Фотофакт: во время реконструкции Молодежного театра в Минске обнаружены черепа
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
141
09 октября 2015 в 14:16
Автор: Оксана Красовская

Бдительные горожане не упустят ни одной детали. Twitter-пользователь под именем Vladimir Evsei взбудоражил интернет фотографией двух черепов и припиской к ней: «При реконструкции театра молодёжи что-то нашли». Действительно, здание Молодежного театра и прилегающая к нему территория сейчас переживают масштабную реконструкцию (актеры пока выступают по адресу Козлова, 17).

Красивое послевоенное здание подвергли серьезной «обработке» — переделывают все: от пола до потолка. Артисты и руководители сами не знают, как скоро смогут вернуться в родные стены, но полагают, что произойдет это не раньше следующего года. А пока рабочие стараются привести в порядок все пространство и заодно извлекают из земли пугающие «экспонаты». Впрочем, как утверждают знатоки истории Минска, в данной находке нет ничего удивительного:

— Рядом с тем местом, где сейчас располагается здание театра, еще с дореволюционного времени находится православная церковь, при которой, как водится, было свое кладбище. Нынешний Сторожевский сквер — не что иное, как старое Сторожевское кладбище. Оно официально действовало до конца 30-х годов прошлого века, правда, захоронения велись и в Великую Отечественную войну. В советское время кладбище перенесли, а на его месте построили типовой кинотеатр по проекту Зои Брод. Кинотеатр позже превратился в Молодежный театр. Сами понимаете, что перенос могил мог быть выполнен не очень тщательно — к тому же наверняка не над всеми захоронениями сохранились кресты и надгробные камни. Совсем старые могилы, скорее всего, просто не нашли. Поэтому ничего странного и удивительного в такой находке нет.

Автор: Оксана Красовская
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
09.10.2015 в 14:17
Опана, ну и кого это у нас откопали?)
09.10.2015 в 14:18
Весь послевоенный Минск был построен на костях...
09.10.2015 в 14:18
Какие милые черепа, прелесть!!!)))
09.10.2015 в 14:18
Тутэнхамом это ты ?)
09.10.2015 в 14:19
Это строители, которые филонили и плохо работали.
09.10.2015 в 14:19
Тутэнхамом это ты ?)
"s.i.d.":

Ага, с Египта к нам сбежал)))
09.10.2015 в 14:19
Трупы? Труппа!
09.10.2015 в 14:20
"Бедный Йорик"
09.10.2015 в 14:20
то-то меня туда не тянет...
09.10.2015 в 14:21
Для репетиции реплики: "Бедный Йорик" подойдет.
09.10.2015 в 14:22
Всего лишь реквизит. Театр же)
09.10.2015 в 14:23
то-то меня туда не тянет...
"korshun1":

А мне нравится ходить в театры
09.10.2015 в 14:23
Бедные Йорики )))
09.10.2015 в 14:23
Реквизит "гамлета"
Ну и что, нас всех когда-нибудь найдут!
09.10.2015 в 14:27
Наплевательское отношение к своей истории и предкам, ведет к деградации нации.
09.10.2015 в 14:28
Бедный Ёрик(
09.10.2015 в 14:28
Весь мир - театр...
09.10.2015 в 14:29
На костях, эх, живем.
09.10.2015 в 14:29
Бедный Йорик!
09.10.2015 в 14:30
это бедный Йорик!
09.10.2015 в 14:31
Я знал его(с)
09.10.2015 в 14:31
Бедный Йорик ;(
09.10.2015 в 14:32
А белорусский рубль на откопали?
09.10.2015 в 14:32
ЙОРЫК?)))
09.10.2015 в 14:33
Бедный Йорик...
09.10.2015 в 14:33
Судя по черепу слева, было произведено вскрытие трупа.
09.10.2015 в 14:34
Бедный Ерик
09.10.2015 в 14:34
Бедный Йорик?
09.10.2015 в 14:34
Йорик?
09.10.2015 в 14:35
бедный Йорик
09.10.2015 в 14:35
Бедный Йорик
09.10.2015 в 14:35
Они если на спектаклях попкорн и чипсы.
09.10.2015 в 14:35
йорик побеждает в комментариях)
09.10.2015 в 14:36
бедный Ёрик.....
09.10.2015 в 14:36
Может это родственник кого то из вас остроумные дебилы народ забыл что такое род...
09.10.2015 в 14:39
Быть или не быть
09.10.2015 в 14:39
Наплевательское отношение к своей истории и предкам, ведет к деградации нации.
"Vin-Tik":

