$300 миллионов за забором: что думают о строительстве второй взлетно-посадочной полосы те, кто будут жить в 500 метрах от нее

 
05 мая 2015 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков

Государство в очередной раз замахнулось на строительство второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск. На этот раз серьезно. Вообще, разговоры о необходимости возведения новой искусственной площадки ведутся так давно, что легче вспомнить времена, когда об этом и не помышляли, чем пересчитать все этапы переговоров и попытки привлечь инвесторов, в том числе из такого далекого и непременно дружественного Китая. Да все как-то не складывалось: предполагаемые финансовые «союзники» оказывались чересчур меркантильными, своих средств не хватало, — и строительство дорогостоящего объекта откладывалось до лучших времен.

Последние предельно серьезные разговоры велись (а вместе с ними ставились и крайние сроки) еще за несколько лет до начала чемпионата мира по хоккею в Минске. Тогда чиновники очень переживали: негоже гостям, приезжающим в «лакированную» столицу, видеть полосу не первой свежести. Со строительством все-таки не срослось, а болельщики и хоккеисты, прилетевшие со всего света в Беларусь, даже не заметили, что площадка протяженностью почти четыре километра изрядно подустала.

И вот давней идее, правильность и нужность которой очевидна, дают новую попытку. Если еще лет пять назад строительство сдерживалось нехваткой средств, а Департамент по авиации и весь Минтранс нацеливали на привлечение инвестора, то на этот раз рискнули обойтись своими силами. Проанализировав опыт переговоров и предлагаемые условия, высшие государственные чины решили ужаться, выкрутиться, но найти деньги внутри страны.

В конце марта президент подписал указ №137, в котором были оговорены в том числе условия реализации проекта по строительству в Национальном аэропорту Минск взлетно-посадочной полосы. Выяснилось, что проект будет воплощен в жизнь за счет средств бюджета, государственного внебюджетного фонда гражданской авиации и внебюджетного централизованного инвестиционного фонда Минтранса. Также планируется привлечь собственные средства Национального аэропорта Минск и банковские кредиты.

За сложными формулировками читается главное: речь идет об очень и очень впечатляющих суммах. Министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак на одной из пресс-конференций конкретизировал: уложиться получится в $300 млн, проектные работы по объекту уже начаты.

— Наличие белорусского подрядчика позволяет нам выполнять подготовительные работы в этом году — перенос небольшой речушки, газопровода, водопровода, — уточнял Анатолий Сивак.

Согласно планам, возведение новой площадки должно завершиться до 2019 года и позволит «максимально вовлечь в реализацию проекта строительные и промышленные организации страны и создать наилучшие условия для соблюдения экономических интересов Беларуси».

Как и полагается в таких случаях, предстоящее строительство второй взлетно-посадочной полосы вынесли на общественное обсуждение. На сайте Национального аэропорта «висит» уведомление о «слушаниях», которые продлятся ровно 30 календарных дней с момента опубликования информации в популярной газете «Край Смалявіцкі».

«Проектируемая вторая искусственная взлетно-посадочная полоса будет располагаться параллельно существующей полосе и удалена от нее на расстояние около 1,8 км. Ближайшими прилегающими населенными пунктами к проектируемому объекту являются д. Шеметово с северо-востока, садоводческое товарищество „Шеметово“ (330—950 м) с востока, д. Пятилетка с юга», — говорится в официальных источниках. Корреспонденты Onliner.by решили побеседовать с дачниками, владения которых, если все пойдет по плану, уже через три-четыре года будут практически вплотную прилегать ко второй полосе.

Поездка в садовое товарищество «Шеметово» из центра города занимает не много времени: одна из лучших трасс (которая к тому же почти всегда свободна) в круглосуточном распоряжении дачников. У самого аэропорта, пока ищем верный путь, успеваем заметить, как в высокое понедельничное небо взлетает самолет. Следующие звуки старта мы отметим лишь где-то минут через сорок.

По сносной двухполосной дороге добираемся до Шеметово — по-настоящему чудесного и тихого места, почти со всех сторон окруженного хвойным лесом. Заядлые дачники уже заняли свои позиции, на посту и строители, возводящие новые дома в садовом товариществе. О предстоящем грандиозном строительстве люди, конечно же, знают, успели не раз обсудить все друг с другом и семьей.

— Первое время мы говорили об этом много и остро, — вспоминает один из дачников. — Даже на телевидение пытались выходить. А что толку? Разве мы можем как-то повлиять на ситуацию? Сколько уже было примеров: химзаводы менее чем в 10 километрах от населенных пунктов строили, хотя люди и были категорически против, собирались, обсуждали, документы отправляли.

Вы же сами понимаете, откуда эти идеи идут. Если хочешь конфликта — он будет. Но решение не изменится. Хотя, по большому счету, мы, дачники, сами не хотим отсюда никуда уходить. Они [власти. — Прим. Onliner.by] предложили земельные участки взамен где-то в деревне, за Шеметово — мол, приезжай и там работай. Но там земли плохие — одни пески, а тут еще более или менее. Кроме того, здесь все свое, родное, строилось годами.

