Форт Шоненбург: подземный город-крепость в недрах Эльзаса

 
159
22 октября 2014 в 8:30
Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский, lignemaginot.com

Полтора миллиона кубометров бетона, 150 тысяч тонн стали, сотни километров подземных тоннелей — перед Второй мировой войной Франция стахановскими темпами соорудила линию Мажино, систему долговременных укреплений, которая должна была обезопасить ее от германской угрозы. Как показала практика, миллиарды евро (в современном эквиваленте) оказались буквально закопаны в землю: немецкая армия захватила страну за месяц. Ныне объекты линии оказались частью заброшены, частью превращены в музеи. Корреспонденты Onliner.by посетили один из них — форт Шоненбург, спустились на 30-метровую глубину в эльзасских лесах и обнаружили там удивительный подземный город с казармами, столовыми, госпиталем, электростанцией, церковью и даже собственной железной дорогой.

Главный урок, который Франция вынесла из двух последних войн с Германией (1870—1871 и 1914—1918 годов), — это то, что немцам доверять нельзя. Более того, нельзя доверять настолько, что даже от, казалось бы, демократической Веймарской республики она предпочла надежно отгородиться. К концу 1920-х после ожесточенной борьбы двух лагерей в военных кругах (одни генералы требовали строить линию пассивных укреплений, другие — инвестировать в современное вооружение и военную технику) выбор французского правительства склонился в пользу первой точки зрения. На границе с Германией было решено возвести непреодолимую для немецкой армии преграду — линию, названную в честь тогдашнего министра обороны страны Андре Мажино.

Мощная, глубоко эшелонированная система разнообразных укреплений должна была ликвидировать угрозу внезапного нападения с востока. Предполагалось, что, пока немцы увязнут в ее форсировании, у французских вооруженных сил появится время для мобилизации и перехода в Бельгию, где Германии предполагалось дать генеральное сражение. В соответствии с этим стратегическим планом линия Мажино первоначально проектировалась и строилась вдоль франко-немецкой и франко-итальянской границ.

В 1936 году Бельгия разорвала союзнические отношения с Францией, что нанесло непоправимый удар по намерениям французов воевать с немцами на ее территории. В связи с этим началось спешное возведение дополнительного участка линии, прикрывшего бы страну со стороны Бельгии и Люксембурга. Однако малое количество оставшегося до нападения Германии времени и болотистые почвы не позволили создать здесь столь же полноценный укрепрайон, как в Эльзасе и Лотарингии, чем успешно и воспользовался Гитлер в мае — июне 1940 года.

Всего за 1930—1939 годы французы успели построить 45 больших фортов, 97 малых и 352 каземата (по сути, отдельные доты). Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Глубина обороны на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев.

Как показала впоследствии практика, частично эти планы оправдались. Немцы смогли оперативно взять лишь слабоукрепленный бельгийско-люксембургский участок, которого им, впрочем, оказалось достаточно для стремительного захвата Франции. Полностью завершенный центральный фрагмент линии в общем и целом сопротивлялся вплоть до капитуляции страны, и одним из главных центров ее обороны как раз и оказался форт Шоненбург, расположенный в 55 километрах к северу от Страсбурга.

Шоненбург представляет собой классический образец «большого форта», основной фортификационной единицы линии Мажино. Фактически это были небольшие, но полностью автономные подземные военные городки, на поверхности представлявшие собой неприступную крепость.

Большой форт линии Мажино в разрезе

Боевая и жилая части располагались на расстоянии друг от друга и соединялись тоннелем. Шесть шоненбургских боевых блоков заняли один из местных холмов, пара жилых блоков разместились в соседнем лесу на расстоянии до километра.

Цифрами на карте обозначены: 1 — жилая часть, расположенная на глубине 30 метров под землей; 2 — входной блок для вооружения и боеприпасов; 3 — входной блок для личного состава; 4 — группа из шести боевых блоков

На схеме, составленной немцами после захвата этого укрепления, хорошо видно устройство подземной части крепости. В южной части форта находились отдельные входы для боеприпасов (отмечен как №1) и военнослужащих гарнизона (№2). Между ними уже под землей была построена жилая часть с казармами, кухней, столовой, госпиталем (все под №3), складами вооружения (№4) и зоной технического обеспечения (№5 — электростанция, насосная, мастерские и так далее). С боевой частью жилая и входная зоны соединялись километровым тоннелем, по которому была проложена узкоколейная железная дорога. В начале и конце тоннеля располагались вокзалы для подвижного состава (№6). Непосредственно перед боевыми блоками (№8) находился и командный центр (№7), из которого, собственно, и осуществлялось руководство обороной форта.

Практически все большие форты центрального (германского) участка линии Мажино были устроены примерно одинаково (с поправкой на меняющийся рельеф местности), однако попасть внутрь случайному туристу без сопровождения проблематично, а порой и опасно. В послевоенное время большинство сооружений этой системы были заброшены. Форт Шоненбург в этом смысле представляет собой счастливое исключение: его музеефикация началась еще в 1980-е годы, и в настоящее время он в полной мере доступен для свободного посещения.

Правда, для этого сюда придется приехать в весенне-осенний период. Шоненбург открыт с апреля по октябрь, причем, за исключением воскресений и отдельных праздничных дней, только во второй половине дня (с 14:00 до 18:00). Масштабы подземных сооружений, возведенных французскими инженерами и строителями, таковы, что их полноценный осмотр отнимет у вас минимум два часа. В связи с этим допуск посетителей внутрь фактически осуществляется только с 14:00 до 16:00. Все эти ограничения следует учитывать при планировании поездки сюда. Одно, впрочем, можно сказать точно: ее результат не разочарует даже человека, равнодушного к фортификации.

Так сейчас выглядит входной блок №8, предназначенный для личного состава крепостного гарнизона. В 1945-м при немецком отступлении он был взорван и восстановлен уже не в оригинальном виде. На архивном снимке его первоначальный облик.

По соседству, в 150 метрах, находится и второй входной блок (№7). Он служил для доставки под землю боеприпасов и прочих грузов, необходимых для функционирования форта. Именно здесь находится портал местной узкоколейки, а рядом экспонируются образцы вагонеток, вовсю использовавшихся французами в 1930-е годы.

Здесь же сейчас устроен и основной вход для приезжающих в Шоненбург туристов. За незамысловатым бетонным фасадом, сохранившим на себе следы боевых действий 1940 года, скрывается комплекс, способный шокировать своими масштабами и объемом вложенного труда заранее не подготовленного теоретически путешественника. Дружелюбная тетушка, прежде чем пропустить вас внутрь, изымет с каждого человека по €7 за двухчасовое посещение комплекса. При этом, если вы задержитесь внутри сверх этого нормативного времени, вам придется доплатить уже на выходе.

И, наконец, еще один немаловажный фактор, про который необходимо помнить, — внутри, на 30-метровой глубине круглый год поддерживается одна и та же температура в +11—12 градусов. Поэтому даже жарким летом необходимо запастись верхней одеждой, способной скрасить те несколько часов, которые предстоит провести в недрах Эльзаса.

Оригинальный локомотив, использовавшийся для доставки в подземный город грузов

Наземная часть блока №7. Слева и справа от входа оборудованы огневые комнаты, защищавшие подступы к ключевому с точки зрения проникновения внутрь противника объекту комплекса.

Одна из огневых комнат доступна к осмотру и полностью оборудована в соответствии с замыслом. Здесь установлена спарка из пулемета и противотанковой пушки калибром 47 миллиметров, способных заменять друг друга в амбразуре комнаты в зависимости от формата штурмующей форт потенциальной жертвы.

Эффективному погружению в атмосферу 1940 года служит звуковое сопровождение, включаемое благодаря специальной красной кнопке. Небольшое помещение сразу наполняется ревом сирены, выстрелами и криками защитников Шоненбурга.

Зарядившись такими неподражаемыми впечатлениями, посетитель отправляется к лифтам, по пути преодолевая семитонную раздвижную бронедверь, очередной элемент обороны крепости. Над дверью дата «1932», когда в Шоненбурге завершились основные строительные работы. Сооружался форт около трех лет, но только спустившись вниз понимаешь, насколько невелик этот срок в сравнении с проделанной работой.

Блок №7 был оборудован двумя лифтами различной грузоподъемности, каждый из которых был способен вместить вагонетку с грузом. Слева — меньший (на две с половиной тонны), сейчас он законсервирован. Справа — большой, пятитонный. Сейчас в его шахте установлен современный пассажирский лифт, но спускаться вниз лучше по окружающей его лестнице.

Так устройство блока №7 выглядит в поперечном разрезе.

Вниз опускались только вагонетки с грузом. Здесь их встречали мотовозы подземной железной дороги, после чего развозили в соответствии с назначением по обширной системе потерн — тоннелей, служащих для сообщения между различными частями форта. Общая длина потерн Шоненбурга достигает трех километров, и мысль, что подобные системы возводились еще в 1930-е да еще тиражировались на десятках и десятках объектах линии Мажино, поначалу немало удивляет.

Вблизи грузовых лифтов находилась зона пороховых складов. В ее многочисленных камерах складировались доставляемые с поверхности боеприпасы, которые затем по мере необходимости отправлялись в арсеналы боевой части форта.

Основной перекресток подземного города. Вперед, к боевым блокам уходит центральная потерна, до них предстоит пройти еще около километра. Направо — поворот к жилой части комплекса, зарывшейся в землю между входными блоками №7 и №8.

Развилка отмечена красным кружком

Именно здесь, в этой сети узких камер, соединенных тоннелями, 620 человек (полный гарнизон Шоненбурга) могли существовать, будучи полностью отрезанными от поверхности, как минимум три месяца — на такой срок был рассчитан запас продовольствия и топлива.

Стандартная солдатская казарма была рассчитана на 36 коек.

Офицеры жили с бо́льшим комфортом. Спальная комната для них была рассчитана всего на четырех человек.

Старший офицерский состав жил в двухместных «номерах» с собственными умывальником, столом и санитарным узлом.

Единой канализационной системы в подземных городах линии Мажино не существовало. По сути, в ее укреплениях имелось то, что сейчас мы назвали бы биотуалетами. Отходы человеческой жизнедеятельности попадали в своеобразные резервуары, где с помощью специальных химикатов разлагались.

Для офицеров была предусмотрена собственная кухня со столовой.

Кухня, обслуживавшая рядовых солдат, была куда более крупной. Оборудование, кстати, было полностью электрическим.

Своей столовой солдаты из-за недостатка свободного места не имели — они ели за откидными столиками прямо в потернах комплекса.

Продовольственные склады с консервами и холодильная комната.

Линия Мажино была все же сооружением французским, поэтому в больших фортах имелся и винный погреб. Каждый рядовой гарнизона ежедневно получал для оздоровления (прежде всего, конечно, психического) пол-литра вина.

Умывальники и душевая, предназначенная в том числе и для дезинфекции. Уроки немецких газовых атак времен Первой мировой французами забыты не были.

Госпитальная часть была оборудована не только палатами для реабилитации, но и полноценной операционной. Лазарет Шоненбурга активно использовался в те несколько дней, когда форт активно сопротивлялся немцам в июне 1940 года.

В небольшом ответвлении потерны была устроена даже часовня.

Вплотную к жилой части примыкала техническая зона. Здесь находились насосная станция (питьевая вода добывалась из собственной скважины глубиной 117 метров), электростанция с дизель-генераторами, топливные цистерны, трансформаторная, установки для вентиляции и фильтрации воздуха, специальные ремонтные мастерские.

Собственная электростанция. Любопытно, что ее дизель-генераторы выполняли резервную функцию. В обычном режиме электроснабжение подземного города осуществлялось через силовой кабель, подключенный к ближайшей деревне.

Впрочем, вся эта впечатляющая инфраструктура играла лишь вспомогательную роль. Основной ее задачей было обслуживание боевых блоков. Они расположились в километре от жилой и технической части и соединялись с ней центральной потерной с узкоколейной железнодорожной линией.

Один из «вокзалов» с тремя мотовозами, осуществлявшими подземные перевозки. Локомотивы работали на постоянном токе напряжением в 600 вольт

Железная дорога была сугубо грузовой и доставляла боеприпасы из арсенала в южной части форта к огневым точкам в части северной. Гарнизон передвигался пешком — это же предлагается сделать и туристам. В самом начале тоннеля на стене висит предупреждение, что отправляющийся на свой страх и риск в боевую часть посетитель должен располагать примерно часом времени. Впереди у него 800 метров только основной потерны. Для сравнения, именно такой длины и самый короткий перегон в минском метрополитене между станциями «Октябрьская» и «Немига».

