Общежитие для выносливых: плесень в душевых, одна плита на жилое «крыло», трухлявые окна и миллион за проживание

 
16 декабря 2015 в 14:30
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Малиновский
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Малиновский

Жизнь в общежитии только в студенческие годы может казаться романтичной и веселой. В более взрослом возрасте приходит понимание: общага — место, где приходится выживать, бороться за свои права, а в отдельных случаях и платить за небольшую комнату как за арендную квартиру. С «драконовскими» счетами в жировках не хотят мириться обитатели общежития, расположенного на улице Плеханова, 31, — заплесневелый душ на первом этаже, отремонтированные своими силами туалеты в конце коридора и выпадающие окна, по их мнению, не стоят того миллиона рублей, который приходится отдавать каждый месяц за право жить втроем в комнате на 18 «квадратов».

Пятиэтажное общежитие, построенное в 60-х годах прошлого века, еще недавно принадлежало промышленному гиганту — Минскому подшипниковому заводу. Населяли его сплошь рабочие, которые особо не жаловались и не роптали: цены на проживание были обычные для столицы, так как предприятие старалось поддерживать своих сотрудников. Чуть менее года назад здание не первой свежести было передано на баланс ЖРЭО Заводского района. Комнаты начали выдавать коммунальщикам со стажем, а также сотрудникам органов внутренних дел, медикам и даже специалистам из санстанции. Наличие последних в этих стенах тем удивительнее — зайти в душевые без содрогания и «затыкания» носа просто невозможно.

— Мы переселялись летом, — рассказывают соседи Дмитрий и Татьяна. — Нас предупреждали, что общежитие не в лучшем виде и что жировки будут внушительные. Но одновременно с этим успокаивали: вот когда все комнаты заселятся, плата сразу снизится, а пока придется потерпеть. Тем более и капитальный ремонт на носу.

Конечно, мы с радостью собрали все вещи и поехали — до этого приходилось снимать жилье, отдавать по четыре-пять миллионов в месяц, поэтому «коммуналка» в один миллион не пугала. Казалось, что так мы сможем существенно сэкономить. А поскольку полноценное арендное жилье не предлагали, то и выбора особо не было.

— Переехав, начали переделывать в комнатах буквально все — не знаю, как здесь раньше люди жили. Полы были очень старые, краска с них облупилась, поэтому купили линолеум и уложили его в комнате. Поменяли окно — старое деревянное просто вываливалось, построили перегородки. Когда обратились в ЖРЭО с просьбой хотя бы частично компенсировать установку пластиковых окон, нам отказали: «Вас никто не просил этого делать». И это говорят людям, которые по 10 лет проработали в ЖЭСах, — обижена таким отношением Татьяна.

— Потом стали дальше ремонтировать — туалеты были просто в жутком состоянии. На этаже установлено шесть унитазов, от общежития нам выделили на замену всего по одному на каждый этаж. Остальные покупали за свой счет, — вспоминает Дмитрий.

— В общежитии 100 жилых комнат, много семей с детьми и беременных женщин, — обстоятельно рассказывает Татьяна. — Как тут всем уместиться — в правом крыле на кухне всего одна плита! Разве возможно в таких условиях что-то приготовить? И при этом еще намекают: мол, не поднимайте шумиху, не суньтесь, куда не надо, иначе еще и холодильников, стиральных машин, микроволновок лишитесь — проводка старая и на всю эту технику не рассчитана. Но мы ведь живем в 21-м веке, тем более вы берете такие деньги за проживание — создавайте условия.

Больше всего беспокоят людей нешуточные суммы в ежемесячных платежках. Новоселы признаются, что если бы плата была стандартной, как в других общежитиях, они бы даже не заикались о каком-то ремонте и все сделали бы своими силами и за свои средства. Но раз за проживание троих человек в комнате на 18 «квадратов» берут миллион с копейками, то и результат этих вложений хочется видеть. Хотя справедливости ради стоит отметить, что кое-что все-таки делается: в коридорах и душевых поменяли окна, в женской душевой появились радиаторы отопления. Но, даже несмотря на это, душевые остаются самым страшным местом общежития.

В женской «бане» стоит нестерпимый запах протухшей плесени, вентиляция здесь не работает, все время душно и влажно. Потолок украшен россыпью отборной изумрудной плесени. «Моешься и все время ждешь, что штукатурка на голову может посыпаться. Такое уже было. И за себя, и за детей страшно. А работают здесь только три душа», — говорят люди.

В мужской ситуация получше — вентиляция исправна, но состояние помещения все равно отвратительное.

— А здесь мы умываемся по утрам: дети, мужчины, женщины — все месте, другого варианта просто нет. Коридорное общежитие… — сетует Татьяна. — Раковин с водой в комнатах нет, кружку помыть и то приходится бегать на кухню. Вокруг разруха, и за это мы платим миллион в месяц.

Жильцы 18-метровых комнат показывают свои платежки. В них действительно значатся впечатляющие цифры, расходы на содержание общежития «тянут» на 658 тысяч рублей:

— Вон неподалеку точно такое же общежитие, и там люди за комнату платят 270 тысяч. А мы чем отличаемся?! Нас пытаются убедить: у вас работают уборщицы и вахтеры. Но, простите, в каких общежитиях их нет? Что за глупости? Потом убеждают: вы пользуетесь нашими плитами и унитазами. А где по-другому? Что за детские отговорки?

Вообще непонятно, куда уходят деньги, — сомневается в прозрачности расходования средств еще одна жительница пятого этажа Оксана. — Платим за «квадрат» в общежитии коридорного типа как за полноценную арендную квартиру со своей кухней, туалетом и ванной. Я смотрела: 1 200 000 арендная «однушка» и миллион с копейками эта комнатка — как такое может быть? Все нам рассказывают про убытки, про покупку моющих средств на 28 миллионов, но точно разложить по полочкам, что и куда перечисляется, никто не хочет. 60 миллионов каждый месяц — вот примерная сумма, которая уходит на содержание общежития. Как-то очень круто.

— Если бы это было семейное или блочное общежитие, никто бы не возмущался. Или если бы мы платили меньше, тоже все бы помалкивали и сами ремонтировали места общего пользования. Но платить за все мы не потянем. Сантехнику и плиты сюда купили самые дешевые, а в ответах на наши запросы пишут так, будто каждый месяц здесь делают закупки самого современного оборудования. Мы уже не знаем, куда и обращаться, — нас все игнорируют. Если бы знали, что так будет, наверное, остались бы жить на съемных квартирах и никуда не переезжали, — сокрушается Татьяна.

У общежития есть арендаторы

Исполняющий обязанности главы администрации Заводского района Юрий Кочерго на проблемы жильцов отреагировал сдержанно: «Плата за основные жилищно-коммунальные услуги включает в себя плату за техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт, коммунальные услуги. Дополнительными услугами в общежитии являются обеспечение пропускного режима, обеспечение соблюдения проживающими правил внутреннего распорядка, предоставление в пользование, обслуживание и ремонт газовых плит, санитарно-технического оборудования и мебели в местах общего пользования, обеспечение надлежащего санитарного содержания мест общего пользования (ежедневная уборка). Согласно пункту 50 постановления Совета министров Республики Беларусь №269 от 5 апреля 2013 года, плата за дополнительные услуги, предоставляемые проживающим в общежитии гражданам, осуществляется исходя из фактических затрат на оказание этих услуг».

Хотите рассказать о своем общежитии — о трудностях, с которыми приходится сталкиваться, и радостях, которые делите с соседями, — пишите на ok@onliner.by.

Читайте также: