото: panoramio.com, flickr.com, wikipedia.org, brutalisme.online
Источник: Валерий Волатович. Фото: panoramio.com, flickr.com, wikipedia.org, brutalisme.online

Смогли бы вы жить в доме, напоминающем кучу беспорядочно собранных кубиков? Понравилось ли бы вам лечиться в больнице, похожей на нефтеперерабатывающий завод, или работать в здании практически без окон? После войны в моду вошел удивительный стиль, получивший говорящее название «брутализм». Эстетика необработанного монолитного железобетона, отсутствие «архитектурных излишеств» и впечатляющая мощь нарочито массивных объемов могут показаться антигуманными, но сейчас все это вновь становится актуальным. Onliner.by выбрал 15 зданий, которые пугают неподготовленного человека, но при этом признаны архитектурными шедеврами.

1. Храм Вотрубы, Вена, Австрия, 1976.

В начале 1970-х венский католический приход Святой Троицы решил построить для себя новое церковное здание. Для реализации идеи инициативная группа обратилась не к профессиональному архитектору, а к скульптору Фрицу Вотрубе. Результат работы авангардиста шокировал некоторую часть прихожан. Вотруба построил храм из 152 асимметрично поставленных друг на друга бетонных блоков разных размеров.

Самое поразительное при этом, что скульптор (по его же словам) вдохновлялся собором во французском городе Шартр, настоящим шедевром средневековой готики. Более непохожие друг на друга здания представить сложно. Тем не менее, несмотря на неоднозначное восприятие общественности, главного автор достиг — к этой церкви у Венского Леса невозможно остаться равнодушным.

Источник вдохновения в Шартре

2. Национальная библиотека, Буэнос-Айрес, Аргентина, 1992.

В 1992-м, когда спустя 21 год строительства новое здание аргентинской «Националки» наконец было закончено, этот проект уже выглядел чудовищным анахронизмом, однако в начале 1960-х идея архитектора Клориндо Тесты находилась в эпицентре модных трендов. Здание напоминает врытую в землю голову робота, которая волею судеб стала хранилищем знаний страны.

Необходимо отметить, что личную ответственность за реализацию этого проекта несет писатель и публицист Хорхе Луис Борхес, который в 1955—1973 годах был директором Национальной библиотеки Аргентины. Впрочем, едкие критики стиля не забывают отметить, что Борхес в момент выбора проекта уже почти ослеп.

3. Ратуша, Бостон, США, 1968.

С самого момента своей сдачи в эксплуатацию Бостонский горисполком подвергался отчаянным нападкам озабоченной общественности. Работа студий Kallmann McKinnell & Knowles и Campbell, Aldrich & Nulty практически в обязательном порядке включается во все списки «самых уродливых зданий мира», однако ее значение внутри архитектурного сообщества трудно переоценить.

Именно это сооружение в форме перевернутого зиккурата стало источником вдохновения для десятков аналогов, построенных впоследствии по всему миру, включая СССР. Профессионалы и архитектурные критики отдают должное влиянию бостонской ратуши на эстетику второй половины XX века, настаивая на ее включении в список культурного наследия страны как великолепного образца позднего модернизма. Тем не менее этого не произошло, а общественность и городские власти не оставляют надежды добиться ее сноса. Пока на него просто нет денег.

4. Королевский Национальный театр, Лондон, Великобритания, 1976.

В общественном сознании театральное здание ассоциируется с пышным дворцом в классическом стиле, куда так приятно приходить в вечерних нарядах с дамой на спектакль. У британского архитектора Дэниса Лэсдана, одного из классиков брутализма, было свое видение образа, когда в начале 1970-х он получил заказ на создание нового корпуса Королевского Национального театра в Лондоне.

Парадоксально, но сейчас это сооружение одновременно включается в списки зданий, которые лондонцы ненавидят и которыми они восхищаются. C одной стороны, даже принц Чарльз, известный ненавистник архитектуры 1970-х, сравнивал его с построенной в центре британской столицы атомной электростанцией. С другой — несмотря на столь высочайшую оценку, Национальный театр Лэсдана уже вошел в список историко-культурных ценностей и находится под охраной государства. Очевидно, принц Чарльз не рос в Советском Союзе — на его просторах подобных театральных зданий десятки.

5. Сité du parc, Иври-сюр-Сен, Франция, 1975.

В 1969 году в парижском пригороде Иври-сюр-Сен началось строительство необычного жилого комплекса. Архитектор Жан Реноди решил не поддаваться модернистским стереотипам, согласно которым многоэтажный жилой дом представлял собой заурядный параллелепипед.

Он решил задачу своеобразно, спроектировав целый ансамбль из горы звездообразных структур с многочисленными острыми углами. Получившийся результат действительно оказался оригинальным, но жителям Сité du parc не позавидуешь: мебель под такие квартиры подобрать непросто. Зато можно отметить неплохое озеленение комплекса.

6. Le Grand Hotel du Lac, Тунис, 1973.

Почему бы не построить гостиницу в форме перевернутой пирамиды (или точнее трапеции), решили в Тунисе, когда встал вопрос о сооружении нового гранд-отеля на берегу Тунисского озера. Сказано — сделано: к 1973 году здание было закончено, после чего стало символом современных перемен в Тунисе и начало пользоваться популярностью у туристов.

Площадь его верхнего, десятого, этажа вдвое превышает площадь первого. Несмотря на столь своеобразную форму, современные критики к нему немилосердны. Газета Daily Telegraph включила его в список самых уродливых гостиниц мира, а нынешний владелец и вовсе вознамерился его снести, вероятно, чтобы заменить на очередной китч в восточном стиле.

7. Торре Веласка, Милан, Италия, 1958.

Эта башня должна была являться современной интерпретацией темы традиционных замков Ломбардии. Их башни всегда имели небольшое основание, расширяющееся в своей верхней части. Оказалось, что подобная схема очень уместна в условиях плотной городской застройки и небольшого участка, имевшегося в распоряжении архитекторов.

Куда менее уместным оказался район строительства башни Торре Веласка, расположившейся в непосредственном соседстве с главными туристическими достопримечательностями города, включая знаменитый кафедральный собор Дуомо. Многие местные краеведы сетовали, что высотка, большую часть которой ныне занимают офисные помещения, непоправимо испортила силуэт исторического центра Милана. Вместе с тем за прошедшие с ее возведения без малого 60 лет она же стала и неотъемлемой частью города.

8. Habitat 67, Монреаль, Канада, 1967.

Год строительства этого футуристического жилого комплекса зашифрован в его названии. В 1962 году работа молодого 24-летнего канадца израильского происхождения Моше Сафди была выбрана организаторами Всемирной выставки Expo-67, что было успешно осуществлено пятью годами позже.

354 бетонных кубика в произвольном порядке поставлены друг на друга, напоминая собранный детский конструктор высотой в 12 этажей. Внутри расположено 146 квартир, большинство из которых имеет собственную террасу, занимающую крышу соседнего куба. Этим проектом Сафди демонстрировал преимущество изготовленных индустриально блоков в жилищном строительстве. Habitat 67 его современники называли «архитектурным чудом». Потомки в общем-то с ними согласны: комплекс Сафди стал одним из символов Монреаля и обеспечил автора работой на десятилетия вперед. До сих пор он успешный практикующий архитектор.

9. Ратуша, Бат-Ям, Израиль, 1969.

Ратуша в израильском городе Бат-Ям является младшей сестрой своего бостонского аналога, как в смысле назначения и размеров, так и использованного художественного образа. Однако в данном случае группа местных архитекторов во главе с Цви Хекером с большей выдумкой подошла к декоративному оформлению здания.

Выполненные из того же железобетона стены были украшены геометрическим орнаментом, а на крышу водружены многогранные структуры, закрывавшие вентиляционные шахты. Муниципалитет Бат-Яма отсюда уже переехал, однако здание, получившее статус архитектурного памятника, планируется передать художественному музею города.

10. Городской суд, Баффало, штат Нью-Йорк, США, 1974.