Согласен. Половина старого города стоит на кладбищах, а в послевоенном Минске при строительстве вовсю использовались надгробные плиты....Не секрет, что в районе ЦУМа было католическое кладбище, в районе Кальварийской - еврейское и православное, район Бобруйской - тоже на костях....Ну и так далее. Посмотрите старые карты города.
09.10.2015 в 14:42
Наплевательское отношение к своей истории и предкам, ведет к деградации нации.
"Vin-Tik":

Согласен. Половина старого города стоит на кладбищах, а в послевоенном Минске при строительстве вовсю использовались надгробные плиты....Не секрет, что в районе ЦУМа было католическое кладбище, в районе Кальварийской - еврейское и православное, район Бобруйской - тоже на костях....Ну и так далее. Посмотрите старые карты города.
"well_well":

земля - планета мёртвых ) если посчитать сколько людей захоронено на нашей планете то это в туеву тучу раз больше чем живет на ней счас.
09.10.2015 в 14:43
Достроят-забудут - нет что б грамотно эксгумировать и перезахоронить..
09.10.2015 в 14:44
привет из 90-х???
09.10.2015 в 14:44
походу это пропавшие Гончар и Красовский...
09.10.2015 в 14:47
Прописное не вырубишь топором
Пляски на костях
09.10.2015 в 14:48
там было старое кладбище
09.10.2015 в 14:48
Предствил свою голову. ПТЮФУ.
09.10.2015 в 14:48
Сквер на углу проспекта Машерова и улицы Сторожевской будет хранить память об исчезнувшем с карты Минска предместье Сторожевка. С 1797 по 1964 год здесь располагалось городское кладбище Сторожевское. В центральной его части в 1847 году возвели церковь Марии Магдалины, которая сохранилась до сих пор.(c) Интернет
09.10.2015 в 14:51
Сквер на углу проспекта Машерова и улицы Сторожевской будет хранить память об исчезнувшем с карты Минска предместье Сторожевка. С 1797 по 1964 год здесь располагалось городское кладбище Сторожевское. В центральной его части в 1847 году возвели церковь Марии Магдалины, которая сохранилась до сих пор.(c) Интернет
"Алексей.М":

во точно, крутой комент
09.10.2015 в 14:56
молодежь прошлого века
09.10.2015 в 14:56
"Бедный Йорик"
"berchik":

Для репетиции реплики: "Бедный Йорик" подойдет.
"barabass1983":

Бедные Йорики )))
"Pooja":

Бедный Ёрик(
"Paratov":

Бедный Йорик!
"denis_harper":

это бедный Йорик!
"digu1979":

Бедный Йорик ;(
"Mih-Mih":

ЙОРЫК?)))
"Рожденный:

Бедный Йорик...
"calipso":

Бедный Йорик?
"donAspeed":

Йорик?
"Iron_Fist":

бедный Ёрик.....
"slava2506":

Сколько еще знатоков Шекспира отпишется?
09.10.2015 в 14:57
Бедный ёрик!!!
09.10.2015 в 14:57
Один из черепов явно женский. Причем - молодой женщины.
09.10.2015 в 15:07
эхо войны или 90-х
09.10.2015 в 15:08
Сторожёвский рынок тоже на месте кладбища был.
09.10.2015 в 15:13
земля - планета мёртвых ) если посчитать сколько людей захоронено на нашей планете то это в туеву тучу раз больше чем живет на ней счас.
"wowanec":

Но не везде такое неуважительное отношение к ушедшим в мир иной.
Лычаковское кладбище во Львове - пример диаметрально противоположного отношения к предкам...Правда, и его сейчас перекрасили в жовто-блакитные цвета....Но хоть старину не трогают.
Военное кладбище в Минске на Берестянской, Антакальнисское кладбище в Вильнюсе...
Есть ведь нормальные примеры....
А вот о Сторожевском здесь хорошо написано....
09.10.2015 в 15:14
Ёрики?
09.10.2015 в 15:18
актеры
09.10.2015 в 15:19
Бедный ёрик
09.10.2015 в 15:21
Ёрика я знаю. а второй кто??
09.10.2015 в 15:22
Один из черепов явно женский. Причем - молодой женщины.
"ZUM":

