Жители Заводского и Октябрьского районов Минска в недоумении и возмущении: им приходят две квитанции за оплату одной услуги — техобслуживание ЗПУ, попросту говоря за пользование домофоном. Что это? Ошибка программиста, халатность работников? Оказалось, что столичное управление жилищного хозяйства поставило перед собой амбициозные задачи по наращиванию объемов платных услуг населению путем перевода домофонных систем на обслуживание в ЖЭСы. Коммерческие организации не желают сдавать позиции, а крайним в этой схватке оказалось то самое население, о котором все заботятся.
«Больше десяти лет назад в нашем подъезде коммерческая организация установила домофоны, и претензий к ее работе у нас не было, — рассказывает Тамара Станиславовна, проживающая на улице Ташкентской в доме №26, корпус 3. — В прошлом году работники ЖЭСа обошли квартиры и предложили перейти к ним на обслуживание. Мы согласились. Однако этот шаг ухудшил наше положение: в стоимость абонентской платы частной фирме входил ремонт домофона, замена деталей, а ЖЭС выставлял за это отдельный счет».
Поэтому, по словам Тамары Станиславовны, «в ноябре прошлого года жильцы нашего подъезда провели собрание, на котором приняли решение о возвращении на обслуживание в коммерческую организацию. Протокол собрания направлен всем заинтересованным сторонам. И если частная фирма выполняет свои обязательства, то ЖЭС-28 Заводского района Минска до сих пор не ответил на наше письменное обращение, датированное 1 декабря 2014 года. А с февраля мы начали получать жировку с суммой за обслуживание домофона ЖЭСом, а частная фирма шлет отдельное извещение. К последней у нас нет претензий, потому что она фактически обслуживает домофон. ЖЭС наши обращения просто игнорирует за наши же деньги».
У Юлии, проживающей в доме №2 по улице Асаналиева, похожая история:
«У меня заключен договор на обслуживание домофона с частным предприятием, к работе которого у меня нет нареканий. Получив две жировки на оплату технического обслуживания ЗПУ — от ЖЭСа и предприятия, я обратилась за разъяснениями в ЖРЭО. Мне пояснили, что якобы 51% жильцов нашего подъезда согласились перейти на обслуживание в ЖРЭО и что теперь я, входящая в остальные 49%, обязана платить ЖРЭО. При этом мне не предоставили никаких документов, подтверждающих эти данные. Тогда я потребовала показать документ, на основании которого мне лично ЖРЭО производит начисления. Ответили мне в том духе, что, мол, семь тысяч — это столь незначительные деньги, что смешно ради них устраивать разбирательство, платите и все! Но ведь никакого договора на обслуживание домофона со мной лично ни ЖРЭО, ни ЖЭС не заключали, следовательно, никаких законных прав взымать с меня деньги они не имеют».
«Двойные начисления идут на те подъезды, которые находятся на обслуживании в ЖРЭО, а коммерческие организации пришли, бросили свои квитанции в почтовые ящики — сейчас мы разбираемся с ними», — сообщила начальник участка технического обслуживания и ремонта ЗПУ Октябрьского ЖРЭО г. Минска Елена Нестеренко.
«Платить жильцы должны по нашей жировке 7100 рублей. Домофонные системы — это дополнительные жилищно-коммунальные услуги, которые мы оказываем на конкурентной основе. Прежде чем жильцы переходят к нам на обслуживание, мы проводим собрание и при согласии 51% хозяев квартир заключаем договор, и решением большинства на обслуживание к нам переходит весь подъезд. Мы заключаем с каждым жильцом индивидуальный договор, чтобы он был информирован о том, кто оказывает услугу и кому он платит. Коммерческие организации заключали один договор на весь подъезд. Раньше жильцы даже не знали, кто обслуживает домофоны, и они все равно обращались к нам».
— Действия работников ЖРЭО Заводского и Октябрьского районов, направленные на выполнение поставленной задачи, привели к юридическому казусу: жильцы не расторгли ранее заключенные договора с коммерческими организациями, но заключили договоры с ЖЭСами. Фактически облуживанием домофонов занимаются частные организации и, соответственно, выставляют счета. Их ведь никто даже не уведомил о том, что жильцы перешли на обслуживание в ЖЭСы, — поясняет ситуацию председатель ассоциации «Безопасный дом» Геннадий Захаров.