В 1974 году американский город Баффало в штате Нью-Йорк получил новое здание суда, ставшее квинтэссенцией архитектуры 1970-х. Издалека оно кажется массивным бетонным монолитом, однако на самом деле собрано из панелей (правда, также бетонных), и окна, пусть и чрезвычайно узкие, при должном старании все-таки можно найти на фасадах.

Столь оригинальное решение объясняется просто. Архитекторы из бюро Pfohl, Roberts and Biggie решили, что окна и события за ними будут отвлекать судей, подсудимых и зрителей от происходящего в залах заседаний. Закон в США оказался вновь превыше всего, даже солнечного света.

11. Genex Tower, Белград, Сербия, 1980.

Этот комплекс, разработанный Михайло Митровичем, задумывался как западные ворота югославской столицы (его официальное название так и звучит — «Западные ворота»). Две башни, которые объединены двухэтажной перемычкой с установленным на ней вращающимся рестораном, должны приветствовать всех гостей Белграда, въезжающих в город со стороны аэропорта.

Высота шпиля комплекса достигает 135 метров, что делает его вторым по высоте сооружением столицы Сербии.

12. Национальный парламент, Дакка, Бангладеш, 1982.

Строительство этого грандиозного здания, одного из крупнейших парламентских комплексов мира (площадь более 800 000 кв. м), началось еще в 1961 году, когда Бангладеш был составной частью Пакистана. Пакистанский президент Мухаммед Айюб Хан, чтобы снизить градус сепаратистских настроений в этой восточной части страны, задумал сделать Дакку, главный город Бангладеш, второй столицей Пакистана.

Для выполнения этой хитрой программы требовались соответствующего масштаба здания, причем строить их должны были лучшие архитекторы мира. Для проектирования парламента Айюб Хан пытался пригласить Алвара Аалто или Корбюзье, однако в итоге был вынужден довольствоваться американцем Луисом Каном, тоже выдающимся послевоенным архитектором. В 1971 году Бангладеш провозгласил независимость, а еще спустя 11 лет уже своими силами закончил монументальный долгострой.

13. Uniklinikum, Аахен, Германия, 1985.

Издалека это колоссальное здание напоминает нефтеперерабатывающий завод, однако его функция скорее прямо противоположна. Это Uniklinikum Aachen, больница Университета Аахена, являющаяся крупнейшим сооружением своего рода в Европе. Иллюзия сходства с промышленным предприятием достигается из-за вынесенной на крышу госпиталя разветвленной вентиляционной сети.

Как и с любым комплексом подобных масштабов, его возведение растянулось на долгие годы, даже в благополучной Германии. Строительство началось в 1972 году, но из-за проблем с почвой было закончено только 13 лет спустя.

14. Torre Blancas, Мадрид, Испания, 1969.

Эту мадридскую башню можно было бы сравнить с одной из минских «кукуруз» на Комаровке, если бы она не была похожа на ее мутировавшую версию. Торре Бланкас украсила скайлайн испанской столицы в 1969 году и была рождена разумом архитектора Франсиско Хавьера Саенца де Оизы.

Автор также попытался отойти от модернистских клише и предпочел четким и ясным прямым углам криволинейные формы. Но эстетика брутализма осталась все той же, хорошо узнаваемой. Компанию башне должен был составить второй близнец, который так и не был в итоге построен.

15. Исследовательский институт экспериментальной медицины, Берлин, Германия, 1980.

Это здание выглядит, как будто бы его соорудили нацисты в 1930-е годы, но на самом деле данный продукт 1970-х годов, построенный с благой целью. Именно здесь, в институте, принадлежащем Свободному университету Берлина, изучаются новые лекарства, для чего внутри имеются помещения для 88 000 животных, предназначенных для опытов.

Со стороны это архитектурное чудо работы Герда Ханска напоминает огромный корабль. Сходства добавляют торчащие из стен трубы, выполняющие роль вентиляции и похожие на пушки. Своим оно бы оказалось и в какой-нибудь фантастической киносаге. Удивительно, как образ, найденный автором 40 лет назад, впечатляет до мурашек по коже и сегодня.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by