По пути расположены и секретный запасной выход из подземной части Шоненбурга, на поверхности замаскированный, и специальная штольня для сточных вод, и морг крепости, где сейчас устроен современный туалет для туристов. В 1940 году помещение использовалось по назначению. В ходе боев за этот объект линии Мажино погибло два француза из его гарнизона.

Фотовыставка на стенах потерны с архивными снимками форта. Не без самоиронии французы подписали один из снимков с немцами так: «Первые туристы открывают для себя форт Шоненбург».

Непосредственно перед боевой частью располагается командный центр, место, откуда осуществлялось непосредственное руководство обороной форта, его «мозг».

Спальные комнаты высшего офицерского состава.

Комната телефонистов, принимавших сообщения с наблюдательных постов в окрестностях Шоненбурга и из соседних фортов, на основе которых и принимались боевые решения.

Рядом в складских помещениях устроена выставка рисунков, сделанных гарнизоном крепости во время «странной войны» 1939—1940 годов, когда боевые действия практически не велись, а солдаты скучали в подземном комплексе.

Противопожарный бассейн с одним из современных арт-объектов, которыми щедро украшены интерьеры 1930-х годов

Из шести боевых блоков форта Шоненбурга лишь третий возможно осмотреть в полной мере, поднявшись по лестнице к поверхности земли.

Командный пункт блока №3

Так выглядит третий боевой блок в разрезе. Слева видны отсек для сбора отстрелянных гильз и спиральный желоб, по которому они попадали под землю с поверхности. Справа лифтовая шахта: ящики с боеприпасами поднимались к орудию с помощью грузового лифта.

Механизация процессов внутри форта была доведена французами до максимального в межвоенные времена уровня. Например, к орудийному лифту ящики с боеприпасами доставлялись с помощью своеобразного монорельса, к которому они подвешивались на цепях.

Основание артиллерийской установки блока №3. Ее высота отсюда и до поверхности составляла 12 метров, вес — почти 190 тонн

Монументальное сооружение заканчивалось двумя 75-миллиметровыми пушками, закрытыми сверху бронекуполом толщиной 300 миллиметров. Многотонная башня могла подниматься для выхода в боевой режим с помощью электродвигателя или вручную, причем для этого было достаточно усилий всего лишь одного человека.

Выхода непосредственно на поверхность в целях безопасности здесь предусмотрено, естественно, не было. Доступа в бронебашню нет и теперь, но образец артиллерийской установки с двумя 75-миллиметровыми орудиями имеется в подземных помещениях блока №3. Дальность их стрельбы составляла до 9200 метров, а скорострельность — 13 выстрелов в минуту.

А так боевой блок выглядит снаружи. Сложно представить, какое огромное многоэтажное и многотонное сооружение спрятано под этой верхушкой холма.

Еще один боевой блок по соседству. Весь боевой сектор форта Шоненбург тесно сгруппирован (в отличие от большинства других больших фортов линии Мажино) и занимает одну из местных стратегических высот, господствующих над окрестностями.

Внешне все это отдаленно напоминает знакомую белорусам линию Сталина, однако реальное внутреннее содержание превосходит все ожидания. Конечно, здесь не постреляешь из боевого оружия и не съешь «солдатской каши», но вместо подобных непритязательных аттракционов любой желающий может увидеть грандиозный подземный комплекс, усилиями всей нации реплицированный в десятках копий. Линия Мажино, «Великая Французская стена» — очередной монумент самому жестокому веку в истории человечества.

Благодарим «Атлант-М на Независимости», официального дилера KIA, за предоставленный для поездки автомобиль KIA cee’d.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский, lignemaginot.com
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
22.10.2014 в 8:33
Как всегда очень интересная и познавательная статья ! Спасибо, Дарриус !
22.10.2014 в 8:33
Да... Это действительно вам не линия Сталина...
22.10.2014 в 8:34
Поражает конечно!
"TAVLAY":

ПОМНИТЕ: Лучше всех в колхозе работала лошадь. Но, тем не менее, председателем она так и не стала…
22.10.2014 в 8:35
Спасибо. Очень интересно!
22.10.2014 в 8:36
Чувствую что то подобное со временем постоят и на Украине, если там ничего не поменяется.
22.10.2014 в 8:37
Хороший пример того, что строить надо для созидания, а не для разрушения.
Не вбухивали бы человеческие силы и ресурсы страны на амбиции очередных царьков, глядишь и современная архитектура не стремилась бы к кубическим формам...
22.10.2014 в 8:40
Поражает конечно!
"TAVLAY":

Что именно? Меня поражает, что ты везде первый пишешь бессмысленные комментарии ни о чем.
"Одноглазый_Пират":

зато лайков много собирает)))
22.10.2014 в 8:41
Как хорошо, что это все в прошлом...
22.10.2014 в 8:41
Будь у нас такие укрепления на границе в 1941, немцы так быстро не прошлись бы по нашей территории.
Хотя сталин постарался бы, чтобы на границе остались только новобранцы без командования
22.10.2014 в 8:43
А вообще интересный репортаж, впрочем, как всегда у Дариуса :)
Поражает конечно!
"TAVLAY":

Что именно? Меня поражает, что ты везде первый пишешь бессмысленные комментарии ни о чем.
"Одноглазый_Пират":

зато лайков много собирает)))
"Bеня":

Странно, когда у человека это является единственной целью его существования...
Зато потом в комментариях будут ныть "откуда у 25-летнего Х6". Оттуда, что он не занимался чушью, вроде таких писателей, которые превращают обсуждение статьи в помойку ни о чем.
Внешне все это отдаленно напоминает знакомую белорусам линию Сталина, однако реальное внутреннее содержание превосходит все ожидания. Конечно, здесь не постреляешь из боевого оружия и не съешь «солдатской каши», но вместо подобных непритязательных аттракционов любой желающий может увидеть грандиозный подземный комплекс, усилиями всей нации реплицированный в десятках копий.