Причем незамужней
09.10.2015 в 15:24
Гамлет, ты?
09.10.2015 в 15:25
Реквизит из театра?
09.10.2015 в 15:30
"Бедный Йорик"
"berchik":

Для репетиции реплики: "Бедный Йорик" подойдет.
"barabass1983":

Бедные Йорики )))
"Pooja":

Бедный Ёрик(
"Paratov":

Бедный Йорик!
"denis_harper":

это бедный Йорик!
"digu1979":

Бедный Йорик ;(
"Mih-Mih":

ЙОРЫК?)))
"Рожденный:

Бедный Йорик...
"calipso":

Бедный Йорик?
"donAspeed":

Йорик?
"Iron_Fist":

бедный Ёрик.....
"slava2506":

Сколько еще знатоков Шекспира отпишется?
"1654004":

Ромео и Джульетта
09.10.2015 в 15:32
Быть или не быть! ))))
09.10.2015 в 15:37
"Бедный Йорик"
"berchik":

Для репетиции реплики: "Бедный Йорик" подойдет.
"barabass1983":

Бедные Йорики )))
"Pooja":

Бедный Ёрик(
"Paratov":

Бедный Йорик!
"denis_harper":

это бедный Йорик!
"digu1979":

Бедный Йорик ;(
"Mih-Mih":

ЙОРЫК?)))
"Рожденный:

Бедный Йорик...
"calipso":

Бедный Йорик?
"donAspeed":

Йорик?
"Iron_Fist":

бедный Ёрик.....
"slava2506":

Сколько еще знатоков Шекспира отпишется?
"1654004":

Это не знатоки Шекспира, а попугаи
09.10.2015 в 15:38
бедный Ёрик и тут его дастали((
09.10.2015 в 15:45
бедный йорик)))
09.10.2015 в 15:45
Весь послевоенный Минск был построен на костях...
"xapyga":

Если вспомнить, сколько лет человечеству - весь мир, так или иначе, построен на костях.
09.10.2015 в 15:48
бедный Йорик!
09.10.2015 в 15:56
Весь послевоенный Минск был построен на костях...
"xapyga":

Если вспомнить, сколько лет человечеству - весь мир, так или иначе, построен на костях.
"rite4all":

Моя мама тоже так говорит
09.10.2015 в 16:11
трудно сказать точнее, но кладбище ликвидировалось примерно в 1973-1975 годах. Ликвидировалось очень просто- у кого родственники остались- перезахоронили, а потом просто под бульдозер, могильные камни предварительно вывезли.
09.10.2015 в 16:19
Практически ничего не перезахоранивали, просто убрали кресты с могил. Когда корабли котлован при прокладке теперешней улицы Сторожевской, гобы в земле были в несколько уровней. Экскаватор цеплял их ковшом, крошил и грузил вместе с землёй в самосвалы.
09.10.2015 в 16:20
Сквер на углу проспекта Машерова и улицы Сторожевской будет хранить память об исчезнувшем с карты Минска предместье Сторожевка. С 1797 по 1964 год здесь располагалось городское кладбище Сторожевское. В центральной его части в 1847 году возвели церковь Марии Магдалины, которая сохранилась до сих пор.(c) Интернет
"Алексей.М":


Так еще в конце 70х прошлого века там надгробья были! помню нас гулять туда в детском саду водили, сам видел одиночные могильные камни и каменные кресты среди кустов (не сваленные, а стоящие в земле) - видимо не все пренесли.
09.10.2015 в 16:24
Весь послевоенный Минск был построен на костях...
"xapyga":

За все тысячи лет развития человечества сложно найти землю без костей...
09.10.2015 в 16:26
Практически ничего не перезахоранивали, просто убрали кресты с могил. Когда корабли котлован при прокладке теперешней улицы Сторожевской, гобы в земле были в несколько уровней. Экскаватор цеплял их ковшом, крошил и грузил вместе с землёй в самосвалы.
"Slava":


