Проезжая по проспектам, крупным развязкам, кольцевой и заглядывая в окна жилых многоэтажек, построенных рядом с этими дорогами, невольно задумываешься: обитатели таких домов наверняка страдают от шума, загазованности и урбанистических пейзажей. Onliner.by побывал в квартирах, окна которых выходят на проспект Независимости, МКАД и развязку на пересечении проспектов Дзержинского и Жукова, и узнал, что думают жильцы о таких несмолкающих «соседях». Кто-то действительно лишний раз не открывает окно, чтобы шум не поглотил домашнюю тишину, а кто-то наслаждается гулом машин как свидетельством жизни города и нахождения в гуще событий.
* * *
Первую в Минске трехуровневую развязку — и самую крупную — открыли на пересечении проспектов Дзержинского и Жукова в 2012 году. Минск шагнул ближе к званию мегаполиса, городские управленцы радовались тому, что город развивается. В то время, когда по развязке начали курсировать машины, жилой комплекс «Колизей» не был заселен, вовсю шла стройка.
Но покупатели квартир уже знали о перспективе жизни по соседству с неутихающими транспортными потоками. «Колизей» — ближайший к развязке жилой дом. Такой жирный минус совершенно не уравновесили наличием хотя бы небольшой зеленой зоны ни с парадной стороны дома, ни со двора.
Свидетельства того, что дом соседствует с оживленной дорогой, ощущаются даже во дворе. От холода звуки будто слышатся острее, прохожие кутаются в капюшоны и бегут на работу. Первый же встреченный нами житель подтвердил: развязка доставляет неудобства.
— Очень шумно. Дошло до того, что заказали из Москвы новые окна, которые у нас не продают, — рассказал Андрей. — С домом все в порядке, претензий нет, но в квартире окна даже не открываем. Самая жесть — с 7:00 до 9:00, во время часа пик. Шум немного утихает ночью. Когда покупали квартиру, даже не представляли, что будет так, никто ведь не предупреждал. Если бы мы знали это раньше, то купили бы квартиру с окнами во двор.
С соседом солидарна Татьяна:
— Летом жарко, без открытых окон никак. Лето нужно просто перетерпеть. А еще и солнце в обеденное время очень светит в окна — приходится держать их открытыми, но прикрывать жалюзи. Шум ужасный. Как бы я его описала? Из-за него в доме ничего не слышно, телевизор можно даже не включать. Все, что мы слышим, — это гул машин.
Самый активный трафик — в обед. Хорошо, что нас в это время нет дома. К вечеру тише, а ночью уже хорошо. В целом не вижу ни одного плюса в том, что окна выходят на развязку. Первоначально мы хотели купить квартиру с окнами во двор, но не было подходящего варианта.
Поднимаемся в квартиры. Пенсионер, живущий на третьем этаже, услышав вопрос о шуме, удивился: шум как шум, что в нем особенного? Несмотря на то, что при открытых окнах звуки города становятся довольно навязчивыми, об этой проблеме он не задумывался. Хотя, по его мнению, застройщик мог бы сделать забор из деревьев. «Было несколько деревьев, да и те куда-то подевались», — заключил мужчина.
Такой же непритязательной оказалась и молодая мама Екатерина:
— Развязка никаких неудобств не доставляет. Часов пик здесь нет. Чем выше квартира, тем меньше шум от дороги. В 8 вечера мост подсвечивается фиолетовым, синим, красным, и ночью от него в комнате светло. Мне это даже нравится: ночью встаешь — комната освещена. А если кому-то не нравится, всегда можно закрыть жалюзи.
Другой вопрос, что гулять вокруг дома негде, нет детских площадок, магазинов. А сама по себе развязка не напрягает. Мы ведь изначально знали, где покупали квартиру.
В непосредственной близости от трехуровневой транспортной конструкции, кроме «Колизея», стоит также административное здание, но офисная жизнь в нем пока не кипит. А на месте частного сектора когда-нибудь очень нескоро появятся жилые высотки, обитателям которых тоже придется мириться с тем, что из окна видны вовсе не цветущие луга.
* * *
Жилье на главном проспекте Минска не может стоить дешево: расположение напрочь стирает все недостатки. Даже устаревшие коммуникации и видавшие виды подъезды не смягчат сердца продавцов квартир. Чем придется пожертвовать, купив здесь метры отнюдь не по антикризисным ценам?
Квартиры на проспекте Независимости возле Октябрьской площади ассоциируются с арендой, ведь, согласно распространенному стереотипу, в са́мом центре города живут лишь коренные пожилые минчане, не желающие покидать родные «квадраты», и иностранцы, снимающие жилье. Но, как оказалось, жильцы здесь совершенно разномастные.
Молодой человек Александр враз рушит все стереотипы: на вид ему не больше 20, уезжать на зеленые окраины он не собирается, да и жизнь на проспекте его полностью устраивает. Его квартира располагается над универсамом «Центральный».
— Хотели жить именно в центре города и на этот вариант согласились охотно, — рассказал Александр. — Сделали ремонт, переехали. Было непривычно: в этой части Минска все под рукой, станция метро под боком. Метро, несмотря на то, что находится под домом, на четвертом этаже совершенно не ощущается.
Александр открывает окна, и комната наполняется шумным месивом из звуков полирующих асфальт колес, сигналов нетерпеливых водителей, ветра, разговоров прохожих. Гул настолько мощный и всепоглощающий, что с легкостью заглушает беседу, вынуждает закрыть уши. Но молодой человек совершенно спокойно продолжает:
— Сперва проспект казался немного шумноватым, конечно, но со временем привыкли. Летом, когда по проспекту ездят байкеры, окна буквально колотятся. Это ведь, наоборот, весело — движение и все такое. Когда мне исполнится лет сорок, тогда и подумаю о переезде на окраину.
Проспект больше всего шумит после обеда, когда наступает час пик и люди едут с работы домой, с 5 до 6 вечера. Но не могу сказать, что это доставляет мне сильный дискомфорт. Хотя летом для проветривания мы открываем окна, выходящие во двор, а не на проспект. Во дворе тихо и спокойно, птички поют. Правда, компании часто собираются: зайдут в «МакДональдс» — и к нам во двор, возле «Центрального» пивасик потягивают.
Есть еще одна проблема — не шумная, а визуальная. Слой пыли с несмолкающего проспекта оседает на окнах так быстро, что их попросту не успевают мыть.
— После дождя стекла грязные. Проходит дождь, вода смешивается с пылью, которую поднимают машины, и стекла покрываются черной пленкой. Мыть не успеваем. Запах от машин чувствуется постоянно. Но с таким проблемами, наверное, люди во всех частях города сталкиваются.
* * *
Кольцевая не утихает ни днем, ни ночью, и вряд ли МКАД можно назвать хорошим соседом. Без надобности быстро попасть, к примеру, из Сухарево в Уручье делать здесь нечего. Но строительство жилых массивов возле кольцевой не остановится только из-за того, что кому-то она может показаться чересчур шумной и непривлекательной.
Высотка на Слободской отделяется от МКАД рядом гаражей и небольшой зеленой полосой. Что думают о таком соседстве ее жители?
Денис и Аня живут на 18-м этаже. Молодые люди признаются: они проводили в пустой квартире эксперименты, чтобы выяснить, будет ли мешать кольцевая.
— Я приходил сюда, открывал и закрывал окна, долго думал, мешают ли посторонние шумы. В пустой квартире все резонирует, и казалось, что шум не даст нам покоя. Потом, когда обжились, поняли, что проблема преувеличена.
В то время, когда мы покупали квартиру, критерии были таковы: новостройка, каркасник, нормальная площадь. Два года назад предложений в Минске было не много — выбрали оптимальный вариант.
Окна квартиры выходят сперва на лоджию, из лоджии — на улицу. Неудобства ощущаются летом, когда окна нужно держать открытыми: до МКАД пару метров, и гул в любом случае слышен. Громкость шума машин сопоставима с громкостью разговоров. Но живем мы не на балконе, поэтому большого дискомфорта нет. Летом проветриваем квартиру только по вечерам, потому что днем на южной стороне слишком жарко. Вечерами МКАД утихает.
Кстати, о загазованности. Посторонних запахов мы не чувствуем, разве что из коровников тянет иногда. Раньше мы снимали жилье в Каменной Горке. Помоешь квартиру, а через полдня она снова пыльная. Как ни странно, здесь таких проблем нет.
При наличии машины возле МКАД жить классно, потому что до центра по проспекту Дзержинского ехать всего 10—15 минут. Да и во все остальные части города можно быстро попасть. Буквально вчера мы обсуждали еще одно удобство — наличие рядом гипермаркета. Приехали домой поздно, часов в 12 ночи, и круглосуточный ProStore пришелся очень кстати.
Дорожная полоса, опоясывающая город, из окна квартиры молодых людей смотрится гипнотически: ездят себе машины друг за другом безостановочным потоком, создают равномерный убаюкивающий гул. За полосой простираются поля с постройками, которые в это время года довольно унылы. Денис пускается в философские рассуждения о том, какой вид лучше: на МКАД или на фасады соседних домов.
— Зато вид хороший. Летом, когда поля становятся зелеными, они смотрятся очень красиво. Да и зимой тоже, когда они белые. Закаты и рассветы видны, — говорит молодой человек и зовет нас на общий балкон, чтобы сравнить два пейзажа. — С другой стороны стоят жилые высотки. Вот такой вид на Минск мне нравится меньше. Тут «панельки», там трубы ТЭЦ…
МКАД — это то, чего мы боялись при покупке квартиры в первую очередь. Но в итоге по совокупности факторов кольцевая нам не мешает.
Мария живет на 10-м этаже и не видит весомых минусов в жизни у МКАД: когда окна закрыты, в комнатах царит тишина.
— Человек изначально видит, где находится его будущая квартира. Разумеется, кольцевая не может не шуметь. Мы тоже задумывалась об этом два года назад, когда покупали квартиру. В условиях стройки без окон казалось, что кольцевая будет мешать. Но после того как окна остеклили, стало понятно, что дорога проблем не доставит.
Окна мы открываем редко, а если необходимо, то только те, которые находятся в детской. Шума нет. Вот даже прямо сейчас: на кольцевой пик транспортного потока, а ничего не слышно. Возможно, проникновение шума зависит от конструкции дома. Проект нашего дома индивидуальный, его построили так, что жить здесь комфортно.
Какие есть плюсы у жизни возле МКАД? Выезд в город. По кольцевой можно быстро попасть в любую точку города. Из минусов — не самый лучший воздух, выбросы машин. Но опять же возле МКАД мы не гуляем.
Хорошо, конечно, когда рядом с домом есть лес и пруд, но в городе, когда ты закрыт в собственной квартире, большой разницы в том, что за окном, нет.
Большинство минчан сошлись во мнении, что при выборе квартиры в столице едва ли стоит задумываться о городских магистралях, которые будут бесконечно «общаться» с ними днем и затихать ночью. Шумные улицы — одно из самых безобидных «антиусловий» для жизни, если сравнивать их с промышленными предприятиями или железной дорогой.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by