Это, в принципе, не удивительно. Меня удручает, что в наших широтах все приобретает штампованные формы: если какой-то праздник для людей - пляски под баян, шашлык, водка, Солодуха. Если что-то связано с военным сектором: пляски спецназа с разбиванием головой шлакоблоков, гречневая каша (+ водка-шашлык), Солодуха.
Всё - фантазия толстых теток из культкомиссий исполкомов на большее не способна.
Любые же инициативы молодых деятелей мгновенно губятся на корню этими же толстыми тетками под прикрытием любого глупого закона. Итог - замкнутый круг и варение в собственном деградирующем соку.
22.10.2014 в 8:49
[censored]
22.10.2014 в 8:50
вот где фильмы можно снимать
22.10.2014 в 8:51
Обалдеть.... Вот бы так уроки истории в школе преподавали. Очень интересно и доступно :)
22.10.2014 в 8:52
На Дарриусе тут всё и держится.
22.10.2014 в 8:53
[[censored]
22.10.2014 в 8:56
нечто похожее есть около г.Бреста
22.10.2014 в 8:57
Darriuss, спасибо большое, статья очень интересная, как всегда!!!
22.10.2014 в 8:59
Немцы - народ с головой!
22.10.2014 в 8:59
Нам такую линию надо вдоль границы с Россией построить...а то мало ли что, "вежливые люди" полезут - а мы их с пулемёта: Тра-та-та-та-та! А-ха-ха-ха-ха! Назад ****!
22.10.2014 в 9:00
классная статья, спасибо.
монументально! жаль не помогло...
22.10.2014 в 9:00
Скажи сейчас построить такое сооружение, хер его кто построит так основательно.
22.10.2014 в 9:01
http://content.onliner.by/news/2014/10/default/36aee66fa2bac95263d436ea82896cdf.jpg
вся правда о трех мушкетерах...
может у нас с переводом че не так?
22.10.2014 в 9:06
Одноглазый_Пират,
TAVLAY:
Поражает конечно!
Что именно? Меня поражает, что ты везде первый пишешь бессмысленные комментарии ни о чем.

Его поражает смелость, отвага и героизм французских военных)
22.10.2014 в 9:07
А у нас одну станцию метро годами строят.
22.10.2014 в 9:07
Да... Это действительно вам не линия Сталина...
"Jamero":

Линия Сталина почти вся засыпана, чтоб не ремонтировать - старшие говорят, что там раньше можно было часами бродить...
22.10.2014 в 9:08
[censored]
22.10.2014 в 9:08
могу предложить местный вариант - 5-ый Форт (Брест). Обязательно посетите
22.10.2014 в 9:08
Репортаж интересный, хотя чем-то по атмосфере напоминает Балаклаву
22.10.2014 в 9:09
Круто,столько ко же сил и времени с ресурсами было потрачено. сооружение реально грандиозное!
Интересно.
22.10.2014 в 9:11
Ни одна ядерная война не страшна с таким бункером.
22.10.2014 в 9:12
Немцы - народ с головой!
"loffi":

Лет 800 войнушки мутили, начиная с тевтонов. До сих пор тысячи произведений мирового искусства хранятся в горах Баварии в замках Фонов. А как с головой они конц лагеря использовали, что толкнуло их медицину и фармакологию на 50 лет вперед планеты всей. А промышленность как рванула, используя 20 лет рабский труд. Не надо преувеличивать.
22.10.2014 в 9:13
Полтора миллиона кубометров бетона
, мне бы на фундамент кубов 50.
22.10.2014 в 9:13
Фильмы ужасов снимать в таких помещениях
22.10.2014 в 9:13
Зомби апокалипсис нервно курит в сторонке....
22.10.2014 в 9:20
Немцы - народ с головой!
"loffi":

Какие немцы? Про французов речь!
22.10.2014 в 9:23
Прочел статейку с большим интересом от корки до корки. Особенно впечатлили разрезы всех этих сооружений.
22.10.2014 в 9:28
Спасибо за статью! Очень интересно!!!
22.10.2014 в 9:29
Интересно, на сколько масштабные современные подземные крепости
22.10.2014 в 9:30
Что сказать, КРУТО. Спасибо за репортаж.
22.10.2014 в 9:33
История полна интересных фактов и событий...
22.10.2014 в 9:37
Очень серьёзная задумка, очень серьёзная постройка. Но всё-таки из опыта многих воин укрепления такого рода были ни к чему в том плане, что противник, который должен был остаться там на месяца 3 обходил его... Вспомнить тот же Атлантический Вал немцев. Крутое же было укрепление! И что?! Вышли в Нормандии. А остальное было просто ни к чему.
Спорить не стану - стратегически важно было! Но все они заканчивали свою "военную карьеру" одинаково.

А Дарриссу большое спасибо! Как всегда очень интересно и познавательно!
22.10.2014 в 9:38
А если говорить о наших ребятах, то и мы могли строить подобное. И строили. Но никогда это не ценили. Постройки с историей - это очень интересно, по-моему...
22.10.2014 в 9:39
"...Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев. ..."


Не глубоковато ли 20 - 25 км !!???
"...Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев. ..."


Не глубоковато ли 20 - 25 км !!???
"eu1bc":

Что Вас смущает? Вы, видимо, с армией и военными терминами на Вы?
22.10.2014 в 9:42
Столько бетона и ни одного сравнения с каменной горкой. :)
22.10.2014 в 9:43
Кругом одно сплошное неравноправие, офицерам больше места и лучшие условия, а чем они лучше?!? Такое же мясо , как и все, только завуалированное этим красивым словом "офицерский состав"
22.10.2014 в 9:44
Впечатляе!!!
22.10.2014 в 9:47
Шикарная статья
22.10.2014 в 9:53
Может еще пригодится на случай ядерной войны
22.10.2014 в 9:54
"Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров" как-то очень глубоко....
22.10.2014 в 9:55
Наша "линия Сталина"нервно курит в сторонке - :)
Вот люди явно готовились к войне, а у нас так пикник походу какой то планировался, одни окопы да доты.
22.10.2014 в 9:56
вуд
22.10.2014 в 9:59
darrius как всегда молодец
22.10.2014 в 10:02
Бедные французики, настроили бесполезной ерунды, сдали страну за пару дней))
Слава товарищу Сталину!
22.10.2014 в 10:05
"...Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев. ..."


Не глубоковато ли 20 - 25 км !!???
"eu1bc":

Это не вниз, а в сторону.

А то, как в анехдоте, когда тонет лайнер и капитан спрашивает :"Штурман, далеко ли до земли??" "Пять километров!" "Куда: на север, юг, запад?" "Вниз!"
22.10.2014 в 10:07
"...Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев. ..."


