Льготники начали отказываться от участков под строительство домов из-за кризиса. Чиновник: «Люди брали землю в надежде перепродать ее в несколько раз дороже»

 
32 254
23 марта 2015 в 14:51
Источник: Юлия Лыткина, «Вечерний Гродно». Фото: Алексей Матюшков
Источник: Юлия Лыткина, «Вечерний Гродно». Фото: Алексей Матюшков
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

В этом году более ста гродненцев могут потерять участки для строительства дома, которые купили на аукционе или получили как нуждающиеся по очереди. Землеустроительная служба все делает по закону, забирая землю у тех, кто не рассчитал свои финансовые возможности: не начал стройку или не возвел стены в нужный срок. Однако владельцы участков говорят, что в нынешних условиях соблюсти сроки стало нереально, пишет «Вечерний Гродно».

В микрорайоне коттеджной застройки «Заболоть-2» ранним мартовским утром нет ни души. Проселочные дороги перекопаны, а где-то размыты грунтовыми водами. Проехать к участкам на легковушке непросто, почти километр приходится идти пешком. В грязи застревают даже грузовики.

Из-за холодной погоды с ноября по март строить дом невозможно, а замораживать стройку нет смысла. Пока ничего не делаешь — собираешь деньги, цены растут, и время проходит впустую. А условий, чтобы уложиться в сроки, практически нет. Например, за два года здесь до сих пор не провели электричество. Поэтому приходится ездить с генератором и тратить немало бензина, — говорит Денис — владелец участка, который он получил два с половиной года назад как нуждающийся в улучшении жилищных условий. — Сейчас финансовое положение намного хуже, чем раньше. Когда здесь все начинал, получал тысячу долларов. Сейчас зарплата упала в два-три раза, да и большинство стройматериалов подорожало. Если нет 20 тысяч долларов, стройку нечего и начинать.

По словам собеседника, работы, как и положено, он начал в годовой срок. Однако летом истекают три года, отведенные государством на возведение фундамента, стен и крыши. Пока у дома есть только стены. Чтобы вложиться в срок, придется начинать уже сейчас.

По закону, за год со дня получения государственного акта на землю необходимо разработать проект и приступить к стройке. Как рассказал начальник землеустроительной службы Гродненского горисполкома Андрей Кухтюк, большинство участков изымают у тех, кто получил землю, но за год возводить дом так и не начал:

Когда в 2009—2011 годах давали землю, многие и не думали о жилье. Они надеялись, что с проектом и фундаментом, законсервировав стройку, продадут участок в несколько раз дороже, чем вложили. Однако в 2012 году ввели запрет на отчуждение такой земли. Продать можно было только участки в частной собственности. В итоге у многих земля стала зарастать бурьяном.

Если землеустроительная служба выявит участок с нарушением законодательства, сразу его не заберут. Сначала землепользователь получит предписание, чтобы в месячный срок исправить ситуацию. Лишиться земли за нарушение условий договора купли-продажи смогут и те, кто купил ее с аукциона. Для этого землеустроительная служба обратится в суд, чтобы прекратить права владельца.

Чтобы ввести в заблуждение наших специалистов, некоторые наугад вбивают оси или бульдозером сдвигают плодородный слой. Кто-то за пару дней до проверки привозит на участок пару блоков. Что стройка не настоящая — видно сразу. Если заметно, что человек действительно приступил к работам, претензий к нему не будет, — замечает Андрей Кухтюк.

По его словам, уже есть те, кто сам отказывается от участков, потому что в нынешней ситуации не в силах «построиться». За февраль и март по собственному желанию от земли уже отказался 21 гродненец.