Так и сам дом Сторожовская, 8 на костях построен.... Часто по работе общался с разными людьми, там проживающими - многие говорили, что среди жильцов много суицидов.
09.10.2015 в 16:30
ХМ, странно в Минске черепа. кто-то не досчитался нескольких голов
09.10.2015 в 16:30
Практически ничего не перезахоранивали, просто убрали кресты с могил. Когда корабли котлован при прокладке теперешней улицы Сторожевской, гобы в земле были в несколько уровней. Экскаватор цеплял их ковшом, крошил и грузил вместе с землёй в самосвалы.
"Slava":

Именно. Большевики очень наплевательски отнеслись к прошлому города. Именно в 70-е годы. Точно то же самое было, когда демонтировали старинное еврейское кладбище на Клары Цеткин и Михаила Гебелева (интересно, многие ли тут в курсе, кто это такой и почему именно эта улица названа его именем?). Просто срыли старинные камни и сделали сквер. Но старые деревья еще помнят, что там было на самом деле.
Лютеранское кладбище в районе Розы Люксембург тоже было превращено в парк. Дети, которые тогда играли в футбол, помнят кости, торчавшие из-под земли, которые большевики плохо засыпали.
Такая же судьба была уготована и военному кладбищу, но на нем продолжали хоронить еще после войны (например, жертв страшного детского утренника 1949 что ли года, когда в нынешнем гостином дворе на пл. Свободы загорелась елка, и на мероприятии присутствовали маленькие дети тогдашних чиновников, вынужденные прыгать с третьего этажа), а позже к покойникам присоединились Якуб Колас, Янка Купала, и кладбище решили оставить. На нем похоронено очень много интересных людей...
09.10.2015 в 16:34
[censored]
09.10.2015 в 16:38
Кладбище там было. Вроде бы даже православное. А чуть дальше, там, где гостиница Беларусь - было кладбище татарское. Прям на его месте сама гостиница и стоит.
09.10.2015 в 16:38
Бедных Ериков откопали:)
09.10.2015 в 16:48
Практически ничего не перезахоранивали, просто убрали кресты с могил. Когда корабли котлован при прокладке теперешней улицы Сторожевской, гобы в земле были в несколько уровней. Экскаватор цеплял их ковшом, крошил и грузил вместе с землёй в самосвалы.
"Slava":

Очень похоже, что так. Жил именно в этом сквере в 82-86гг. Будучи совсем ребенком, помню, как строили "Беларусь" и кругом парка все было раскопано. Черепа и кости иногда валялись просто в грязи. А театр этот был замечательным кинотеатром "Спартак".
09.10.2015 в 16:50
Бедный Ерик
09.10.2015 в 17:04
Реквизиты с гамлета?
09.10.2015 в 17:17
Это то,что осталось от неблагодарных зрителей,жравших попкорн во время спектакля
09.10.2015 в 17:23
Бедный Йорик...
09.10.2015 в 17:53
Я в Турове находил черепа и кости немецких солдат. Неприятно очень.
09.10.2015 в 17:55
Потом удивляются почему неупокойные портят здоровье живым!
09.10.2015 в 18:19
Блин,некоторые зубы у черепа лучше чем у меня.((
09.10.2015 в 18:32
Вот такая молодежь теперь....
09.10.2015 в 18:34
студентам не всегда удавалось поесть, вот самые слабые и пропадали... я знал их, горацио))
09.10.2015 в 18:34
Черепа поверните и покажите дырки от наганов.
Сторожевское кладбище. Оно официально действовало до конца 30-х годов прошлого века, правда, захоронения велись и в Великую Отечественную войну.
09.10.2015 в 18:51
Когда копали улицу Сторожёвскую возле гостиницы Беларусь - разрыли старое кладбище. Так в те времена местные ребята черепами в футбол гоняла. И всем было хоть-бы что...... Сам видел.
09.10.2015 в 19:07
теперь там бродят злые духиииии)))
09.10.2015 в 19:56
вот уже где, "помнить надо"
человек лишь набор атомов и не более. и абсолютно пофигу, будут его там помнить или нет, и лежат ли кости в земле или еще где
09.10.2015 в 20:10
Готишненько так выходит, идешь гулять в сквер, а по итогу гуляешь по кладбищу.
09.10.2015 в 21:50
Сквер на углу проспекта Машерова и улицы Сторожевской будет хранить память об исчезнувшем с карты Минска предместье Сторожевка. С 1797 по 1964 год здесь располагалось городское кладбище Сторожевское. В центральной его части в 1847 году возвели церковь Марии Магдалины, которая сохранилась до сих пор.(c) Интернет
"Алексей.М":

