Едем на отдых в польский Августов

 
333
28 мая 2016 в 8:00
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский

В двадцатых числах мая Польша и Беларусь провели туристический форум и договорились продвигать бренд Августовского канала сообща. Уникальная водная артерия, которая соединяет две страны, позволяет взглянуть на то, как подходят к развитию туризма у нас и у них. Вчера Onliner.by рассказывал о белорусском мегакурорте, грезах, кубометрах слов и реалиях. Сегодня — репортаж с польской стороны. Минимум слов, максимум фото, которые говорят сами за себя.

Городок Августов, давший название каналу, встретил нас ручейком из пенсионеров на центральной улице, обилием кебабных и прочими элементами классической европейской атмосферы. Впору было усомниться: а действительно ли Сопоцкин, замороженный шашлык и белорусские гостиничные квесты всего в 50 километрах восточнее? Это, конечно, если брать по прямой, а если через Брузги — почти 120 километров. Мы сделали еще больший крюк, поехав в Августов через пустынную обычно Привалку, чтобы уж наверняка не подарить свое время пограничникам и таможенникам стран-соседок, которые обожают портить туристам настроение.

Августов — не самый раскрученный в Беларуси польский город. Сюда удобно заезжать, если следуешь из рая для отдыха — Друскининкая — в рай для шопинга — Белосток — или наоборот. Дорога как раз проходит через центральный город Августовского канала. Но больших торговых центров там нет, а значит, белорус обычно пролетает мимо. И зря.

Скажем сразу: от идеи глобального сравнения мы отказались. Все же с польской стороны канала курортная инфраструктура развивалась благодаря городу, наличию коммуникаций, транспортно-логистических связей, чего в белорусской части нет (Гродно мы выносим за скобки). Но в Августов стоит съездить хотя бы для того, чтобы понять, о чем грезили белорусские государственные мужи, рисуя несостоявшееся будущее нашей части канала.

Итак, мы, как и в Беларуси, выступаем в роли обычных туристов. Чтобы заказать на польской стороне Августовского канала гостиницу, не надо никому звонить. Процесс банален до зевоты, а на Booking.com представлено около 40 вариантов: гостиницы, мини-отельчики, усадьбы, хостел, турбазы. Хочешь — в самом городе, хочешь — в нескольких километрах, подальше от машин, в лесу. Цены разнообразные — от €18 до €100. В центральном отеле курорта — Hotel Warszawa Spa & Resort — за двухместный номер просят вполне умеренные €45.

Пока мы писали госпрограммы и мечтали о спа, поляки взяли, построили, активно рекламируют

Даже в мае, когда сезон толком не стартовал, найти свободный номер здесь непросто. Людей битком. Рядом строят новый санаторный корпус. Жизнь кипит.

В Беларуси мы остановились на безымянной базе «Гродномелиоводхоза», заплатив на двоих 400 000 за ночь. В комплекте были дрова, мангал, две койки, кухня с плитой и микроволновкой, общие удобства — и холодная ночь в придачу. За ту же сумму (€18) можно снять номер в гостевом домике Gościniec Rospuda посреди Августовской пущи, на берегу озера Роспуда. Но здесь вы получите индивидуальный душ, туалет, свой кухонный уголок и даже бесплатный Wi-Fi, а также отличный вид. Сравнение не в нашу пользу.

Найти здесь номер не удалось: все забронировали. Пришлось выбирать предложение подороже — заказали комнату в гостинице Augustowia, что в 7 километрах от города. Сутки обошлись в €30 на двоих.

Augustowia оказалась типичным польским «заяздом» с приятной архитектурой, большой парковкой, скромными номерами. Wi-Fi работал только на ресепшене. На завтрак (стоимостью €5) не подали воды. Бывает в этой стране и лучше.

Отель не пустовал. Сюда автобусами привозили организованных туристов. Как вариант для одной ночи — вполне сойдет.

Конечно, нас интересовал не ассортимент на завтраке, а другое — почему эти отели появляются? Может, в Польше идут какие-то специальные «отельные» дожди? Откуда деньги? Гуляя по городу и окрестностям, на многих зданиях увидели таблички: содействие в финансировании оказано Европейским союзом. При помощи сладких евроденег, к примеру, был построен шикарный и излишне вычурный с виду санаторий Pałac na Wodzie на берегу реки Нетты. $850 тыс. — отличный вклад в дело. Нам бы так… Но в ЕврАзЭС делиться на туризм не принято, да и возможности не те.

Такие таблички встречаются очень часто.

Польскую часть канала жильем застраивали капитально. В лесах можно найти и заброшенные турбазы, выставленные на продажу. Ничего не разворовано, хотя объект без охраны.

* * *

В чем мы точно не сомневались, так это в том, что на польской стороне канала будет полный порядок с продмагами и общепитом. Как в городе, так и «в лесах». Порядок был найден.

В Августове повсюду точки с кебабами, ресторации, киоски по продаже мороженого и напитков.

