Забытая земля: «Ощущение, будто живем не в новостройках в Колодищах, а в разрушенном Сталинграде 1943 года: нет дорог, тротуаров и освещения»

 
38 860
239
05 марта 2015 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков

Еще недавно пристоличный район Колодищи у большинства минчан ассоциировался с невыразимой тоской и представителями той самой национальности, к которой так много вопросов у правоохранителей. Однако несколько лет назад ситуация начала в корне меняться. На месте бывших пустырей стали возводить пусть и бюджетные, но долевые высотки, многоэтажки постепенно заселялись людьми — жизнь «забурлила».

Правда, как признаются новоселы, в Колодищах все более или менее благополучно только на бумаге. В действительности же стоит только выйти за пределы обустроенных застройщиком дворов, как сразу же наткнешься на «тихий ужас». «Первооткрыватели» новых Колодищ поделились с Onliner.by своими бедами.

— В собственную квартиру мы переехали где-то полтора года назад, а люди в соседних домах — и вовсе в 2008—2009 годах, — рассказывает Павел. — За это время в плане благоустройства ничего сделано не было. Складывается ощущение, что новоселов отсюда, наоборот, выживают.

Пять новых девятиэтажек и один пятиэтажный дом на улице Тюленина не производят особого впечатления: ставшие за последнее время привычными глазу «панельки» спокойных, умиротворяющих расцветок. Квартал новоселов по большому счету уже очерчен. Только вот создания необходимой инфраструктуры люди пока не дождались.

— Вроде как нам бы жить да радоваться, но только отсутствие дорог, тротуаров, освещения, постоянные подтопления напоминают Сталинград 1943-го, а не новый район, — продолжает Павел. — Дорога фактически есть, но состоит она из одних только выбоин. Люди регулярно портят свои автомобили, обращаются в ГАИ, взыскивают с дорожных служб средства через суды. Затем наступает «реагирование» — через некоторое время в ямы бросают по лопате какой-то жижи, которой хватает максимум на неделю, и цикл снова начинает повторяться.

— Только за последний год мы четыре раза «переобули» автомобиль, — вторит молодому человеку жительница Колодищ Людмила, переехавшая в свою квартиру в январе 2014 года. — Поначалу даже думали, что кто-то прокалывает нам колеса. Но на шиномонтаже заверили, что человеческий фактор ни при чем: камни и гвозди на дороге делают свое дело. Знаю несколько случаев, когда на этом подобии дороги машины оставляли подвески. Единственный подъезд к домам в таком ужасающем состоянии, да и то, что вы видите, — еще подсохшее болото (два дня светило солнышко), обычно здесь еще хуже.

— Понятно, что если машины проезжают здесь с трудом, то мамам с колясками приходится еще хуже: грязи столько, что выбраться самой нереально. А путь до остановки — вообще русская рулетка. Живем здесь чуть больше года, а уже двух человек сбили: девушку (она аж перелетела через капот) и ребенка. И ведь не скажешь, что на сто процентов виноват водитель: пешеходы идут прямо по дороге, так как тротуаров нет, — говорит Людмила.

Молодая мама не преувеличивает, тротуаров вдоль дороги действительно нет. Огороженное бетонными плитами пространство не в счет: одна прогулка по такой тропе обеспечит не только покупку новой обуви, но, похоже, и переломы обеих ног. Ведет якобы тротуар к остановке общественного транспорта. Но вот реально идти приходится по проезжей части: на ней хватает ям, но не столько грязи. Откровенно говоря, «путешествовать», когда в двух шагах от тебя проносятся автомобили, — занятие далеко не из приятных.

— Чтобы хоть как-то связываться с миром, приходится вызывать такси, — рассказывает Людмила. — Правда, некоторые водители не хотят ехать к подъезду и пытаются уговорить нас выйти к дороге. В таких случаях «показываем зубы», говорим, что обратимся к другому перевозчику. Если бы я могла преодолеть это расстояние сама, то, наверное, не стала бы платить за поездку. А вообще, такой способ передвижения очень бьет по карману.

По словам Людмилы, социального жилья в новом районе практически нет: все вступали в «долевку» и строились за свои кровные. А переезжали в Колодищи из соображений экономии: здесь не только метр стоил дешевле, но и квартиры не очень большие по площади, «двушка» — всего 50 «квадратов» против 70—80 столичных.