Церковь не сохранилась, а отстроена заново. Она была разрушена. Кстати недалеко на Червякова- немецкое кладбище времен первой мировой. Вообщем почти весь район Червякова стоит на костях.
09.10.2015 в 21:56
Здесь не обошлось без НКВД...
09.10.2015 в 22:01
Черепная коробка срезана, будто вскрытие проводили, и надет на фрагмент лицевого скелета (выглядит так, не родным, а с чужого черепа (череп №3)), а уже теменно-височная область 1-го черепа - лежит рядом. За ним - второй хорошо сохранившийся череп. Итого, фрагменты 3-х людей?
09.10.2015 в 22:25
"Бедный Йорик"
"berchik":

бедные
09.10.2015 в 22:36
Вот новость! Давно известно было, что театр построили на территории кладбища времен первой мировой войны. Антон Остапович (глава добровольного общества охраны памятников архитектуры) изначально выступал против земляных работ на территории кладбища, т.к. это запрещено законом РБ. Вот расширяли территорию и откопали. Так что это не новость, а печальная действительность.
09.10.2015 в 22:43
Верните реквизит, паразиты, Гамлету некому монологи читать!
09.10.2015 в 23:08
Такая же судьба была уготована и военному кладбищу, но на нем продолжали хоронить еще после войны (например, жертв страшного детского утренника 1949 что ли года, когда в нынешнем гостином дворе на пл. Свободы загорелась елка,

Было дело: там на военном кладбище что на Козлова есть общая могила (рядом со входом), там захороненно десятки человек (на плите там целый поимённый список) из этой новогодней ёлки, много людей сгорело, как говорила моя покойная бабушка у которой похороненна в этой могиле приёмная дочка (моя получается тётя) все обгорели так что в гроб ложили по пять человек. Не знаю что там был за детский утренник, но ей было вроде лет 18.
10.10.2015 в 0:11
Кладбище там было. Вроде бы даже православное. А чуть дальше, там, где гостиница Беларусь - было кладбище татарское. Прям на его месте сама гостиница и стоит.
"His_Divine_Shadow":

Да, холм был большой. Мы пацанами на великах по нему между надгробных плит гоняли. Типа слалом. А вот когда его начали раскапывать под улицу, на черепа и кости бегали смотреть. Их реально ковшами в машины грузили. Но что самое интересное. Очень много находили там немецкой посуды из фарфора с свастикой. В основном побитые блюдца и тарелки.
10.10.2015 в 0:34
Да им на вид лет 40-50,какие 30-ые годы?
10.10.2015 в 0:46
СИМВОЛИЧНО!!! ТЕПЕРЬ НАДО ПОСТАВИТЬ ЧТО-НИБУДЬ ПО ШЕКСПИРУ
10.10.2015 в 2:45
Да им на вид лет 40-50,какие 30-ые годы?
"стакан777":

Натуральная природа, хорошо сохранились!
10.10.2015 в 8:26
Он же на костях стоит,это же еврейское старое кладбище,я знаю точно,я гулял там 35 лет назад и видел на идиш камни с подписями усыпальные
10.10.2015 в 9:33
доисторический белорусотек))))
10.10.2015 в 10:19
вот это и есть коренные минчане
10.10.2015 в 11:44
На прекрасном месте построили "МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР"
10.10.2015 в 12:32
Какие милые черепа, прелесть!!!)))
"xapyga":

Под пепельницу как раз
10.10.2015 в 14:03
еще в 80-е там везде надгробия в беспорядке лежали, а при строительстве гостиницы и улицы сторожевской из земли было извлечено и вывезено на свалку множество останков, так что ни кто это кладбище никуда не переносил.
10.10.2015 в 14:55
когда холм срезали для прокладки дороги, там и не такое было :)
10.10.2015 в 15:30
Мимо проезжала постоянно со странным чувством... В последний раз так же что меня заставило обратить свой взор. Интересное чувство.
10.10.2015 в 18:32
Это предыдщая молодеж засиделась ...
10.10.2015 в 19:27
Ёрика я знаю. а второй кто??
"EliotM":