Не глубоковато ли 20 - 25 км !!???
"eu1bc":

Что Вас смущает? Вы, видимо, с армией и военными терминами на Вы?
"Одноглазый_Пират":


Это Вы, видимо, с логикой на Вы... читайте ---
"... Земля оказалась горячее, чем полагали теоретики. На 5 км температура перевалила за 70оС, на семи - за 120оС, а на глубине 12 «жарило» сильнее 220оС - на 100оС выше предсказанного. К жаре добавилась сильная радиация, погубившая десятки приборов. Ученым приходилось постоянно менять буры на все более дорогие. Первое поколение было из стали, ее пришлось сменить на жаропрочный сплав с алюминием. Но и этот материал начал крошиться уже на глубине 5 километров. Дальше бурили титаном. ..."

И чем же это они копали, лопатками?? )))
22.10.2014 в 10:08
А теперь давайте вместе поржём над словами Порошенко о создании Стены на границе с Россией протяжённостью более 2000км...
22.10.2014 в 10:13
"...Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев. ..."


Не глубоковато ли 20 - 25 км !!???
"eu1bc":

Что Вас смущает? Вы, видимо, с армией и военными терминами на Вы?
"Одноглазый_Пират":


Это Вы, видимо, с логикой на Вы... читайте ---
"... Земля оказалась горячее, чем полагали теоретики. На 5 км температура перевалила за 70оС, на семи - за 120оС, а на глубине 12 «жарило» сильнее 220оС - на 100оС выше предсказанного. К жаре добавилась сильная радиация, погубившая десятки приборов. Ученым приходилось постоянно менять буры на все более дорогие. Первое поколение было из стали, ее пришлось сменить на жаропрочный сплав с алюминием. Но и этот материал начал крошиться уже на глубине 5 километров. Дальше бурили титаном. ..."

И чем же это они копали, лопатками?? )))
"eu1bc":

Очень плохо когда развитие человека останавливается на лопатках и куличиках. Читай: http://military_terms.academic.ru/600/%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B.
22.10.2014 в 10:14
"...Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев. ..."


Не глубоковато ли 20 - 25 км !!???
"eu1bc":

Это не вниз, а в сторону.

А то, как в анехдоте, когда тонет лайнер и капитан спрашивает :"Штурман, далеко ли до земли??" "Пять километров!" "Куда: на север, юг, запад?" "Вниз!"
"chuvak911":


Глубина в сторону... это что-то новенькое ))))
22.10.2014 в 10:14
"...Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев. ..."

Не глубоковато ли 20 - 25 км !!???
"eu1bc":

Глубина в данном случае - расстояние от границы вглубь страны
22.10.2014 в 10:18
впечатляет, французы тоже неплохо фортификации строили.
правда, трехнедельная "прогулочная" кампания вермахта в 1940 году показала всю ценность их вооруженных сил да и гламурного народца.
22.10.2014 в 10:20
В вульфенштейн захотелось сыграть ))
22.10.2014 в 10:21
пощечина советского солдата http://content.onliner.by/news/2014/10/default/3d50a64641b55d731193a5db00b07382_1413900325.jpg
22.10.2014 в 10:23
"...Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев. ..."


Ну, вот, автор исправил текст и все стало на свои места.
Читаем внимательно текст, а не умничаем!!
22.10.2014 в 10:26
залить бетоном вход и всё...
22.10.2014 в 10:27
Что за ужасные виньетки и кислотный цвет на фотографиях снятых снаружи?
22.10.2014 в 10:30
"Линия Сталина" - полигон для праздников WOT и не более
22.10.2014 в 10:30
"...Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев. ..."


Ну, вот, автор исправил текст и все стало на свои места.
Читаем внимательно текст, а не умничаем!!
"eu1bc":

Даже в первоначальном варианте ясно как божий день что говорилось про глубину линии, и только альтернативно-развитым почудилось что-то другое.
22.10.2014 в 10:34
eu1bc, вообще то "глубина обороны" - термин такой есть. Он именно в ширь определяется
22.10.2014 в 10:38
Ну, наконец-то!
Ожидал не один год.
Гадал только: darriuss или Блищ это сделает?
22.10.2014 в 10:42
"...Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев. ..."


Ну, вот, автор исправил текст и все стало на свои места.
Читаем внимательно текст, а не умничаем!!
"eu1bc":

Даже в первоначальном варианте ясно как божий день что говорилось про глубину линии, и только альтернативно-развитым почудилось что-то другое.
"five_seven":


Ну, не все же к счастью, такие альтернативно-недоразвитые... которым что-то "чудится"..
22.10.2014 в 10:44
Нам такую линию надо вдоль границы с Россией построить...а то мало ли что, "вежливые люди" полезут - а мы их с пулемёта: Тра-та-та-та-та! А-ха-ха-ха-ха! Назад ****!
"777kiril":


Нашлось же четыре кретина, с таким же мнением.
22.10.2014 в 10:45
Ай, уныло и депрессивно. Хотя и масштабно.
eu1bc, вообще то "глубина обороны" - термин такой есть. Он именно в ширь определяется
"URSAN":

Ну, как показал/а eu1bc, даже манипулируя совсем другими понятиями, ему/ей это все-равно совершенно не понятно.
22.10.2014 в 10:47
"...Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев. ..."


Не глубоковато ли 20 - 25 км !!???
"eu1bc":

Что Вас смущает? Вы, видимо, с армией и военными терминами на Вы?
"Одноглазый_Пират":


Это Вы, видимо, с логикой на Вы... читайте ---
"... Земля оказалась горячее, чем полагали теоретики. На 5 км температура перевалила за 70оС, на семи - за 120оС, а на глубине 12 «жарило» сильнее 220оС - на 100оС выше предсказанного. К жаре добавилась сильная радиация, погубившая десятки приборов. Ученым приходилось постоянно менять буры на все более дорогие. Первое поколение было из стали, ее пришлось сменить на жаропрочный сплав с алюминием. Но и этот материал начал крошиться уже на глубине 5 километров. Дальше бурили титаном. ..."

И чем же это они копали, лопатками?? )))
"eu1bc":


Деревня, глубина в линии обороны это не то, чем вы картошку свою копаете, в данном случае ширина укрепления. От забора где растет ваш лук, до забора где заканчивается последняя грядка вашей кортошки, это и есть глубина. Яма у них ... в развитии и интеллекте у вас глубина 25 км, безвозвратная причем.
22.10.2014 в 10:48
представляю, что они теперь построили))))
Кстати, вопрос к Дарриуссу - это статья будет единственной касательно фортификационных сооружений, или Вы в этот заезд и другие материалы готовили?
22.10.2014 в 11:03
"...Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев. ..."