Цены приятные для белорусского кошелька: рыбный ужин на двоих за €13 в ресторанчике напротив порта — это гуманно.

Поляки досконально знают, что надо делать для повышения туристического потенциала региона…

Вечером здесь работают заведения с живой музыкой, есть бар на набережной.

В общем, вы поняли: небо и земля. Привезти бы сюда белорусский ларек с чипсами с нашего шлюза на денек — ему бы точно понравилось. Наверное, ларек бы на другой стороне канала и остался.

Беларусь, шлюз «Домбровка». Торговый объект

* * *

С классикой туризма у поляков все замечательно: на провинциальном курорте, уступающем по раскрученности Мазурам, они готовы напоить и накормить достаточное количество гостей. В Августове регулярно устраивают и разнообразные активности. Мы попали на праздник таможенных и пограничных служб.

Здесь приятно просто побродить по улицам, посидеть в центре у фонтана…

Но приезжают в Августов, разумеется, не за праздным шатанием. Туристов тянет на курорт вода.

* * *

Когда у нас об этом еще только мечтали, здесь начали создавать базу для развития водных видов спорта (сплав на байдарках, каноэ), строили причалы для лодок и яхт. По каналу ходят не только теплоходы, но и гондолы. Нередко Августов называют польской Венецией.

Гондола по-польски

И на речную инфраструктуру хватило денег из ЕС. Одну из набережных обустроили на средства Европейского фонда рыболовства.

У порта активное движение: люди покупают билеты и ждут своего рейса. Цены чуть выше, чем у нас. Пароходы — побольше, но ведь и поток тут существеннее.

Главное развлечение, как и с белорусской стороны, — прохождение шлюзов. Процесс комментируют через мегафон, на теплоходе играет музыка.

В Августове имеется пафосный офицерский яхт-клуб: название — из истории, яхты — вполне современные.

Шлюзы, более отдаленные от города, поддерживают в привлекательном виде. Но здесь туристической инфраструктуры уже нет.

На скромном польском курорте, не претендующем на звание достояния нации, имеется даже водный комплекс с аквапарком.

В городе и окрестностях километры велодорожек — здесь действительно приятно кататься на велосипеде.

Амфитеатр в городском парке

* * *

В Польше не чинят запретов на посещение «пограничной зоны». Мы воспользовались возможностью, чтобы добраться до общего для двух стран шлюза, взглянуть на родину с другого берега и понять, почему там не вышло, а здесь — да вы сами видели.

На речном переходе было пусто (он работает не круглые сутки), деревья шевелили кронами, а ответ принес западный ветер: при капитализме выживает сильнейший — приходится вкалывать.

* * *

— Мы принимаем на канале десятки тысяч людей. Много-много людей, — рассуждает председатель Подляского отдела Польской туристической палаты Агнешка Зызало. — Большинство — поляки, но хватает и иностранцев. Здесь сделано многое, но многое еще предстоит. Часть водоемов очень веселая, с движением, но про весь Августовский канал на польской стороне я так не скажу. Надо стараться. Знаете, мы всегда разговариваем на конференциях о нашем потенциале. Мы имеем большой потенциал, вы имеете большой потенциал… А нужны не разговоры, а конкретный туристический продукт. Нам нужны аттракции. Нужен аквапарк, что-нибудь эдакое. Ведь природа — это хорошо. Если есть погода, природа сработает. Если нет погоды, турист уезжает.

Агнешка не скрывает: в Польше тоже любят ныть, говорят о кризисе и сложностях с инвестициями. Но есть трансграничные проекты по линии ЕС с хорошими деньгами, есть местные организации, готовые предоставить потенциальному бизнесмену выгодный кредит под 5—6%.

— Открыть свое дело просто. А вот твоя успешность, простите за банальность, зависит от того, есть ли у тебя идея. Некоторые думают: открыл гостиницу — собирай туристов. Им без идеи будет непросто, ведь конкуренция на рынке высокая. Они прогорят.

Я занимаюсь исключительно активным туризмом. Организую в том числе походы на байдарках в Литву и Беларусь. У меня маленькая гостиница: 11 номеров, домики, ресторан — все для активных людей. Ночь с завтраком стоит 220 злотых. У меня есть клиенты, загрузка, и я могу сказать: да, это прибыльное дело. Но мне приходится крутиться.

Агнешка не представляет наших реалий и настроена решительно:

— Я знаю, у вас многие убеждены: с таким климатом сезон слишком короток, чтобы был туризм. У нас тоже так говорят. Но зачем ждать с моря погоды? Занимайте свою нишу, действуйте, ездите на выставки, вкладывайтесь в маркетинг, бросайте рекламу в интернет. Не сидите на месте! Не тратьте время на разговоры.

…Вернувшись туда, где много говорят, мы с сожалением и в который раз отмечаем: по ту сторону канала ребята уплыли очень и очень далеко.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by

Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский
ОБСУЖДЕНИЕ