его брат, наверное
10.10.2015 в 22:34
дорогие друзья, это очень ужасно, ужасно что такое происходит в наше время, и куда только смотрит ОМОН
11.10.2015 в 0:31
видать стоматологи или пломбировочный материал был лучше в те времена
11.10.2015 в 1:20
Кстати недалеко на Червякова- немецкое кладбище времен первой мировой
"Korybut":

Не знаю кто и с какого перепугу решил, что оно "немецкое"...
Недалеко от бывш. кинотеатра "Спартак" находится мемориал в честь солдат и офицеров-участников Первой мировой войны, погибших и умерших от ран и похороненных на Минском братском военном кладбище (1915-1920) . Всего было захоронено около 5000 человек. На табличках имена, известные из списков
Погребено: Офицеров и Классных Чинов – 33 (изначально 41)
Сестра милосердия – 1
Частное лицо - 1
Нижних чинов православного вероисповедания – 1769
Нижних чинов евангелическо-лютеранского вероисповедания (4-й участок) – 44
Нижних чинов католического вероисповедания (8-й участок) – 107
(всего нижних чинов – 2145, всего похоронено известных поименно – 1955, похоронено всего - 2180
и некоторое количество неизвестных (
неизвестных нижних чинов - 225
).


Кроме того на части территории разрушенного в 30е годы кладбища в июле 1941 года располагался лагерь советских военнопленных, которых тоже немало погибло (умирало несколько сотен человек в день). Их имена и память вообще никак не увековечены.
11.10.2015 в 1:24
Он же на костях стоит,это же еврейское старое кладбище,я знаю точно,я гулял там 35 лет назад и видел на идиш камни с подписями усыпальные
"Dirk:

Еврейское кладбище (или скорее еврейский участок Сторожовского кладбища) было через дорогу - на нем построили гостиницу "Беларусь".
А с этой стороны было основная территория Сторожовского кладбища и церковь на нем (Марии Магдалены).
11.10.2015 в 8:56
очевидно что один из черепов перед смертью был очень удивлен!
11.10.2015 в 11:00
Один из черепов явно женский. Причем - молодой женщины.
"ZUM":

Причем незамужней
"EliotM":

Как вы это определили, мистер Хломс?
11.10.2015 в 11:01
Ааа, зубов посереди нету, ясно)))
11.10.2015 в 11:16
да это бутафорские для йорика
11.10.2015 в 15:32
вот где бандюки из 90-х
11.10.2015 в 16:36
работника закопали или подложили для поднятия рейтинга
11.10.2015 в 20:00
жуть
11.10.2015 в 22:07
Призраки театра
12.10.2015 в 9:33
Давно утеренный реквизит нашелся.
12.10.2015 в 10:02
Привет из 90-х...
12.10.2015 в 10:21
реквизит для "Гамлета"
12.10.2015 в 10:23
Совсем старые могилы, скорее всего, просто не нашли. Поэтому ничего странного и удивительного в такой находке нет.

И не удивляет что у одного из черепов было произведено снятие черепной крышки?
Все же не совсем уж и старые могилы выходит... А был ли вообще перенос могил?
12.10.2015 в 11:37
"В советское время кладбище перенесли". Хаха три раза. Никто не переносил ничего, по воспоминанием очевидцев кладбище просто вскопали. Censored!
12.10.2015 в 11:39
поправьте меня, если я не права, но это же Бедный Йорик!
12.10.2015 в 11:47
Отличный реквизит в театр :)
12.10.2015 в 13:06
театр на кладбище. сколько лет его уже реконструируют? 10? 15?
12.10.2015 в 13:59
Ну так там раньше кладбище было...
12.10.2015 в 19:49
Опа....! Реквизит театральный нашелся
12.10.2015 в 23:57
"Бедный Йорик"
"berchik":

Я знал его, Горацио. Великий был шютник...
13.10.2015 в 7:15
гончар, захарченко из 94-96
13.10.2015 в 16:27
Только варвары строят увеселительные заведения на кладбищах.
14.10.2015 в 11:38
специалистов из сериала "Кости" надо вызвать