Не глубоковато ли 20 - 25 км !!???
"eu1bc":

Что Вас смущает? Вы, видимо, с армией и военными терминами на Вы?
"Одноглазый_Пират":


Это Вы, видимо, с логикой на Вы... читайте ---
"... Земля оказалась горячее, чем полагали теоретики. На 5 км температура перевалила за 70оС, на семи - за 120оС, а на глубине 12 «жарило» сильнее 220оС - на 100оС выше предсказанного. К жаре добавилась сильная радиация, погубившая десятки приборов. Ученым приходилось постоянно менять буры на все более дорогие. Первое поколение было из стали, ее пришлось сменить на жаропрочный сплав с алюминием. Но и этот материал начал крошиться уже на глубине 5 километров. Дальше бурили титаном. ..."

И чем же это они копали, лопатками?? )))
"eu1bc":


Деревня, глубина в линии обороны это не то, чем вы картошку свою копаете, в данном случае ширина укрепления. От забора где растет ваш лук, до забора где заканчивается последняя грядка вашей кортошки, это и есть глубина. Яма у них ... в развитии и интеллекте у вас глубина 25 км, безвозвратная причем.
"buydubai":


Ааа, ну, вот понятно, откуда "благовоние" лук, картошка и ... яма!!!
Удачи всем, тролли!! ))
22.10.2014 в 11:04
"...Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев. ..."


Не глубоковато ли 20 - 25 км !!???
"eu1bc":

Что Вас смущает? Вы, видимо, с армией и военными терминами на Вы?
"Одноглазый_Пират":


Это Вы, видимо, с логикой на Вы... читайте ---
"... Земля оказалась горячее, чем полагали теоретики. На 5 км температура перевалила за 70оС, на семи - за 120оС, а на глубине 12 «жарило» сильнее 220оС - на 100оС выше предсказанного. К жаре добавилась сильная радиация, погубившая десятки приборов. Ученым приходилось постоянно менять буры на все более дорогие. Первое поколение было из стали, ее пришлось сменить на жаропрочный сплав с алюминием. Но и этот материал начал крошиться уже на глубине 5 километров. Дальше бурили титаном. ..."

И чем же это они копали, лопатками?? )))
"eu1bc":


Деревня, глубина в линии обороны это не то, чем вы картошку свою копаете, в данном случае ширина укрепления. От забора где растет ваш лук, до забора где заканчивается последняя грядка вашей кортошки, это и есть глубина. Яма у них ... в развитии и интеллекте у вас глубина 25 км, безвозвратная причем.
"buydubai":



Ааа, ну, вот понятно, откуда "благовоние" лук, картошка и ... яма!!!
Удачи всем и поправляйтесь, тролли!! ))
22.10.2014 в 11:04
Кстати, вопрос к Дарриуссу - это статья будет единственной касательно фортификационных сооружений, или Вы в этот заезд и другие материалы готовили?
"Одноглазый_Пират":


Единственной.
22.10.2014 в 11:05
"Обитель зла"
22.10.2014 в 11:15
"...Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев. ..."


Не глубоковато ли 20 - 25 км !!???
"eu1bc":

Это не вниз, а в сторону.

А то, как в анехдоте, когда тонет лайнер и капитан спрашивает :"Штурман, далеко ли до земли??" "Пять километров!" "Куда: на север, юг, запад?" "Вниз!"
"chuvak911":


Глубина в сторону... это что-то новенькое ))))
"eu1bc":

Это не новенькое. Это - СМЕШНО!
Ликвидация безграмотности:
Глубина обороны: расстояние от переднего края полосы (участка, района) обороны до тыльной границы расположения элементов оперативного построения (боевого порядка) объединения, соединения (части, подразделения).
Кстати, вопрос к Дарриуссу - это статья будет единственной касательно фортификационных сооружений, или Вы в этот заезд и другие материалы готовили?
"Одноглазый_Пират":

Единственной.
"Darriuss":

Жаль. Хороший материал, хорошо подобран, скомпилирован и сверстан.
22.10.2014 в 11:19
"...Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев. ..."


Не глубоковато ли 20 - 25 км !!???
"eu1bc":

Что Вас смущает? Вы, видимо, с армией и военными терминами на Вы?
"Одноглазый_Пират":


Это Вы, видимо, с логикой на Вы... читайте ---
"... Земля оказалась горячее, чем полагали теоретики. На 5 км температура перевалила за 70оС, на семи - за 120оС, а на глубине 12 «жарило» сильнее 220оС - на 100оС выше предсказанного. К жаре добавилась сильная радиация, погубившая десятки приборов. Ученым приходилось постоянно менять буры на все более дорогие. Первое поколение было из стали, ее пришлось сменить на жаропрочный сплав с алюминием. Но и этот материал начал крошиться уже на глубине 5 километров. Дальше бурили титаном. ..."

И чем же это они копали, лопатками?? )))
"eu1bc":

Улыбнуло. Не путайте глубину обороны с глубиной ямы!!!
22.10.2014 в 11:23
Спасибо. очень интересная статья!
22.10.2014 в 11:29
страшное время! великие сооружения! интересная история!
спасибо большое!!!
22.10.2014 в 11:29
Что-то мне подсказывает, что Дариусс взял у Веремеева схемы и не упомянул даже об их источнике.
22.10.2014 в 11:44
Оборудование впечатляет.Продуманность на уровне - входные пулеметы,спаренные генераторы итд. Но явный прокол французов- слабость вооружения. В малых башнях несмотря на мощное бронирование стоял всего один пулемет или 50мм капонирный миномет. Да и более мощные 75мм пушки явно слабоваты против немецких Flak-88,которые методично и разнесли 300мм бронекупола, а ответить было нечем.
Вообщем гора родила мышь, этакий сухопутный Титаник.
22.10.2014 в 11:46
Оборудование впечатляет.Продуманность на уровне - входные пулеметы,спаренные генераторы итд. Дорогущий механизм подьема башен.Но явный прокол французов- слабость вооружения. В малых башнях несмотря на мощное бронирование стоял всего один пулемет или 50мм капонирный миномет. Да и более мощные 75мм пушки явно слабоваты против немецких Flak-88,которые методично и разнесли 300мм бронекупола, а ответить было нечем.
Вообщем гора родила мышь, этакий сухопутный Титаник.
"Furer":
22.10.2014 в 11:56
Какая чистота, порядок, сервис и тд..
Посмотрев все, возникает один резонный вопрос!!!
Почему же у нас и нашего брата, на таких же(подземных) объектах осталась только – грязь, вонь, плесень, все разграблено, разрушено, забыто, и простите – тупо засрано!!!
22.10.2014 в 12:00
Да,так то оно,так.Но с наступлением немецко-фашистских войск,и в результате военно-политических интриг,Линия Мажено и все прочие оборонительные сооружения,как таковые ни какой роли не сыграли.
И наоборот,в период наступления союзных войск в составе канадских,английских и американских солдат,немцы занявшие эти укрепления оказали очень существенное сопротивление наступлению,и на пару недель на этом участке задержали вступление в Германию...
22.10.2014 в 12:23
Что-то мне подсказывает, что Дариусс взял у Веремеева схемы и не упомянул даже об их источнике.
"zbyte11":