Понятно, что на этапе «зазывания» дольщиков потенциальным новоселам обещали организовать в Колодищах рай земной. Впрочем, претензий к застройщику у людей нет: дворы заасфальтированы, детские площадки сделаны. А вот местные власти что-либо менять не торопятся.

Как показали месяцы проживания, сэкономить удалось только на «квадратах», зато появились траты на медобслуживание (в свою поликлинику не добраться, приходится пользоваться услугами частных центров), слишком частую покупку обуви для всех членов семьи, новые шины и незапланированный ремонт авто.

— Здесь даже погулять с ребенком негде, не будешь же только круги по двору наворачивать! — возмущена Людмила. — Опять приходится на такси ездить в город. А если уж решим пробраться на остановку, то обуваем резиновые сапоги, а с собой берем пакетик с нормальной обувью и меняем «резину» на «кожу» на остановке.

— Обращение в исполком не дает никаких результатов. По факту ремонт провели, а на то, что он не стоит выеденного яйца, всем плевать. Деньги из бюджета потрачены, кое-какие работы проведены, и, получается, по бумагам все чисто. А дорога к домам? Ее нет! И, судя по ответам из исполкома, не будет. Мы и дальше должны мириться с огромными рвами, колеями, подтоплениями и выкорчеванными пнями. Расторопные водители проделывают все новые и новые тропы к своим домам, и теперь обычному пешеходу нужно просто перелетать это поле, чтобы добраться домой, — негодует Павел.

Жители Колодищ утверждают, что такое благо цивилизации, как уличное освещение, так и не добралось до их мест.

— До перекрестка освещение отсутствует полностью, кое-какой свет можно словить только из окон домов. Не сказать, что Колодищи очень благополучный район, а тут еще и потемки — делай что угодно. К примеру, с месяц назад на девушку напали недалеко от остановки, порезали ее. Нужны еще случаи? Мы просто хотим жить в безопасности, — говорит новосел Евгений.

— Если кто-то скажет, что в Колодищах было болото, плюньте ему в глаза. Оно не было, оно есть! Постоянно текущая канализация, отвратительная система ливневок, опять же отсутствие дорог ну и небезызвестные три озера, на месте которых построили дома, — все это приводит к тому, что весной нужны не галоши — нужна лодка! — не сдерживает эмоций Павел.

Своей печальной историей о житье-бытье в Колодищах поделился председатель товарищества собственников Николай Васильевич:

— 25 декабря моя дочь возвращалась из магазина, поскользнулась, упала и повредила руку — рентген показал трещины. Мы обратились в милицию, зафиксировали травмы и отправили документы в сельский исполком для принятия мер. После этого обратились в прокуратуру Минского района, так как дочь была нетрудоспособна более 21 дня, а это уже статья. Как-никак ненадлежащее содержание дорог, повлекшее тяжкие телесные повреждения. Посмотрим, чем закончится…

— По-моему, мы просим не так много, — включилась в разговор молодая мама Ирина. — Летать пока не научились, поэтому нужны нормальные дороги и тротуары. А еще чтобы зимой пути к школе и поликлинике посыпа́ли песком: сплошной каток вместо дороги, на горку вообще не подняться.

— Пишем письма, общаемся с сельсоветом и райисполкомом, где работают исключительно доброжелательные люди. Они могут культурно удивиться нашим проблемам и пообещать все исправить в срочном порядке. Но на этом их функции, похоже, заканчиваются. Жить так невозможно, — резюмирует Павел.

В Колодищанском исполкоме, дозвониться в который под силу только очень терпеливым и целеустремленным людям, заверили, что светлое во всех смыслах слова будущее уже не за горами:

— Жильцам новых домов надо просто немного подождать. Все работы по благоустройству запланированы на 2015 год. Как только позволят погодные условия, приступим к работе. Начнем с обустройства тротуара, также будут перенесены автобусные остановки и сделаны полосы разгона. Наладим и освещение — вы сами видели, что мачты стоят, кабели проложены. Когда сделают тротуар, тогда и будет подключено освещение. На этом месте ничего не было 20 лет, поэтому надо немного подождать, в течение весны-лета все будет сделано. Подъездную дорогу будет проектировать и вести строительство ЗАО «Ардис», они являются заказчиками проекта. Но проекта пока нет.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков
ОБСУЖДЕНИЕ