Рождение «Свободы»: история создания главной достопримечательности США

 
30 января 2015 в 8:30
Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский, flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org
Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский, flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org

Всего за полвека, с 1886 года, в Соединенные Штаты Америки только через Нью-Йорк прибыло более 14 млн иммигрантов. Всех их в бухте крупнейшего города страны встречала колоссальная статуя древнеримской богини с золотым факелом, ставшая для них символом их новой судьбы. Статуя Свободы сама по себе стала крупнейшей (по крайней мере по габаритам) иммигранткой Америки. Корреспонденты Onliner.by побывали у самой узнаваемой достопримечательности США и рассказывают об истории ее создания.

«Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!»
Взывает молча. «Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

Так о статуе Свободы писала американская поэтесса Эмма Лазарус в своем сонете «Новый Колосс» в 1883 году, когда до торжественного открытия монумента оставалось еще долгих три года. Эти строки, впрочем, оказались пророческими — памятник, подаренный Соединенным Штатам народом Франции, действительно стал для миллионов «новых американцев» символом их мечты, к которой они бежали из раздираемой войнами, голодом, бедностью и еврейскими погромами Европы.

В 1860-е годы у выдающегося французского скульптора Фредерика Огюста Бартольди появилась идея строительства гигантской женской статуи с горящим факелом в руках. Первоначально ее планировалось установить у северного входа в Суэцкий канал, и она одновременно служила бы маяком для входивших в него кораблей.

По разным причинам египетский маяк так не был реализован, тем более что мысли Бартольди вскоре переключились на новую работу, во многом перекликавшуюся с прежней его идеей. Совместно с юристом и политиком Эдуаром де Лабулэ он разработал проект монумента, который должен был стать олицетворением исторической дружбы американского и французского народов. Памятник представлял собой колоссальную фигуру древнеримской богини Либертас и олицетворял свободу, мировоззренческое понятие столь близкое как Франции, так и США.

Статуя получила название «Свобода, озаряющая мир» и должна была возводиться на добровольные пожертвования французов. Первоначально ее планировали установить к столетию Декларации о независимости США в 1876 году, однако политические условия Второй империи во Франции, сложная экономическая ситуация в стране, разгоревшаяся франко-прусская война затруднили сбор пожертвований. Миллион франков, необходимых для начала строительных работ, удалось накопить только к концу 1870-х годов.

К этому моменту были успешно решены и инженерные вопросы, связанные с возведением столь масштабной конструкции. Для технической консультации был приглашен инженер Гюстав Эйфель, который предложил следующее решение. Основу монумента составляли две стальные балки, которые были «одеты» в металлический каркас. Он, в свою очередь, был облицован медными панелями. Подобная структура при ее общей устойчивости могла эффективно сопротивляться серьезным ветровым нагрузкам Нью-Йоркской бухты, сохраняя вертикальность, даже несмотря на грандиозную по тем временам высоту.

Финансовые проблемы, связанные с проектом, вынудили Бартольди выполнять работу в несколько этапов. К 1876-му — году столетия Декларации о независимости США — удалось закончить фрагмент памятника с рукой, держащей факел. Его торжественно доставили в Филадельфию, город, где фундаментальный документ в истории страны был принят Вторым Континентальным конгрессом. Там он стал одним из важных экспонатов Всемирной выставки, получившей в Соединенных Штатах название «Выставка столетия». За вход на обзорную площадку на верхушке факела брали немаленькую по тем временам сумму в 50 центов, а весь собранный доход шел в фонд сооружения памятника.

К следующей Всемирной выставке, состоявшейся в Париже в 1878-м, Бартольди удалось закончить голову будущей статуи Свободы. Оба экспоната пользовались немалой популярностью у публики и значительно активизировали сбор пожертвований, необходимых для сооружения основной фигуры.

Еще спустя два года требуемая сумма была наконец получена, и Бартольди и Эйфель в Париже приступили к сбору конструкции статуи начиная с металлического каркаса. Работы удалось закончить к концу 1883-го, и в ближайший День независимости США, 4 июля 1884 года, готовый монумент высотой 46 метров был торжественно передан от лица народа Франции народу Соединенных Штатов.

Параллельно этому в Нью-Йорке шло возведение пьедестала для памятника. В отличие от собственно статуи, ставшей подарком Франции, основание для него оплачивалось за счет пожертвований, собранных уже непосредственно в США. Для размещения монумента был выбран необитаемый остров Бедлоу в Нью-Йоркской бухте недалеко от южной оконечности Манхэттена. Здесь располагался ставший к тому времени ненужным американской армии форт Вуд, представлявший собой 11-конечную звезду.

На этом основании архитектор Ричард Моррис Хант запроектировал усеченную пирамиду высотой 27 метров, которая стала пьедесталом для изготовленной во Франции фигуры. Пьедестал, украшенный классическим декором в духе античности, выполнили из цемента, а затем облицевали гранитными блоками из Коннектикута. Любопытно, что даже в использованных материалах отразилось интернациональное происхождение памятника. Поставленная на американской почве, французская скульптура в значительной мере изготовлена из цемента, импортированного из Германии, и меди, привезенной из России.

В апреле 1886 года постамент наконец был готов. Стоявшую в Париже статую к тому времени разобрали на 350 частей, упаковали в 214 ящиков и на французском фрегате Isere доставили в Нью-Йорк, где вскоре началась ее сборка, растянувшаяся на полгода.

Для возведения монумента было использовано 27 тонн меди, 113 тонн стали. Общий вес памятника без учета пьедестала составил 204 тонны. Один только нос богини Свободы оказался длиной больше метра, а длина правой руки, держащей факел, составила 12,8 метра.

Торжественное открытие «Свободы, озаряющей мир» состоялось 28 октября 1886 года, спустя десять с лишним лет после первоначально запланированной Бертольди с соратниками даты. Тем не менее масштабный проект, пусть и с опозданием, был успешно завершен, став впечатляющим символом настоящей, а не декларируемой на бумаге дружбы народов.

Первоначально статуя имела характерный медный цвет. Панели, которыми она была облицована, в течение следующих 20 лет окислились, позеленели, и монумент уже к 1906 году приобрел привычный сейчас внешний облик.

В начале 1980-х началась масштабная реставрация памятника, приуроченная к столетию его открытия. В ходе предварительного исследования выяснилось, что правая рука, держащая факел, была неправильно прикреплена к фигуре, что на фоне ветровых нагрузок могло привести к структурному разрушению конструкции. Замены требовал и корродированный металлический каркас, спроектированный Эйфелем.

Реконструкция статуи Свободы началась в 1984 году. Монумент скрылся в лесах на два года, за которые был полностью заменен внутренний каркас, отдельные медные панели, наконец, собственно факел, который держала богиня, внутри был устроен лифт. Во время официального празднования столетия монумента, 3—5 июля 1986 года, президенты США Рональд Рейган и Франции Франсуа Миттеран вновь торжественно открыли его городу, стране и миру.

Впоследствии статуя закрывалась еще несколько раз: после 11 сентября непосредственно памятник был недоступен для публики в течение около трех лет, затем до 2009 года всех желающих пускали только на его пьедестал. В 2011-м в статуе заменяли лифты, в 2012-м случился ураган «Сэнди». Только на День независимости 2013 года национальный монумент вновь открылся для туристов практически в полном объеме.

Сегодня доступ на остров Либерти (остров Свободы) по-прежнему формально бесплатный, однако желающим попасть к главной достопримечательности страны неизбежно придется оплатить услуги любого из двух паромов, регулярно отправляющихся к статуе из Либерти-Стейт-Парка в Джерси-Сити или Бэттери-Парка в Нижнем Манхэттене. Взрослый билет на паром, по дороге заходящий еще и на остров Эллис, некогда главный приемный пункт для иммигрантов со всего мира, стоит $18.

Попав на остров, туристы могут прогуляться по нему, пообедать в кафе, посетить один из гигантских сувенирных магазинов, чтобы привезти на родину столь редкую статуэтку или магнит с изображением статуи, и даже взобраться на расположенную на пьедестале обзорную площадку.

Попасть на другую обзорную площадку, куда более знаменитую, находящуюся в короне на голове богини, посложнее. Стоимость входа туда составляет всего $3, однако администрация комплекса требует обязательную предварительную регистрацию всех желающих. Еще $2, возможно, придется заплатить за камеру хранения: наверх пускают только с фотоаппаратом.

Наконец, насладившись классическими открыточными видами Манхэттена и сделав обязательное селфи на фоне частокола его небоскребов, необходимо вновь вернуться в Нью-Йорк. По дороге назад, на Большую землю, обязательно стоит выйти на открытую палубу теплохода. Там, забыв про пронзительный январский местный ветер, хотя бы на пять минут можно ощутить себя одним из миллионов обездоленных жителей Европы, плывших столетие назад мимо золотого факела матери изгнанников к своей американской мечте.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by