Схемы взяты с сайта lignemaginot.com.
22.10.2014 в 12:44
Если бы что-то подобное находилось в 1941-м на месте Брестской крепости...думаю до освобождения бы продержались...
22.10.2014 в 12:46
К концу 1920-х после ожесточенной борьбы двух лагерей в военных кругах (одни генералы требовали строить линию пассивных укреплений, другие — инвестировать в современное вооружение и военную технику) выбор французского правительства склонился в пользу первой точки зрения.

А стоило перевооружиться. Спасибо за статью!
22.10.2014 в 12:53
спасибо за статью, Darriuss, отличная подборка фото.
была там, произвело очень сильное впечатление, хотя достаточно равнодушно отношусь к военным объектам.
22.10.2014 в 13:00
den_man, где?нирузу не слышал
22.10.2014 в 13:04
Дай бог чтобы все это так и осталось напоминанием и только!
22.10.2014 в 13:34
Красивый обзор, спасибо дарриус.
К сожалению, в своё время линия Мажино показала свою полную неэффективность подобных сооружений в условиях современной(даже на тот момент) войны.
22.10.2014 в 13:37
Главный урок, который Франция вынесла из двух последних войн с Германией (1870—1871 и 1914—1918 годов), — это то, что немцам доверять нельзя. - а ЕС - это как понимать?
22.10.2014 в 13:37
Нам такую линию надо вдоль границы с Россией построить...а то мало ли что, "вежливые люди" полезут - а мы их с пулемёта: Тра-та-та-та-та! А-ха-ха-ха-ха! Назад ****!
"777kiril":

За Ваш счёт - пожалуйста. Туда же Вас и сошлём на ПМЖ , будете шампиньоны выращивать)))
С точки зрения военного дела, одна ракета "земля-земля" или "воздух-земля" , и подобный форт превращается в братскую могилу. 21 век всё-таки на дворе.
22.10.2014 в 13:43
Превосходный обзор.
Интересно, почему во Франции выгодно держать в хорошем состоянии подобные объекты, а у нас нет...
22.10.2014 в 13:58
отличная статья!
спасибо!
22.10.2014 в 14:09
"...за 28 дней была завоевана Польша, а в Сталинграде за 29 дней немцы взяли несколько домов. За 38 дней была завоевана Франция, а в Сталинграде за это же время немецкая армия продвинулась с одной стороны улицы на другую"


Во время подписания акта о капитуляции Германии 8 мая 1945 года глава немецкой делегации, фельдмаршал Кейтель, увидев среди присутствовавших на церемонии лиц во французской военной форме, не смог сдержать удивления: «Как?! И эти тоже нас победили что ли?»


Хранцузики, одним словом.
22.10.2014 в 14:36
Оборудование впечатляет.Продуманность на уровне - входные пулеметы,спаренные генераторы итд. Но явный прокол французов- слабость вооружения. В малых башнях несмотря на мощное бронирование стоял всего один пулемет или 50мм капонирный миномет. Да и более мощные 75мм пушки явно слабоваты против немецких Flak-88,которые методично и разнесли 300мм бронекупола, а ответить было нечем.
Вообщем гора родила мышь, этакий сухопутный Титаник.
"Furer":

Именно так. Ты ещё не учитываешь какая прорва народу эту пару орудий обслуживала.
22.10.2014 в 14:36
[censored]
22.10.2014 в 15:15
С интересом прочитал, спасибо автор!
22.10.2014 в 15:30
чёт слишком много фоток
22.10.2014 в 16:10
Нк вот, облажали минскую "Линию Сталина".
22.10.2014 в 16:17
Darriuss тащит!!! Спасибо нам за развитие!!!!
22.10.2014 в 16:21
чёт слишком много фоток
"ventura99":

и мало комментов), школота трафик бережёт на уроках, конец месяца.
22.10.2014 в 16:29
"...Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Ее глубина на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев. ..."


Не глубоковато ли 20 - 25 км !!???
"eu1bc":

Что Вас смущает? Вы, видимо, с армией и военными терминами на Вы?
"Одноглазый_Пират":


Это Вы, видимо, с логикой на Вы... читайте ---
"... Земля оказалась горячее, чем полагали теоретики. На 5 км температура перевалила за 70оС, на семи - за 120оС, а на глубине 12 «жарило» сильнее 220оС - на 100оС выше предсказанного. К жаре добавилась сильная радиация, погубившая десятки приборов. Ученым приходилось постоянно менять буры на все более дорогие. Первое поколение было из стали, ее пришлось сменить на жаропрочный сплав с алюминием. Но и этот материал начал крошиться уже на глубине 5 километров. Дальше бурили титаном. ..."

И чем же это они копали, лопатками?? )))
"eu1bc":

школьник, иди учи уроки.
22.10.2014 в 16:30
Линия Сталина и рядом не стояла...........
22.10.2014 в 16:46
дарриус, давай в Величку на копи- там тоже интересно :))
пысы: и а закупы сгоняешь ))
22.10.2014 в 16:48
И тут я понял: что всё где я был , по сравнению с этим - я вообще не где не был...
22.10.2014 в 17:08
umbrella
22.10.2014 в 17:10
Проповедник007,
Они с головой дружат,умеют ценить историю и своих предков!
22.10.2014 в 17:11
Gambit_82,
Или свинячий вирус закинуть!
22.10.2014 в 18:13
re> Для сравнения, именно такой длины и самый короткий перегон в минском метрополитене между станциями «Октябрьская» и «Немига».