— Как бы то ни было, мы люди законопослушные и должны подчиняться закону и государству. Раз правительство решило, что это для нашего блага, может, так оно и есть. Мы со своей высоты многого можем не видеть. А если это все правильно будет построено, по нормам, с защитой, тогда какие вопросы? Сами знаете: если все делают так, как нужно, — проблем нет, — оптимистично говорит мужчина.

Проектируемая взлетно-посадочная полоса, вызвавшая столько пересудов среди дачников, наверняка взволновала и работников сельского хозяйства. Учитывая местную географию, под ее строительство будут отведены (страшно подумать!) тщательно оберегаемые земли сельхозназначения. Вдогонку пойдет официально разрешенный для «подрезания» лес.

«Строительство второй искусственной взлетно-посадочной полосы с возможностью приема самолетов А-380 осуществляется для создания благоприятных перспектив развития гражданской авиации Республики Беларусь, увеличения потенциала государства в области оказания качественных авиатранспортных услуг. Необходимость строительства второй взлетно-посадочной полосы обусловлена техническим состоянием существующей полосы, характеризующейся выработкой своего ресурса. Строительство позволит расширить географию полетов, более активно включиться в систему международных грузо- и пассажироперевозок», — бодро рапортуют чиновники. Их точку зрения разделяют и некоторые «возделыватели» огородов.

— Полоса нужна, кто ж спорит, — рассказывает женщина, родственники которой работают в аэропорту. — Других вариантов нет. Одного боимся — что участок могут закрыть, раз керосин здесь, звуковое воздействие… Но мы же тут три-четыре часа в день, так что на нас это все сильно не повлияет. А самолеты и сейчас летают — даже с учетом того, что полоса еще там, а не под боком. Но мы уже привыкли.

Вот когда ТУ-134 летал, то шум был, а «Боинги» — тихие и спокойные, совершенно не мешают. Как по плану, то до 2019 года полосу должны построить, но у нас же любят пятилетку за два года завершить. Так, может, и раньше сдадут. Тогда и наша судьба будет решаться, и выделение других участков. А пока ничего не слышно.

Да и не прямо же за забором она у нас будет. Хоть и пишут, что в 330 метрах, — там же от ограждения приличное расстояние, рулежные дорожки, строительный комплекс и все, что необходимо. Лес, понятно, хоть и частично, но вырубят, тогда шум, наверное, увеличится: деревья все-таки многое гасят.

Опасения женщины, что придется съехать с насиженного места, не напрасны. На 171-й странице размещенного на сайте аэропорта отчета под названием «Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности» прописано: «Сделан вывод о целесообразности рассмотрения вопроса ликвидации садового товарищества „Шеметово“ ввиду невозможности соблюдения нормативных уровней шума. Ранее разработанная градостроительная документация предусматривает вынос садового товарищества на втором этапе реализации проекта». Хотя даже сейчас, несмотря на неопределенное будущее, в садовом товариществе, по словам женщины, продолжают покупать участки.

В отличие от соседки по улице, верящей в стахановские темпы работ, Игорь Васильевич настроен более умиротворенно. Пенсионер много повидал на своем веку и знает, что и в какой последовательности у нас делается. В садовом товариществе «Шеметово» мужчина начал обустраиваться еще с 1990 года.

— Когда только зашла речь о строительстве, мы писали коллективное письмо — ответили, что нас не затронут и лесополоса останется на месте. А ведь изначально разговор шел о том, что все деревья вырубят. К тому же обещали, что и нас сносить будут.

Не мешают ли самолеты? Так их летает три в день, е-мое! Как они мешать будут? Тут даже не дело привычки — их настолько мало, да и не над нами кружат, а в стороне. Такой тишины в городе нет: только птички поют. Вот когда был Советский Союз, тогда летали постоянно, была интенсивность. Сейчас уже не то. Мы на них даже внимания не обращаем: это ж не Домодедово и не Шереметьево.

Единственное ЧП, которое я могу вспомнить, — это когда в конце восьмидесятых при взлете разбился самолет. С тех пор вообще ничего не было. А насчет перспектив и стройки: имея столько материальных средств, сколько имеем мы, хорошо если через 20 лет построят.

Вы ж посмотрите: уже лет 15 говорят о том, что авиаремонтный завод надо из Минска сюда вынести. И что? Пока никто палец о палец не ударил. Участки ни у кого не забирают. Да и начнут ли что делать? Экономика стоит, заводы стоят, людей сокращают, дышит все еле-еле — как потянуть строительство на миллионы? Не до него сейчас.

Как по мне, то сначала бы интенсивность движения наладить. А то с таким количеством полетов вторая полоса нам нужна, как мертвому припарка. Самолеты А-380 и на ту полосу сесть смогут, лишь бы они прилетели сюда вообще. В основном же все летят через Москву: в любую точку мира напрямую можно добраться, — рассуждает пенсионер.

Сомнения Игоря Васильевича вполне обоснованны, однако в верхах утверждают, что вторая взлетно-посадочная полоса нужна в первую очередь как «подменка»: пока на первой будет вестись капремонт, вторая станет принимать воздушные суда. Согласно расчетам, строительство новой полосы должно перейти от теоретической к практической части уже в следующем году. Найдутся ли $300 млн на возведение новой площадки, покажет только жизнь.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by