Подправьте статью немного!
22.10.2014 в 18:48
uiopiop
22.10.2014 в 18:53
Побывал там в 10 лет, сейчас 31. До сих пор несгладимые впечатления.!!!!
22.10.2014 в 19:06
Чувствую что то подобное со временем постоят и на Украине, если там ничего не поменяется.
"clava":

А за что им строить? Только окопы, пока экскаваторы на ходу!
22.10.2014 в 19:22
Надо было окапываться как вьетнамцы: дешево и сердито
22.10.2014 в 20:08
Будь у нас такие укрепления на границе в 1941, немцы так быстро не прошлись бы по нашей территории.
Хотя сталин постарался бы, чтобы на границе остались только новобранцы без командования
"ipk":

Линию "Мажино" гитлеровцы взяли практически без боя за НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ, до Парижа дошли за 2 недели.
Брестская Крепость не сдавалась больше месяца. До Москвы фашисты так и не добрались.
Кто после этого дурак?
В Советском Союзе создавали гораздо более эффективную систему пограничной обороны, но к началу войны просто не успели. А большинство "красных командармов", начинавших свою карьеру главарями "революционных" банд и мозгами выше так и не поднявшихся, Сталину нужно было перестрелять гораздо раньше - глядишь и потери в ВОВ были бы не такими страшными.
Статья интересная, как всегда, спасибо автору!
22.10.2014 в 20:17
линия сталина курит в сторонке
22.10.2014 в 20:28
Все очень красиво, хочется в очередной раз отдать уважения тем людям которые не дали всю это красоту превратить в пустоту.....
22.10.2014 в 21:29
нашим метростроителям на заметку
22.10.2014 в 21:48
Впечатляющееееее!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Прям Слов Нет!!!
22.10.2014 в 22:05
Так а какой смысл во всем этом, если противник просто обойдет это подземелье стороной? А Франция при этом потеряет еще и тысячу солдат, которые будут заключены в подземелье все равно, что в плену у врага.
22.10.2014 в 22:20
класс, отличный материал
22.10.2014 в 22:41
На что способны люди под страхом войны.. Надеюсь войн больше не будет(хоть это и не избежно).
22.10.2014 в 22:49
А вот Вам сравнение!!!
Командный пункт Объединённых Сил Варшавского договора в БЕЛАРУСИ!!!
ур. Шадилки (Свислочский р-н, Гродненская обл.)

http://meridian28.com/report/kpovd.html

Удивляюсь, насколько европейцы пунктуальны и чтят историю своих стран!!!
Спасибо, ОНЛАЙНЕР, очень хорошая статья. Ждем такой же статьи о нашем загубленном подземном бункере...
22.10.2014 в 23:34
Поражает конечно!
"TAVLAY":

Что именно? Меня поражает, что ты везде первый пишешь бессмысленные комментарии ни о чем.
"Одноглазый_Пират":

зато лайков много собирает)))
"Bеня":

Странно, когда у человека это является единственной целью его существования...
Зато потом в комментариях будут ныть "откуда у 25-летнего Х6". Оттуда, что он не занимался чушью, вроде таких писателей, которые превращают обсуждение статьи в помойку ни о чем.
"Одноглазый_Пират":

А для вас хэ6 - это всечеловеческий всеобязательный эталон успешности очередного спекулянта??!!
23.10.2014 в 10:41
Глубина в сторону... это что-то новенькое ))))
Термин есть такой, "глубина обороны", термин этот появился на свет задолго до вас, ничего "новенького"
23.10.2014 в 12:02
Укрепления - это хорошо. Но комплексная подготовка народа к любой агрессии куда важнее. Имхо.
23.10.2014 в 12:12
Грандиозное укрепление, всё надёжно по немецки.
23.10.2014 в 13:03
устрашающие картинки. человеческой мысли нет предела.
23.10.2014 в 13:05
Захватывающе!
23.10.2014 в 14:22
Как всегда очень интересная и познавательная статья ! Спасибо, Дарриус !
"Spartanec113":

Пять баллов.
23.10.2014 в 15:18
Да... Это действительно вам не линия Сталина...
"Jamero":

Линия сталина - это оборонительные сооружения. Линия Можино - состоит из фортификациоонных сооружений.

Если хотите сравнить, то сравните с Бобруйской крепостью - целый комплекс фортификационных зданий. Её строили для защиты от возможного нападения Наполеона, и крепость сыграла очень важную роль в войне с ним через два года. Конечно, она лилипут по сравнению с линией Можино, но и строилась на 110 раньше, когда не было техники и современных строительных материалов.
25.10.2014 в 15:35
Наша Брестская крепость хоть и была построена из кирпича, благодаря солдатам которые её обороняли и то лучше простояла бы.
26.10.2014 в 11:07
Размах ещё тот, голова кругом идет.....забавно только, как при этом у солдат не было столовки :-)
26.10.2014 в 12:17
ОЧень интересно
26.10.2014 в 22:14
прикольно
27.10.2014 в 10:21
Монументально. И все это было спроектировано и (быстро) построено почти 100 лет назад. Без всяких ГУЛАГов.
27.10.2014 в 10:26
А в нашей Брестской крепости солдатики гибли из-за недостатка воды, что говорит о том, как проектанты "заботились" о человеке.
27.10.2014 в 14:24
Молодцы французы! Автору респект.
27.10.2014 в 20:47
Сделайте статейку с фото про "Лагерь дождевого червя"!!!
Там не менее интересно.
28.10.2014 в 16:19
А в нашей Брестской крепости солдатики гибли из-за недостатка воды, что говорит о том, как проектанты "заботились" о человеке.
"nihto77":

Все там было нормально спроектировано. Крепость не предназначена для оказания сопротивления когда враг внутри.
28.10.2014 в 16:19
Грандиозное укрепление, всё надёжно по немецки.
"doviboris":

Статью не читал, но коммент выдать надо?
29.10.2014 в 8:36
и у нас таких много, тольки их загадили кругОм...
30.09.2015 в 8:57
Молодцы! Сохранили все! Не то что у нас...
01.10.2015 в 17:02
clava,
Чувствую что то подобное со временем постоят и на Украине, если там ничего не поменяется.
"clava":

только толку от такой гаргары нынче ноль.
01.10.2015 в 17:20
устрашающие картинки. человеческой мысли нет предела.
"bsat":

к сожалению желанию воевать и убивать нет предела (((